Обозначения
До образования Люфтваффе все немецкие самолеты несли обозначения в соответствии с принятым буквенно-цифровым кодом: буква "D" (Deutschland) и три или четыре цифры, например, D-817. С 1933 г. начал применяться четырехбуквенный код. Он выглядел так: D (национальная принадлежность), дефис и еще четыре буквы, например: D-ISOT. Параллельно с новой системой обозначений до середины 1936 г. применялась и прежняя - буквенно-цифровая. В новой системе первая буква после дефиса означала принадлежность самолета к определенному классу (А1, А2, В1, В2, С1 или С2). Соответственно, использовалось шесть букв: Y для А1, Е - А2, I-B1, О-В2, U-C1 и А-С2.
Разбивка на классы осуществлялась в зависимости от количества членов экипажа, полетного веса, пробега при посадке и числа моторов.
К классу В1 относили все опытные образцы военных самолетов. В гидроавиации при классификации принимался во внимание только полетный вес: А1 -до 600 кг, А2 - до 2200 кг, В1 и В2 - до 5500 кг, С1 и С2 - свыше 5500 кг.
Комбинация трех последних букв кода означала: назначение машины (Н, G, Р, R, S, К), полезную нагрузку, условия посадки (для гидросамолетов) и т. д.
По назначению самолеты делились на группы:
Н - опытные и рекордные;
G - транспортные (грузовые);
Р - пассажирские;
R - частные (личные);
S - учебно-тренировочные;
К - спортивные для высшего пилотажа.
Регистрационный код наносился черной блестящей краской на крылья и фюзеляж самолета. Например, если на бортах писался код D-IQOU, то на крыле по одну сторону от фюзеляжа - D-I, а по другую сторону - QOU. Справа на задней части фюзеляжа указывались технические данные машины: владелец, его адрес, вес пустого самолета, грузоподъемность, максимальный взлетный вес, число членов экипажа, код категории и дата последнего технического осмотра. Буквы имели высоту 25 мм и ширину 4 мм и наносились с помощью шаблона, чаще всего черным или красным цветом. Так, самолет Не 46 мог нести следующую информацию:
FLUGZEUGHALTER: TECHNISCHE SCHULE ADLERSHOF (владелец - Техническая школа Адлерсхоф);
BERLIN ADLERSHOF (адрес - Берлин, аэродром Адлерсхоф);
GRUPPE: LB1 Н4 (категория);
LEERGEWICHT: 1725 KG (вес пустого самолета);
GESAMTLAST: 545 KG (грузоподъемность);
HOCHSTZUL: 2270 KG (максимальный взлетный вес);
PERSONENZAHL: 2 (экипаж);
LEITZEPRAFG: 18.11.37 (дата последнего осмотра).
Табл. 3. Разбивка самолетов на классы
Класс |
Экипаж, чел. |
Полетный вес, кг |
Пробег, м |
Число моторов |
Al (D-Y...) |
до 2 |
до 500 |
до 300 |
1 |
А2 (D-E...) |
до 3 |
до 1000 |
до 450 |
1 - 2 |
B1 (D-I...) |
до 3 до 3 |
до 2500 до 1000 |
до 450 свыше 450 |
1 - 2 1 - 2 |
B2(D-0...) |
до 6 |
до 2500 |
свыше 450 |
1 - 2 |
C1 (D-U...) |
свыше 6 |
свыше 2500 |
свыше 450 |
1 |
C2(D-A...) |
свыше 6 |
свыше 2500 |
свыше 450 |
несколько |
Эта система, первоначально созданная для гражданских самолетов, применялась и в Люфтваффе до середины 1936 г., когда ввели новые обозначения. Они включали две цифры, букву и еще две цифры, наносившиеся черным цветом на фюзеляже и консолях крыла. Первые две цифры на фюзеляже отделялись национальным опознавательным знаком -крестом. Первая цифра обозначала воздушный округ, их в то время было шесть: I - со штабом в Кенигсберге, II -в Берлине, III - в Дрездене, IV - в Мюнстере, V - в Мюнхене, VI - в Киле. Но в обозначении указывалась не римская цифра, как было принято в документах, а соответствующая ей арабская.
Вторая цифра означала эскадру. На самолете писался не номер эскадры, а порядковая цифра, указывавшая хронологическую последовательность, в которой создавалась та или иная эскадра в данном округе.
За первыми двумя цифрами, как уже говорилось, следовал крест. Первая буква справа от креста означала номер самолета внутри эскадрильи. Следующая за ней цифра показывала номер группы, а последняя - номер эскадрильи.
Пример: самолет Не 51 из состава 132-й истребительной эскадры (JG 132) "Рихтгофен" мог нести обозначение 21+А25, что расшифровывалось как:
2 - воздушный округ II, Берлин;
1 - JG 132, первая эскадра, сформированная в округе II;
А - литерный номер самолета;
2 - II группа;
5 - 5-я эскадрилья.
При расположении на крыле первые две цифры наносились по одну сторону от фюзеляжа, буква - на сам фюзеляж, а две последние цифры - по другую сторону. При этом вся надпись находилась между опознавательными знаками - крестами. Например: +21 А 25+. Обозначения располагались и сверху, и снизу.
Пикирующий бомбардировщик Ju 87A из эскадры St.G 163 мог иметь код 52+Е26, расшифровывавшийся так:
5 - воздушный округ V, Мюнхен;
2 - St.G 163, вторая эскадра, сформированная в округе V;
+ - опознавательный знак (крест);
Е - литерный номер самолета;
2 - II группа; 6 - 6-я эскадрилья. На крыльях и фюзеляже сверху и снизу писалось: +52 Е 26+
Морская авиация имела свои особенности в обозначениях. На первой позиции в коде стояла цифра "6", поскольку все подразделения морской авиации были приписаны к округу VI, а на второй -"О", означавшая отсутствие номера эскадры (как уже говорилось, в морской авиации эскадр не было, только группы). Соответственно, предпоследняя цифра обозначала, какой по счету в округе была сформирована данная группа (а не эскадра).
Например, поплавковый гидросамолет Не 59 имел обозначение 60+В73, то есть:
6 - воздушный округ VI, Киль;
0 - отсутствие номера эскадры;
+ - опознавательный знак (крест);
В - литерный номер самолета;
7 - Ku.FI.Gr 706, седьмая группа, сформированная в округе VI;
3 - 3-я эскадрилья.
К началу Второй мировой войны количество воздушных округов в Германии увеличилось до восьми, в их составе находились следующие части (см. табл. 4).
Некоторым истребительным эскадрам присваивали почетные наименования. Одной из первых получила имя "Рихтгофен" эскадра JG 132. Таким образом почтили память знаменитого аса Манфреда фон Рихтгофена и традиции эскадры JG 1, сражавшейся против авиации Франции и Англии на Западном фронте в годы Первой мировой войны. Ее командиром как раз и был М. фон Рихтгофен. Он всегда летал на самолетах, выкрашенных от носа до хвоста в красный цвет. Хотя ставший после гибели Рихтгофена командиром эскадры Г. Геринг предпочитал для своих машин белую краску, в память о великом асе была восстановлена традиция использовать для самолетов JG 132 красный цвет. Красным окрашивали капот двигателя, рисовали продольную полосу в верхней части фюзеляжа и поперечную ленту на его хвостовой части.
JG 134 получила наименование "Хорст Вессель" по имени и фамилии нацистского поэта и члена штурмовых отрядов, погибшего в стычке с коммунистами Тельмана. В этой эскадре носовые части самолетов окрашивались в темно-коричневый цвет - традиционный для форменной рубашки штурмовика.
Эскадра JG 232, базировавшаяся в Бернбурге, использовала для маркировки истребителей зеленый цвет. Он был символически связан с охотой и спортивными мероприятиями, которые по традиции проводились в окрестностях города.
Вскоре эта практика распространилась и на другие части и соединения, а затем официально приняли решение о введении дополнительного обозначения эскадр. Каждой из них присвоили свой цвет:
JG 131 (аэродром Йезау) - черный;
JG 132 (Добериц) - красный;
JG 134 (Дортмунд) - темно-коричневый;
JG 232 (Бернбург) - зеленый;
JG 233 (Бад-Айблинг) - светло-голубой;
JG 234 (Колонна) - оранжевый.
Несмотря на приказ о введении цветовой системы обозначений, новый способ внедрялся в эскадрах довольно медленно. Даже в конце 1936 г. самолеты Аг 65 из JG 134 еще не имели предписанных коричневых полос на капотах двигателей. Иногда самолеты несли обозначения обеих систем. Не 51 из I/JG 132, кроме кода (например, 21+D11), имели капот двигателя красного цвета. В II/JG 132 на красных капотах бипланов Не 51 белой краской писали собственные имена машин - "Panther", "Jaguar", "Leopard", "Tiger" и т.п.
Табл. 4. Бортовые коды самолетов различных частей Люфтваффе
Код самолета |
Часть |
Воздушный округ |
|
10+Х 1 1/2/3/4 |
121-я группа дальней разведки (F 121) |
I, Кенигсберг |
|
10+Х 2 1/2/3 |
11-я группа армейской разведки (НИ) |
I, Кенигсберг |
|
20+Х 1/2/3 |
разведывательная группа главного командования |
II, Берлин |
|
20+Х 1 1/2/3 |
122-я группа дальней разведки (F 1 22) |
II, Берлин |
|
20+Х 2 1/2/3 |
12-я группа армейской разведки (Н 12) |
II, Берлин |
|
20+Х 3 1/2/3 |
52-я группа армейской разведки (Н 52) |
II, Берлин |
|
21+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 132-Й истребительной эскадры (I/JG 132) |
II, Берлин |
|
21+Х 2 1/2/3 |
2-я группа 132-й истребительной эскадры (II/JG 132) |
II, Берлин |
|
21+Х 3 1/2/3 |
3-я группа 132-й истребительной эскадры (III/JG 132) |
II, Берлин |
|
21+Х 4 1/2/3 |
4-я группа 132-й истребительной эскадры (IV/JG 132) |
II, Берлин |
|
23+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 162-й эскадры пикировщиков (I/St. G 162) |
II, Берлин |
|
23+Х 2 4/5/6 |
2-я группа 162-й эскадры пикировщиков (II/St. G 162) |
II, Берлин |
|
23+Х 3 7/8/9 |
3-я группа 162-й эскадры пикировщиков (III/St. G 162) |
Н. Берлин |
|
25+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 152-Й бомбардировочной эскадры (I/KG 152) |
II. Берлин |
|
25+Х 2 4/5/6 |
2-я группа 152-й бомбардировочной эскадры (II/KG 152) |
II, Берлин |
|
25+Х 3 7/8/9 |
3-я группа 152-й бомбардировочной эскадры (III/KG 152) |
II, Берлин |
|
27+Х 1 1/2/3 |
1 -я группа бомбардировочной эскадры |
II, Берлин |
|
27+Х 2 1/2/3 |
2-я группа бомбардировочной эскадры |
II, Берлин |
|
27+Х 3 1/2/3 |
3-я группа бомбардировочной эскадры |
II, Берлин |
|
30+Х 1 1/2/3 |
123-я группа дальней разведки (F 123) |
III, Дрезден |
|
30+Х 2 1/2/3 |
13-я группа армейской разведки (Н 13) |
III, Дрезден |
|
32+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 153-й бомбардировочной эскадры (I/KG 153) |
III, Дрезден |
|
32+Х 2 4/5/6 |
2-я группа 153-й бомбардировочной эскадры (II/KG 153) |
III, Дрезден |
|
32+Х 3 7/8/9 |
3-я группа 153-й бомбардировочной эскадры (III/KG 153) |
III, Дрезден |
|
33+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 253-й бомбардировочной эскадры (I/KG 253) |
III, Дрезден |
|
33+Х 2 4/5/6 |
2-я группа 253-й бомбардировочной эскадры (II/KG 253) |
III, Дрезден |
|
33+Х 3 7/8/9 |
3-я группа 253-й бомбардировочной эскадры (III/KG 253) |
III, Дрезден |
|
35+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 163-й эскадры пикировщиков (I/St. G 163) |
III, Дрезден |
|
35+Х 2 4/5/6 |
2-я группа 163-й эскадры пикировщиков (II/St. G 163) |
III, Дрезден |
|
35+Х 3 7/8/9 |
3-я группа 163-й эскадры пикировщиков (III/St. G 163) |
III, Дрезден |
|
40+Х 1 1/2/3 |
124-я группа дальней разведки (F 124) |
IV, Мюнстер |
|
40+Х 2 1/2/3 |
14-я группа армейской разведки (Н 14) |
ГУ, Мюнстер |
|
40+Х 3 1/2/3 |
224-я группа армейской разведки (Н 224) |
IV, Мюнстер |
|
41+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 154-й бомбардировочной эскадры (I/KG 154) |
IV, Мюнстер |
|
41+Х 2 4/5/6 |
2-я группа 1 54-й бомбардировочной эскадры (II/KG 1 54) |
IV, Мюнстер |
|
41+Х 3 7/8/9 |
3-я группа 154-й бомбардировочной эскадры (III/KG 154) |
IV, Мюнстер |
|
42+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 254-й бомбардировочной эскадры (I/KG 254) |
IV, Мюнстер |
|
42+Х 2 4/5/6 |
2-я группа 254-й бомбардировочной эскадры (II/KG 254) |
IV, Мюнстер |
|
42+Х 3 7/8/9 |
3-я группа 254-й бомбардировочной эскадры (III/KG 254) |
IV, Мюнстер |
|
42+Х 10/1 1/12 |
4-я группа 254-й бомбардировочной эскадры (IV/KG 254) |
IV, Мюнстер |
|
50+Х 1 1/2/3 |
125-я группа дальней разведки (F 125) |
V, Мюнхен |
|
50+Х 2 1/2/3/4 |
15-я группа армейской разведки (Н 15) |
V, Мюнхен |
|
51+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 135-й истребительной эскадры (1/JG 135) |
V, Мюнхен |
|
52+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 165-й эскадры пикировщиков (I/St. G 165) |
V, Мюнхен |
|
52+Х 2 4/5/6 |
2-я группа 165-й эскадры пикировщиков (II/St. G 165) |
V, Мюнхен |
|
52+Х 3 7/8/9 |
3-я группа 165-й эскадры пикировщиков (III/St. G 165) |
V, Мюнхен |
|
53+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 155-й бомбардировочной эскадры (I/KG 155) |
V, Мюнхен |
|
53+Х 2 4/5/6 |
2-я группа 155-й бомбардировочной эскадры (О/КО 155) |
V, Мюнхен |
|
53+Х 3 7/8/9 |
3-я группа 155-й бомбардировочной эскадры (HI/KG 155) |
V, Мюнхен |
|
54+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 255-й бомбардировочной эскадры (I/KG 255) |
V, Мюнхен |
|
54+Х 2 4/5/6 |
2-я группа 255-й бомбардировочной эскадры (II/KG 255) |
V, Мюнхен |
|
54+Х 3 7/8/9 |
3-я группа 255-й бомбардировочной эскадры (III/KG 255) |
V, Мюнхен |
|
55+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 355-й бомбардировочной эскадры (I/KG 355) |
V, Мюнхен |
|
55+Х 2 4/5/6 |
2-я группа 355-й бомбардировочной эскадры (II/KG 355) |
V, Мюнхен |
|
55+Х 3 7/8/9 |
3-я группа 355-й бомбардировочной эскадры (III/KG 355) |
V, Мюнхен |
|
60+Х 1 1/2/3 |
106-я группа морской разведки (К 106) |
VI, Киль |
|
60+Х 2 1/2/3 |
206-я группа морской разведки (К 206) |
VI, Киль |
|
60+Х 3 1/2/3 |
306-я группа морской разведки (К 306) |
VI, Киль |
|
60+Х 4 1/2/3 |
136-я группа морских истребителей (KJG 136) |
VI, Киль |
|
70+Х 1 1/2/3 |
127-я группа дальней разведки (F 127) |
VII, Брунсвик |
|
71+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 157-й бомбардировочной эскадры (I/KG 157) |
VII, Брунсвик |
|
71+Х 2 4/5/6 |
2-я группа 157-й бомбардировочной эскадры (II/KG 157) |
VII, Брунсвик |
|
71+Х 3 7/8/9 |
3-я группа 157-й бомбардировочной эскадры (III/KG 157) |
VII, Брунсвик |
|
72+Х 1 1/2/3 |
1-я группа 257-й бомбардировочной эскадры (I/KG 257) |
VII, Брунсвик |
|
72+Х 2 4/5/6 |
2-я группа 257-й бомбардировочной эскадры (II/KG 257) |
VII, Брунсвик |
|
72+Х 3 7/8/9 |
3-я группа 257-й бомбардировочной эскадры (III/KG 257) |
VII, Брунсвик |
|
80+Х 1 1/2/3 |
18-я разведывательная группа (А 18) |
VIII, Вена |
|
Примечание : буква Х – проставлена вместо цифрового кода самолета.
Жизнь вскоре показала всю несостоятельность системы обозначений, основанной на пятизначном коде. Например, на маленьких бипланах Не 51, Аг 64 или Аг 65, которые состояли в то время на вооружении в истребительной авиации, его можно было различить только с близкого расстояния. Но для идентификации самолета мало определить код, требовалось еще и знать, как правильно расшифровать его. Особые трудности возникали при определении принадлежности к воздушному округу и номера эскадры.
Поэтому в 1936 г. систему обозначений в истребительной авиации упростили. Теперь каждый самолет в эскадрилье имел номер (от 1 до 12), белый с черным контуром, располагавшийся по бокам носовой части фюзеляжа и посередине верхнего и нижнего крыла (у монопланов снизу на фюзеляже). Все цифры были одинаковой величины. Командиры эскадрилий летали на машинах с номером 1, других отличий не имевших.
Номер эскадрильи внутри группы обозначался цветовыми зонами на фюзеляже самолета:
1, 4-я и 7-я эскадрильи (I группа) не имели цветовых зон;
2, 5-я и 8-я эскадрильи (II группа) несли белую полосу вокруг капота двигателя и цветную ленту вокруг хвостовой части фюзеляжа;
3, 6-я и 9-я эскадрильи (III группа) имели белый круг на капоте двигателя и на хвостовой ленте.
Номер группы внутри эскадры обозначался символами, наносившимися на бортах фюзеляжа между номером и крестом:
I группа не имела символа;
II группа имела прямую горизонтальную полосу;
III группа имела волнистую горизонтальную полосу.
На самолетах штабных звеньев эскадр и групп вместо номера наносилась комбинация шевронов и полос(черного цвета с белой окантовкой на светлом фоне, белого цвета с черной окантовкой или без нее на темном фоне). Обычно эти сочетания означали следующее:
командир эскадры - двойной шеврон с вертикальной или горизонтальной полосой с красной обводкой;
адъютант эскадры - одинарный шеврон с вертикальной полосой;
начальник технической службы эскадры - одинарный шеврон, вертикальная полоса, круг;
начальник штаба эскадры - одинарный шеврон с горизонтальной полосой;
командир группы - двойной шеврон;
адъютант группы - одинарный шеврон;
начальник технической службы группы - одинарный шеврон с кругом.
Однако после начала Второй мировой войны четкость предписаний начала нарушаться. В строевых частях стали изобретать свои обозначения, определявшиеся вкусами и фантазией пилотов. В частности, самолеты FW 190 из штабного звена эскадры JG 26, базировавшейся в 1942 г. во Франции, вместо шевронов несли начальную букву (или две буквы) фамилии летавшего на данной машине пилота. Так, на самолете майора Г. Шопфеля была написана буква "S", гауптмана В. Гата - "G", обер-лейтенанта Р. Хермихена - "Не". Самолет адъютанта II/JG 53 обер-лейтенанта Г. Михальски имел перед крестом одинарный шеврон с цифрой "1" внутри его. Аналогично обозначались и другие самолеты штабного звена II/JG 53 - одинарный шеврон с цифрой "2" или "3" и т.д.
Отклонения от правил иногда наблюдались и в обозначении номера эскадрильи. На машинах 10-й (истребительно-бомбардировочной) эскадрильи 2-й истребительной эскадры (10.(Jabo)/JG 2) после креста рисовали одинарный шеврон и горизонтальную стрелку. На самолете фельдфебеля О. Гёртца из 10-й (истребительно-бомбардировочной) эскадрильи 26-й истребительной эскадры (10.(Jabo)/JG 26) за крестом находилось изображение бомбы SC 250. Способ идентификации по принадлежности к той или иной эскадре при этом оставался прежним - по цвету, в который окрашивались нос и верх фюзеляжа самолета, а также по цвету полос на фюзеляже.
Особым образом маркировались самолеты "Легиона Кондор", принимавшего участие на стороне франкистов в гражданской войне в Испании с 1936 по 1939 г. На вооружении этого соединения, созданного по просьбе генерала Франко, находились самолеты различных типов - истребители, бомбардировщики, разведчики, транспортные и связные машины. В качестве опознавательного знака во франкистской авиации применялся крест "Святого Андрея". Его несли также самолеты немецких и итальянских частей, действовавших в Испании. Косой крест наносился черной краской на белый руль поворота и белой - на черные круги, располагавшиеся сверху и снизу на крыле вблизи законцовок. Однако были и отступления от этого правила: изредка на крыле рисовались двойные круги меньшего диаметра, а на некоторых самолетах, например, Не 59 или Не 51, на крыле наносились большие белые диагональные кресты непосредственно на фон камуфляжа.
На бортах располагался черный круг, иногда с белым андреевским крестом. Слева от круга черным цветом писался цифровой код, обозначавший тип самолета:
2 - истребители Не 51, которыми была оснащена J.88 (Jagdgruppe 88);
6 - истребители Bf 109 (тоже J.88);
14 -дальние разведчики Do 17 из состава разведывательной группы А.88 (Aufklarungsgruppe 88);
19 - ближние разведчики Hs 126 (тоже А.88);
22 - транспортные самолеты Ju 52/3m;
25 - бомбардировщики Не 111, составлявшие основу парка группы К.88 (Kampfgruppe 88);
27-дальние разведчики Не 70 (А.88);
29 - пикирующие бомбардировщики Ju 87, переданные из состава первой сформированной в Германии эскадры пикирующих бомбардировщиков St.G 163 "Иммельманн";
46-ближние разведчики Fi 156 (А.88).
Цифры справа от круга означали порядковый номер самолета данного типа в "Легионе". Для быстрой идентификации применялась белая окраска законцовок крыла, а иногда и коков винтов. Некоторые машины имели дополнительные персональные обозначения. Это могли себе позволить пилоты, выделявшиеся чем-либо среди остального летного состава. Например, самолет командира эскадрильи 2./J.88 Г. Хандрика (олимпийского чемпиона по пятиборью) нес белую букву "Н" на черном фюзеляжном круге. Истребитель В. Грабманна отличался белой буквой "G" в черном круге, а на Не 51 лейтенанта X. Хардера внутри круга была вписана белая свастика.
В начале 1938 г. система обозначений истребителей в Люфтваффе снова изменилась. Цвета эскадр были отменены, а эскадрильи внутри групп получили новые цветовые обозначения (см. табл. 5).
Самолеты в каждой эскадрилье имели нумерацию от 1 до 12. Бортовые номера передвинули к кресту и стали окрашивать в цвет эскадрильи (с черной, белой, а иногда и красной окантовкой). Но были и исключения: на некоторых истребителях Bf 109 встречались номера небольшого размера, расположенные над или под символом группы. Самолеты из состава группы I/JG 1 сохраняли номера на капотах двигателей еще в течение 1939 г., а самолеты Bf 109E, воевавшие против СССР, - до середины 1941 г. После очередной реорганизации в 1943 г. номера самолетов II группы стали обозначать черным цветом, а IV - коричневым. Надо сказать, что черные номера использовались в ряде эскадрилий еще в 1940 г., например, 3-й эскадрильей JG 54 во Франции.
Табл. 5. Цветовые обозначения эскадрилий
Цветовой код |
Белый |
Красный |
Желтый |
Эскадрильи I группы |
1-я |
2-я |
3-я |
Эскадрильи II группы |
4-я |
5-я |
6-я |
Эскадрильи III группы |
7-я |
8-я |
9-я |
Эскадрильи IV группы |
10-я |
11-я |
12-я |
После креста теперь шел символ, обозначавший номер группы внутри эскадры:
I группа - символ отсутствовал;
II группа - прямая горизонтальная черта;
III группа - волнистая горизонтальная черта (с 1941 г. ее заменили вертикальной, однако самолеты с волнистой чертой встречались в некоторых частях даже зимой 1944/45 г.);
IV группа - круг небольшого диаметра, вскоре замененный на маленький крест (это было вызвано тем, что круг иногда воспринимали как английский опознавательный знак).
Таким образом, самолет, имевший бортовой номер "5" желтого цвета с горизонтальной чертой идентифицировался как машина номер "5" из состава 6-й эскадрильи II группы.
Принадлежность истребителя к той или иной эскадре теперь определялась эмблемой, расположенной на фюзеляже (о существовавших типах эмблем будет рассказано ниже). Самолеты штабных звеньев эскадр и групп сохранили маркировку в виде комбинации шевронов и полос.
Дополнительным элементом, определявшим принадлежность самолета к эскадре, стал цвет поперечной хвостовой ленты. Она наносилась кольцом на фюзеляж перед оперением. До 1944 г. разные цвета обычно использовали для фронтовых истребителей, а все истребители системы ПВО несли только красные ленты. В конце войны уже вся истребительная авиация немцев была вынуждена защищать небо над Германией, поэтому каждая эскадра получила свою цветную ленту. Поскольку набор цветов оказался меньше количества эскадр, стали применять многоцветные ленты.
Весной 1939 г. в связи с очередной реорганизацией Люфтваффе произошло изменение в системе обозначений бомбардировщиков, штурмовиков, транспортных самолетов и т.д. (то есть всего парка машин, за исключением истребительной авиации). Они стали маркироваться четырехзначным кодом, состоящим из трех букв и одной цифры. Сочетание буквы и цифры слева от креста означало номер эскадры, расшифровка кодов эскадр приводится в таблице. Буква, располагавшаяся справа от креста, означала номер самолета в эскадрилье, она часто была окрашена или имела обводку цвета эскадрильи - белый, красный или желтый. Самолеты штабных звеньев групп обозначались буквой зеленого цвета, а штабных звеньев эскадр - синего. Букву "А" несли машины командиров эскадр. В транспортных группах, где обычно было по четыре эскадрильи, и в разведывательных, в которых их могло насчитываться до шести, окраска третьей буквы часто не соответствовала принятой системе. Крайняя буква справа обозначала принадлежность к подразделению внутри эскадры.
Во избежание возможных недоразумений при идентификации буквы "G", "I", "J", "О" и "Q" были исключены из списка.
Код наносился на фюзеляже и дублировался на нижней поверхности крыла. Например, самолет из состава ZG 2 имел на фюзеляже код 3M+JL. Эта же надпись дублировалась на нижней поверхности крыла - 3+М и J+L. Код эскадры "3М" располагался на правой плоскости, причем цифра "3" находилась с внешней стороны креста, а буква "М" - с внутренней. Остальные две буквы кода "JL" наносились на левую плоскость: литерный номер самолета "J" - с внутренней стороны креста, а буква "L", обозначавшая принадлежность к 3-й эскадрилье, - снаружи.
Табл. 6. Цвета хвостовых лент
Эскадра |
Цвет ленты |
JG1 |
красный |
JG2 |
желтый - белый - желтый |
JG3 |
белый |
JG4 |
черный - белый - черный |
JG5 |
черный - желтый |
JG6 |
красный - белый - красный |
JG7 |
синий - красный |
JG11 |
желтый |
JG26 |
черный - белый |
JG27 |
зеленый |
JG51 |
зеленый - белый - зеленый |
JG52 |
красный - белый |
JG53 |
черный |
JG54 |
синий |
JG77 |
белый - зеленый |
JG300 |
синий - белый - синий |
JG301 |
желтый - красный |
Однако в ходе войны наблюдалось все больше и больше отклонений от принятой системы. На крыле могли быть нанесены только последние две буквы кода (лишь на одной плоскости). Встречался вариант, когда под законцовками крыла наносился один литерный номер (снаружи от крестов), а на носу самолета располагалось обозначение подразделения. Первые пикирующие бомбардировщики Ju 87B, помимо фюзеляжного кода, несли маленькие по размеру белые номера на капоте двигателя и на обтекателях колес. Предположительно, они обозначали номер звена в эскадрилье, но иногда на обтекателях размещался индивидуальный номер самолета. В транспортных частях нередко коды и эмблемы рисовались на киле.
По-особенному обозначались машины штурмовых эскадр Sch.G 1 и Sch.G 2, воевавших на Восточном фронте в 1941 - 1942 гг. Каждая из этих эскадр имела в своем составе по две группы (и по четыре эскадрильи в каждой группе). Самолеты несли индивидуальный литерный номер, окрашенный в цвета эскадрильи:
1-я эскадрилья - белый;
2-я эскадрилья - красный;
3-я эскадрилья - желтый;
4-я эскадрилья - синий.
Помимо литерного номера, с другой стороны фюзеляжного креста рисовался значок в виде равностороннего треугольника черного цвета с белой окантовкой (иногда он наносился белым контуром на фон камуфляжа). Определенное расположение треугольника и буквы относительно креста показывало принадлежность к определенной группе:
I группа - треугольник, крест, буква;
II группа - буква, крест, треугольник. Аналогичным образом маркировались и самолеты разведывательной авиации, однако там часто встречались машины с обычным четырехзначным кодом.
Транспортные планеры (например, Go 242) имели свою систему обозначений. За крестом следовала цифра, затем тире и опять цифра: первая показывала номер данной машины, а последняя -номер эскадрильи. Тем не менее встречались планеры с четырехзначным кодом, например, Go 244 из TG 3 (4V+ES) или Me 321, для которых применялись коды серий от W1 до W8 (например, W2+SH, W6+SH).
К концу войны отступления от принятой системы обозначений приняли массовый характер. Часто наблюдались бомбардировщики, у которых на фюзеляже располагался только литерный номер машины, а на киле наносились мелким шрифтом номера самолета и эскадрильи. Самолеты из состава KG 40 несли на киле четырехзначный код небольшого размера, а на фюзеляже располагались только одна или две буквы. Бомбардировщики Do 217М, помимо двух последних букв кода на киле и литерного номера на фюзеляже, часто имели мелко изображенный серийный заводской номер белого цвета на носу. С начала 1944 г. стали появляться бомбардировщики, у которых вместо обычной четырехзначной маркировки был крупный цифровой номер белого цвета, расположенный на киле и продублированный на нижней поверхности крыла. По всей видимости, это были перегонявшиеся с завода машины, на которых по инструкции от 1 февраля 1944 г. наносился заводской номер.
Табл. 7. Коды эскадр
А1 - KG 53 "Legion Condor" |
W7-NJG 100 |
А2 - ZG 52 |
X4 - Zeelufttransportstaffel 222 |
A3 - KG 200 |
Z6 - KG 66 |
A5 - St.G 1/SG 1 |
1G – KG 27 "Boelcke" |
A6 - FA.Gr. 120 |
1H – KG 26 "Lowen" |
B3 - KG 54 "Totenkops" (1-е формирование) |
1К - NSGr. 4 |
C1 - E.Kommando 16 |
1T - KGr. 126/KG 28 |
C2 - NA.Gr. 41 (1-е формирование) |
1Z - KGr.zbV I/TG1 |
C8 - TG 5 |
2F - KG 54 (2-е формирование) |
C9 - NJG 5 |
2H – Versuchstaffel 210 |
D1 - SA.Gr. 126 |
2J - ZG 1 (3-е формирование) |
D5 - NJG 3 (1-е формирование) |
2N - ZG 76 (2-е формирование) |
D9 - NJStaffel Norwegen/NJG 7 |
2S - ZG 2 (2-е формирование) |
E2 - E.Stelle Rechlin (испытательный центр в Рехлине) |
2Z – NJG 6 |
Е3 - E.Stelle Rechlin |
3C - NJG 4 (с января по июль 1 943 г. - NJG 6) |
F1 - St.G 76 (1939 - 1940 гг.) |
3E - KG 6 |
F1 – KG 76(c 1940 r.) |
3J - NJG 3 (2-е формирование) |
F6 - FA.Gr. 1 22 ( 1 -e формирование) |
3K - Minensuchgruppe |
F7 - SA.Gr. 130 |
3M - ZG 2 ( 1 -e формирование) |
F8 - KG 40 |
3D - ZG 26 "Horst Wessel" (2-е формирование) |
G1 - KG 55 "Griefen" |
3W - NS.Gr. 11 |
G2- FA.Gr. 124 |
3Z – KG 153/KG 77 |
G6 - KGr.zbV 2 |
4A - IV/ZG 26 "Horst Wessel" |
G9 - ZG 1 (1-е формирование) |
4D - KG 25/KG 30 "Adler" |
G9 - NJG 1 |
4E - NA.Gr. 13 |
G9 - NJG 4 |
4N - FA.Gr. 22 |
H1 - NA.Gr. 12 |
4R - II,III,IV/NJG 2 |
H4 - Luftlandgeschwader 1 (воздушно-десантная) |
4T - Wettererkundungsstaffel 51 (разведки погоды) |
H8 - NA.Gr. 33 (1-е формирование) |
4U - FA.Gr. 123 |
J2 - NA.Gr. 3 |
4V - KGr.zbV 172/TG 3 |
J4 - Tstaffel 5 |
5D - NA.Gr. 31 |
J9 - St.G 5 (1942 - 1943 rr.)/SG 5 |
5F - NA.Gr. 14 |
K6 - Ku.Fl.Gr. 406 |
5J - KG 4 "General Wever" |
K7 - A.Gr.Nacht |
5K - KG 3 "Blitz" |
L1 - LG 1 |
5M - FA.Gr. 122 (2-е формирование) |
L2 - LG 2 |
5T - KG 101 |
L5 - KGr.zbV 5 |
5Z - Wettererkundungsstaffel 26 (разведки погоды) |
M2 - Ku.Fl.GrVKGr. 106 |
6G - St.G51,III/St.G 1 |
M7 - Ku.Fl.Gr./KGr. 806 |
61 - KGr.zbV 108/TG 20 |
M8 - ZG 76 (2-е формирование) |
6K - NA.Gr. 41 (2-е формирование) |
P1 - KG 60 |
6M - FA.Gr. 1 1 |
P2- NA.Gr. 21 |
6N - KGrVKG 100 |
P5 - Trans-Ocean Staffel |
6R - SA.Gr. 127 |
R4 - 1,11/NJG 2 |
6U - ZG 1 (2-е формирование) |
S2 - St.G 77/SG 7 |
6W - SA.Gr. 128 |
S3 - TGr. 30 |
7A - FA.Gr. 121 |
S4 - Ku.Fl.Gr./KGr. 506 |
7J - NJG 102 |
S7 - St.G 3/SG 3 |
7R - SA.Gr. 125 |
S9-E.Gr. 210/SKG 210 |
7T - KGr. 606 |
T1 - NA.Gr. 10 "Tannenberg" |
7V - KGr.zbV 700 |
T3 - B.Fl.Gr. 196 |
8H - NA.Gr. 33 (2-е формирование) |
T5 - FA.Gr. Ob.d.L |
8L - Ku.Fl.Gr. 906 |
T6 - St.G 2 "Immelmann"/SG 2 |
8T - KGr.zbV 800/TG 2 |
T9 - Versuchverband Ob.d.L. (соединение опытных самолетов) |
8V - NJG 200 |
U5 - KG 2 "Holzhammer" |
9K - KG51 "EdelweiB" |
U8 - ZG 26 "Horst Wessel" ( 1 -e формирование) |
9V - FA.Gr. 5 |
V4 - KG 1 "Hindenburg" |
9W - NJG 101 |
V7 - NA.Gr. 32 |
|
*Примечание: в некоторых случаях в скобках дается порядковый номер формирования эскадры, поскольку коды при этом менялись.
Транспортные самолеты Ju 5213m часто имели дополнительный символ -черный треугольник с белой окантовкой. Эти треугольники наносились на киль над изображением свастики, а также на передние кромки крыла.
Несколько иначе обозначались учебные самолеты. Введенный для них в 1936 г. буквенно-цифровой код расшифровывался следующим образом. Первой шла буква "S" (означавшая Schule - учебный), затем цифра, показывавшая номер воздушного округа; следующая после креста буква указывала на принадлежность к конкретной летной школе, а цифры за буквой - порядковый номер самолета. Например, самолет Do 15 из летной школы в Штеттине имел код S6+B76, Не 46 из школы дальней разведки в Нейштадт-Глеве - S2+A35 и т.д.
Табл. 8. Буквенные коды подразделений
А — штаб эскадры |
Р — 6-я эскадрилья |
В — штаб 1 группы |
R — 7-я эскадрилья |
С — штаб II группы |
S — 8-я эскадрилья |
D — штаб III группы |
Т — 9-я эскадрилья |
Е — штаб IV группы |
U — 10-я эскадрилья |
F — штаб V группы |
V — 11-я эскадрилья |
Н — 1-я эскадрилья |
W — 12-я эскадрилья |
К — 2-я эскадрилья |
X — 1 3-я эскадрилья |
L — 3-я эскадрилья |
Y — 14-я эскадрилья |
М — 4-я эскадрилья |
Z — 15-я эскадрилья |
N — 5-я эскадрилья |
|
С октября 1939 г. в учебных заведениях тоже начали пользоваться четырехбуквенным кодом. Сочетание двух букв перед крестом показывало принадлежность к конкретной летной школе, например, самолет Go 145 с надписью PF+OD принадлежал летной школе в Праге (PF). Буквы обычно были черного цвета, иногда с белой окантовкой. Код наносился на бортах фюзеляжа и дублировался на нижней поверхности крыла, как на боевых машинах (например, P+F на одной плоскости и O+D - на другой). Кресты часто были старого образца (с узкими белыми полосами) с черной окантовкой. Помимо этих обозначений, учебные самолеты часто имели дополнительные цифровые сочетания, нанесенные на фюзеляж или капот двигателя, а также на крылья.
Своеобразные обозначения несли учебные планеры. Например, WL-XIII-61. Первые две буквы показывали военную принадлежность планера (Wermacht Luft), римские цифры соответствовали номеру воздушного округа, к которому была приписана школа, а последние цифры означали номер планера в школе. Эта система продержалась до середины 1943 г., после чего перешли на четырехбуквенный код.
На экспериментальных самолетах иногда наносили в носовой части букву "V" (Versuch - опытный) и цифры, означавшие порядковый номер образца, например, V3. Машины, облетывавшиеся в испытательном центре Люфтваффе в Рехлине, имели обозначения типа Е2+02, где Е2 (расшифровывалось как Erprobungstelle 2) - код испытательного подразделения, базировавшегося в Рехлине, а 02 - номер машины.
Связные самолеты несли старый код образца 1933 г., только место прежней буквы "D" заняло сочетание "WL", например, WL+IRWB. Аналогичным образом обозначались санитарные машины, однако у них между черным крестом и четырьмя буквами наносился красный крест.
Самолеты с четырехбуквенным кодом иногда встречались и в боевых частях. Его присваивали всем опытным (военным и гражданским) и серийным гражданским и военным (только на стадии заводских испытаний) машинам. Обычно по прибытии в часть заводские (перегоночные) обозначения меняли на войсковые, но это происходило не всегда. Причиной могло быть прохождение войсковых испытаний (так, FW 190V53 с кодом DU+UC поступил в Люфтваффе для испытаний в 1943 г. и сохранил свои исходные обозначения). Старые коды несли и прикомандированные гражданские машины. Четырехмоторный FW 200B-2, продолжая числиться в собственности авиакомпании "Люфтганза", со старым гражданским кодом D-ASHH выполнял задания военного командования вплоть до окончания боевых действий. Бывали случаи, когда самолет, перегнанный с завода экипажем части, еще до перекраски успевал принять участие в боевом вылете. В конце войны из-за нехватки современной техники в бой бросали самолеты летных школ; их обозначения при этом не менялись. Четырехбуквенный код применялся также на машинах спасательных подразделений морской авиации.
С февраля 1944 г. на заводах вместо четырехбуквенного кода стали наносить на новые самолеты заводской номер.