Обозначения

 

До образования Люфтваффе все не­мецкие самолеты несли обозначения в соответствии с принятым буквенно-циф­ровым кодом: буква "D" (Deutschland) и три или четыре цифры, например, D-817. С 1933 г. начал применяться че­тырехбуквенный код. Он выглядел так: D (национальная принадлежность), де­фис и еще четыре буквы, например: D-ISOT. Параллельно с новой системой обозначений до середины 1936 г. приме­нялась и прежняя - буквенно-цифровая. В новой системе первая буква после де­фиса означала принадлежность самоле­та к определенному классу (А1, А2, В1, В2, С1 или С2). Соответственно, исполь­зовалось шесть букв: Y для А1, Е - А2, I-B1, О-В2, U-C1 и А-С2.

Разбивка на классы осуществлялась в зависимости от количества членов эки­пажа, полетного веса, пробега при посад­ке и числа моторов.

К классу В1 относили все опытные об­разцы военных самолетов. В гидроавиа­ции при классификации принимался во внимание только полетный вес: А1 -до 600 кг, А2 - до 2200 кг, В1 и В2 - до 5500 кг, С1 и С2 - свыше 5500 кг.

Комбинация трех последних букв кода означала: назначение машины (Н, G, Р, R, S, К), полезную нагрузку, условия по­садки (для гидросамолетов) и т. д.

По назначению самолеты делились на группы:

Н - опытные и рекордные;

G - транспортные (грузовые);

Р - пассажирские;

R - частные (личные);

S - учебно-тренировочные;

К - спортивные для высшего пилотажа.

Регистрационный код наносился чер­ной блестящей краской на крылья и фю­зеляж самолета. Например, если на бор­тах писался код D-IQOU, то на крыле по одну сторону от фюзеляжа - D-I, а по дру­гую сторону - QOU. Справа на задней ча­сти фюзеляжа указывались технические данные машины: владелец, его адрес, вес пустого самолета, грузоподъемность, мак­симальный взлетный вес, число членов экипажа, код категории и дата последнего технического осмотра. Буквы имели высо­ту 25 мм и ширину 4 мм и наносились с помощью шаблона, чаще всего черным или красным цветом. Так, самолет Не 46 мог нести следующую информацию:

FLUGZEUGHALTER: TECHNISCHE SCHULE ADLERSHOF (владелец - Тех­ническая школа Адлерсхоф);

BERLIN ADLERSHOF (адрес - Бер­лин, аэродром Адлерсхоф);

GRUPPE: LB1 Н4 (категория);

LEERGEWICHT: 1725 KG (вес пустого самолета);

GESAMTLAST: 545 KG (грузоподъем­ность);

HOCHSTZUL: 2270 KG (максималь­ный взлетный вес);

PERSONENZAHL: 2 (экипаж);

LEITZEPRAFG: 18.11.37 (дата после­днего осмотра).

 

Табл. 3. Разбивка самолетов на классы

Класс

Экипаж, чел.

Полетный вес, кг

Пробег, м

Число моторов

Al (D-Y...)

до 2

до 500

до 300

1

А2 (D-E...)

до 3

до 1000

до 450

1 - 2

B1 (D-I...)

до 3

до 3

до 2500

до 1000

до 450

свыше 450

1 - 2

1 - 2

B2(D-0...)

до 6

до 2500

свыше 450

1 - 2

C1 (D-U...)

свыше 6

свыше 2500

свыше 450

1

C2(D-A...)

свыше 6

свыше 2500

свыше 450

несколько

 

Эта система, первоначально создан­ная для гражданских самолетов, применялась и в Люфтваффе до середины 1936 г., когда ввели новые обозначения. Они включали две цифры, букву и еще две цифры, наносившиеся черным цве­том на фюзеляже и консолях крыла. Первые две цифры на фюзеляже отделялись национальным опознавательным знаком -крестом. Первая цифра обозначала воздушный округ, их в то время было шесть: I - со штабом в Кенигсберге, II -в Берлине, III - в Дрездене, IV - в Мюнстере, V - в Мюнхене, VI - в Киле. Но в обозначении указывалась не римская цифра, как было принято в документах, а соответствующая ей арабская.

Вторая цифра означала эскадру. На самолете писался не номер эскадры, а порядковая цифра, указывавшая хроно­логическую последовательность, в кото­рой создавалась та или иная эскадра в данном округе.

За первыми двумя цифрами, как уже говорилось, следовал крест. Первая бук­ва справа от креста означала номер са­молета внутри эскадрильи. Следующая за ней цифра показывала номер группы, а последняя - номер эскадрильи.

Пример: самолет Не 51 из состава 132-й истребительной эскадры (JG 132) "Рихтгофен" мог нести обозначение 21+А25, что расшифровывалось как:

2 - воздушный округ II, Берлин;

1 - JG 132, первая эскадра, сформи­рованная в округе II;

А - литерный номер самолета;

2 - II группа;

5 - 5-я эскадрилья.

При расположении на крыле первые две цифры наносились по одну сторону от фюзеляжа, буква - на сам фюзеляж, а две последние цифры - по другую сто­рону. При этом вся надпись находилась между опознавательными знаками - кре­стами. Например: +21 А 25+. Обозначе­ния располагались и сверху, и снизу.

Пикирующий бомбардировщик Ju 87A из эскадры St.G 163 мог иметь код 52+Е26, расшифровывавшийся так:

5 - воздушный округ V, Мюнхен;

2 - St.G 163, вторая эскадра, сфор­мированная в округе V;

+ - опознавательный знак (крест);

Е - литерный номер самолета;

2 - II группа; 6 - 6-я эскадрилья. На крыльях и фюзеляже сверху и сни­зу писалось: +52 Е 26+

Морская авиация имела свои особен­ности в обозначениях. На первой пози­ции в коде стояла цифра "6", поскольку все подразделения морской авиации были приписаны к округу VI, а на второй -"О", означавшая отсутствие номера эс­кадры (как уже говорилось, в морской авиации эскадр не было, только группы). Соответственно, предпоследняя цифра обозначала, какой по счету в округе была сформирована данная группа (а не эс­кадра).

Например, поплавковый гидросамо­лет Не 59 имел обозначение 60+В73, то есть:

6 - воздушный округ VI, Киль;

0 - отсутствие номера эскадры;

+ - опознавательный знак (крест);

В - литерный номер самолета;

7 - Ku.FI.Gr 706, седьмая группа, сформированная в округе VI;

3 - 3-я эскадрилья.

К началу Второй мировой войны коли­чество воздушных округов в Германии увеличилось до восьми, в их составе на­ходились следующие части (см. табл. 4).

Некоторым истребительным эскадрам присваивали почетные наименования. Одной из первых получила имя "Рихтгофен" эскадра JG 132. Таким образом почтили память знаменитого аса Манфреда фон Рихтгофена и традиции эскад­ры JG 1, сражавшейся против авиации Франции и Англии на Западном фронте в годы Первой мировой войны. Ее коман­диром как раз и был М. фон Рихтгофен. Он всегда летал на самолетах, выкра­шенных от носа до хвоста в красный цвет. Хотя ставший после гибели Рихт­гофена командиром эскадры Г. Геринг предпочитал для своих машин белую краску, в память о великом асе была вос­становлена традиция использовать для самолетов JG 132 красный цвет. Крас­ным окрашивали капот двигателя, рисо­вали продольную полосу в верхней час­ти фюзеляжа и поперечную ленту на его хвостовой части.

JG 134 получила наименование "Хорст Вессель" по имени и фамилии нацистского поэта и члена штурмовых отрядов, погибшего в стычке с коммуни­стами Тельмана. В этой эскадре носовые части самолетов окрашивались в темно-коричневый цвет - традиционный для форменной рубашки штурмовика.

Эскадра JG 232, базировавшаяся в Бернбурге, использовала для маркиров­ки истребителей зеленый цвет. Он был символически связан с охотой и спортив­ными мероприятиями, которые по тради­ции проводились в окрестностях города.

Вскоре эта практика распространи­лась и на другие части и соединения, а затем официально приняли решение о введении дополнительного обозначения эскадр. Каждой из них присвоили свой цвет:

JG 131 (аэродром Йезау) - черный;

JG 132 (Добериц) - красный;

JG 134 (Дортмунд) - темно-коричне­вый;

JG 232 (Бернбург) - зеленый;

JG 233 (Бад-Айблинг) - светло-голу­бой;

JG 234 (Колонна) - оранжевый.

Несмотря на приказ о введении цве­товой системы обозначений, новый спо­соб внедрялся в эскадрах довольно медленно. Даже в конце 1936 г. самолеты Аг 65 из JG 134 еще не имели пред­писанных коричневых полос на капотах двигателей. Иногда самолеты несли обозначения обеих систем. Не 51 из I/JG 132, кроме кода (например, 21+D11), имели капот двигателя красного цвета. В II/JG 132 на красных капотах бипла­нов Не 51 белой краской писали соб­ственные имена машин - "Panther", "Jaguar", "Leopard", "Tiger" и т.п.

 

Табл. 4. Бортовые коды самолетов различных частей Люфтваффе

Код самолета

Часть

Воздушный округ

10+Х 1 1/2/3/4

121-я группа дальней разведки (F 121)

I, Кенигсберг

10+Х 2 1/2/3

11-я группа армейской разведки (НИ)

I, Кенигсберг

20+Х 1/2/3

разведывательная группа главного командования

II, Берлин

20+Х 1 1/2/3

122-я группа дальней разведки (F 1 22)

II, Берлин

20+Х 2 1/2/3

12-я группа армейской разведки (Н 12)

II, Берлин

20+Х 3 1/2/3

52-я группа армейской разведки (Н 52)

II, Берлин

21+Х 1 1/2/3

1-я группа 132-Й истребительной эскадры (I/JG 132)

II, Берлин

21+Х 2 1/2/3

2-я группа 132-й истребительной эскадры (II/JG 132)

II, Берлин

21+Х 3 1/2/3

3-я группа 132-й истребительной эскадры (III/JG 132)

II, Берлин

21+Х 4 1/2/3

4-я группа 132-й истребительной эскадры (IV/JG 132)

II, Берлин

23+Х 1 1/2/3

1-я группа 162-й эскадры пикировщиков (I/St. G 162)

II, Берлин

23+Х 2 4/5/6

2-я группа 162-й эскадры пикировщиков (II/St. G 162)

II, Берлин

23+Х 3 7/8/9

3-я группа 162-й эскадры пикировщиков (III/St. G 162)

Н. Берлин

25+Х 1 1/2/3

1-я группа 152-Й бомбардировочной эскадры (I/KG 152)

II. Берлин

25+Х 2 4/5/6

2-я группа 152-й бомбардировочной эскадры (II/KG 152)

II, Берлин

25+Х 3 7/8/9

3-я группа 152-й бомбардировочной эскадры (III/KG 152)

II, Берлин

27+Х 1 1/2/3

1 -я группа бомбардировочной эскадры

II, Берлин

27+Х 2 1/2/3

2-я группа бомбардировочной эскадры

II, Берлин

27+Х 3 1/2/3

3-я группа бомбардировочной эскадры

II, Берлин

30+Х 1 1/2/3

123-я группа дальней разведки (F 123)

III, Дрезден

30+Х 2 1/2/3

13-я группа армейской разведки (Н 13)

III, Дрезден

32+Х 1 1/2/3

1-я группа 153-й бомбардировочной эскадры (I/KG 153)

III, Дрезден

32+Х 2 4/5/6

2-я группа 153-й бомбардировочной эскадры (II/KG 153)

III, Дрезден

32+Х 3 7/8/9

3-я группа 153-й бомбардировочной эскадры (III/KG 153)

III, Дрезден

33+Х 1 1/2/3

1-я группа 253-й бомбардировочной эскадры (I/KG 253)

III, Дрезден

33+Х 2 4/5/6

2-я группа 253-й бомбардировочной эскадры (II/KG 253)

III, Дрезден

33+Х 3 7/8/9

3-я группа 253-й бомбардировочной эскадры (III/KG 253)

III, Дрезден

35+Х 1 1/2/3

1-я группа 163-й эскадры пикировщиков (I/St. G 163)

III, Дрезден

35+Х 2 4/5/6

2-я группа 163-й эскадры пикировщиков (II/St. G 163)

III, Дрезден

35+Х 3 7/8/9

3-я группа 163-й эскадры пикировщиков (III/St. G 163)

III, Дрезден

40+Х 1 1/2/3

124-я группа дальней разведки (F 124)

IV, Мюнстер

40+Х 2 1/2/3

14-я группа армейской разведки (Н 14)

ГУ, Мюнстер

40+Х 3 1/2/3

224-я группа армейской разведки (Н 224)

IV, Мюнстер

41+Х 1 1/2/3

1-я группа 154-й бомбардировочной эскадры (I/KG 154)

IV, Мюнстер

41+Х 2 4/5/6

2-я группа 1 54-й бомбардировочной эскадры (II/KG 1 54)

IV, Мюнстер

41+Х 3 7/8/9

3-я группа 154-й бомбардировочной эскадры (III/KG 154)

IV, Мюнстер

42+Х 1 1/2/3

1-я группа 254-й бомбардировочной эскадры (I/KG 254)

IV, Мюнстер

42+Х 2 4/5/6

2-я группа 254-й бомбардировочной эскадры (II/KG 254)

IV, Мюнстер

42+Х 3 7/8/9

3-я группа 254-й бомбардировочной эскадры (III/KG 254)

IV, Мюнстер

42+Х 10/1 1/12

4-я группа 254-й бомбардировочной эскадры (IV/KG 254)

IV, Мюнстер

50+Х 1 1/2/3

125-я группа дальней разведки (F 125)

V, Мюнхен

50+Х 2 1/2/3/4

15-я группа армейской разведки (Н 15)

V, Мюнхен

51+Х 1 1/2/3

1-я группа 135-й истребительной эскадры (1/JG 135)

V, Мюнхен

52+Х 1 1/2/3

1-я группа 165-й эскадры пикировщиков (I/St. G 165)

V, Мюнхен

52+Х 2 4/5/6

2-я группа 165-й эскадры пикировщиков (II/St. G 165)

V, Мюнхен

52+Х 3 7/8/9

3-я группа 165-й эскадры пикировщиков (III/St. G 165)

V, Мюнхен

53+Х 1 1/2/3

1-я группа 155-й бомбардировочной эскадры (I/KG 155)

V, Мюнхен

53+Х 2 4/5/6

2-я группа 155-й бомбардировочной эскадры (О/КО 155)

V, Мюнхен

53+Х 3 7/8/9

3-я группа 155-й бомбардировочной эскадры (HI/KG 155)

V, Мюнхен

54+Х 1 1/2/3

1-я группа 255-й бомбардировочной эскадры (I/KG 255)

V, Мюнхен

54+Х 2 4/5/6

2-я группа 255-й бомбардировочной эскадры (II/KG 255)

V, Мюнхен

54+Х 3 7/8/9

3-я группа 255-й бомбардировочной эскадры (III/KG 255)

V, Мюнхен

55+Х 1 1/2/3

1-я группа 355-й бомбардировочной эскадры (I/KG 355)

V, Мюнхен

55+Х 2 4/5/6

2-я группа 355-й бомбардировочной эскадры (II/KG 355)

V, Мюнхен

55+Х 3 7/8/9

3-я группа 355-й бомбардировочной эскадры (III/KG 355)

V, Мюнхен

60+Х 1 1/2/3

106-я группа морской разведки (К 106)

VI, Киль

60+Х 2 1/2/3

206-я группа морской разведки (К 206)

VI, Киль

60+Х 3 1/2/3

306-я группа морской разведки (К 306)

VI, Киль

60+Х 4 1/2/3

136-я группа морских истребителей (KJG 136)

VI, Киль

70+Х 1 1/2/3

127-я группа дальней разведки (F 127)

VII, Брунсвик

71+Х 1 1/2/3

1-я группа 157-й бомбардировочной эскадры (I/KG 157)

VII, Брунсвик

71+Х 2 4/5/6

2-я группа 157-й бомбардировочной эскадры (II/KG 157)

VII, Брунсвик

71+Х 3 7/8/9

3-я группа 157-й бомбардировочной эскадры (III/KG 157)

VII, Брунсвик

72+Х 1 1/2/3

1-я группа 257-й бомбардировочной эскадры (I/KG 257)

VII, Брунсвик

72+Х 2 4/5/6

2-я группа 257-й бомбардировочной эскадры (II/KG 257)

VII, Брунсвик

72+Х 3 7/8/9

3-я группа 257-й бомбардировочной эскадры (III/KG 257)

VII, Брунсвик

80+Х 1 1/2/3

18-я разведывательная группа (А 18)

VIII, Вена

       

Примечание : буква Х – проставлена вместо цифрового кода самолета.

 

Жизнь вскоре показала всю несосто­ятельность системы обозначений, основанной на пятизначном коде. Например, на маленьких бипланах Не 51, Аг 64 или Аг 65, которые состояли в то время на вооружении в истребительной авиации, его можно было различить только с близкого расстояния. Но для идентифи­кации самолета мало определить код, требовалось еще и знать, как правиль­но расшифровать его. Особые трудно­сти возникали при определении принад­лежности к воздушному округу и номе­ра эскадры.

Поэтому в 1936 г. систему обозначе­ний в истребительной авиации упрости­ли. Теперь каждый самолет в эскадри­лье имел номер (от 1 до 12), белый с черным контуром, располагавшийся по бокам носовой части фюзеляжа и посе­редине верхнего и нижнего крыла (у мо­нопланов снизу на фюзеляже). Все циф­ры были одинаковой величины. Коман­диры эскадрилий летали на машинах с номером 1, других отличий не имевших.

Номер эскадрильи внутри группы обо­значался цветовыми зонами на фюзеля­же самолета:

1, 4-я и 7-я эскадрильи (I группа) не имели цветовых зон;

2, 5-я и 8-я эскадрильи (II группа) не­сли белую полосу вокруг капота двига­теля и цветную ленту вокруг хвостовой части фюзеляжа;

3, 6-я и 9-я эскадрильи (III группа) имели белый круг на капоте двигателя и на хвостовой ленте.

Номер группы внутри эскадры обозна­чался символами, наносившимися на бортах фюзеляжа между номером и кре­стом:

I группа не имела символа;

II группа имела прямую горизонталь­ную полосу;

III группа имела волнистую горизон­тальную полосу.

На самолетах штабных звеньев эс­кадр и групп вместо номера наносилась комбинация шевронов и полос(черного цвета с белой окантовкой на светлом фоне, белого цвета с черной окантов­кой или без нее на темном фоне). Обыч­но эти сочетания означали следующее:

командир эскадры - двойной шеврон с вертикальной или горизонтальной по­лосой с красной обводкой;

адъютант эскадры - одинарный шев­рон с вертикальной полосой;

начальник технической службы эскад­ры - одинарный шеврон, вертикальная полоса, круг;

начальник штаба эскадры - одинар­ный шеврон с горизонтальной полосой;

командир группы - двойной шеврон;

адъютант группы - одинарный шев­рон;

начальник технической службы груп­пы - одинарный шеврон с кругом.

Однако после начала Второй мировой войны четкость предписаний начала на­рушаться. В строевых частях стали изобретать свои обозначения, определявшие­ся вкусами и фантазией пилотов. В ча­стности, самолеты FW 190 из штабного звена эскадры JG 26, базировавшейся в 1942 г. во Франции, вместо шевронов несли начальную букву (или две буквы) фамилии летавшего на данной машине пилота. Так, на самолете майора Г. Шопфеля была написана буква "S", гауптмана В. Гата - "G", обер-лейтенанта Р. Хермихена - "Не". Самолет адъютанта II/JG 53 обер-лейтенанта Г. Михальски имел перед крестом одинарный шеврон с циф­рой "1" внутри его. Аналогично обозна­чались и другие самолеты штабного зве­на II/JG 53 - одинарный шеврон с циф­рой "2" или "3" и т.д.

Отклонения от правил иногда наблю­дались и в обозначении номера эскад­рильи. На машинах 10-й (истребительно-бомбардировочной) эскадрильи 2-й истребительной эскадры (10.(Jabo)/JG 2) после креста рисовали одинарный шев­рон и горизонтальную стрелку. На само­лете фельдфебеля О. Гёртца из 10-й (истребительно-бомбардировочной) эскадрильи 26-й истребительной эскадры (10.(Jabo)/JG 26) за крестом находилось изображение бомбы SC 250. Способ идентификации по принадлежности к той или иной эскадре при этом оставался прежним - по цвету, в который окраши­вались нос и верх фюзеляжа самолета, а также по цвету полос на фюзеляже.

Особым образом маркировались само­леты "Легиона Кондор", принимавшего участие на стороне франкистов в граж­данской войне в Испании с 1936 по 1939 г. На вооружении этого соединения, со­зданного по просьбе генерала Франко, находились самолеты различных типов - истребители, бомбардировщики, развед­чики, транспортные и связные машины. В качестве опознавательного знака во франкистской авиации применялся крест "Святого Андрея". Его несли также само­леты немецких и итальянских частей, дей­ствовавших в Испании. Косой крест на­носился черной краской на белый руль поворота и белой - на черные круги, рас­полагавшиеся сверху и снизу на крыле вблизи законцовок. Однако были и от­ступления от этого правила: изредка на крыле рисовались двойные круги мень­шего диаметра, а на некоторых самоле­тах, например, Не 59 или Не 51, на крыле наносились большие белые диагональ­ные кресты непосредственно на фон ка­муфляжа.

На бортах располагался черный круг, иногда с белым андреевским крестом. Слева от круга черным цветом писался цифровой код, обозначавший тип само­лета:

2 - истребители Не 51, которыми была оснащена J.88 (Jagdgruppe 88);

6 - истребители Bf 109 (тоже J.88);

14 -дальние разведчики Do 17 из со­става разведывательной группы А.88 (Aufklarungsgruppe 88);

19 - ближние разведчики Hs 126 (тоже А.88);

22 - транспортные самолеты Ju 52/3m;

25 - бомбардировщики Не 111, составлявшие основу парка группы К.88 (Kampfgruppe 88);

27-дальние разведчики Не 70 (А.88);

29 - пикирующие бомбардировщики Ju 87, переданные из состава первой сформированной в Германии эскадры пикирующих бомбардировщиков St.G 163 "Иммельманн";

46-ближние разведчики Fi 156 (А.88).

Цифры справа от круга означали по­рядковый номер самолета данного типа в "Легионе". Для быстрой идентифика­ции применялась белая окраска законцовок крыла, а иногда и коков винтов. Некоторые машины имели дополнитель­ные персональные обозначения. Это могли себе позволить пилоты, выделяв­шиеся чем-либо среди остального лет­ного состава. Например, самолет коман­дира эскадрильи 2./J.88 Г. Хандрика (олимпийского чемпиона по пятиборью) нес белую букву "Н" на черном фюзеляж­ном круге. Истребитель В. Грабманна отличался белой буквой "G" в черном круге, а на Не 51 лейтенанта X. Хардера внутри круга была вписана белая свас­тика.

В начале 1938 г. система обозначе­ний истребителей в Люфтваффе снова изменилась. Цвета эскадр были отмене­ны, а эскадрильи внутри групп получили новые цветовые обозначения (см. табл. 5).

Самолеты в каждой эскадрилье име­ли нумерацию от 1 до 12. Бортовые но­мера передвинули к кресту и стали ок­рашивать в цвет эскадрильи (с черной, белой, а иногда и красной окантовкой). Но были и исключения: на некоторых истребителях Bf 109 встречались номера небольшого размера, расположенные над или под символом группы. Самоле­ты из состава группы I/JG 1 сохраняли номера на капотах двигателей еще в те­чение 1939 г., а самолеты Bf 109E, вое­вавшие против СССР, - до середины 1941 г. После очередной реорганизации в 1943 г. номера самолетов II группы ста­ли обозначать черным цветом, а IV - ко­ричневым. Надо сказать, что черные номера использовались в ряде эскадри­лий еще в 1940 г., например, 3-й эскад­рильей JG 54 во Франции.

 

Табл. 5. Цветовые обозначения эскадрилий

Цветовой код

Белый

Красный

Желтый

Эскадрильи I группы

1-я

2-я

3-я

Эскадрильи II группы

4-я

5-я

6-я

Эскадрильи III группы

7-я

8-я

9-я

Эскадрильи IV группы

10-я

11-я

12-я

 

После креста теперь шел символ, обозначавший номер группы внутри эс­кадры:

I группа - символ отсутствовал;

II группа - прямая горизонтальная черта;

III группа - волнистая горизонтальная черта (с 1941 г. ее заменили вертикаль­ной, однако самолеты с волнистой чер­той встречались в некоторых частях даже зимой 1944/45 г.);

IV группа - круг небольшого диамет­ра, вскоре замененный на маленький крест (это было вызвано тем, что круг иногда воспринимали как английский опознавательный знак).

Таким образом, самолет, имевший бортовой номер "5" желтого цвета с го­ризонтальной чертой идентифицировал­ся как машина номер "5" из состава 6-й эскадрильи II группы.

Принадлежность истребителя к той или иной эскадре теперь определялась эмблемой, расположенной на фюзеляже (о существовавших типах эмблем будет рассказано ниже). Самолеты штабных звеньев эскадр и групп сохранили мар­кировку в виде комбинации шевронов и полос.

Дополнительным элементом, опреде­лявшим принадлежность самолета к эс­кадре, стал цвет поперечной хвостовой ленты. Она наносилась кольцом на фю­зеляж перед оперением. До 1944 г. раз­ные цвета обычно использовали для фронтовых истребителей, а все истре­бители системы ПВО несли только крас­ные ленты. В конце войны уже вся ис­требительная авиация немцев была вы­нуждена защищать небо над Германией, поэтому каждая эскадра получила свою цветную ленту. Поскольку набор цветов оказался меньше количества эскадр, стали применять многоцветные ленты.

Весной 1939 г. в связи с очередной реорганизацией Люфтваффе произошло изменение в системе обозначений бом­бардировщиков, штурмовиков, транспор­тных самолетов и т.д. (то есть всего пар­ка машин, за исключением истребитель­ной авиации). Они стали маркироваться четырехзначным кодом, состоящим из трех букв и одной цифры. Сочетание бук­вы и цифры слева от креста означало номер эскадры, расшифровка кодов эс­кадр приводится в таблице. Буква, рас­полагавшаяся справа от креста, означа­ла номер самолета в эскадрилье, она ча­сто была окрашена или имела обводку цвета эскадрильи - белый, красный или желтый. Самолеты штабных звеньев групп обозначались буквой зеленого цве­та, а штабных звеньев эскадр - синего. Букву "А" несли машины командиров эс­кадр. В транспортных группах, где обыч­но было по четыре эскадрильи, и в раз­ведывательных, в которых их могло на­считываться до шести, окраска третьей буквы часто не соответствовала приня­той системе. Крайняя буква справа обо­значала принадлежность к подразделе­нию внутри эскадры.

Во избежание возможных недоразу­мений при идентификации буквы "G", "I", "J", "О" и "Q" были исключены из списка.

Код наносился на фюзеляже и дубли­ровался на нижней поверхности крыла. Например, самолет из состава ZG 2 имел на фюзеляже код 3M+JL. Эта же надпись дублировалась на нижней поверхности крыла - 3+М и J+L. Код эскадры "3М" располагался на правой плоскости, при­чем цифра "3" находилась с внешней стороны креста, а буква "М" - с внутрен­ней. Остальные две буквы кода "JL" наносились на левую плоскость: литерный номер самолета "J" - с внутренней сто­роны креста, а буква "L", обозначавшая принадлежность к 3-й эскадрилье, - сна­ружи.

 

Табл. 6. Цвета хвостовых лент

Эскадра

Цвет ленты

JG1

красный

JG2

желтый - белый - желтый

JG3

белый

JG4

черный - белый - черный

JG5

черный - желтый

JG6

красный - белый - красный

JG7

синий - красный

JG11

желтый

JG26

черный - белый

JG27

зеленый

JG51

зеленый - белый - зеленый

JG52

красный - белый

JG53

черный

JG54

синий

JG77

белый - зеленый

JG300

синий - белый - синий

JG301

желтый - красный

 

Однако в ходе войны наблюдалось все больше и больше отклонений от при­нятой системы. На крыле могли быть нанесены только последние две буквы кода (лишь на одной плоскости). Встре­чался вариант, когда под законцовками крыла наносился один литерный номер (снаружи от крестов), а на носу самоле­та располагалось обозначение подраз­деления. Первые пикирующие бомбар­дировщики Ju 87B, помимо фюзеляжно­го кода, несли маленькие по размеру белые номера на капоте двигателя и на обтекателях колес. Предположительно, они обозначали номер звена в эскадри­лье, но иногда на обтекателях размещал­ся индивидуальный номер самолета. В транспортных частях нередко коды и эмблемы рисовались на киле.

По-особенному обозначались машины штурмовых эскадр Sch.G 1 и Sch.G 2, воевавших на Восточном фронте в 1941 - 1942 гг. Каждая из этих эскадр имела в своем составе по две группы (и по четыре эскадрильи в каждой группе). Самолеты несли индивидуальный литер­ный номер, окрашенный в цвета эскад­рильи:

1-я эскадрилья - белый;

2-я эскадрилья - красный;

3-я эскадрилья - желтый;

4-я эскадрилья - синий.

Помимо литерного номера, с другой стороны фюзеляжного креста рисовал­ся значок в виде равностороннего треу­гольника черного цвета с белой окантов­кой (иногда он наносился белым конту­ром на фон камуфляжа). Определенное расположение треугольника и буквы от­носительно креста показывало принад­лежность к определенной группе:

I группа - треугольник, крест, буква;

II группа - буква, крест, треугольник. Аналогичным образом маркировались и самолеты разведывательной авиации, однако там часто встречались машины с обычным четырехзначным кодом.

Транспортные планеры (например, Go 242) имели свою систему обозначе­ний. За крестом следовала цифра, затем тире и опять цифра: первая показывала номер данной машины, а последняя -номер эскадрильи. Тем не менее встре­чались планеры с четырехзначным ко­дом, например, Go 244 из TG 3 (4V+ES) или Me 321, для которых применялись коды серий от W1 до W8 (например, W2+SH, W6+SH).

К концу войны отступления от приня­той системы обозначений приняли мас­совый характер. Часто наблюдались бомбардировщики, у которых на фюзе­ляже располагался только литерный номер машины, а на киле наносились мелким шрифтом номера самолета и эскадрильи. Самолеты из состава KG 40 несли на киле четырехзначный код не­большого размера, а на фюзеляже рас­полагались только одна или две буквы. Бомбардировщики Do 217М, помимо двух последних букв кода на киле и ли­терного номера на фюзеляже, часто имели мелко изображенный серийный заводской номер белого цвета на носу. С начала 1944 г. стали появляться бом­бардировщики, у которых вместо обыч­ной четырехзначной маркировки был крупный цифровой номер белого цвета, расположенный на киле и продублиро­ванный на нижней поверхности крыла. По всей видимости, это были перегоняв­шиеся с завода машины, на которых по инструкции от 1 февраля 1944 г. нано­сился заводской номер.

 

Табл. 7. Коды эскадр

А1 - KG 53 "Legion Condor"

W7-NJG 100

А2 - ZG 52

X4 - Zeelufttransportstaffel 222

A3 - KG 200

Z6 - KG 66

A5 - St.G 1/SG 1

1G – KG 27 "Boelcke"

A6 - FA.Gr. 120

1H – KG 26 "Lowen"

B3 - KG 54 "Totenkops" (1-е формирование)

1К - NSGr. 4

C1 - E.Kommando 16

1T - KGr. 126/KG 28

C2 - NA.Gr. 41 (1-е формирование)

1Z - KGr.zbV I/TG1

C8 - TG 5

2F - KG 54 (2-е формирование)

C9 - NJG 5

2H – Versuchstaffel 210

D1 - SA.Gr. 126

2J - ZG 1 (3-е формирование)

D5 - NJG 3 (1-е формирование)

2N - ZG 76 (2-е формирование)

D9 - NJStaffel Norwegen/NJG 7

2S - ZG 2 (2-е формирование)

E2 - E.Stelle Rechlin (испытательный центр в Рехлине)

2Z – NJG 6

Е3 - E.Stelle Rechlin

3C - NJG 4 (с января по июль 1 943 г. - NJG 6)

F1 - St.G 76 (1939 - 1940 гг.)

3E - KG 6

F1 – KG 76(c 1940 r.)

3J - NJG 3 (2-е формирование)

F6 - FA.Gr. 1 22 ( 1 -e формирование)

3K - Minensuchgruppe

F7 - SA.Gr. 130

3M - ZG 2 ( 1 -e формирование)

F8 - KG 40

3D - ZG 26 "Horst Wessel" (2-е формирование)

G1 - KG 55 "Griefen"

3W - NS.Gr. 11

G2- FA.Gr. 124

3Z – KG 153/KG 77

G6 - KGr.zbV 2

4A - IV/ZG 26 "Horst Wessel"

G9 - ZG 1 (1-е формирование)

4D - KG 25/KG 30 "Adler"

G9 - NJG 1

4E - NA.Gr. 13

G9 - NJG 4

4N - FA.Gr. 22

H1 - NA.Gr. 12

4R - II,III,IV/NJG 2

H4 - Luftlandgeschwader 1 (воздушно-десантная)

4T - Wettererkundungsstaffel 51 (разведки погоды)

H8 - NA.Gr. 33 (1-е формирование)

4U - FA.Gr. 123

J2 - NA.Gr. 3

4V - KGr.zbV 172/TG 3

J4 - Tstaffel 5

5D - NA.Gr. 31

J9 - St.G 5 (1942 - 1943 rr.)/SG 5

5F - NA.Gr. 14

K6 - Ku.Fl.Gr. 406

5J - KG 4 "General Wever"

K7 - A.Gr.Nacht

5K - KG 3 "Blitz"

L1 - LG 1

5M - FA.Gr. 122 (2-е формирование)

L2 - LG 2

5T - KG 101

L5 - KGr.zbV 5

5Z - Wettererkundungsstaffel 26 (разведки погоды)

M2 - Ku.Fl.GrVKGr. 106

6G - St.G51,III/St.G 1

M7 - Ku.Fl.Gr./KGr. 806

61 - KGr.zbV 108/TG 20

M8 - ZG 76 (2-е формирование)

6K - NA.Gr. 41 (2-е формирование)

P1 - KG 60

6M - FA.Gr. 1 1

P2- NA.Gr. 21

6N - KGrVKG 100

P5 - Trans-Ocean Staffel

6R - SA.Gr. 127

R4 - 1,11/NJG 2

6U - ZG 1 (2-е формирование)

S2 - St.G 77/SG 7

6W - SA.Gr. 128

S3 - TGr. 30

7A - FA.Gr. 121

S4 - Ku.Fl.Gr./KGr. 506

7J - NJG 102

S7 - St.G 3/SG 3

7R - SA.Gr. 125

S9-E.Gr. 210/SKG 210

7T - KGr. 606

T1 - NA.Gr. 10 "Tannenberg"

7V - KGr.zbV 700

T3 - B.Fl.Gr. 196

8H - NA.Gr. 33 (2-е формирование)

T5 - FA.Gr. Ob.d.L

8L - Ku.Fl.Gr. 906

T6 - St.G 2 "Immelmann"/SG 2

8T - KGr.zbV 800/TG 2

T9 - Versuchverband Ob.d.L. (соединение опытных самолетов)

8V - NJG 200

U5 - KG 2 "Holzhammer"

9K - KG51 "EdelweiB"

U8 - ZG 26 "Horst Wessel" ( 1 -e формирование)

9V - FA.Gr. 5

V4 - KG 1 "Hindenburg"

9W - NJG 101

V7 - NA.Gr. 32

 

*Примечание: в некоторых случаях в скобках дается порядковый номер формирования эскадры, поскольку коды при этом менялись.

 

Транспортные самолеты Ju 5213m ча­сто имели дополнительный символ -черный треугольник с белой окантовкой. Эти треугольники наносились на киль над изображением свастики, а также на передние кромки крыла.

Несколько иначе обозначались учеб­ные самолеты. Введенный для них в 1936 г. буквенно-цифровой код расшиф­ровывался следующим образом. Первой шла буква "S" (означавшая Schule - учеб­ный), затем цифра, показывавшая номер воздушного округа; следующая после креста буква указывала на принадлеж­ность к конкретной летной школе, а цифры за буквой - порядковый номер само­лета. Например, самолет Do 15 из лет­ной школы в Штеттине имел код S6+B76, Не 46 из школы дальней разведки в Нейштадт-Глеве - S2+A35 и т.д.

 

Табл. 8. Буквенные коды подразделений

А — штаб эскадры

Р — 6-я эскадрилья

В — штаб 1 группы

R — 7-я эскадрилья

С — штаб II группы

S — 8-я эскадрилья

D — штаб III группы

Т — 9-я эскадрилья

Е — штаб IV группы

U — 10-я эскадрилья

F — штаб V группы

V — 11-я эскадрилья

Н — 1-я эскадрилья

W — 12-я эскадрилья

К — 2-я эскадрилья

X — 1 3-я эскадрилья

L — 3-я эскадрилья

Y — 14-я эскадрилья

М — 4-я эскадрилья

Z — 15-я эскадрилья

N — 5-я эскадрилья

 

 

С октября 1939 г. в учебных заведе­ниях тоже начали пользоваться четырех­буквенным кодом. Сочетание двух букв перед крестом показывало принадлеж­ность к конкретной летной школе, напри­мер, самолет Go 145 с надписью PF+OD принадлежал летной школе в Праге (PF). Буквы обычно были черного цвета, иног­да с белой окантовкой. Код наносился на бортах фюзеляжа и дублировался на нижней поверхности крыла, как на бое­вых машинах (например, P+F на одной плоскости и O+D - на другой). Кресты часто были старого образца (с узкими белыми полосами) с черной окантовкой. Помимо этих обозначений, учебные самолеты часто имели дополнительные цифровые сочетания, нанесенные на фюзеляж или капот двигателя, а также на крылья.

Своеобразные обозначения несли учебные планеры. Например, WL-XIII-61. Первые две буквы показывали военную принадлежность планера (Wermacht Luft), римские цифры соответствовали номеру воздушного округа, к которому была приписана школа, а последние цифры означали номер планера в шко­ле. Эта система продержалась до сере­дины 1943 г., после чего перешли на че­тырехбуквенный код.

На экспериментальных самолетах иногда наносили в носовой части букву "V" (Versuch - опытный) и цифры, озна­чавшие порядковый номер образца, на­пример, V3. Машины, облетывавшиеся в испытательном центре Люфтваффе в Рехлине, имели обозначения типа Е2+02, где Е2 (расшифровывалось как Erprobungstelle 2) - код испытательного подразделения, базировавшегося в Рех­лине, а 02 - номер машины.

Связные самолеты несли старый код образца 1933 г., только место прежней буквы "D" заняло сочетание "WL", напри­мер, WL+IRWB. Аналогичным образом обозначались санитарные машины, од­нако у них между черным крестом и че­тырьмя буквами наносился красный крест.

Самолеты с четырехбуквенным кодом иногда встречались и в боевых частях. Его присваивали всем опытным (воен­ным и гражданским) и серийным граж­данским и военным (только на стадии заводских испытаний) машинам. Обыч­но по прибытии в часть заводские (пе­регоночные) обозначения меняли на вой­сковые, но это происходило не всегда. Причиной могло быть прохождение вой­сковых испытаний (так, FW 190V53 с ко­дом DU+UC поступил в Люфтваффе для испытаний в 1943 г. и сохранил свои ис­ходные обозначения). Старые коды не­сли и прикомандированные гражданские машины. Четырехмоторный FW 200B-2, продолжая числиться в собственности авиакомпании "Люфтганза", со старым гражданским кодом D-ASHH выполнял задания военного командования вплоть до окончания боевых действий. Бывали случаи, когда самолет, перегнанный с завода экипажем части, еще до пере­краски успевал принять участие в бое­вом вылете. В конце войны из-за нехват­ки современной техники в бой бросали самолеты летных школ; их обозначения при этом не менялись. Четырехбуквен­ный код применялся также на машинах спасательных подразделений морской авиации.

С февраля 1944 г. на заводах вместо четырехбуквенного кода стали наносить на новые самолеты заводской номер.