Эмблемы и значки
Впервые эмблемы на самолетах Люфтваффе как продолжение традиций немецких летчиков времен Первой мировой войны стали появляться во время войны в Испании. Особое пристрастие к ним питали летчики-истребители. Самой первой эмблемой стало изображение зеленого сердца ("Grunherz") на Bf 109 лейтенанта X. Траутлофта. Среди изображений доминировали геральдические и аллегорические мотивы, фигуры животных и растений, рисунки оружия или каких-либо предметов. Размещались они обычно на фюзеляже: иногда на черном круге, иногда под кабиной или после номера самолета. Но, например, истребитель Bf 109 уже упоминавшегося Г. Хандрика нес олимпийскую эмблему, расположенную на коке винта.
В 1937 г. появились эмблемы эскадрилий. Так, четыре эскадрильи группы J.88 "Легиона Кондор" имели следующие эмблемы:
1./J.88 - пикирующий ворон;
2./J.88 - шляпа-цилиндр;
3./J.88 - фигура Микки Мауса;
4./J.88 - туз пик.
Со временем эмблемы также стали применяться и на бомбардировщиках. Например, на киле самолета "25-15" была изображена любимая собака командира экипажа - скотчтерьер, с датами ее рождения и смерти. А кроме того, на черном фюзеляжном круге был нарисован пикирующий кондор с бомбой в когтях.
Эта традиция сохранилась и в годы Второй мировой войны. Многие эскадры, группы и даже эскадрильи имели собственные эмблемы, которые рисовались на борту фюзеляжа впереди кабины летчика в прямоугольнике размерами примерно 25 на 30 см. На практике, особенно в последние годы войны, размеры и расположение эмблем сильно отклонялись от установленных образцов. В качестве примера можно привести ряд эмблем истребительных эскадр:
JG 1 - крылатая стрела в ромбе на фоне круга;
JG 2 "Рихтгофен" - щит с изображением буквы "R";
JG 3 "Удет" - стилизованная буква "U";
JG 5 - восходящее над горизонтом солнце, в лучах которого надпись "Eismeer";
JG 7 - щит с изображением бегущего волка на фоне диагональной полосы;
JG 26 "Шлагетер" - щит с изображением змеи в виде буквы "S";
JG 51 - круг с изображением головы орла;
JG 52 - щит с изображением меча;
JG 53 "Пик Ас" - туз пик;
JG 54 "Грюнхерц" - сердце зеленого цвета и т.д.
Машины, состоявшие на вооружении подразделений ночных истребителей (JG 300, JG 301, JG 302), несли дополнительное обозначение на фюзеляже в виде буквы N (Nacht - ночной) черного цвета или красного с белой обводкой, расположенной между номером самолета и крестом.
Помимо эмблем, эскадры, группы и отдельные эскадрильи имели официально утвержденные вымпелы. Вымпелы всех частей и подразделений были треугольной формы. На желтом фоне изображался серый орел со свастикой в когтях. Отличие крылось только в окантовке: вымпел эскадры имел тройную окантовку серого, желтого и белого цветов, вымпел группы - одинарную серого цвета, вымпел эскадрильи окантовки не имел. Название эскадры или группы писалось готическим шрифтом. Некоторые экипажи даже летали с вымпелом, укрепленным на антенне.
Во время боевых действий в Испании вошло в практику нанесение на самолетах отметок о воздушных победах. Впервые такие отметки в виде белых полосок высотой около 100 мм, нанесенных на вертикальное оперение, появились на истребителе Bf 109 X. Хардера. Затем подобные обозначения нанесли и на самолет лейтенанта Э. Войтке. Обычно отметки рисовались только на левой стороне, реже - на обеих. Примером второго варианта был самолет командира 1-й эскадрильи группы J.88 лейтенанта В. Шеллмана.
В годы Второй мировой войны практика применения победных отметок была принята во всех подразделениях Люфтваффе. В истребительной авиации вертикальные полоски наносились на вертикальном оперении в ряд (на светлом фоне - черным или красным, на темном - белым или желтым). Каждая полоска символизировала одну победу. Часто над ней ставилась дата, а иногда под полоской рисовался маленький силуэт самолета или значок в виде национального опознавательного знака сбитой машины. Когда побед становилось много, площади вертикального оперения могло и не хватить. Тогда определенное (обычно "круглое") число их обозначалось специальным значком с арабскими цифрами. Иногда подобный знак отражал количество побед, за которое пилот получил ту или иную награду. При этом на знаке рисовались символы орденов -миниатюрные рыцарские кресты, дубовые листья, перекрещенные шпаги, орлы и т.д.
Высшей военной наградой Германии в то время являлся Рыцарский крест с дубовыми листьями, мечами и алмазами - его удостаивался летчик, одержавший 40 побед. Из табл. 9 видно, за какое количество побед вручалась та или иная награда.
Процедура официального подтверждения воздушной победы была довольно длительной. Каждый успех должен был обязательно подтверждаться показаниями свидетелей: другим членом экипажа самолета-победителя, пилотами -участниками воздушного боя, наземными наблюдателями или оставшимися в живых членами экипажа сбитого самолета противника, захваченными в плен немецкими войсками. В случае, если истребитель был оснащен фотопулеметом, то победа фиксировалась по кадрам, запечатлевшим разрушение самолета противника или покидание его летчиком. Если не было никаких свидетелей или материальных доказательств в виде обломков сбитой машины, то победа не засчитывалась. Немецким летчикам предписывалось в случае одержания победы передать в эфир радиосигнал: "Horrido". Получив этот сигнал, другие пилоты, участвовавшие в бою, должны были наблюдать за падением самолета противника. Этим радиосигналом уведомлялись также наземные пункты наблюдения, которые обязаны были помочь в подтверждении факта победы.
После приземления летчик-победитель подавал соответствующий рапорт специально назначенному контролирующему офицеру. Если факт одержания победы подтверждался, то рапорт с сопровождающими документами посылался в штаб эскадры. В штабе эскадры эти бумаги регистрировались и направлялись в Рейхсминистерство авиации. После проверки всех бумаг и формального утверждения официальное подтверждение одержанной победы возвращалось в подразделение, где служил летчик. Эта процедура иногда длилась до года. Для упрощения порядка прохождения документов в 1944 г. была организована специальная комиссия (Abschufikommission), на которую возложили функции проверки и подтверждения сообщений о победах. Для нее главным критерием определения истины являлись показания специально созданных поисковых команд. Комиссия также решала все споры, возникавшие между летчиками и зенитчиками, относительно "авторства" при уничтожении самолета противника.
Немецкая система учета воздушных побед, при всей ее кажущейся эффективности, имела и недостатки. Например, известно, что верховное командование Люфтваффе недоверчиво относилось к большому количеству побед, одержанных немецкими летчиками, особенно в начале войны с Советским Союзом. Было много случаев, когда руководство обвиняло командиров эскадр в завышении победных показателей. В частности, рейхсмаршал Геринг как-то заявил, что фронтовые пилоты - лгуны. Подобные обвинения вызывали столь бурное недовольство среди летчиков-истребителей, что в январе 1945 г. в Берлине было проведено "Совещание протестующих командиров эскадр" (иногда еще встречается название "Мятеж истребителей"). Некоторые историки утверждают, что число побед немецких летчиков в период Второй мировой войны было преувеличено по крайней мере в два раза.
Дополнительную путаницу в этом вопросе вносило различие, существовавшее в системах определения победы в Люфтваффе и в ВВС других стран. У немцев существовало три категории победы:
"Abschuft" - полное уничтожение самолета противника во время атаки;
"HerausschufJ" - повреждение самолета противника, вынуждавшее его покинуть боевой строй и отвернуть на свою базу;
"Endgueltige Vernichtung" - окончательное разрушение поврежденного и покинувшего поле боя самолета противника.
Табл. 9
Вид награды |
Необходимое количество побед |
Железный крест 2-й степени |
1 |
Железный крест I -и степени |
3 |
Кубок чести |
10 |
Немецкий крест |
20 |
Рыцарский крест |
40 |
Табл. 10. Виднейшие асы Люфтваффе
Летчик |
Число побед |
Э. Хартманн |
352 |
В. Новотны |
258 |
Г. Граф |
212 |
Х.-И. Марсайль |
158 |
Г. Голлоб |
150 |
X. Шнауфер |
121 |
А. Галланд |
104 |
Г. Лент |
102 |
В. Мёлдерс |
101 (+14 в Испании) |
Помимо этого, существовала дифференциация побед по количеству двигателей сбитого самолета. Окончательная оценка победы осуществлялась по данным, приведенным в табл. 11.
Как видно, акцент в действиях истребительной авиации немцев был сосредоточен на борьбе с массированными атаками союзных бомбардировщиков, которые наносили экономике Германии несравнимо больший экономический ущерб, чем действия истребителей. Наиболее высоко оценивался "Abschuft" четырехмоторного бомбардировщика - три победы. Даже достижение "HerausschufL", вынуждавшее тяжелый бомбардировщик союзников прервать свою боевую миссию, оценивалось выше (в две победы), чем полное уничтожение легкого истребителя (одна победа). Вот почему при отражении массированных налетов бомбардировщиков немецкие истребители старались по возможности избежать непосредственного контакта с их сопровождением.
В бомбардировочной авиации применялись вертикальные полоски, точки, иногда маленькие белые или черные силуэты, которыми отмечались пораженные цели (корабли, танки, самолеты, заводы, аэростаты заграждения и т.д.). Силуэты порой дополнялись датой потопления или повреждения корабля или судна. Иногда указывались тоннаж и государственная принадлежность потопленного судна, как это делалось, например, в эскадрах KG 30 "Адлер" и KG 40.
Табл. 11. Оценка результатов воздушного боя
Тип самолета |
Abschull |
HerausschuB |
Endgueltige Vernichtung |
Одномоторный самолет |
1 |
0 |
0 |
Двухмоторный самолет |
2 |
1 |
1/2 |
Четырехмоторный самолет |
3 |
2 |
1 |
На штурмовиках изображали маленькие силуэты танков, другой бронетехники и т.д. В конце войны, кроме победных отметок, на фюзеляже стали рисоваться значки, соответствовавшие наградным знакам в пехоте и горно-стрелковых частях (Infanterie Sturmabzeichen) за участие в нескольких атаках или штурмах.