Окраска
С 1935 г. цельнометаллические самолеты красились "серебрянкой" -алюминиевой пудрой на аэролаке, а машины смешанной конструкции окрашивались в светло-серый цвет. Это была заводская окраска, предназначенная в основном для защиты от влияния атмосферных воздействий. Технология покраски включала в себя предварительную грунтовку поверхности с последующим нанесением лака соответствующего цвета.
С середины 1937 г. в строевых частях стали появляться самолеты, у которых верхние и боковые поверхности окрашивались в светло-серый цвет (немецкое обозначение цвета - RLM 63) или светлый серо-зеленый (RLM 02), а нижняя поверхность - в бледно-голубой (RLM 65). В частности, такую окраску (с дополнительно окрашенными в белый цвет рулем поворота и законцовками крыла) имели истребители Bf 109, воевавшие в Испании. Но позже постепенно перешли к маскирующей окраске самолетов.
Опыт Первой мировой войны показал, что закамуфлированную машину труднее обнаружить на фоне земли, особенно если она покрашена с использованием зеленого, коричневого или белого цветов, наиболее часто встречающихся на земной поверхности. В конце войны немцы применяли камуфляж в виде "мозаики" из многоугольников разных цветов - так называемый Lozenge.
Вскоре некоторые самолеты "Легиона Кондор" (например, Не 51) сверху и сбоку стали покрывать пятнами темно-коричневой, зеленой и серой красок (RLM 61/62/63), а нижние поверхности окрашивать стандартной светло-голубой (RLM 65).
В период войны в Испании немцы активно работали над определением оптимальных типов камуфляжа. Этими исследованиями занимались в Техническом управлении Рейхсминистерства авиации. Они привели к принятию нескольких схем окраски боевых самолетов, варьировавшихся в зависимости от назначения, типа машины и театра военных действий. Эти схемы со временем менялись с учетом накопленного опыта.
Для каждого типа самолета составлялись подробные инструкции по покраске, включавшие рисунки с местами и размерами всех цветовых полей. Каждая схема заводской окраски подробно перечисляла количество и вид краски, ее оттенок и место нанесения. Как правило, в авиации применялись матовые краски, чтобы избежать возможных отблесков, демаскирующих самолет в воздухе и на земле. Эмаль наносилась с помощью распылителя в строго определенных местах. Характерной чертой камуфляжных схем, применявшихся в Люфтваффе, стали большие остроугольные пятна. Схем было множество. Цвета и оттенки красок, а также формы пятен неоднократно менялись в течение десяти лет существования ВВС Третьего рейха.
В конце 1937 г. ввели новый тип камуфляжа. Его впервые опробовали в Испании. Он состоял из полей черно-зеленого (RLM 70) и темно-зеленого (RLM 71) цветов на верхних и светло-голубого (RLM 65) на нижних поверхностях. Впоследствии такой камуфляж стал стандартным.
Однако в это же время в "Легионе" эксплуатировалось несколько Bf 109 серебристого цвета (например, самолет с обозначением 6-12), а позже число отклонений от стандарта даже увеличилось. Полностью в черный цвет окрашивались ночные истребители Аг 68; ближние разведчики Не 45С из А.88 расписывались хаотическими коричневыми пятнами (RLM 61), нанесенными на светлом серо-зеленом фоне (RLM 02). Другая нетиповая окраска применялась на истребителе Не 51 с кодом 2-59, который окрашивался в серо-зеленый цвет (RLM 62 или RLM 02) с коричневыми пятнами на верхних плоскостях и передней части фюзеляжа.
В начале 1938 г. из Рейхсминистерства поступило распоряжение перекрашивать верхние и боковые поверхности в колер RLM 70 (черно-зеленый), низ оставили бледно-голубым. С октября 1938 г. стала широко применяться ранее опробованная камуфляжная окраска верхней и боковых поверхностей в виде больших угловатых сегментов оттенка RLM 71 (темно-зеленый) на черно-зеленом фоне с четким разделением цветовых зон ломаными линиями; низ при этом красился в бледно-голубой цвет. Такой камуфляж несли в "Легионе" самолеты типов Ju 87, Do 17, Hs 123, Ju 52/3m и Не 111. Наряду с этим существовал вариант сплошной окраски верха в темно-зеленый цвет. Так окрашивались в 1938- 1939 гг. Fi 156 и Hs 126-их верхние и боковые поверхности были полностью покрыты темно-зеленой краской цвета RLM 71, а нижние - светло-голубой RLM 65.
Табл. 12. Стандартные цвета, применявшиеся в германской авиации
Цвет по классификации RLM |
Русское название |
00 Farblos |
бесцветный (прозрачный лак) |
01 Silber |
серебристый |
02 Grau |
серо-зеленоватый |
03 Silber |
серебристый |
04 Gelb |
желтый |
05 Krem |
кремовый (слоновая кость) |
21 WeiB |
белый |
22 Schwarz |
черный |
23 Rot |
красный |
24 Dunkelblau |
темно-синий |
25 Hellgrun |
светло-зеленый (с изумрудным оттенком) |
26 Braun |
коричневый (медно-коричневый) |
27 Gelb |
желтый (светлый) |
28 Weinrot |
темно-пурпурный |
41 Grau |
серый (для внутренних объемов) |
61 Dunkelbraun |
темно-коричневый |
62 Grun |
зеленый (грязно-зеленый) |
63 Lichtgrau |
светло-серый (светло-серо-голубой) |
64 Lichtblau |
светло-голубой (экспортный) |
65 Hellblau |
светло-голубой |
65a Graublau |
серо-голубой |
66 Schwarzgrau |
черно-серый (темно-серый) |
67 Dunkelgrun |
темно-оливковый (экспортный) |
68 Hellolivegrun |
оливковый (экспортный) |
69 Lichtlohfarbe |
кремовый (экспортный) |
70 Schwarzgrun |
черно-зеленый (болотный) |
71 Dunkelgrun |
темно-зеленый |
72 Grun |
темно-зеленый (морской камуфляж, темнее, чем 71) |
73 Grun |
зеленый (морской камуфляж, темнее и серее, чем 71) |
74 Dunkelgrun |
темно-серо-зеленый |
75 Grauviolet |
серо-фиолетовый |
75a Mittelgrau |
серый |
76 Hellblau |
серо-голубой |
77 Hellgrau |
светло-серый |
78 Hellblau |
небесно-голубой |
79 Sandgelb |
песчано-желтый (светлая охра) |
79a Sandbraun |
песчано-желтый (более темный) |
80 Olivgrun |
оливковый |
81 Braunviolet |
коричнево-фиолетовый |
81 Olivbraun |
оливково-коричневый |
81b Dunkelgun |
темно-зеленый (ближе к черному) |
82 Dunkelgun |
темно-зеленый (темнее, чем 71) |
82a Dunkelgun |
темно-зеленый (темнее, чем 73) |
83 Hellgrun |
средне-зеленый |
83a Grauoliv |
серо-оливковый |
83b Dunkeloliv |
темно-оливковый |
84 Graublau |
серо-голубой |
84a Gelbgrau |
желто-серый |
84b Graublau |
серо-голубой (светлее, чем 84) |
99 Grun |
ярко-зеленый |
В 1940 г. с началом массированных ночных налетов на Англию на ночных бомбардировщиках стала применяться черная окраска нижних поверхностей и пятнистая зелено-коричнево-серая -верхних. Дальнейшее развитие хода боевых действий на фронтах Второй мировой войны вызвало появление многочисленных подвариантов камуфляжной окраски, которые нагляднее всего рассматривать по конкретным типам самолетов.
Для тактических целей, скажем, быстрого опознавания своих самолетов при встрече бомбардировщиков с истребителями сопровождения или при поддержке своих наземных частей, некоторые элементы (капоты двигателей, коки винтов, нижние поверхности законцовок крыла, хвостовое оперение и т.д.) окрашивались в определенные цвета: красный, белый, желтый и т.д.
В начальный период войны на самолетостроительных заводах коки винтов красили в черно-зеленый цвет (RLM 70), а в частях перекрашивали их носки или полностью коки в цвет эскадрильи. Иногда на кок наносились полоски, например, как у истребителей Bf 109 из 3./JG 21 в 1939 г. В 1940 г. на переднюю четверть конуса кока стали наносить краску цвета эскадрильи (большинство самолетов во время "Битвы за Англию" имело такие коки). Тогда же широко стали вводиться дополнительные идентификационные обозначения в виде желтых или белых капота двигателя, киля и законцовок крыла. Примером здесь может служить истребитель Bf 109 майора Г. Вика - кок вместе с капотом двигателя и нижней частью руля направления был окрашен желтой краской RLM 04. Самолеты истребительных эскадр JG 54 и JG 26 имели желтые носы и рули направления, белым цветом отличались истребители из JG 3. Машины эскадрильи 8./JG 51 выделялись красным коком винта (цвет второй эскадрильи в группе) с желтым сегментом в четверть круга (третья группа в эскадре).
Табл. 13. Окраска узлов, агрегатов и оборудования внутри самолета
Элемент конструкции |
Цвет |
Агрегаты топливной системы |
желтый |
Трубопроводы топливной системы |
синий фон с чередующимися желтыми кольцами |
Агрегаты маслосистемы |
коричневый |
Трубопроводы маслосистемы |
синий фон с чередующимися коричневыми кольцами |
Агрегаты воздушной системы |
синий |
Трубопроводы воздушной системы |
синий фон с чередующимися красными кольцами |
Агрегаты системы охлаждения |
зеленый |
Трубопроводы системы охлаждения водой |
синий фон с чередующимися зелеными кольцами |
Система пожаротушения |
красный |
Выхлопные устройства |
черный |
Трубопроводы кислородной системы |
белый фон с чередующимися тройными кольцами синего цвета |
Трубопроводы системы охлаждения спецжидкостями |
зеленый фон с чередующимися белыми кольцами |
Трубопроводы гидравлической системы |
коричневый фон с чередующимися красными кольцами |
Элементами быстрой идентификации на тяжелых истребителях, например, Bf 110 из ZG 26 в период "Битвы за Англию" в 1940 г., были окрашенные в белый цвет носы фюзеляжа и коки винтов. А вот в ZG 76 те же истребители Bf 110 имели окрашенные полностью или частично в цвета эскадрильи коки винтов, а в качестве элемента быстрой идентификации несли нарисованную на носу акулью пасть.
Определенная система существовала и при окраске внутренних элементов конструкции самолетов (см. табл. 13).
Внутренние поверхности в кабинах и других отсеках фюзеляжа, имевших остекление, покрывались черно-серой краской (RLM 66), она обычно использовалась как противобликовое покрытие. Все другие внутренние поверхности фюзеляжа окрашивались зелено-серой краской (RLM 02). Для приборного оборудования в кабине применялись разные оттенки серого цвета, скажем, приборная доска покрывалась краской RLM 41. Рычажки, верньеры, кнопки различного назначения окрашивались как можно более ярко (для лучшей заметности), например, красной (RLM 23) и желтой (RLM 04) эмалью. Внутренние поверхности металлических элементов конструкции крыльев и оперения при изготовлении подвергались процессу гальванизации, что обеспечивало высококачественное антикоррозийное покрытие; поверхности при этом приобретали золотистый металлический оттенок. На деревянные детали наносилась краска бледно-желто-зеленого оттенка.
До 1937 г. внутренняя поверхность капота двигателя имела цвет гальванического покрытия, затем ее стали окрашивать зелено-серой краской (RLM 02). Противопожарная перегородка между двигателем и кабиной со стороны двигателя не окрашивалась, но со стороны кабины покрывалась краской RLM 02. Серийные номера двигателей наносились белым или желтым цветом на блоках цилиндров.
Технические надписи на фюзеляже самолета наносились темно-пурпурным цветом (RLM 28) на зеленом фоне или черным (RLM 22) на светло-голубом.