Особенности окраски самолетов различного назначения

 

Легкие истребители

 

До 1938 г. истребители Люфтваффе окрашивались в соответствии с суще­ствовавшим тогда стандартом - верх и бока самолета в светло-серый (RLM 63) или светлый серо-зеленый (RLM 02) цвет, а нижние поверхности - в бледно-голу­бой (RLM 65). Разграничительные линии между отдельными цветами были лома­ными - характерная особенность боль­шинства схем камуфляжа, использовав­шихся немцами. Встречались и исключе­ния из этого правила. В то же самое вре­мя в J.88 "Легиона Кондор" на некоторых истребителях типа Не 51 применялся ка­муфляж из трех цветов (RLM 61/62/63) на верхних поверхностях и RLM 65 на ниж­них, причем камуфляжные пятна разде­лялись плавными линиями, а не ломаны­ми, как у других самолетов этого подраз­деления. Но, скажем, Не 51 А. Галланда был раскрашен в два цвета - зеленый и серый.

Однако уже летом 1937 г. в "Легионе Кондор" начали появляться истребите­ли Bf 109, окрашенные по новой схеме. Верхние поверхности несли камуфляж из пятен двух оттенков зеленого цвета (RLM 70/71), разделенных ломаными линиями. Нижние поверхности окраши­вались в светло-голубой цвет (RLM 65). На истребителе, выглядевшем подоб­ным образом, в сентябре 1937 г. летал над Испанией унтер-офицер Э. Терри из состава 1-й эскадрильи J.88.

Официально только с осени 1938 г. была отменена однородная серо-зеле­ная окраска (RLM 02), после чего боль­шая часть истребителей стала нести ка­муфляж нового типа - RLM 70/71 сверху и RLM 65 снизу. В тот же период появи­лось некоторое число Bf 109 (например, в ZG 2), окрашенных сверху только в один темно-зеленый цвет (RLM 71).

В 1938 - 1939 гг. машины из состава эскадры JG 53 "Пик Ас" имели окраску верхних поверхностей в виде сегментов темно-зеленого и серого цветов при бледно-голубом низе, причем границы раздела цветовых зон имели вид волни­стых линий, а граница, разделяющая окраску верха и низа, проходила пример­но посередине бортов фюзеляжа. Поми­мо этого, для истребителей иногда при­менялись и такие сочетания: темно-зеленый верх и коричневый низ, серый верх и бледно-голубой низ.

Уже в конце 1939 г. в окраске вновь стали появляться изменения. Скажем, у истребителей Bf 109 из состава JG 1 бока фюзеляжа и вертикальное опере­ние окрашивались цветом RLM 02 или RLM 65. Это был камуфляж так называ­емого наступательного типа, который делает самолет менее заметным в воз­духе, хотя и хуже маскирует его на зем­ле. Это было оправданно, поскольку при превосходстве немецкой авиации в воздухе атаки противника на немецкие полевые аэродромы не представляли серьезной угрозы. Подобным же обра­зом зимой 1939/40 г. была окрашена часть истребителей Bf 109 из состава 2-й группы эскадры JG 77. Многие са­молеты Bf 109 из состава JG 2 "Рихтгофен" имели стандартный сегментный камуфляж (RLM 70 и RLM 71 на верх­них поверхностях крыла и хвостового оперения, а также узкая полоса вдоль фюзеляжа на "спине"). Бока и вся ниж­няя поверхность фюзеляжа, а также киль окрашивались в бледно-голубой цвет. При этом граница перехода одного цвета в другой была четко выражена.

В начале 1940 г. этот тип окраски стал применяться повсеместно, но черно-зе­леный цвет RLM 70 был заменен серо-зеленым RLM 02. Практически все истре­бители, участвовавшие во Французской кампании весной 1940 г., несли камуф­ляж, состоявший из цветов RLM 71/02 на верхних поверхностях плоскостей, гори­зонтального оперения и фюзеляжа, и цвета RLM 65 на нижних и боковых по­верхностях. Часть истребителей воева­ла в таком виде до осени 1940 г., но в течение лета того же года на большин­стве из них стали различными способа­ми частично закрашивать более темны­ми красками бока фюзеляжа и верти­кальное оперение.

Чаще всего встречались мелкие не­регулярные пятна, нанесенные напыле­нием цвета RLM 02 или RLM 71, но встречались также и полоски (например, в JG 54) или мелкие пятна, нарисован­ные кистью (в JG 2). Вот пример окрас­ки истребителя из JG 2: стандартный сегментный камуфляж на верхних по­верхностях крыла, горизонтальном опе­рении и узкой полосе вдоль фюзеляжа на "спине", низ самолета, бока фюзеля­жа и киль окрашены в бледно-голубой цвет. На боковых поверхностях бледно-голубой фон густо испещряли пятна обоих оттенков зеленого цвета, нане­сенные кистью. Эти дополнения вызы­вались необходимостью лучшей маски­ровки самолетов на полевых аэродро­мах, расположенных вблизи пролива Ла-Манш и потому часто подвергав­шихся ударам английской авиации.

Идеалом камуфляжа являлось такое сочетание красок, при котором самолет был бы как можно меньше заметен как в воздухе, так и на фоне земли. Для этого экспериментировали с оттенками серого цвета. Результатом стала целая гамма вариантов серо-зеленого камуфляжа - он преобладал на самолетах Люфтваффе, принимавших участие в "Битве за Анг­лию".

Осенью 1940 г. истребители Bf 109 из состава 2-й группы LG 2 уже летали с новым типом окраски, состоявшим из сочетания красок RLM 74 (темно-серо-зеленый), RLM 75 (серо-фиолетовый) и RLM 76 (серо-голубой). Расположение маскирующих пятен было следующим: верхние поверхности крыла, горизон­тального оперения и фюзеляжа покры­вались пятнами RLM 74 и RLM 75; низ и бока фюзеляжа, вертикальное оперение и нижние поверхности крыльев - RLM 76, причем раскраска боков фюзеляжа и оперения дополнялась нерегулярными пятнами RLM 70 и RLM 02. Такую окраску имел истребитель Bf 109 А. Галланда в период "Битвы за Англию".

Окраска кока винта часто применялась как для обозначения принадлежности к данному подразделению (см. выше), так и в тактических целях. В последнем слу­чае на кок наносилась черной или бе­лой краской спираль, которая, как счита­лось, при вращении оказывала на воз­душных стрелков атакуемых бомбарди­ровщиков гипнотическое воздействие.

Самолеты, воевавшие в Африке и европейских странах Средиземноморья, окрашивались следующим образом: нижние поверхности, бока фюзеляжа и киль - бледно-голубые, верхние поверх­ности крыла, хвостового оперения и фюзеляжа - песочные. Затем на песоч­ный фон стали наносить пятна темно-зеленого цвета, при этом граница деле­ния верхней и нижней цветовых зон пе­редвинулась немного вниз по фюзеля­жу и килю; иногда она опускалась прак­тически до самого низа бортов.

Самым большим разнообразием ок­раски отличались самолеты, воевавшие на Восточном фронте, что было вызвано особенностями многочисленных климати­ческих зон СССР. Например, существовал тип камуфляжа, имевшего название "зме­иная кожа" или "сумасшедшая мостовая": стандартный сегментный камуфляж вер­хних поверхностей крыла, хвостового опе­рения и "спины" фюзеляжа плюс "чешуя" темно-зеленого или серого цвета, разделенная тонкими полосками бледно-голу­бого и черно-зеленого цветов на боках фюзеляжа; низ - бледно-голубой. Капот двигателя и руль поворота окрашивались для быстрого опознавания в желтый цвет. Другой вариант камуфляжа был рассчи­тан на условия севера: верх самолета -белый с нанесенными на него темно-зе­леными пятнами.

Воевавшие в составе Люфтваффе иностранные подразделения имели на вооружении самолеты, окрашенные по немецким стандартам. К таковым отно­сились, например, 15-я (испанская) эс­кадрилья из состава JG 51, 13-я (хорват­ская) и 15-я (словацкая) эскадрильи из JG 52, 14-я хорватская отдельная истре­бительная эскадрилья и т.п.

Появившиеся в конце войны реактив­ные истребители имели разнообразную окраску. Так, например, первые Me 163, поступившие в специальное подразделе­ние для войсковых испытаний Е.Kommando 16, были полностью окрашены в светло-голубой цвет. А такие же самоле­ты из состава JG 400 в основном несли стандартный сегментный камуфляж на верхних и боковых поверхностях, а снизу были бледно-голубыми, но иногда там встречались машины, у которых либо только вертикальное оперение камуфли­ровалось зелеными пятнами по бледно-голубому фону, либо все поверхности по­крывались зелеными или серыми пятна­ми. Истребители Не 162 из состава эс­кадры JG 1 имели такой вид: верх темно-зеленый, низ - бледно-голубой.

 

Тяжелые истребители

 

В самом начале Второй мировой вой­ны верхние и боковые поверхности тя­желых истребителей Bf 110 окрашива­лись в черно-зеленый цвет, а нижние - в бледно-голубой, причем граница разде­ления цветовых зон была четко выраже­на. С лета 1940 г. появился другой вари­ант окраски: стандартный сегментный камуфляж верхних поверхностей; бока фюзеляжа, испещренные пятнами обо­их оттенков зеленого или серого; низ - бледно-голубого цвета.

Ночные истребители (Bf 110 и Ju 88) до 1942 г. были целиком черными, а обо­значения на фюзеляже - серыми или красными. Однако черная окраска ока­залась неэффективной в лунные ночи или в ярких лучах прожекторов средств ПВО. Поэтому после 1942 г. стали появ­ляться машины, окрашенные полностью в бледно-голубой цвет, а затем самоле­ты с темно-серыми пятнами на бледно-голубом фоне верхних и боковых повер­хностей. Проводились эксперименты с различными оттенками серого цвета. К июлю 1943 г. наиболее часто применявшейся схемой стала окраска полностью в серо-голубой цвет (RLM 76) с серыми (RLM 75) пятнами сверху. Форма и раз­меры пятен были разнообразны, все чаще стали применяться "волны".

В Африке и южных районах Советс­кого Союза воевали истребители, имев­шие пустынную окраску: верх песочно­го, а низ бледно-голубого цвета. Иногда поверх песочного фона наносились пят­на зеленого или коричневого цвета.

 

Пикирующие бомбардировщики

 

Небольшое количество Ju 87A, во­евавших в Испании в составе "Легио­на Кондор", имело стандартную окрас­ку бомбардировщиков того времени. Использовался трехцветный сегмент­ный камуфляж для верхних и боковых поверхностей (темно-зеленый, ржаво-коричневый и светло-серый цвета), а низ окрашивался в бледно-голубой или светло-серый цвет. Затем стали поступать самолеты Ju 87B, камуфли­рованные по схеме: черно-зеленые верхние и боковые поверхности, низ -бледно-голубой. Эта окраска сохраня­лась и в течение 1940 — 1941 гг. на самолетах, воевавших в Европе и про­тив СССР. Для быстрого опознавания использовался желтый цвет, в который окрашивались капоты двигателей, лента вокруг задней части фюзеляжа, нижняя поверхность законцовок кры­ла, а иногда и руль поворота. К концу войны на Восточном фронте, наряду с зеленым, применялись серый и ко­ричневый цвета.

В Африке машины имели стандартную песочную окраску верхних и боко­вых поверхностей, при этом часто на этот фон наносились пятна оливкового или темно-коричневого цвета. Одна­ко на этом театре встречалось много машин и с "европейским" камуфляжем.

 

Штурмовики

 

Первоначально штурмовики Hs 123A и Bf 109E имели черно-зеленую окрас­ку верхних и боковых поверхностей и бледно-голубой низ. В желтый красились лента в хвостовой части, нижние поверх­ности законцовок крыла и капоты дви­гателей. Коки винтов были стандартного черно-зеленого цвета RLM 70, но в час­тях их перекрашивали в цвет эскадри­льи (желтый, белый, красный, зеленый, голубой), которым покрывался или весь кок, или его носок, или полоса вокруг него. Лопасти винтов красились в тот же цвет RLM 70.

Применялся и вариант с окраской вер­ха машин в темно-зеленый цвет. Позже стали появляться самолеты с сегментным или пятнистым камуфляжем с ис­пользованием обоих оттенков зеленого цвета. С 1943 г. против Англии применя­лись как штурмовики FW 190A, имевшие окрашенные в черный цвет нижние и боковые поверхности; на верхнюю по­верхность крыла, горизонтального опе­рения и фюзеляжа наносился сегмент­ный камуфляж. На всей верхней части капота двигателя были рассыпаны по серому фону темно-зеленые мазки. Су­ществовал локальный вариант окраски штурмовиков, приспособленной к мест­ным условиям и времени года: верх ма­шины камуфлировался зелеными пятна­ми по песочному фону. Зимой применя­ли белые полосы по серому фону.

 

Бомбардировщики

 

В первые годы существования Люфт­ваффе бомбардировщики имели чаще всего полностью серебристый (RLM 01) или светло-серо-зеленый (RLM 02) цвет. Капоты двигателей или целиком мотогон­долы, а также зализы, которые обычно загрязнялись маслом или выхлопными газами, покрывались черной полумато­вой краской. Так, например, самолеты Ju 52/3m из эскадры KG 152 окрашивались в цвет RLM 02, а черными были капоты двигателей, носы фюзеляжей от двига­теля до кабины пилотов, обтекатели ос­новных стоек шасси и часть крыла в ме­стах крепления моторов.

Основу парка К.88 "Легиона Кондор" в Испании составляли бомбардировщики Не 111В и Не 111Е, первоначально окра­шенные в светло-серые тона. Однако в ходе боевых действий стало ясно, что са­молеты, базировавшиеся на расположен­ных в непосредственной близости к фрон­ту аэродромах, необходимо маскировать.

В конце 1936 г. на бомбардировщиках появился камуфляж. Верх самолета по­крывался остроугольными маскирую­щими пятнами трех цветов - темно-корич­невым (RLM 61), зеленым (RLM 62) и свет­ло-серо-зеленым (RLM 02). Снизу само­лет окрашивался в светло-голубой цвет (RLM 65). Особенностью данного камуф­ляжа были четко выраженные остро­угольные пятна, обозначенные ломаны­ми разграничительными линиями м">