Особенности окраски самолетов различного назначения
Легкие истребители
До 1938 г. истребители Люфтваффе окрашивались в соответствии с существовавшим тогда стандартом - верх и бока самолета в светло-серый (RLM 63) или светлый серо-зеленый (RLM 02) цвет, а нижние поверхности - в бледно-голубой (RLM 65). Разграничительные линии между отдельными цветами были ломаными - характерная особенность большинства схем камуфляжа, использовавшихся немцами. Встречались и исключения из этого правила. В то же самое время в J.88 "Легиона Кондор" на некоторых истребителях типа Не 51 применялся камуфляж из трех цветов (RLM 61/62/63) на верхних поверхностях и RLM 65 на нижних, причем камуфляжные пятна разделялись плавными линиями, а не ломаными, как у других самолетов этого подразделения. Но, скажем, Не 51 А. Галланда был раскрашен в два цвета - зеленый и серый.
Однако уже летом 1937 г. в "Легионе Кондор" начали появляться истребители Bf 109, окрашенные по новой схеме. Верхние поверхности несли камуфляж из пятен двух оттенков зеленого цвета (RLM 70/71), разделенных ломаными линиями. Нижние поверхности окрашивались в светло-голубой цвет (RLM 65). На истребителе, выглядевшем подобным образом, в сентябре 1937 г. летал над Испанией унтер-офицер Э. Терри из состава 1-й эскадрильи J.88.
Официально только с осени 1938 г. была отменена однородная серо-зеленая окраска (RLM 02), после чего большая часть истребителей стала нести камуфляж нового типа - RLM 70/71 сверху и RLM 65 снизу. В тот же период появилось некоторое число Bf 109 (например, в ZG 2), окрашенных сверху только в один темно-зеленый цвет (RLM 71).
В 1938 - 1939 гг. машины из состава эскадры JG 53 "Пик Ас" имели окраску верхних поверхностей в виде сегментов темно-зеленого и серого цветов при бледно-голубом низе, причем границы раздела цветовых зон имели вид волнистых линий, а граница, разделяющая окраску верха и низа, проходила примерно посередине бортов фюзеляжа. Помимо этого, для истребителей иногда применялись и такие сочетания: темно-зеленый верх и коричневый низ, серый верх и бледно-голубой низ.
Уже в конце 1939 г. в окраске вновь стали появляться изменения. Скажем, у истребителей Bf 109 из состава JG 1 бока фюзеляжа и вертикальное оперение окрашивались цветом RLM 02 или RLM 65. Это был камуфляж так называемого наступательного типа, который делает самолет менее заметным в воздухе, хотя и хуже маскирует его на земле. Это было оправданно, поскольку при превосходстве немецкой авиации в воздухе атаки противника на немецкие полевые аэродромы не представляли серьезной угрозы. Подобным же образом зимой 1939/40 г. была окрашена часть истребителей Bf 109 из состава 2-й группы эскадры JG 77. Многие самолеты Bf 109 из состава JG 2 "Рихтгофен" имели стандартный сегментный камуфляж (RLM 70 и RLM 71 на верхних поверхностях крыла и хвостового оперения, а также узкая полоса вдоль фюзеляжа на "спине"). Бока и вся нижняя поверхность фюзеляжа, а также киль окрашивались в бледно-голубой цвет. При этом граница перехода одного цвета в другой была четко выражена.
В начале 1940 г. этот тип окраски стал применяться повсеместно, но черно-зеленый цвет RLM 70 был заменен серо-зеленым RLM 02. Практически все истребители, участвовавшие во Французской кампании весной 1940 г., несли камуфляж, состоявший из цветов RLM 71/02 на верхних поверхностях плоскостей, горизонтального оперения и фюзеляжа, и цвета RLM 65 на нижних и боковых поверхностях. Часть истребителей воевала в таком виде до осени 1940 г., но в течение лета того же года на большинстве из них стали различными способами частично закрашивать более темными красками бока фюзеляжа и вертикальное оперение.
Чаще всего встречались мелкие нерегулярные пятна, нанесенные напылением цвета RLM 02 или RLM 71, но встречались также и полоски (например, в JG 54) или мелкие пятна, нарисованные кистью (в JG 2). Вот пример окраски истребителя из JG 2: стандартный сегментный камуфляж на верхних поверхностях крыла, горизонтальном оперении и узкой полосе вдоль фюзеляжа на "спине", низ самолета, бока фюзеляжа и киль окрашены в бледно-голубой цвет. На боковых поверхностях бледно-голубой фон густо испещряли пятна обоих оттенков зеленого цвета, нанесенные кистью. Эти дополнения вызывались необходимостью лучшей маскировки самолетов на полевых аэродромах, расположенных вблизи пролива Ла-Манш и потому часто подвергавшихся ударам английской авиации.
Идеалом камуфляжа являлось такое сочетание красок, при котором самолет был бы как можно меньше заметен как в воздухе, так и на фоне земли. Для этого экспериментировали с оттенками серого цвета. Результатом стала целая гамма вариантов серо-зеленого камуфляжа - он преобладал на самолетах Люфтваффе, принимавших участие в "Битве за Англию".
Осенью 1940 г. истребители Bf 109 из состава 2-й группы LG 2 уже летали с новым типом окраски, состоявшим из сочетания красок RLM 74 (темно-серо-зеленый), RLM 75 (серо-фиолетовый) и RLM 76 (серо-голубой). Расположение маскирующих пятен было следующим: верхние поверхности крыла, горизонтального оперения и фюзеляжа покрывались пятнами RLM 74 и RLM 75; низ и бока фюзеляжа, вертикальное оперение и нижние поверхности крыльев - RLM 76, причем раскраска боков фюзеляжа и оперения дополнялась нерегулярными пятнами RLM 70 и RLM 02. Такую окраску имел истребитель Bf 109 А. Галланда в период "Битвы за Англию".
Окраска кока винта часто применялась как для обозначения принадлежности к данному подразделению (см. выше), так и в тактических целях. В последнем случае на кок наносилась черной или белой краской спираль, которая, как считалось, при вращении оказывала на воздушных стрелков атакуемых бомбардировщиков гипнотическое воздействие.
Самолеты, воевавшие в Африке и европейских странах Средиземноморья, окрашивались следующим образом: нижние поверхности, бока фюзеляжа и киль - бледно-голубые, верхние поверхности крыла, хвостового оперения и фюзеляжа - песочные. Затем на песочный фон стали наносить пятна темно-зеленого цвета, при этом граница деления верхней и нижней цветовых зон передвинулась немного вниз по фюзеляжу и килю; иногда она опускалась практически до самого низа бортов.
Самым большим разнообразием окраски отличались самолеты, воевавшие на Восточном фронте, что было вызвано особенностями многочисленных климатических зон СССР. Например, существовал тип камуфляжа, имевшего название "змеиная кожа" или "сумасшедшая мостовая": стандартный сегментный камуфляж верхних поверхностей крыла, хвостового оперения и "спины" фюзеляжа плюс "чешуя" темно-зеленого или серого цвета, разделенная тонкими полосками бледно-голубого и черно-зеленого цветов на боках фюзеляжа; низ - бледно-голубой. Капот двигателя и руль поворота окрашивались для быстрого опознавания в желтый цвет. Другой вариант камуфляжа был рассчитан на условия севера: верх самолета -белый с нанесенными на него темно-зелеными пятнами.
Воевавшие в составе Люфтваффе иностранные подразделения имели на вооружении самолеты, окрашенные по немецким стандартам. К таковым относились, например, 15-я (испанская) эскадрилья из состава JG 51, 13-я (хорватская) и 15-я (словацкая) эскадрильи из JG 52, 14-я хорватская отдельная истребительная эскадрилья и т.п.
Появившиеся в конце войны реактивные истребители имели разнообразную окраску. Так, например, первые Me 163, поступившие в специальное подразделение для войсковых испытаний Е.Kommando 16, были полностью окрашены в светло-голубой цвет. А такие же самолеты из состава JG 400 в основном несли стандартный сегментный камуфляж на верхних и боковых поверхностях, а снизу были бледно-голубыми, но иногда там встречались машины, у которых либо только вертикальное оперение камуфлировалось зелеными пятнами по бледно-голубому фону, либо все поверхности покрывались зелеными или серыми пятнами. Истребители Не 162 из состава эскадры JG 1 имели такой вид: верх темно-зеленый, низ - бледно-голубой.
Тяжелые истребители
В самом начале Второй мировой войны верхние и боковые поверхности тяжелых истребителей Bf 110 окрашивались в черно-зеленый цвет, а нижние - в бледно-голубой, причем граница разделения цветовых зон была четко выражена. С лета 1940 г. появился другой вариант окраски: стандартный сегментный камуфляж верхних поверхностей; бока фюзеляжа, испещренные пятнами обоих оттенков зеленого или серого; низ - бледно-голубого цвета.
Ночные истребители (Bf 110 и Ju 88) до 1942 г. были целиком черными, а обозначения на фюзеляже - серыми или красными. Однако черная окраска оказалась неэффективной в лунные ночи или в ярких лучах прожекторов средств ПВО. Поэтому после 1942 г. стали появляться машины, окрашенные полностью в бледно-голубой цвет, а затем самолеты с темно-серыми пятнами на бледно-голубом фоне верхних и боковых поверхностей. Проводились эксперименты с различными оттенками серого цвета. К июлю 1943 г. наиболее часто применявшейся схемой стала окраска полностью в серо-голубой цвет (RLM 76) с серыми (RLM 75) пятнами сверху. Форма и размеры пятен были разнообразны, все чаще стали применяться "волны".
В Африке и южных районах Советского Союза воевали истребители, имевшие пустынную окраску: верх песочного, а низ бледно-голубого цвета. Иногда поверх песочного фона наносились пятна зеленого или коричневого цвета.
Пикирующие бомбардировщики
Небольшое количество Ju 87A, воевавших в Испании в составе "Легиона Кондор", имело стандартную окраску бомбардировщиков того времени. Использовался трехцветный сегментный камуфляж для верхних и боковых поверхностей (темно-зеленый, ржаво-коричневый и светло-серый цвета), а низ окрашивался в бледно-голубой или светло-серый цвет. Затем стали поступать самолеты Ju 87B, камуфлированные по схеме: черно-зеленые верхние и боковые поверхности, низ -бледно-голубой. Эта окраска сохранялась и в течение 1940 — 1941 гг. на самолетах, воевавших в Европе и против СССР. Для быстрого опознавания использовался желтый цвет, в который окрашивались капоты двигателей, лента вокруг задней части фюзеляжа, нижняя поверхность законцовок крыла, а иногда и руль поворота. К концу войны на Восточном фронте, наряду с зеленым, применялись серый и коричневый цвета.
В Африке машины имели стандартную песочную окраску верхних и боковых поверхностей, при этом часто на этот фон наносились пятна оливкового или темно-коричневого цвета. Однако на этом театре встречалось много машин и с "европейским" камуфляжем.
Штурмовики
Первоначально штурмовики Hs 123A и Bf 109E имели черно-зеленую окраску верхних и боковых поверхностей и бледно-голубой низ. В желтый красились лента в хвостовой части, нижние поверхности законцовок крыла и капоты двигателей. Коки винтов были стандартного черно-зеленого цвета RLM 70, но в частях их перекрашивали в цвет эскадрильи (желтый, белый, красный, зеленый, голубой), которым покрывался или весь кок, или его носок, или полоса вокруг него. Лопасти винтов красились в тот же цвет RLM 70.
Применялся и вариант с окраской верха машин в темно-зеленый цвет. Позже стали появляться самолеты с сегментным или пятнистым камуфляжем с использованием обоих оттенков зеленого цвета. С 1943 г. против Англии применялись как штурмовики FW 190A, имевшие окрашенные в черный цвет нижние и боковые поверхности; на верхнюю поверхность крыла, горизонтального оперения и фюзеляжа наносился сегментный камуфляж. На всей верхней части капота двигателя были рассыпаны по серому фону темно-зеленые мазки. Существовал локальный вариант окраски штурмовиков, приспособленной к местным условиям и времени года: верх машины камуфлировался зелеными пятнами по песочному фону. Зимой применяли белые полосы по серому фону.
Бомбардировщики
В первые годы существования Люфтваффе бомбардировщики имели чаще всего полностью серебристый (RLM 01) или светло-серо-зеленый (RLM 02) цвет. Капоты двигателей или целиком мотогондолы, а также зализы, которые обычно загрязнялись маслом или выхлопными газами, покрывались черной полуматовой краской. Так, например, самолеты Ju 52/3m из эскадры KG 152 окрашивались в цвет RLM 02, а черными были капоты двигателей, носы фюзеляжей от двигателя до кабины пилотов, обтекатели основных стоек шасси и часть крыла в местах крепления моторов.
Основу парка К.88 "Легиона Кондор" в Испании составляли бомбардировщики Не 111В и Не 111Е, первоначально окрашенные в светло-серые тона. Однако в ходе боевых действий стало ясно, что самолеты, базировавшиеся на расположенных в непосредственной близости к фронту аэродромах, необходимо маскировать.
В конце 1936 г. на бомбардировщиках появился камуфляж. Верх самолета покрывался остроугольными маскирующими пятнами трех цветов - темно-коричневым (RLM 61), зеленым (RLM 62) и светло-серо-зеленым (RLM 02). Снизу самолет окрашивался в светло-голубой цвет (RLM 65). Особенностью данного камуфляжа были четко выраженные остроугольные пятна, обозначенные ломаными разграничительными линиями м">