Эксплуатация и боевое применение

 

Освоение военной техники

 

Перевооружение частей действующей армии на новый штурмовик предполага­лось производить путем отвода с фрон­та полков в Куйбышев, где дислоцирова­лась 1-я запасная авиабригада (заб) под командованием полковника А.И. По­дольского - главный учебно-тренировоч­ный центр штурмовой авиации - и нахо­дились заводы, выпускавшие самолеты Ил-10 и моторы АМ-42. В 1-й заб боевые полки должны были пройти курс пере­учивания и доукомплектоваться летным составом и самолетами до полного шта­та. Поэтому первыми стали переучивать самих инструкторов бригады. Они долж­ны были в кратчайшие сроки освоить но­вую технику, разработать необходимые инструкции и методические руководства по переподготовке частей действующей армии.

Еще в середине сентября весь летный и технический состав 2-й эскадрильи 5-го запасного авиаполка (зап) направили на заводы № 1 и № 24 для изучения Ил-10 и АМ-42, а также особенностей их экс­плуатации. Остальные эскадрильи про­должали работать по прежнему плану, но для них предусмотрели 82 часа занятий по новой технике.

Выбор 2-й эскадрильи обуславливался высоким уровнем летной подготовки ин­структорского состава. Обучение ее ус­пешно закончилось сдачей зачетов 15 октября 1944 г., и к концу месяца семь инструкторов во главе с командиром 5-го зап подполковником Беляковым уже са­мостоятельно вылетели на Ил-10.

К 31 октября 1944 г. полк получил пять серийных штурмовиков производства за­вода № 1, еще пять поступили на 178-ю авиатехническую базу.

Одновременно с 5-м зап к изучению новой материальной части приступил и 12-й зап, тоже входивший в эту же брига­ду. Схема переподготовки была единой: одна эскадрилья обучается с выездом на заводы, остальные осваивают новую технику параллельно с основной рабо­той. Здесь пионерами стали летчики 3-й эскадрильи. Ее летный и технический состав находился на предприятиях с 27 сентября по 20 октября 1944 г., но до по­летов дело дошло не скоро. Причиной стали частые аварии и катастрофы, слу­чавшиеся с Ил-10. Тогда еще не удалось справиться с пожарами в воздухе.

В частности, погиб командир 2-й эска­дрильи 5-го зап лейтенант Иванов. При перелете с завода на аэродром Муханово на его Ил-10, так же как это ранее случилось на машине заводского испы­тателя Ломакина, возник пожар. Пламя появилось в правом заднем карбюрато­ре. Иванов попытался дотянуть до аэро­дрома, но вскоре прогорела противопо­жарная перегородка и последовал взрыв верхнего бензобака...

Пока шло расследование и проводи­лись доработки, все полеты были запре­щены. Это нарушило планомерный ход подготовки инструкторского состава. В полном соответствии с утвержденными планами шла только «наземная» часть программы.

В ноябре 1944 г. на заводы прибыли одна эскадрилья и руководящий состав 10-го зап (командир подполковник К.Н. Холобаев) и первые строевые полки -78-й гвардейский штурмовой авиаполк (гшап) майора С.П. Варило и 108-й гшап подполковника О.В. Топилина.

До возобновления серийного выпуска Ил-10 с летным и техническим составом проводились занятия исключительно на земле. После сдачи зачетов полки пере­бросили на аэродромы, где с января 1945 г. начался практический курс. 78-й гшап проходил переучивание на базе 12-го зап в Чапаевске, а 108-й гшап - на базе 5-го зап на аэродроме Толкай око­ло станции Кинель.

Из-за приостановки производства и постоянных переделок уже собранных штурмовиков «десяток» в 1-й заб посто­янно не хватало. На 5 января 1945 г. там числились 45 Ил-10, в течение следую­щих двух недель поступило еще 65. В феврале пришли 83 машины, в марте -145, в апреле - 265 и в мае - 257 штур­мовиков. В общей сложности к 1 июля 1945 г. 1-я заб получила 1077 боевых Ил-10 и три учебно-тренировочных «де­сятки».

Командующий ВВС Приволжского воен­ного округа генерал-майор Игнатов по­ставил задачу в январе 1945 г. подгото­вить 78-й (21 экипаж) и 108-й (41 экипаж) гшап, 20 экипажей из 43-го и 50-го зап, 16 экипажей для перегоночных полков (1000, 245, 217-го и 620-го), 10 инспекто­ров по технике пилотирования для воз­душных армий и военных округов, а так­же весь постоянный состав запасной бригады (5, 10, 12-й зап и 850-й перего­ночный полк) - всего 137 человек.

Для ускорения темпов переучивания инструкторский состав запасных полков обязан был производить полеты на лич­ную тренировку только на Ил-10. Отде­лы по боевой подготовке полков с полу­чением программы наземной подготовки должны были немедленно приступить к составлению преподавательским соста­вом конспектов и к 5 января 1945 г. обо­рудовать классы необходимыми нагляд­ными пособиями. Согласно программе на изучение матчасти и сдачу зачетов отводилось 7 дней для летного состава, 12 дней - для технического и 4 дня - для воздушных стрелков. Затем следовали продолжение изучения Ил-10 и АМ-42 на заводах и ознакомление с конструк­тивно-производственными дефектами и эксплуатационными особенностями са­молета и мотора. Техническому составу отводилось два дня на изучение АМ-42 на заводе № 24 и три - на сам Ил-10 на заводах №1 и №18. Летному составу предоставлялось три дня для изучения матчасти, и только на одном из самоле­тостроительных заводов.

Летная часть программы переучива­ния включала один полет на проверку техники пилотирования на УИл-2 - на­лет 30 мин; 8 контрольно-провозных по­летов на УИл-2 - 48 мин; 6 самостоя­тельных полетов на Ил-2 (взлет, полет по кругу и посадка) - 36 мин; 10 само­стоятельных полетов по кругу на Ил-10 - 1 ч; 2 полета на самостоятельное уп­ражнение (максимальный угол набора высоты, виражи с креном 30° - 60°, бое­вые развороты, спираль с креном 30° с высоты 1000 - 1500 м) - 1 ч; один полет на полигон для стрельбы и бомбомета­ния по наземной цели - 30 мин; один по­лет по маршруту в составе пары с бом­бометанием и стрельбой на полигоне -50 мин; один полет на бомбометание и стрельбу в составе звена - 30 мин; два полета по маршруту в составе шестерки с заходом на полигон в боевом порядке «пеленг», после бомбометания оборо­нительный круг - 1 ч 40 мин. В общей сложности программа переучивания предусматривала 17 полетов на Ил-10 с налетом 5 ч 30 мин на каждого пилота.

Как это обычно бывает, начальству за­хотелось побыстрее испытать новый са­молет в деле, в связи с чем планомер­ная подготовка летного и технического состава была нарушена. Уже в первых числах января 1945 г. по личному распо­ряжению заместителя начальника Управ­ления формирования и комплектования ВВС полковника Бронштейна 78-му гшап надлежало срочно завершить переучи­вание и убыть в действующую армию в состав 2-й гвардейской штурмовой авиадивизии (гшад) 16-й воздушной ар­мии.

К этому времени пилоты полка имели налет на Ил-10 всего 57 мин и по шесть посадок. На боевое применение никто не вылетал. Полк срочно пополнили до штата молодыми летчиками и укомплек­товали 20 Ил-2 и 15 Ил-10. 10 января 1945 г. переучивание официально закон­чилось, и уже через два дня полк был признан готовым к отправке на фронт. Отбытие назначили на 12 января. Одна­ко долго не было годных к перелету са­молетов, к тому же полк решили до­укомплектовать «десятками» до полного штата (но этого так и не было сделано). Затем ждали погоду. Только 21 января первый эшелон в составе 20 Ил-2 и 11 Ил-10 смог вылететь к месту назначе­ния. Второй эшелон - 10 экипажей на Ил-10 - отправился на фронт на следу­ющий день.

Фактически 78-й полк был не готов к боевым действиям на новом штурмови­ке. В то же время тот летный состав, ко­торый прибыл с передовой на переучи­вание, имел солидный боевой опыт. Не­плохо были подготовлены и молодые пилоты, но на Ил-10 они вообще не ле­тали.

До места назначения, аэродрома Шрода, 16 экипажей во главе с командиром полка добрались 26 марта. Остальные подтянулись к 11 апреля. Надо отдать должное командованию воздушной ар­мии и 2-й гшад. Выяснив реальную го­товность полка к боевым действиям, они мудро решили полк в бой пока не вво­дить, дабы не подорвать веру в новый штурмовик и не нести напрасные поте­ри, а дать летчикам полноценно подгото­виться, а также завершить перевооруже­ние части на Ил-10. В течение всего ап­реля в 78-м интенсивно занимались вво­дом в строй молодого летного состава, не прошедшего в Куйбышеве переучива­ния на новый штурмовик, и тренировкой «стариков». В это время во Львове при­нимали и собирали Ил-10. Машины за­тем перегонялись на базу наиболее под­готовленными летчиками полка. Имев­шиеся Ил-2 передавались в другие час­ти дивизии.

К 1 мая 1945 г. в составе 78-го гшап на­ходилось 18 Ил-10, пара Ил-2, один УИл-2 и один По-2. Считалось, что к бое­вым действиям подготовлены все летчи­ки (43 человека), так как молодежь уже самостоятельно вылетала на Ил-10.

Однако к этому времени война подо­шла к концу, и 78-й полк в бой так и не вступил.

108-й гшап, так же как и 78-й, бы пере­учен на Ил-10 в январе 1945 г. Акт от 21 января констатировал, что полк «в составе 41 летчика подготовлен к перелету на фронт на Ил-10 днем в простых метео­условиях». Летный состав был подготов­лен несколько лучше, чем в 78-м полку. Налет на Ил-10 составлял в среднем 2 ч 58 мин (10 посадок), в том числе около 2 ч в тренировках на боевое примене­ние. Весь летный состав полка уже полу­чил боевой опыт, воюя на штурмовиках Ил-2.

Поскольку предполагалось, что в этом полку пройдут войсковые испытания но­вого самолета, то пополнению полка техникой уделили самое пристальное внимание. Штурмовики отбирались из числа имевших наименьшее количество производственных и конструктивных де­фектов и тщательно проверялись как заводскими бригадами, так и техничес­ким составом части. В общей сложности полк получил 42 Ил-10, в том числе 37 производства завода № 18 и 5 выпуска завода № 1.

Отлет на фронт назначили на 2 фев­раля. Чтобы ускорить перебазирование полка, инженеры и техники летели вме­сто стрелков, которых насчитывалось в полку всего 7 человек, и должны были самостоятельно готовить машины на всех промежуточных аэродромах.

Несмотря на тщательность подготов­ки перелета, он закончился неудачей.

В последний момент сменили первый промежуточный пункт. Вместо аэродро­ма Разбойщина следовало лететь в Багай-Барановку. Летный состав к новому маршруту подготовиться должным об­разом не успел.

Первая группа из пяти машин, лидируемая капитаном Сироткиным, добра­лась до нового аэродрома благополуч­но. Из второй (семь Ил-10) долетела только четверка во главе с ведущим группы капитаном Зиновьевым. Звено младшего лейтенанта Мазура оторва­лось от группы сразу же. Летчики заблу­дились и, выработав горючее, сели в по­ле. В итоге - одна авария и одна полом­ка. Третья группа из 10 Ил-10 (ведущий капитан Железняков) долетела до Балаково и возвратилась из-за плохой пого­ды. На обратном пути младший лейте­нант Кирюшкин совершил вынужденную посадку - отказал мотор. Его самолет был поврежден. Лейтенант Максимов выработал горючее и потерпел аварию в районе Чапаевска. Младшему лейте­нанту Юдаеву пришлось садиться на одно колесо - не вышла вторая стойка. Четвертая группа во главе с капитаном Новиковым (четыре Ил-10) тоже верну­лась и приземлилась в Чапаевске. Та­ким образом, из 26 самолетов, вылетев­ших с аэродрома Толкай, на место назначения прибыли девять. После разби­рательства и принятия мер 108-й гшап в два приема - 9 и 20 февраля убыл-таки полным составом в действующую ар­мию. Кроме этого, 25 января на стажи­ровку во 2-ю воздушную армию отпра­вилось на Ил-10 звено от управления бригады.

В феврале 1945 г. планировалось пе­реучить на Ил-10 уже пять полков (571, 809, 723-й шап и 118-й и 132-й гшап) и 120 отдельных экипажей. Прибывшие части по своей подготовке и боевому опыту даже несколько превосходили две первые. Однако, если январский план бригада выполнила на 91%, то фев­ральский был провален полностью -48%. Качество стрельб и бомбометания на полигоне оценили как неудовлетво­рительное. При этом число летных про­исшествий возросло почти в два раза -21 против 10 в январе. Несмотря на оби­лие недостатков у Ил-10, летных проис­шествий по вине техники было все же немного и в сравнении с уже освоенным и проверенным Ил-2 «десятка» по абсо­лютным показателям официальной ста­тистики выглядела не так уж и плохо.

Командование бригады объяснило срыв подготовки перебоями с горючим и плохой погодой. Однако думается, что причина состояла в неорганизованности учебно-боевой работы, неоднократно отмечавшейся в различных документах штаба ВВС ПриВО и отчетах самой бри­гады. Она объяснялась высокой текуче­стью кадров. Наиболее подготовленные офицеры, как правило, тяготились штабной работой, стремились на фронт и своего добивались.

Реально в феврале на Ил-10 удалось переучить только один полк - 571-й под­полковника М.И. Безуха. Следующим достиг готовности 118-й гшап подпол­ковника Верещинского. Он закончил программу переподготовки 2 марта. Но получение недостающих самолетов за­тянулось до середины марта. В резуль­тате оба полка убыли на фронт одновременно, двумя группами: 19 марта вылетели 42 экипажа 118-го гшап и 41 -из 571-го шап, а 20 марта - четыре из 118-го гшап (один на Ил-10 и три - поез­дом) и один экипаж 571-го шап (летом). В следующем месяце на фронт на­правили сразу семь полков на новых штурмовиках (7, 59, 75-й и 132-й гшап и 723, 899-й и 995-й шап) - в общей слож­ности 192 летчика. В апреле началась подготовка полков для 7-го штурмового авиакорпуса (шак) резерва Верховного Главного Командования. С 5 по 24 ап­реля к переучиванию приступили 686, 947-й и 232-й шап из 289-й шад и 503, 806-й и 807-й шап из 206-й шад. Четыре из них завершили подготовку в мае, но на фронт их не отправили. Согласно до­кументам полки этого корпуса проходи­ли тренировку для участия в параде на Красной площади по случаю победы над Германией.

Таким образом, к 1 мая 1945 г. 1-й заб было переучено и отправлено в действу­ющую армию в общей сложности 11 пол­ков на Ил-10, из которых большая часть так и не успела попасть на передовую. По состоянию на 10 мая в составе воз­душных армий фронтов насчитывалось 120 исправных и 26 неисправных Ил-10. Кроме этого, дюжина «десяток» име­лась в морской авиации.

 

На Советско-Германском фронте

 

Как следует из архивных документов, в боевых действиях против немцев успе­ли принять участие только три полка -571-й шап, 108-й и 118-й гшап. При этом дольше всех и интенсивнее всех воевал первый. Да и бои ему достались самые тяжелые.

Перелет 571-го шап к месту постоян­ного базирования на аэродроме Щигловице (Польша) в целом успешно завер­шился 9 апреля 1945 г. Из 42 самолетов до фронта долетели 35. Две «десятки» были разбиты и списаны, три вынужден­но сели в районе Юзефув (из них два требовали списания), одна - в Борисоглебске и одна - в Кракове.

Сразу же по прилету командир полка подполковник Безух получил приказ ко­мандира 224-й шад генерал-майора Котельникова «немедленно приступить к вводу полка в боевую работу согласно плана». До 14 апреля включительно лет­ный состав занимался наземной подго­товкой и учебно-тренировочными поле­тами. При этом каждый летчик выполнил по одному полету на полигон на бомбо­метание и стрельбу по наземной цели. На этой стадии вышли из строя три штурмовика (в том числе два - после вынужденных посадок).

Боевые действия полк начал 15 апре­ля с нанесения ударов по войскам и тех­нике противника в районе Свобода, Путс, Янарице, Штепанковице, Радунь, Подвисов, Хваликовице, Ольда, Сухе Лазце. Действовали группами по 8 - 15 штурмо­виков под прикрытием 4-8 истребите­лей Як-3 и Як-9 из 112-го гиап. Всего в те­чение дня полк выполнил 73 самолето­вылета. Главным образом использова­лись небольшие - 50-кг фугасные и 25-кг осколочные бомбы, поэтому средняя бомбовая нагрузка на один самолетовылет составила всего 224 кг.

По наблюдениям экипажей были унич­тожены или повреждены 21 автомаши­на, 2 орудия полевой артиллерии, 1 ми­нометная батарея, создано 7 очагов по­жаров и подавлена 1 зенитная батарея противника. У целей самолеты встретились с сильным огнем малокалиберной зенитной артиллерии, в результате кото­рого был подбит Ил-10 младшего лейте­нанта В.И. Кудрявцева. На самолете бы­ла повреждена пневмосистема шасси и перебиты тяги управления элеронами. Воздушный стрелок сержант Н.П. Сумряков был убит. Несмотря на серьезные повреждения машины, летчик сумел до­тянуть до своего аэродрома. Однако на посадке шасси вышло не полностью и при касании о землю самопроизвольно сложилось. Штурмовик развернуло вле­во и понесло на стоянку самолетов. Скользя на фюзеляже, Ил-10 врезался в бензозаправщик. От удара отлетела кон­соль крыла вместе с центропланом. Шо­фер погиб, а летчик и стоявший рядом с автомобилем солдат получили ранения. Самолет списали.

В течение дня четыре группы штурмо­виков встречались с немецкими истре­бителями и вели с ними воздушные бои. Так, группа в составе 13 Ил-10 (ведущий майор Зацепа) в сопровождении шести Як-3 наносила удар по позициям артил­лерии в районе Свобода. Когда наши делали второй заход, выше их появи­лись 9 истребителей FW 190, которые, разделившись на пары, атаковали штур­мовики. «Яки» сопровождения вовремя заметили опасность и сорвали первую атаку «фоккеров». Экипажи Ил-10, осво­бодившись от бомб, прекратили обстрел наземных целей и теснее сомкнули круг. Немцы попробовали повторить нападе­ние, но дружный огонь стрелков и актив­ные действия истребителей прикрытия сорвали их планы. При этом в ходе боя «якам» удалось свалить один FW 190.

Два часа спустя три «мессершмитта» попытались атаковать дюжину Ил-10 (ведущий майор Бочкарев), которые под прикрытием шести Як-3 бомбили авто­машины противника в районе Пусте, Якартице. Штурмовики находились в бое­вом порядке «круг». Однако атака была сорвана нашими истребителями при­крытия. Немцы вышли из боя с правым разворотом и больше не показывались. Во второй половине дня произошли еще два боя. В обоих случаях штурмовики потерь не имели.

Первый Ил-10 пострадал от немецких истребителей 17 апреля. Пилоты «яков» слишком поздно заметили пару Bf 109, заходящих снизу-сзади на ведущего группы штурмовиков и его ведомого. Для воздушных стрелков атака также оказалась неожиданной. В результате на Ил-10 ведомого, младшего лейтенан­та Коротаева, пулеметно-пушечным ог­нем были разбиты киль и руль поворота, в нескольких местах пробиты левая кон­соль крыла и кабина стрелка. Стрелок младший сержант Бабиков получил ра­нения. Выполнив одну-единственную атаку, «мессеры» вышли из боя.

Воздушные бои велись также 20 и 21 апреля. Высокая активность вражеских истребителей и зенитной артиллерии объясняется важностью для немецкого командования района Моравска-Острава. Во всех случаях нападение осуще­ствляли одна-две пары или шесть - де­вять самолетов, которые пытались про­вести одну неожиданную, но результа­тивную атаку, используя для маскировки солнце и облачность. В затяжные бои немецкие пилоты старались не ввязы­ваться. Авиационные гранаты АГ-2 ни в одном из воздушных боев экипажами штурмовиков не применялись.

При появлении истребителей против­ника Ил-10 становились в оборонитель­ный круг. Дистанция между самолетами в круге из шести - восьми машин со­ставляла 200 - 300 м. При попытке ата­ковать штурмовики, ведомые энергич­ным отворотом на 30 - 45° в сторону ис­требителей, отражали атаки и затем легко возвращались на свое место в строю за счет «запаса скорости, манев­ренности и легкости в управлении».

Пилоты Люфтваффе искусно взаимо­действовали со своими зенитчиками. Как правило, противник огнем зенитной ар­тиллерии пытался разбить строй группы штурмовиков, чтобы истребители имели возможность атаковать отдельные само­леты. И наоборот, истребители имитиро­вали атаки на штурмовики, заставляя по­следних сближаться, что облегчало рас­четам на земле ведение огня.

Фронтовой дебют Ил-10 был доста­точно успешным. 27 апреля за отличную работу на поле боя в районе Тржебовице и Поруба 571-й шап получил благо­дарность от командующего 60-й армией генерала П.А. Курочкина.

30 апреля оказался самым интенсив­ным боевым днем для полка. Группами по 8 - 12 самолетов штурмовики в со­провождении шести - восьми истреби­телей Ла-5 из 181-го иап выполнили в общей сложности 115 самолето-выле­тов. Это был своеобразный рекорд. Ни один штурмовой полк на Ил-10 столько боевых вылетов в течение одного дня не совершал.

Удары наносились в районе Моравска-Острава, Старабела, Витковице, Прошивау, Грушов, Якловице. Первая группа в составе 12 Ил-10, которую вел майор Зацепа, в полдесятого утра ата­ковала войска противника около Витко­вице. Подойдя к цели, экипажи замкнули круг и произвели холостой заход для уточнения расположения немцев и сво­их войск. Получив дополнительное це­леуказание от станции наведения «Бе­реза», группа завертела «колесо». Ата­ки выполнялись одиночными самолета­ми с высоты 800 - 600 м со снижением до 200 м. Угол пикирования 25° - 35°. Всего сделали пять заходов. На отходе «Береза» передала летчикам благодар­ность наземного командования.

За первой группой последовали выле­ты еще дюжины. Последней поднялась в воздух группа старшего лейтенанта Смирного в составе 12 Ил-10. На подхо­де к месту назначения группу по радио перенацелили на железнодорожный мост через Одру, находившийся юго-за­паднее Грушова. Бомбили с пикирова­ния под углами 40° - 45°. Сброс осуще­ствлялся на выходе из пикирования с высоты 400 - 450 м. Использовались бомбы ФАБ-100. Согласно документам полка, после трех заходов мост был раз­рушен прямыми попаданиями. Всего же в течение дня удалось уничтожить и по­вредить 12 автомашин, 4 бензовоза, 1 зе­нитное орудие и 2 полевых, 4 миномета, 1 паровоз, 4 железнодорожных вагона и уже упоминавшийся мост.

5 мая экипажи 571-го шап при нанесе­нии ударов по немецким войскам на дорогах в районе Рауч, Шенвальд, Альвассер, Либау, Хоф, Дейч, Лоденит встрети­лись с особенно сильным противодейст­вием вражеских зенитчиков. Две «де­сятки» были сбиты, их экипажи погибли. К исходу дня в полку осталось 30 само­летов.

Первые месяцы боевого применения Ил-10 сопровождались многочисленны­ми отказами агрегатов и систем: карбю­ратора, бензосистемы и свечей; наблю­дались тряска мотора на всех режимах работы, течь масляных и водяных ради­аторов. По мнению механиков, доступ к свечам и некоторым другим агрегатам и узлам мотора был крайне неудобен. На­пример, замена карбюратора и последу­ющая отладка двигателя отнимали до 30 - 33 ч.

Постоянно рвались тросы бомболюков, створки деформировались при за­грузке мелких бомб и повреждались при сбросе крупных. Обшивка консолей и центроплана, а также заклепки не вы­держивали нагрузок. Листы шли волной, заклепки срезались и выпадали. Лома­лись складывающиеся подкосы шасси и обтекатели хвостового колеса.

Удивительно, но техническому соста­ву все же удавалось поддерживать бое­готовность на уровне, обеспечивавшем выполнение поставленных задач. Еже­дневная готовность самолетов в сред­нем достигала 72,8% состава.

Последним днем войны для летчиков 571-го стало 8 мая. Он оказался и са­мым драматичным. Командир 224-й шад поставил задачу нанести в течение дня полным составом полка три удара в рай­оне Кржелов, Пржикази, Унговице, Льштадт, Синице. Планирование боевых вылетов выполнялось исходя из нали­чия к вечеру 7 мая 27 боеготовых Ил-10, которые разбили на три группы по де­вять самолетов. Предполагалось, что группы будут вылетать с интервалами в 15-30 мин. Затем следовал двухчасо­вой перерыв, и все повторялось заново. Планировалось выполнить 88 самолето­вылетов. Прикрытие обеспечивалось ис­требителями 181-го иап.

День открыла восьмерка штурмови­ков старшего лейтенанта Смирнова. Их сопровождали шесть Ла-5. На подходе к цели задание уточнили - бомбить вой­ска и технику в районе Кржелова. Замк­нув левый круг, Ил-10 совершили холос­той заход. Убедившись в наличии про­тивника в окопах юго-восточнее Крже­лова и автомашин в самом населенном пункте, группа приступила к штурмовке. Атаки производились с высоты 1200 м под углом пикирования 25° - 30°. Стрельба из пушек и пулеметов осуще­ствлялась с дистанции 400 - 500 м, бом­бометание - на выходе из пикирования с высоты 400 - 450 м.

После выполнения шести заходов Смирнов дал команду уходить, так как боекомплект был полностью израсходо­ван. Но станция наведения «Белка-12» попросила произвести еще два холос­тых захода: «Пехота переходит в атаку, поддержите». Штурмовики не отказали и получили с земли благодарность. При возвращении домой им встретились два «мессершмитта», но атаковать немцы не решились.

В середине дня на восьми самолетах неожиданно вышли из строя моторы, причем в трех случаях - в воздухе. Лей­тенант Китайгородский и младшие лей­тенанты Прищепа и Титов совершили вынужденные посадки вне аэродрома. Впоследствии их «десятки» были списа­ны.

Осмотр двигателей показал, что при­чиной является разрушение крыльчатки нагнетателя. Массовый выход из строя техники поставил под угрозу выполнение полком боевой задачи. Но комдив Ко­тельников потребовал вне зависимости от обстоятельств обеспечить производ­ство всех запланированных на день вы­летов. В итоге наиболее опытным летчи­кам пришлось вылетать по пять раз.

Уже на исходе дня из штаба дивизии пришло приказание: «Подготовить и вы­делить группу из 9 Ил-10 для нанесения бомбоштурмового удара по отступаю­щему противнику по дорогам в районе Синице». Через 15 минут группа стар­шего лейтенанта Белова поднялась в воздух. Еще через три минуты к штурмо­викам пристроились истребители со­провождения.

Лететь пришлось в густой дымке. Но на цель вышли точно и произвели атаку «с хода». Под самолетами была «длин­ная, с небольшими интервалами цепоч­ка движения автомашин, повозок, артил­лерии» - не промахнешься. Так поздно немцы не ожидали налета советских штурмовиков, зенитного огня не было. Самолеты прочесали дорогу несколько раз. По докладам экипажей было унич­тожено и повреждено до 20 машин и соз­дан большой очаг пожара.

На свой аэродром возвращались уже в сумерках. На подходе Белов подал ко­манду ведомым: «Посадка с зажженны­ми фарами». К этому времени на поле зажгли факелы и ракеты. Летчики, не имевшие до этого опыта боевой работы ночью, благополучно произвели посадку. На этом боевая работа 571-го шап в Великой Отечественной войне закончи­лась.

Прибывшая на следующий день из штаба 8-й воздушной армии комиссия приказала снять моторы с четырех на­угад выбранных Ил-10. Картина была одна и та же: валы крыльчаток имели большой износ, в корпусах нагнетателей обнаружили пыль и песок. 21 мая при­ехала комиссия из Москвы, для которой демонтировали и разобрали еще два двигателя. В них нашли то же самое. Эксплуатацию самолетов запретили. Полк полностью потерял боеспособ­ность. Что было бы, если бы война про­должилась?

Два других упомянутых выше штурмо­вых полка провоевали значительно меньше. Из 42 экипажей 108-го гшап, вылетевших к месту постоянного бази­рования, на аэродром Шпроттау в Силезии, сумели добраться только 25. При этом на посадке у Ил-10 старшего лей­тенанта Афанасьева сломался костыль. Самолет на пробеге развернуло влево, в результате снесло шасси, была по­вреждена правая плоскость, погнут винт, а в капюшоне вала редуктора об­разовалась трещина. Машину отправи­ли в ремонт. В тот же день в Шпроттау прибыл и наземный эшелон полка в со­ставе штаба, технического персонала и воздушных стрелков. Полк вошел в 6-ю гшад 2-й воздушной армии.

Пока на фронте было затишье, реши­ли потренировать в боевом применении как «стариков», так и молодое пополне­ние. С 5 апреля приступили к усиленной отработке приемов ударов по наземным целям, а также к тренировкам в технике пилотирования. В течение одного дня в среднем выполнялось 20 - 30 полетов.

Для поднятия авторитета нового штурмовика командование организова­ло показательный воздушный бой Ил-10 с истребителем Ла-5ФН. Штурмовик пи­лотировал капитан А.И. Сироткин, а «лавочкин» - летчик 5-го гиап (тоже ба­зировавшегося в Шпроттау), Герой Со­ветского Союза капитан В.И. Попков, сбивший к этому времени 37 немецких самолетов.

Сироткин позже вспоминал: «Первым упражнением по согласованной про­грамме была погоня истребителя за штурмовиком при крутом планировании. Набрали высоту две тысячи метров, на­чали. Я дал газ мотору и понесся к зем­ле, как с крутой, градусов 40, горы. «Ла­вочкин» от меня отстал. Далее мы вы­полняли горку с набором высоты. На удивление всем, и здесь вначале я опе­режал «Ла-пятый», но вскоре он меня догнал и обошел. Затем мы демонстри­ровали бой на виражах и выполнение различных фигур высшего пилотажа. Как Попков ни старался, но его «Ла-пятому» редко удавалось зайти мне в хвост для атаки. Зато и мой стрелок, и я несколько раз ловили его в перекрестья своих прицелов. После проявления пленки фотокинопулеметов, которыми мы «воевали» в том полете, было уста­новлено, что по «Ла-пятому» несколько раз прошлись очереди нашего оружия. Конечно, из сказанного нельзя делать вывод, что штурмовик Ил-10-й превос­ходил истребитель Ла-5 по скорости и маневренности. Но этот бой показал, что новый штурмовик уверенно может постоять за себя и в воздушном бою с немецкими истребителями».

Боевые действия 108-й гшап начал 16 апреля 1945 г. на Берлинском на­правлении. В этот же день прибыли от­ставшие восемь экипажей. В войсковых испытаниях приняли участие 34 Ил-10.

Командование дивизии поставило за­дачу работать полным составом полка в районе населенных пунктов Эйло, Тосда, Роггозен и по дорогам от Койне на за­пад. Боевые вылеты выполнялись груп­пами по восемь-девять самолетов под прикрытием истребителей. Первой под­нялась в небо группа капитана Новикова в составе девяти экипажей. За ней по­следовали восьмерки капитана Железнякова и майора Жигарина.

Ввиду плохой видимости в районе це­лей все группы выполняли полет на вы­соте 1200 - 800 м, а затем атаковали с пикирования под углом 25° - 30° со сбросом бомб с высоты 600 - 400 м. За­тем врага обстреливали из пушек и пу­леметов. Израсходовали 47 стокило­граммовых «фугасок», 47 ФАБ-50, 940 снарядов к пушкам ВЯ-23 и 3000 патро­нов к пулеметам ШКАС. Результатов на­летов экипажи не наблюдали из-за дым­ки и пожаров. Встреч с истребителями противника не было. Отмечался лишь слабый огонь МЗА близ Роггозена и Эй­ло, в результате которого один самолет получил пробоины в плоскости.

К сожалению, следующий день не обошелся без потерь. Самолеты пошли на штурмовку немецких войск близ Гре­ча, Хайнесбрюка и Вейсача. Их встре­тил сильный зенитный огонь. Из первой группы не вернулся экипаж лейтенанта Михайлова. Во второй младший лейте­нант Маклаков совершил вынужденную посадку: примерно в 20 км от аэродрома Охельхермсдорф на его самолете мо­тор начал давать перебои. Летчик про­должил полет, пытаясь дотянуть до по­лосы, но двигатель остановился. Макла­ков сел прямо на лес. Ил-10 был разбит и восстановлению не подлежал. Ране­ных летчика и стрелка отправили в гос­питаль.

18 апреля полк наносил удары по жи­вой силе и технике противника в районе Мадлов, Гросс-Оссинг, Шеферберг и Клейн-Деберн. Экипажи насчитали 12 взрывов большой силы и очагов пожа­ров, а также до 13 горящих автомашин. Две группы имели встречи с истребите­лями FW 190, которые, однако, ушли в облачность.

На следующий день 108-й гшап «от­метился» ударом по своим. Восьмерка Ил-10 атаковала войска, двигавшиеся по дороге в районе Шорбуса. В ответ по­летели сигнальные ракеты. Ведущий снизился до бреющего. Оказалось, что войска свои. По счастью, пять экипажей бомб не сбросили, а ведущее звено слегка промазало. Обошлось без жертв.

На шестой день участия в боевых действиях был сбит самолет младшего лейтенанта Кутьева. В него попал зе­нитный снаряд среднего калибра. По докладам экипажей, у штурмовика ото­рвало плоскость, он перешел в штопор и взорвался при ударе о землю. В этот же день имел место первый и единст­венный воздушный бой. На пути следо­вания к цели семерки капитана Сироткина крайний в строю штурмовик неожи­данно был атакован парой FW 190. Ата­ка производилась одновременно снизу и сверху. Ил-10 получил шесть пробоин в крыле. Стрелки отогнали немцев. Больше истребители противника летчи­кам полка вообще не попадались.

В этот же день, 20 апреля, не вернул­ся с боевого задания экипаж младшего лейтенанта Древаля, вылетевший в со­ставе десятки Ил-10 для нанесения уда­ра по артиллерийским позициям на се­веро-восточной окраине Коттбуса. По докладам экипажей, самолет Древаля загорелся над целью в результате пря­мого попадания малокалиберного зенит­ного снаряда. Летчик стал тянуть на свою территорию. У шоссе Кляйн-Лисков из самолета выбросился один пара­шютист. Штурмовик врезался в землю в полукилометре от шоссе и взорвался.

Вернувшийся через несколько дней в часть Древаль рассказал, как развива­лись события. На маршруте к цели мо­тор стал перегреваться. Принимая ме­ры для его охлаждения, Древаль вместе с группой долетел до Коттбуса. На выхо­де из атаки мотор стал давать сильные перебои, из патрубков показался белый дым, который начал проникать в кабину. Древаль развернул самолет на юго-вос­ток и предпринял попытку планировать на свою территорию. Когда в кабине по­явилось пламя, летчик дал команду стрелку прыгать и сам оставил самолет. Спускаясь на парашюте, он наблюдал взрыв, а после приземления потерял со­знание. Пришел в себя, когда немецкие солдаты снимали с него парашют. Затем были плен, побег в ночь с 28 на 29 апре­ля, счастливая встреча с пехотинцами из 77-й стрелковой дивизии и радостное возвращение в родной полк 1 мая.

Последние боевые потери полк понес 30 апреля. Во второй половине дня три четверки Ил-10 штурмовали немецкие части, окруженные у населенного пунк­та Барут. Они бомбили и обстреливали их с пологого пикирования. С земли вел­ся интенсивный огонь из крупнокали­берных пулеметов. «Десятка» младше­го лейтенанта Городецкого уже на пер­вом заходе получила повреждения. Го­родецкий «отвалил» от цели со сниже­нием и ушел в западном направлении. За самолетом тянулся шлейф белого дыма. Больше его никто не видел, судь­ба экипажа осталась неизвестной.

Во время атаки третьей четверки зе­нитным огнем был подбит Ил-10 млад­шего лейтенанта Кузьмина. Мотор стал давать перебои. Из патрубков пошел белый дым, упало давление масла. Но Кузьмин вышел из боевого порядка только после выполнения задания, а за­тем сел на вынужденную у населенного пункта Приров. Экипаж целым и невре­димым 2 мая возвратился в полк. Само­лет же пошел в ремонт.

Всего в период с 16 по 30 апреля лет­чиками 108-го гшап было уничтожено два и повреждено четыре немецких тан­ка, уничтожено четыре бронетранспор­тера, сожжено 60 и повреждено свыше 100 автомашин, уничтожено четыре орудия полевой артиллерии, обстрелян и поврежден бронепоезд, уничтожено до 50 повозок с грузами, создано около 15 очагов пожаров, подавлен огонь двух батарей зенитной артиллерии. Соглас­но официальным данным, безвозврат­ные боевые потери полка составили три самолета, из которых один был сбит ог­нем зенитной артиллерии противника и два - не вернулись с боевого задания. Погибли два летчика и четыре воздуш­ных стрелка. Кроме этого, от огня зенит­ной артиллерии получили повреждения семь машин. Небоевые потери - четыре штурмовика, из них три - из-за отказа мотора.

Боевое использование штурмовика затруднялось низкой надежностью мо­тора АМ-42. Частый выход двигателей из строя вызывало отсутствие в системе забора воздуха противопыльного филь­тра. После подсыхания летного поля моторы, которые к этому времени нара­ботали от 30 до 50 часов (так сказать, первый «критический» рубеж), начали буквально сыпаться. В итоге, к вечеру 30 апреля в полку насчитывалось всего 11 боеспособных самолетов. Осталь­ные 18 «десяток» требовали ремонта. Еще одна неделя боев, и летать было бы не на чем. Собственно, так и получи­лось. В мае полк ни боевой, ни учебно-боевой работы уже не вел, а занимался ремонтом неисправной материальной части и получал новые машины.

Под самый занавес войны, а именно 8 мая 1945 г., свой первый боевой вылет на Ил-10 выполнили экипажи 118-го гшап. На месте назначения, в Шауляе, полк собрался только к 19 апреля 1945 г. Имея 40 самолетов Ил-10, он вошел в 225-ю шад 15-й воздушной армии. В Ша­уляе летный состав приступил к интен­сивной подготовке по программе, утвержденной командиром дивизии пол­ковником Корнуковым. К началу боевых действий из общего числа имевшихся в наличии экипажей только четыре не за­кончили программу по вводу в бой.

В течение своего первого и единст­венного боевого дня полк наносил уда­ры по войскам и технике противника в районе Кандавы. Работали четверками, без прикрытия, считая, что высокая ско­рость и маневренность «десятки» обес­печат защиту в случае нападения не­мецких истребителей. Всего полк выполнил 60 боевых самолето-вылетов. Безвозвратные потери составили три Ил-10, из которых один был сбит истре­бителями и два - огнем зенитной артил­лерии.

Во втором вылете полка, во второй половине дня, четверка Ил-10 при выхо­де из атаки встретилась с двумя парами FW 190. Лейтенант Т.С. Лозовой отстал от группы и стал уходить от истребите­лей с набором высоты, чего делать, ко­нечно же, было нельзя. Непроститель­ная ошибка для пилота, совершившего 81 боевой вылет на Ил-2. Остальные штурмовики завязали бой на виражах, «фокке-вульфы» бросили их и атакова­ли одинокий самолет Лозового. Они за­шли на него сбоку, снизу и сверху. Со­ветский пилот маневрировал, стреляя из пушек и пулеметов. После двух-трех атак немцев одинокий «ил», беспоря­дочно падая, врезался в дома внизу.

Другая четверка штурмовиков на вы­ходе из атаки была обстреляна сильным огнем МЗА. В результате «десятка» младшего лейтенанта В.Ф. Малахова получила прямое попадание. Снаряд пробил поддон мотора, который начал давать перебои, а затем загорелся. Группа выполнила энергичный противо­зенитный маневр и перешла в бреющий полет. Пилот подбитого самолета стал выбирать место для вынужденной по­садки. Малахову удалось приземлиться на фюзеляж в районе Занти (в 15 км юго-западнее Кандавы). Экипаж полу­чил ушибы, но остался цел, а самолет был разбит и ремонту не подлежал. Примерно в аналогичной ситуации поте­ряли Ил-10 младшего лейтенанта Альмухамедова, совершавшего свой пер­вый боевой вылет. Летчик посадил по­врежденную машину в 30 км юго-восточ­нее Шауляя. Позднее этот штурмовик разобрали на запчасти.

Несмотря на относительно большие боевые потери, новые штурмовики, по отзывам летчиков 118-го гшап, зареко­мендовали себя как надежные и до­вольно эффективные боевые самоле­ты. Решение использовать их без при­крытия истребителями во многом оказа­лось оправданным. Примером здесь мо­жет служить воздушный бой, который провел утром 8 мая экипаж старшего лейтенанта П.М. Однобокова (воздуш­ный стрелок сержант Н. Аверков).

Все было как обычно. На выходе из атаки ведомые отстали от ведущего.

В результате Ил-10 Однобокова ли­шился огневой поддержки и сразу же был атакован сзади-сверху парой FW 190. Вовремя заметив противника, Однобоков резко сбросил газ, и очередь немецкого истребителя, слегка зацепив штурмовик, прошла мимо, а следом за ней впереди оказался и сам «фоккер» - пушечная очередь Ил-10 стала для пи­лота Люфтваффе роковой. Не подкачал и воздушный стрелок сержант Н. Аверков. Метким огнем из пулемета он под­бил вышедший в атаку ведомый FW 190. «Фокке-вульф» задымил, отвернул и со снижением ушел в сторону своих пози­ций...Но экипажу засчитали только одну победу.

Такова была боевая судьба трех пол­ков, которым довелось применить Ил-10 на советско-германском фронте. В об­щей сложности за период с 15 апреля по 8 мая 1945 г. экипажи 571-го шап, 108-го и 118-го гшап выполнили 1019 боевых самолето-вылетов. Из этого чис­ла 735 самолето-вылетов приходится на 571-й шап и 224 - на 108-й гшап.

Все боевые вылеты выполнялись только в простых метеоусловиях. В сред­нем в течение дня полки выполняли 30 -32 самолетовылета группами от 6 - 8 до 12-24 машин.

Атаковали в основном точечные цели на переднем крае и в ближайшем тылу. Подавляющее количество вылетов (свыше 98%) было выполнено для атаки танков, автомашин, артиллерии на огне­вых позициях и живой силы противника на поле боя, в местах сосредоточения и на дорогах.

Как правило, на боевые задания груп­пы Ил-10 ходили в пеленге пар, считав­шемся наилучшим боевым порядком. На подходе к цели ведущий оставлял цель слева от себя, «визируя» ее с до-воротом на 90° и последующим пикиро­ванием под углом 15° - 40°. Выход из атаки осуществлялся с правым или ле­вым разворотом. В первом заходе обыч­но выполнялось бомбометание на выхо­де из пикирования с высоты 300 - 400 м. В последующих - велся огонь из пушек и пулеметов со снижением вплоть до бреющего полета. Огонь открывался с дистанции 400 - 500 м. Одновременно подавлялись зенитные средства с отво­ротом из круга в сторону огневой точки. Благодаря повышенной скорости и ма­невренности Ил-10 экипаж затем легко возвращался на свое место в строю.

Летчики отмечали, что «вследствие легкости управления и повышенной ско­рости легко замыкается «круг», эффек­тивно выполняется противозенитный маневр». Самолеты при этом летели пе­ленгом с минимальной глубиной строя и увеличенными интервалами. Одиноч­ные машины маневрировали как по вы­соте, так и по курсу. Применялись бое­вые развороты, «змейка», уход от цели на бреющем полете и т.д. Особенно был выгоден маневр по высоте, ввиду высо­кой скороподъемности Ил-10, в сравне­нии с Ил-2.

В большинстве случаев зенитный огонь по Ил-10 противник вел прицель­но, сосредоточивая его на ведущем са­молете обычно еще до подхода к цели. При применении нашими летчиками противозенитного маневра разрывы ча­сто наблюдались позади группы, так как немецкие расчеты по привычке ориен­тировались на летные данные Ил-2, скорость которого была меньше.

Истребители Люфтваффе атаковали, как правило, сзади-сверху, снизу и сбоку, открывая огонь с больших дистанций -400 - 500 м. Его вели длинными очере­дями до дистанции 200 м, а затем пере­ходили на средние очереди. Отмеча­лись случаи встречи с новейшими не­мецкими истребителями FW 190D-9. Летчики указывали, что они «обладают большим диапазоном скоростей - атака производится на небольшой скорости, но подход и уход на больших, и наши ис­требители не успевают реагировать».

По общему мнению, для прикрытия группы из шести - восьми самолетов Ил-10 в воздушной обстановке конца войны было достаточно выделять две пары истребителей, а на четверку - од­ну пару.

 

На Дальнем Востоке

 

Ил-10 приняли участие и в недолгой войне на Дальнем Востоке. К началу бое­вых действий против Японии программу переучивания успел пройти 26-й шап 12-й шад ВВС Тихоокеанского флота. Это был единственный полк в этом регионе, вооруженный новыми штурмовика­ми. По состоянию на 9 августа он имел 36 Ил-10.

Утром первого дня войны 23 самолета 26-го шап под прикрытием 31 Як-9 из 14-го иап нанесли удар по кораблям и транспортам в корейском порту Расин. Три группы штурмовиков по шесть ма­шин в каждой атаковали японские кораб­ли с пикирования под углом 25° - 30° с целью подавления зенитной артиллерии (как корабельной, так и установленной на причалах). Вслед за группами подав­ления через три минуты по транспорту, стоявшему на внутреннем рейде, с вы­соты 25 м отбомбилась топмачтовым способом четвертая группа Ил-10, кото­рую вел командир полка майор A.M. Ни­колаев. Самолеты заходили с разных направлений. Каждый топмачтовик нес пару бомб ФАБ-250. По донесениям эки­пажей, один транспорт был потоплен и один поврежден.

Несмотря на то, что большая часть сил направлялась на подавление зенитной артиллерии, во время атаки японские зе­нитчики сбили над портом два Ил-10, а еще пару «десяток» из-за полученных в бою повреждений потеряли на обратном пути. Столь значительные потери штур­мовиков явились полной неожиданнос­тью для советского командования.

Повторный удар по Расину нанесли 14 Ил-10, разбитые на три группы. Первая атаковала позиции зенитной артиллерии, а две другие через 8-10 минут за­шли на транспорты, стоявшие на рейде. Бомбили опять топмачтовым способом, с высоты 25 м. Экипажи заявили о потоп­лении двух транспортов, полк при этом потерял еще один Ил-10. Кроме того, от огня МЗА большая часть штурмовиков получила повреждения.

На рассвете 10 августа самолеты 26-го шап вновь участвовали в налетах на Ра­син. Из 18 Ил-10, вылетавших на зада­ние, на свой аэродром не вернулся один. Пилоту удалось посадить поврежден­ный штурмовик в море, где экипаж подо­брала летающая лодка «Каталина».

Общие безвозвратные потери полка за два дня составили 6 Ил-10. Кроме то­го, значительное число новых штурмо­виков было повреждено. Ил-2 во время ударов по порту потеряли примерно столько же.

В целом экипажи 26-го шап претендо­вали на потопление пяти транспортов.

О потоплении двух судов заявили бом­бардировочные полки и о десяти - пики­ровщики. На самом же деле из 12 судов, найденных аварийно-спасательной службой в районе порта, лишь пять име­ли ярко выраженные повреждения от авиабомб, остальные затонули из-за подводных пробоин (от торпед и мин). Как их разделить между всеми, участво­вавшими в налете на порт, - неизвестно.

Далее полк действовал только над су­шей. 17 августа целями для его летчи­ков стали железнодорожные эшелоны и полотно при входе в тоннель севернее Сейсина. Задача выполнялась двумя группами штурмовиков. Первая, из пяти Ил-10, бомбила с пикирования развилку железной дороги Сейсин - Расин, а вто­рая, топмачтовым способом «закатыва­ла» ФАБ-100 в тоннель. Разрушив его, летчики нанесли серьезный удар по коммуникациям противника в Северной Корее.

 

После войны

 

В послевоенный период продолжи­лось перевооружение штурмовой авиа­ции с Ил-2 на Ил-10. Оно проходило в ус­ловиях резкого сокращения парка ВВС после окончания боевых действий на Дальнем Востоке. Большое количество Ил-2 списали по износу, многие части и соединения расформировали. Постанов­ление Совета Министров СССР от 22 марта 1946 г. предусматривало полное перевооружение на Ил-10 четырех диви­зий ВВС и одной дивизии морской авиа­ции. К началу 1950-х гг. Ил-10 стал ос­новным типом штурмовика. Укомплекто­ванные ими части дислоцировались в Европейской части СССР, Забайкалье и на Дальнем Востоке. Много Ил-10 разме­щалось на базах в Восточной Германии.

По состоянию на 1 января 1955 г. ВВС Советской Армии имели 19 штурмовых авиаполков, на вооружении которых со­стояли 1700 штурмовиков Ил-10 и Ил-10М и 130 реактивных истребите­лей-бомбардировщиков МиГ-15бис.

В апреле 1956 г. министр обороны маршал Г.К. Жуков представил руковод­ству страны подготовленный Генштабом и Главным штабом ВВС доклад о состо­янии и перспективах развития штурмо­вой авиации. В этом документе делался вывод о низкой эффективности штурмо­виков в современной войне и фактичес­ки предлагалось их ликвидировать, по­ручив непосредственную поддержку на­земных войск в наступлении и обороне бомбардировочной и истребительной авиации. В результате обсуждения «в верхах» вышла директива министра обороны от 20 апреля, которой штурмо­вая авиация упразднялась, имеющиеся Ил-10 и Ил-10М списывались, летный состав частично переучивался на МиГ-15бис, а частично - переводился в истребительную авиацию ВВС и ПВО. Параллельно с этим Постановлением правительства от 13 апреля было оста­новлено серийное производство реак­тивного бронированного штурмовика Ил-40 и прекращены все работы по пер­спективным штурмовикам. После гром­кой славы в Великой Отечественной войне штурмовики Красной Армии «уш­ли» в небытие до весны 1969 г., когда министр обороны А.А. Гречко обратился к МАП с просьбой приступить к созда­нию самолета-штурмовика, отвечающе­го требованиям современной войны, и объявил конкурс на его разработку.

 

Экспорт и применение за рубежом

 

Ил-10 поставлялся в Болгарию, Венг­рию, Польшу, Румынию, Чехословакию и Югославию, а позднее - в Китай и Се­верную Корею. В 1949 - 1951 гг. из Со­ветского Союза отправили 317 боевых и учебно-тренировочных «десяток». Все экспортные Ил-10 и УИл-10 имели стан­дартное вооружение и оборудование. Частично это были новые самолеты пря­мо с заводов, а частично - уже бывшие в эксплуатации. Кроме того, Чехослова­кия экспортировала в другие страны око­ло 600 В-33 и СВ-33.

Поступление советских Ил-10 в Поль­шу началось с февраля 1949 г. Первые самолеты были направлены в 5-й штурмовой полк, на базе которого проходил переучивание летный и технический со­став еще двух полков - 3-го и 4-го. К сентябрю в эти части поступило 40 са­молетов (10 производства завода № 1 и 30 - № 64). Через полгода после прибы­тия первой партии «десяток» в Польшу доставили первые УИл-10, их передали в Офицерскую летную школу в Деблине.

В декабре 1951 г. в польских ВВС име­лось 96 Ил-10 и 24 УИл-10 советского производства. По штату каждый из поль­ских полков располагал 40 боевыми са­молетами и пятью - семью учебными. До полной комплектации их довели по­сле начала поставок техники из Чехосло­вакии в 1954 г. В декабре 1956 г. в поль­ских ВВС насчитывался уже 281 самолет типа В-33 и СВ-33. В Польше В-33 дора­батывали для подвески двух топливных баков от истребителя МиГ-17 емкостью по 400 л, крепившихся на бомбовых зам­ках под центропланом. При использова­нии баков максимальная дальность по­лета В-33 возрастала почти в два раза.

С 1957 г. поршневые штурмовики ста­ли заменять реактивными истребителя­ми МиГ-15бис и МиГ-17. Последние В-33 5-й штурмовой полк сдал в 1959 г.

Чехословакия стала получать Ил-10 советского производства в 1950 г. К кон­цу августа из СССР прибыли 80 Ил-10 и 6 УИл-10. Этими самолетами вооружили полки 34-й штурмовой авиадивизии (28, 30-й и 32-й), развернутой у запад­ных границ страны. Первоначально на каждый полк должно было приходиться по 20 машин: три эскадрильи по шесть штурмовиков и два самолета для штаба полка. Позднее перешли на штат в 40 машин - три эскадрильи по 12 плюс штаб. Это произошло уже после развер­тывания производства В-33 и СВ-33. На вооружение поступило около 600 таких самолетов. При этом машины советско­го и местного выпуска эксплуатирова­лись в одних и тех же частях. На первых порах освоения Ил-10 столкнулись с до­вольно большой аварийностью. Имели место вынужденные посадки из-за отка­зов двигателей.

С 1958 г. штурмовую авиацию в Чехо­словакии постепенно ликвидировали. Полки перевооружали на МиГ-15бис. Последние В-33 сняли с вооружения в сентябре 1960 г., когда был расформи­рован 32-й полк.

В венгерские ВВС первая партия из 50 Ил-10 и двух УИл-10 поступила в сен­тябре 1949 г. Все самолеты, что называ­ется, «были в употреблении», но находи­лись в довольно приличном состоянии. Затем последовали еще небольшие по­ставки самолетов этого типа. В октябре 1950 г. авиация этой страны располага­ла 67 Ил-10 и 14 УИл-10. В дальнейшем доукомплектование венгерских штурмо­вых полков шло в основном за счет по­ставок техники из Чехословакии. В об­щей сложности в Венгрию поставили 159 Ил-10 и УИл-10 и их лицензионных вариантов. Самолеты этого типа исполь­зовались там до второй половины 1956 г.

Румыния оказалась последней из стран социалистического лагеря, полу­чившей Ил-10. В марте 1953 г. из Совет­ского Союза прибыли 30 самолетов Ил-10 и УИл-10, уже побывавших в экс­плуатации. Они поступили на вооруже­ние 63-й штурмовой авиагруппы. В июне того же года в румынские ВВС дополни­тельно поступили 150 чехословацких В-33. С вооружения советские и чешские «десятки» были сняты в 1960 г.

По некоторым данным, в 1947 г. в Бол­гарию попало небольшое количество штурмовиков советского производства, но основные поставки в эту страну осу­ществлялись в 1953 - 1954 гг. с завода «Авиа». Сколько машин за это время было передано - неизвестно.

В 1946 г. советская авиационная тех­ника начала поступать в Северную Ко­рею. В Пхеньяне создали учебный полк, в ряде источников именуемый также авиационным училищем. Там наши ин­структоры обучали корейцев на различ­ных самолетах, в том числе имелись и несколько УИл-10. В 1947 г., почти за год до официального провозглашения Ко­рейской Народно-Демократической Рес­публики (КНДР), началось формирова­ние смешанной авиадивизии. В ее со­став вошел 1-й штурмовой полк. Позд­нее нумерацию частей и соединений изменили. Дивизия стала 5-й, а полк -57-м. Летный и технический состав гото­вили также в СССР, а позднее и в Китае.

28 апреля 1950 г. старший лейтенант Ли Ган Сун дезертировал, угнав свой Ил-10 в Южную Корею. Он сел в районе Йонгдонгпо. Самолет позднее перегна­ли на аэродром Кимпо под Сеулом. Там он, по-видимому, через два месяца стал трофеем северокорейцев.

На 25 июня 1950 г., когда началась война в Корее, северяне имели 93 Ил-10 и УИл-10. В первый же день боевых действий штурмовики поддержали атаки пе­хоты и танков. Кроме того, они наносили удары по опорным пунктам и сосредото­чениям войск противника. Северокорей­ская авиация полностью господствова­ла в воздухе. Южане истребителей не имели, ближайшие американские части дислоцировались в Японии. Отсутство­вала и сколько-нибудь организованная противовоздушная оборона. В этих ус­ловиях действия штурмовиков были весьма эффективны.

Например, утром 26 июня пара Ил-10 в сопровождении истребителей бомби­ла и обстреливала товарную станцию в Сеуле. Им удалось взорвать состав с боеприпасами и уничтожить много жи­вой силы противника. Американцы со­общают также об участии штурмовиков в налетах на аэродром Кимпо, где была сожжена большая часть самолетов весьма немногочисленных тогда южно­корейских ВВС.

Но уже на следующий день в небе по­явились реактивные истребители США. Утром 27 июня недалеко от Сувона они перехватили восьмерку Ил-10 и сбили (по американским данным) четыре ма­шины. Корейцы в ответ попытались на­нести удар по аэродрому Сувон, но ли­шились еще пары штурмовиков. Другие источники говорят, что 27 июня корейцы потеряли всего четыре Ил-10, а ответ­ным огнем воздушного стрелка был уничтожен истребитель «Мустанг».

Усиление авиации противника не по­мешало войскам Ким Ир Сена взять 28 июня Сеул. На аэродроме Кимпо раз­местились северокорейские штурмови­ки. Они поддерживали части, продви­гавшиеся дальше на юг, в частности, они активно участвовали в боях на под­ходах к Пусану, где северокорейские танкисты пытались прорвать оборону американской 24-й пехотной дивизии.

Но далее господство в воздухе пере­шло к противнику. Почти каждый вылет штурмовиков сопровождался потерями. Американцы также регулярно бомбили и обстреливали аэродромы северян. Через две недели боев в 57-м полку осталось около двух десятков исправ­ных Ил-10. Их рассредоточили на раз­личных площадках. Летали группами не более четырех - шести самолетов. В кон­це лета Советский Союз передал корей­цам некоторое количество штурмови­ков, но это не возместило потерь техни­ки. Помимо всего прочего, северокорей­ская авиация лишилась резервов летно­го состава.

Тем не менее, войска КНДР теснили противника. ВВС посильно помогали в этом. 16 июля оборона американцев бы­ла прорвана, через четыре дня пал г. Тэчжон. Все эти дни штурмовики непрерывно атаковали оборону врага. Дей­ствовали они и над морем. 22 августа у о. Мунчан в Желтом море пара Ил-10 якобы потопила вражеский корабль: то ли эсминец, то ли тральщик. Во всяком случае, американцы официально эту по­терю не признали.

Наиболее результативным летчиком-штурмовиком корейские источники на­зывают АН Хон Зуна, сообщая об унич­тожении им эсминца и двух самолетов.

К концу августа северокорейская авиация располагала 20 исправными штурмовиками, на которые приходилось 17 летчиков. 15 сентября силы ООН вы­садили десант под Инчхоном и начали наступление на север. При отступлении войска КНДР бросили в Кимпо два неис­правных Ил-10. Еще до этого в руки американцев попало несколько подби­тых машин. Оба самолета вывезли в США. Там их передали в Корнелльскую лабораторию (г. Итака). Из двух штурмо­виков собрали один. 20 июня - 15 авгу­ста 1951 г. он прошел испытания на авиабазе Райт-Филд. Летал на нем ка­питан Р. Стивене.

В дальнейшем Ил-10 ВВС КНДР не сыграли большой роли в боевых дейст­виях, хотя и продолжали применяться в ограниченном количестве до конца вой­ны в составе китайско-корейской Объ­единенной воздушной армии генерала Лю Чженя. О том, когда корейцы сняли с вооружения последние Ил-10, сведений нет.

28 августа и 2 сентября 1949 г. появи­лись директивы советского Генштаба о поставках военной техники в Китай. Но штурмовики начали отправлять в эту страну только с 1950 г. Это были уже бывшие в употреблении машины, ранее эксплуатировавшиеся в советских ВВС. Среди первых девяти дивизий авиации народного Китая одна была штурмовой. В ее состав входили два полка.

Китайские Ил-10 участвовали в насто­ящих боях всего один раз. В январе 1955 г. Народно-освободительная ар­мия совместно с флотом и авиацией за­хватила острова Цзяньмэнь, с которых дальнобойная артиллерия чанкайшистов время от времени обстреливала ма­терик. Десант поддерживали бомбарди­ровщики Ту-2 и штурмовики Ил-10, дей­ствовавшие под прикрытием истребите­лей Ла-11, МиГ-15 и МиГ-17. В авиаци­онном музее в Пекине сейчас демонст­рируется Ил-10, участвовавший в нале­тах на о. Цзяншань.

Последние штурмовики сняли с во­оружения в Китае в 1972 г.

Имеются сведения, что в 1957 г. 24 са­молета В-33 были поставлены в Йемен, но никакой информации об их использо­вании нет.