Предисловие

 

Основную угрозу для своих авианосцев американские адмиралы в свое время определили совершенно правильно — противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) большой дальности — и еще в 1950-х гг. начали искать эффективные средства борьбы с ними. Оказалось, что наилучшим образом с ПКР способен справиться специализированный само­лет, оснащенный мощной поисковой РЛС и вооруженный ракетами «воздух— воздух» большой дальности — своего рода летающая ракетная батарея или, как ее называли американцы, «ракетная платформа». От него требовались боль­шие дальность и продолжительность полета, необходимые для осуществле­ния перехвата из положения «дежурст­во в воздухе». Сверхзвуковая скорость не считалась обязательной.

Следуя этим требованиям, конструкто­ры фирмы «Дуглас» взялись за проекти­рование палубного перехватчика F6D «Миссайлер» (что можно примерно пе­ревести как «ракетоносец»). Специально под него создавалась двухступенчатая управляемая ракета (УР) большой даль­ности XAAM-N-10 «Игл» с активной голов­кой самонаведения. В эпоху увлечения ракетоподобными самолетами, такими, как F-104 «Старфайтер», «Миссайлер» выглядел весьма архаично: толстый фю­зеляж с закругленным обтекателем РЛС в носовой части; широкая двухместная кабина с расположением членов экипа­жа бок о бок; прямое крыло, под которым на внешней подвеске размещались шесть ракет (по три под каждой плоско­стью). Можно считать, что влияние авиа­ционной моды сказалось на принятии решения по закрытию программы разра­ботки «Миссайлера», но его внешний вид здесь совершенно ни при чем. «Ду­глас» создавала узкоспециализирован­ный самолет-перехватчик, неспособный ни вести воздушный бой, ни наносить удары по наземным целям. В начале же 1960-х гг. ставка делалась на развитие многоцелевых машин — истребителей-бомбардировщиков. Через несколько ме­сяцев после прекращения работ по «Миссайлеру» закрыли и работы по ра­кете «Игл». Тем не менее проект «Мис­сайлера» оказался не бесполезным: он позволил проработать концепцию барра­жирующего перехватчика, способного перехватывать ПКР своей «длинной ру­кой» — УР большой дальности. Свое развитие эта концепция получила при создании «защитника авианосцев» F-14.