Серийное производство и модификации
Перехватчики
Первая серийная модификация имела обозначение F-14A. С 1972 по 1987 г. для американского флота на заводе «Грумман» в Калвертоне построили 545 таких самолетов. Не все машины первых серий несли ракеты «Феникс» — их просто не хватало. Оснащение парка «Томкэтов» этим оружием завершили в 1978 г.
Машина поставлялась и на экспорт. Шах Ирана заказал такие истребители для своей военной авиации. Внешне машины иранского заказа отличались отсутствием щитка, прикрывавшего штангу заправки топливом в воздухе в убранном положении. На экспортные самолеты также не ставили кое-какие приборы по причине их секретности. Интересно, что, несмотря на отсутствие у шаха авианосцев, на иранских самолетах сохранили и посадочный гак, и замки крепления к катапульте. В 1976 — 1978 гг. Иран получил 79 самолетов.
В эксплуатации достаточно быстро выявились не только достоинства, но и недостатки истребителя. Большой проблемой были неудовлетворительные характеристики (приемистость и устойчивость работы) двигателей TF-30 при энергичном маневрировании с выходом на большие углы атаки. Аварии и катастрофы, произошедшие с «томкэтами» по причине неполадок с двигателями, побудили министра ВМС Д. Лемана в 1984 г. на слушаниях в Конгрессе заявить, что «самолет F-14A с ТРДД TF-30, вероятно, является иллюстрацией наихудшего согласования характеристик самолета и двигателей в авиации ВМС за многие годы; двигатель TF-30 — ужасен, он послужил причиной потери 28,2% самолетов из всех разбившихся F-14; самолет F-14A может выполнять требуемые задачи, но пилотировать его следует очень осторожно, полет самолета на больших высотах с малыми скоростями связан в некоторых случаях с большим риском».
На протяжении полутора десятков лет предпринимались попытки установить на F-14 более подходящие, нежели TF-30, двигатели. Несколько лет вели разработку ТРДДФ на базе двигателя бомбардировщика В-1. В 1974 г. его довели до стадии летных испытаний и ТРДДФ Пратт-Уиттни F401-PW400 смонтировали на серийном «Томкэте». Полеты выявили ряд серьезных недостатков и необходимость существенной доработки. Доводить двигатель посчитали слишком дорогим делом, и опытный F-14B (это была первая модификация с обозначением «В») законсервировали. Существовал проект F-14C — истребителя с двигателями F401 и усовершенствованным БРЭО. Но реализован он не был.
С 1977 г. на «томкэтах» стали устанавливать усовершенствованный вариант прежнего двигателя — TF-30-P414. У него удалось увеличить межосмотровый и межремонтный ресурсы. Для этого значительной доработке подвергся вентилятор, отрыв лопаток которого зачастую приводил к разрушению всего двигателя и пожару самолета. Новый вентилятор имел усиленные лопатки и более прочный корпус. Надежность двигателя увеличилась, однако при этом возросла его масса, а тяга осталась прежней, так что летные характеристики «Томкэта» не улучшились. Очередная модернизация в 1983 г., в ходе которой на самолет поставили TF-306 (по сути, еще раз модифицированные TF-30), также проблему не решила.
Командование флота видело выход в установке совершенно нового двигателя. В 1984 г. военные заключили с «Грумман» контракт на проектирование нового варианта самолета, условно названного F-14A+ или «Супер Томкэт». Выбор конструкторов пал на созданный фирмой «Дженерал Электрик» F110-GE400C тягой 12 700 кг. Это был вариант ТРДДФ F110-GE110, который использовался на истребителях F-15 и F-16. Замена силовой установки вынудила несколько изменить и усилить конструкцию планера. Одновременно ликвидировали выдвижные треугольные поверхности перед крылом. Первый полет опытного образца «Супер Томкэта» состоялся 29 сентября 1986 г. После испытаний машина была одобрена и запущена в серийное производство. Первый самолет передали ВМС в апреле 1988 г.
Всего до 1990 г. морской авиации поставили 38 вновь построенных самолетов F-14A+ и еще 32 перехватчика F-14A прошли модернизацию до уровня этой модификации. В мае 1991 г. обозначение этого типа изменили на F-14B.
С 1981 г. велись работы по проектированию перехватчика F-14D. От предыдущего типа В он отличался в основном усовершенствованным цифровым БРЭО. На самолете были установлены ИНС AN/ASN-130 и РЛС AN/APG-71, обеспечивающие применение ракетного оружия в условиях использования противником современных средств РЭБ. Заменили до 60% прицельного и навигационного оснащения. На самолете установили усовершенствованные катапультируемые кресла Мартин-Бейкер Mk.14 NACES. В августе 1984 г. предварительный проект был одобрен и подписан контракт на подготовку рабочей документации. Собирались построить 127 таких самолетов, но реально в 1990 — 1992 гг. выпустили только 37. Модификация D стала последней, находившейся в серийном производстве. Позднее только проводилось усовершенствование ранее выпущенных истребителей.
В частности, к новым F-14D добавились машины типа F-14D(R) — переделанные F-14A с новыми двигателями и оборудованием. Таким образом в 1991 — 1993 гг. модернизировали 16 перехватчиков. С июля 1999 по апрель 2000 г. на всех состоявших на вооружении «томкэтах» были установлены цифровые системы управления полетом DFCS.
В 1988 г. конструкторы фирмы «Грумман» начали работать над проектом «Супер Томкэт 21», он же ASF-14, который создавался в качестве альтернативы самолету NATF (морскому варианту F-22). На истребитель планировалось установить усовершенствованный вариант РЛС APG-71 (ISAR), нашлемные прицелы, двигатели F110-GE129, обеспечивающие крейсерский сверхзвуковой полет, фонарь кабины с беспереплетной подвижной секцией, новые наплывы крыла с размещенными внутри топливными баками. Первый полет намечали на 1993 г., а начало серийного производства — на 1996 г. Предполагалось построить 233 «Супер Томкэта 21» по цене 39 млн. долл. за экземпляр и модернизировать до этого уровня 257 состоящих на вооружении «томкэтов» (стоимость модернизации одного самолета оценивалась в 21 млн. долл.). Но работы по NATF прекратили, а затем перестали выделять деньги и на «Супер Томкэт 21».
Разведчики и бомбардировщики
Для тяжелого истребителя, предназначенного для завоевания превосходства в воздухе, даже увеличенной до 9070 кг тяги оказалось недостаточно. С учетом этого определились две основные линии совершенствования F-14: установка на самолете новых более мощных и надежных двигателей и переориентация машины на выполнение других задач, для которых был бы пригоден и существующий вариант со старой силовой установкой — тактической разведки и нанесения ударов по наземным целям. Предпосылки для этого имелись. «Томкэт» отличался сравнительно большой дальностью и продолжительностью полета, значительной массой полезной нагрузки, а также экипажем из двух человек. В свое время техническим заданием на самолет VFX предусматривалось его использование против наземных целей в качестве второстепенной боевой задачи.
Известна фотография одного из первых F-14 с подвешенными 500-фунтовыми бомбами Мк.82, а позднее появились снимки F-14D с 1000-фунтовыми бомбами Mk.83. Работы по «Бомбкэту» — истребителю-перехватчику с ограниченными возможностями по поражению наземных целей — были связаны с принятием в 1987 г. решения о придании всем палубным самолетам многофункциональности. Конкретным же поводом для появления «Бомбкэта» стало запланированное снятие с вооружения штурмовиков А-6 «Интрудер». К этому времени последние иллюзии по поводу возможности применения F-14 в качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе исчезли окончательно. В то же время тяжелый перехватчик вполне мог стать хорошим носителем оружия класса «воздух—поверхность». Первые опыты проводились со свободнопадающими бомбами. На полигоне Чайна Лэйк испытывались различные варианты их подвески. Первый сброс бомбы Mk.84 (возможно, вообще первый для «Томкэта») был произведен 10 ноября 1987 г. с одного из самолетов эскадрильи VX-4. В 1990 г. уже начались войсковые испытания бомбового вооружения в эскадрильях VF-24 и VF-211. На подфюзеляжные узлы подвески УР «Феникс» установили бомбодержатели, использовавшие элементы конструкции, разработанной для истребителя-бомбардировщика F/A-18. Доработке подвергли около половины имевшихся самолетов. Обычно в составе авиакрыла авианосца одна из двух эскадрилий «томкэтов» была подготовлена к нанесению бомбовых ударов.
Следующим шагом стала модификация самолетов под использование оружия с лазерным наведением; флот хотел получить свой эквивалент F-15E, эксплуатировавшихся в ВВС. Сначала для сброса управляемых бомб хотели приспособить только машины типа D, но позднее провели модернизацию «томкэтов» всех трех вариантов: «А», «В» и «D». Сброс «умных» бомб GBU-16 с F-14 был отработан в 1994 г. Однако по-настоящему всепогодным ударным самолетом F-14 стал лишь после интеграции в бортовой комплекс навигационно-прицельной аппаратуры LANTIRN. При этом потребовалось провести доработку как самолета, так и самой аппаратуры, на базе которой для F-14 специалистами фирм «Локхид-Мартин», «Фэйрчалд» и «Литтон» была создана система LTS. Базой для LTS послужил используемый на истребителях F-15E и F-16 последних серий контейнер AN/AAQ-14, из которого исключили навигационную аппаратуру AN/AAQ-13. Интегрирование этого навигационного комплекса потребовало бы полного пересмотра программного обеспечения всего комплекта БРЭО F-14, что, в свою очередь, неминуемо приводило к росту стоимости программы модернизации «бомбкэтов». Было принято решение пойти другим путем: использовать прицельную и навигационную аппаратуру комплекса независимо. На «томкэты» подвешивали два контейнера: один с системой AN/AAQ-14, второй — с AN/AAQ-13. В отличие от исходного единого контейнера, применяемого ВВС, флотская система LTS имеет встроенные акселерометры, измеряющие ускорения, воздействующие на контейнер. Это дает свои преимущества — информация от акселерометров используется и для стабилизации линии визирования инфракрасной системы. На F-15E датчики ускорений установлены в фюзеляже самолета, который испытывает несколько иные возмущения, нежели собственно контейнер AN/AAQ-14, что не в лучшую сторону сказывается на точности стабилизации тепловизора.
Инфракрасная система способна просматривать пространство в пределах телесного угла 300° и имеет два режима — широкоугольный (поле зрения 5,87°, кратность увеличения 4) и узкоугольный (1,68°, кратность увеличения 10). В контейнере находятся лазерный дальномер-целеуказатель и баллистический вычислитель, предназначенный для расчета траектории падения бомб серии GBU.
Контейнер с системой AN/AAQ-14 крепится на правом узле подвески, установленном под неподвижной частью крыла. Поскольку для обмена информацией с бортовыми системами аппаратура LTS использует шину данных Mil-Std 1553, подвеска контейнера без серьезных доработок БРЭО возможна только на перехватчики F-14D, имеющие такой же интерфейс, как и контейнер. Модернизация собственно самолета заключалась в установке в кабине оператора вооружения вместо обычного тактического индикатора (круглой формы) прямоугольного многофункционального. На него может выводится информация как от РЛС, так и от тепловизора. Управление индикатором и отображением информации осуществляется с помощью боковой рукоятки-джойстика, в свое время разработанной для самолета А-12.
Первым самолетом, оснащенным системой LANTIRN, стал F-14B из эскадрильи VF-103, проходивший испытания с марта 1995 г. Испытания завершились уже к июню того же года. Фирма «Локхид-Мартин» получила контракт на изготовление десяти контейнеров для «томкэтов». Параллельно велась переделка девяти самолетов эскадрильи VF-103 под их установку. Весной 1996 г. F-14 из состава этой эскадрильи стали оснащаться системами LTS. На шести из них, кроме того, члены экипажа получили возможность пользоваться очками ночного видения MXV-810 «Кэтсаи». Доводка системы LTS применительно к «бомбкэтам» окончательно завершилась к концу 1996 г.
Позднее подобной модернизации подверглись почти все имевшиеся «томкэты». В 2001 г. на вооружение поступили усовершенствованные контейнеры LANTIRN-40K.
Упомянутые выше доработки позволили F-14 поражать цели на земле свободнопадающими и корректируемыми авиабомбами, но основной его функцией при этом оставался перехват самолетов и крылатых ракет. Сделать же из истребителя полноценный штурмовик-бомбардировщик не удалось. Фирма «Грумман» предложила несколько модификаций «Томкэта», ориентированных прежде всего на действия по наземным целям, но заинтересовать ими заказчика не смогла. Первой из них была F/A-14D, которая рассматривалась в качестве временного оснащения морской авиации до поступления новых самолетов F/A-18E/F «Хорнет». Предлагалось доработать в такие многоцелевые истребители 198 самолетов F-14A и 53 F-14D. В 1994 г. этот проект тщательно изучался в Сенате США. Причиной его отклонения стало то, что первые модифицированные машины могли поступить на вооружение не раньше 1999 г., в то время как годом позже уже ожидали новые, существенно более эффективные F/A-18E/F. Таким образом, F/A-14 даже в принципе не могли заполнить паузу между списанием штурмовиков А-6 и появлением «хорнетов».
Модернизированный «Томкэт» одно время даже рассматривался как возможный конкурент F/A-18. На базе F-14D создали самолет «Куикстрайк». На нем предполагалась установка инфракрасной обзорно-прицельной системы и доработанной РЛС, которая могла бы обнаруживать и захватывать объекты на земле. Ассортимент подвесного вооружения должны были пополнить корректируемые бомбы с лазерным наведением, УР класса «воздух—поверхность» «Мэйверик», противорадиолокационные УР HARM. Но путем модернизации превзойти новую машину не удалось. Работы по «Куикстрайку» прекратили.
Позднее возник проект AST-21, представлявший собой дальнейшее развитие «Супер Томкэта 21» с бортовым оборудованием, созданным для палубного ударного самолета А-12 «Эвенджер» II, и увеличенным запасом топлива. Он оптимизировался для ударов по наземным целям с малых высот. Опять предлагалось доработать часть парка «томкэтов» по этому образцу в качестве временного оснащения палубной авиации до поступления А-12. Но и в этот раз предложение «Грумман» отклонили.
Превращение перехватчика в разведчик также ограничилось полумерами. «Томкэты»-разведчики предлагались как временное оснащение частей морской авиации. К этому моменту старый RF-8G с вооружения сняли, а планировавшийся для его замены RF-18 еще находился в стадии проектирования (реально он так и не появился). Первоначально предлагался амбициозный проект модификации F-14 в «полноценный» тактический разведчик RF-14, но, уточнив временные затраты на разработку и доводку столь сложного «промежуточного» варианта, командование флота решило ограничиться контейнерами со специальной аппаратурой. Проектирование подходящего контейнера TARPS началось еще в апреле 1976 г. Сперва он предназначался для штурмовика А-7 «Корсар». К летным испытаниям опытного образца TARPS приступили в апреле 1977 г. на пятом F-14A. Контейнер массой 800 кг сначала был подвешен вместо правого подкрыльевого топливного бака, затем его перенесли на правый задний пилон, предназначенный для ракеты «Феникс». Это место и стало окончательным (при монтаже контейнера на аналогичном пилоне с другой стороны ракета тоже не подвешивается). TARPS имеет четыре отсека, в которых может устанавливаться сменное оборудование: фотоаппараты, телекамеры, инфракрасные сканеры. В стандартный набор входят фотоаппарат KS-87, предназначенный для плановой и перспективной съемок; один аппарат КА-99 для панорамной съемки с малых высот и инфракрасная станция AN/ASQ-172. Система позволяет вести разведку при ясной погоде с малых и средних высот.
Флот начал закупку контейнеров с разведывательной аппаратурой в 1978 г. Под их установку доработали 65 F-14A и 55 F-14D. Первыми TARPS получили в 1981 г. «томкэты» эскадрильи VF-84. Оборудование постепенно совершенствовалось. С 1996 г. поставляются контейнеры с цифровым вариантом этой системы.