Эксплуатация и боевое применение
На авианосцах американского флота
Подготовка экипажей для новых палубных истребителей началась в 1973 г., после того как в октябре на базе Мирамар сформировали эскадрильи VF-1 и VF-2. Но первый серийный «Томкэт» был передан флоту существенно раньше, 31 декабря 1972 г. Он поступил в учебную эскадрилью VF-124. Позже в это подразделение передали все 15 истребителей первой партии, выпущенной на заводе в Калвертоне. Экипажи для VF-1 и VF-2 также проходили подготовку в составе VF-124. Сами же эти эскадрильи получили первый F-14 только 31 октября 1973 г., а последний, двадцать четвертый, — 26 апреля следующего года. Освоение «томкэтов» затруднялось отсутствием истребителей с двойным управлением (в кабине оператора установка органов управления самолетом не предусматривалась). Поэтому много внимания приходилось уделять работе на тренажерах. Тем не менее первые полеты с береговых аэродромов обошлись без летных происшествий.
Обе эскадрильи были приписаны к атомному авианосцу «Эйзенхауэр». В свой первый поход с «томкэтами» на борту корабль вышел 17 сентября 1974 г. Авианосец направлялся на несколько месяцев в западную часть Тихого океана с последующим заходом в Индийский. Домой «Эйзенхауэр» вернулся только в мае 1975 г. За время плавания экипажи F-14 налетали 2900 ч, совершили 1600 взлетов и посадок на палубу, причем 460 из них — ночью. В этом походе произошла первая катастрофа серийной машины — 2 января в Южно-Китайском море из-за пожара двигателя разбился один из «томкэтов», экипаж его катапультировался. В марте 1975 г. эскадрилья VF-1 была сочтена боеготовой для выполнения полетов с авианосца в дневное время и стала первым подразделением, оснащенным «томкэтами» и достигшим состояния первоначальной оперативной готовности.
Самолеты эскадрилий VF-1 и VF-2 успели поучаствовать во Вьетнамской войне. «Томкэты» прикрывали бесславное бегство американцев из Сайгона. Участие их в операциях было чисто номинальным, поскольку авиация ДРВ не препятствовала стремительной эвакуации янки.
Вторым авианосцем, принявшим на борт «томкэты», стал «Джон Ф. Кеннеди». В июне 1975 г. корабль направился в Средиземное море, имея в составе своего авиакрыла эскадрильи VF-14 и VF-32, вооруженные истребителями F-14A. Здесь самолеты авианосца приняли участие в совместных учениях с ВВС Франции. Французы «играли» за «красную» сторону. «Ягуары» и «миражи» III выполнили 91 вылет, пытаясь прорваться к «Кеннеди». Все их атаки успешно отразили «томкэты», работавшие совместно с палубными самолетами ДРЛО «Хокай».
В 1976 г. две эскадрильи «томкэтов» (VF-142 и VF-143) заступили на боевое дежурство на борту авианосца «Америка». Пик численности F-14 в морской авиации пришелся на 1977 г. Тогда их получили эскадрильи VF-24 и VF-211 (авианосец «Констеллейшн»), VF-114 и VF-213 («Китти Хок»), VF-41 и VF-84 («Нимиц»). В общей сложности «томкэтами» вооружили 22 палубные эскадрильи, четыре эскадрильи резерва и две учебные. Части резерва начали получать F-14 с 1984 г. Первой из них новую технику стала осваивать эскадрилья VF-31, дислоцировавшаяся на базе Мирамар.
Типовыми полетными заданиями для палубных F-14 были патрулирование и перехват. В первом случае пара истребителей и самолет управления Е-2 «Хокай» патрулировали в течение 50 мин на удалении 550 км от авианосца. «Томкэт» нес четыре УР «Феникс», две «Спэрроу», две «Сайдуиндер» и два ПТБ емкостью по 1060 л. При вылете на перехват из положения дежурства на авианосце истребитель нес аналогичный груз. Боевой радиус действия в этом случае составлял 247 км при полете со скоростью 1,5 М.
В ходе эксплуатации самолет продемонстрировал довольно низкую надежность. С момента поступления «Томкэта» на вооружение катастрофы следовали одна за другой. Несколько раз командование флота вынуждено было прекращать полеты всего парка самолетов этого типа. В частности, это имело место после двух катастроф, произошедших с интервалом всего в двое суток (21 и 23 июня 1976 г.). Тщательный разбор обстоятельств наряду с инспекцией всех самолетов не помогли. 14 сентября того же года врезался в воду «Томкэт», едва взлетевший с авианосца «Кеннеди». Машина затонула на мелководье, а вблизи находились советские военные корабли. Американцы развили бешеную активность, дабы исключить саму возможность подъема секретного самолета вероятным противником. В район его гибели, расположенный недалеко от британской базы Скапа-Флоу, спешно вышли два буксира и спасательное судно. «Томкэт» подняли и доставили для осмотра на английскую базу Росайт. Ракеты «Феникс» сняла исследовательская субмарина ВМС США NR-1, еще когда самолет находился на дне.
К середине 1984 г. в авариях и катастрофах разбилось около 70 истребителей; основные причины — пожар двигателей и сваливание в штопор. Из-за высокой аварийности и чрезмерной дороговизны корпус морской пехоты отказался принимать F-14 на вооружение, предпочтя более надежный и простой F-18, который к тому же был и более универсальным.
Одной из повторяющихся причин летных происшествий являлся лед. На определенных режимах работы начиналось интенсивное обледенение рамп воздухозаборника. В полете частицы льда выбрасывались вверх через перепускную створку, но при посадке лед стряхивался вниз и попадал в двигатель. С марта 1981 г. по декабрь 1985 г. из-за попадания льда в турбины произошло 12 летных происшествий. В середине 1980-х гг. проводилась специальная программа по выбору конфигурации воздухозаборника, уменьшающей интенсивность обледенения.
Статистика летных происшествий, имевших место в период с 1978 по 1992 г., показывает, что причинами в большинстве случаев являлись конструктивные и производственные дефекты (40%), ошибки служб управления воздушным движением (27%) и неправильные действия экипажа (43%). Цифры вроде бы свидетельствуют о том, что чаще всего был виноват летчик, однако на самом деле все гораздо сложнее. Один из пилотов F-14 заметил: «Мы не летаем, мы управляем двигателем!» Перехватчики периодически отрабатывали маневренный воздушный бой, для которого, по сути, «Томкэт» был непригоден. Какой же летчик-истребитель не хочет выйти победителем в поединке, пусть даже учебном? Отсюда — срывы в плоский штопор, помпаж двигателей и прочие сюрпризы, возникавшие в результате ошибок летчиков. Формально — виноват пилот, а фактически — конструкторы и заказчик, которые не сумели добиться приемлемого компромисса между характеристиками тяжелого перехватчика и истребителя, предназначенного для завоевания превосходства в воздухе. Нужен ли был вообще этот компромисс? МиГ-31 не является истребителем завоевания превосходства в воздухе, что не мешает ему быть наиболее эффективным в мире самолетом ПВО.
Летные происшествия с истребителями «Томкэт»
Самолет |
Дата |
Краткое описание |
1988 г. |
||
F-14A |
8 сентября |
Летное происшествие в северной части Аравийского моря (два члена экипажа спаслись). |
F-14A |
13 сентября |
Самолет разбился при взлете с авиабазы Гиллеспи-филд в результате пожара в двигателе; разрушил находящийся рядом гражданский аэродром (один летчик погиб, другой ранен, три человека ранены на земле). |
F-14A |
22 сентября |
Летное происшествие во время проведения учений «Ред Флэг» в штате Невада (два члена экипажа спаслись). |
F-14A |
26 сентября |
Авария в районе северной части Аравийского моря (два члена экипажа спаслись). |
F-14A |
16 декабря |
Сведений нет. |
1989 г. |
||
F-14A |
18 апреля |
Причины неизвестны, авиабаза Ки-Уэст (летчик спасся). |
F-14A |
24 июля |
Летное происшествие в Сан-Клементе (экипаж спасся). |
F-14A |
2 августа |
Причины неизвестны, над морем недалеко от Сан-Диего (летчик спасся). |
F-14A |
6 октября |
Столкновение в воздухе. Самолеты упали в море, (летчики спаслись). |
F-14A |
14 ноября |
В районе Ки-Уэст (летчик спасся). |
1992 г. |
||
F-14A |
22 января |
Самолет врезался в землю в районе авиабазы Фаллон (Невада), два члена экипажа погибли. |
F-14A |
21 февраля |
Причины аварии, произошедшей близ Алберманд-Саунд (Северная Каролина) при выполнении полета на малой высоте, неизвестны. |
F-14A |
15 декабря |
Причины аварии, произошедшей близ Алберманд-Саунд (Северная Каролина) при выполнении полета на малой высоте, неизвестны. |
F-14A |
23 декабря |
Катастрофа близ авиабазы Даллас (Техас) в результате потери устойчивости и управляемости (один член экипажа погиб). |
В таблице приведены официальные данные министерства обороны США о летных происшествиях, случившихся с самолетами «Томкэт» в 1988, 1989 и 1992 гг. Обратите внимание, что во всех случаях фигурируют F-14A, что вряд ли соответствует истине.
Результаты весьма необычных учений, проводившихся в марте 1999 г., дают неплохое представление о возможностях «Томкэта» как самолета маневренного боя. Тогда в воздухе схлестнулись F-14B из эскадрильи VF-32 и истребители F-16A/B ВВС Израиля. Отрабатывался исключительно ближний маневренный бой. Результат получился потрясающим, точных данных в открытой печати не приводилось: израильтяне поскромничали, а американцы просто решили, что при таких итогах лучше жевать, чем говорить. В общем, израильская авиация в учебных боях наголову разбила американскую, поставив жирную точку в дискуссиях о F-14 как самолете завоевания превосходства в воздухе.
Коэффициент боеготовности истребителей F-14 |
|||||||||
Год |
1980 |
1981 |
1982 |
1983 |
1984 |
1985 |
1986 |
1987 |
1988 |
Средний % боеготовых |
46 |
49 |
53 |
56 |
62 |
65 |
69 |
69 |
70 |
Причиной летных происшествий нередко становились двигатели. На борту авианосца держали не менее восьми запасных TF-30 для замены вышедших из строя. Считалось нормальным, когда в эскадрилье из двенадцати «томкэтов» только восемь были пригодны к выполнению боевых заданий. В 1978 г. при проверке одной эскадрильи палубных перехватчиков была зафиксирована боеготовность 55%. Конечно, после нескольких лет эксплуатации личный состав приобрел навыки работы, да и «детские болезни» техники постепенно лечились — в результате уровень поднялся до приемлемых 70%.
Низкая надежность двигателей была заложена в конструкцию еще на стадии технического задания. Предполагалось, что на 1000 летных часов будет приходиться 597 включений форсажа и 1165 циклов работы двигателя (один цикл соответствует полному перемещению РУД). Но, по результатам оценки, проведенной в 1979 г., реально на 1000 ч имело место в среднем 2250 включений форсажа, а число циклов работы составило 10 549, т.е. фактические цифры превысили расчетные на 277 и 805% соответственно!
Впервые с настоящим воздушным противникам экипажи F-14 встретились в ходе маневров, проводившихся вблизи побережья Ливии в августе 1981 г. Американцы демонстративно действовали в заливе Сидра, который ливийцы объявили своими территориальными водами. Авианосцы «Нимиц» и «Форрестол» постоянно облетывали самолеты ВВС полковника Каддафи. Во время одного из таких облетов пара «томкэтов» из эскадрильи VF-41 атаковала и сбила два Су-22. Впоследствии F-14 неоднократно использовали против Ливии. В 1986 г. «томкэты» с авианосцев «Сара-тога» и «Корал Си» принимали участие в операции «Каньон Эльдорадо» — налете на Триполи. 4 января 1989 г. над заливом Сидра F-14 с авианосца «Кеннеди» уничтожили два ливийских МиГ-23. Во всех этих случаях американская сторона не понесла никаких потерь.
Поквитались с американцами за братьев-арабов сирийцы. В декабре 1982 г. сирийские ракетчики сбили три «Томкэта», сопровождавшие штурмовики А-6 при нанесении ударов по целям на территории Ливана.
В 1985 г. самолеты эскадрилий VF-74 и VF-103 с авианосца «Саратога» перехватили Боинг 737 и посадили его на американской военной базе в Италии. Целью был арест находившихся на борту арабских террористов, которыми ранее был захвачен итальянский лайнер «Акиле Лауро».
Во время ирано-иракской войны американские авианосцы участвовали в патрулировании Персидского залива и прикрытии с воздуха шедших по нему танкеров. 8 августа 1987 г. пара «томкэтов» с авианосца «Констеллейшн» не смогла поразить иранские «фантомы», по мнению американцев, угрожавшие патрульному самолету «Орион», который сопровождал три кувейтских танкера. Экипажи F-14 по каким-то причинам не стали применять УР «Феникс», а ракеты «Спэрроу» выпустили слишком поздно (к тому же у одной ракеты не запустился двигатель), когда «фантомы» уже проскочили зону стрельбы ими. Вступать в маневренный бой не горела желанием ни одна из сторон — «фантомы» развернулись и ушли на свою базу.
В 1990-х гг. американские летчики наконец-то смогли стрелять «фениксами» на учениях. Вероятно, это было связано с тем, что у ракет истекал срок хранения. Рекордный залповый пуск произвели в ходе учений RIMPAK'97 экипажи эскадрильи VF-213: с шести самолетов было одновременно запущено 12 «фениксов».
В операции «Буря в пустыне» американцы задействовали шесть авианосцев; на четырех из них («Саратога», «Джон Ф. Кеннеди», «Теодор Рузвельт» и «Америка») базировались по две эскадрильи F-14. «Томкэты» привлекались к сопровождению ударных самолетов и обеспечению ПВО кораблей; машины, оснащенные контейнерами TARPS, выполняли разведывательные задания. На свой счет они записали один сбитый иракский вертолет, при этом один «Томкэт» был уничтожен иракскими зенитчиками. Интенсивнее всего летали F-14 из эскадрильи VF-2 — 550 боевых вылетов с общим налетом 1900 ч.
В конце 1998 г. Ирак вновь оказался на грани войны с США и их союзниками. Американцы организовали операцию «Лиса в пустыне», целью которой, по мнению многих политических обозревателей, была задача отвлечь внимание общественного мнения от выяснения отношений между президентом Клинтоном и Моникой Левински. Непосредственно в ходе этой операции воздушных боев не произошло, однако обстановка накалилась до предела. 5 января 1999 г. в «запретной» зоне (где американцы не допускали полетов иракских военных самолетов) случились два столкновения. С иракской стороны фигурировали МиГ-25, с американской — истребители F-15 и F-14. Потерь ни те, ни другие не имели. Более того, иракские самолеты вообще пусков ракет не производили. Зато «Томкэт» впервые выпустил в боевой обстановке ракету AIM-54 «Феникс», которая в цель не попала. В сентябре 1999 г. F-14D из эскадрильи VF-2 также безрезультатно выстрелил ракетой по паре иракских МиГ-23 (или МиГ-25, в разных источниках иракские истребители идентифицируются по-разному).
В качестве бомбардировщиков американские самолеты действовали над Ираком удачнее. Эскадрилья VF-2 9 сентября 1999 г. в ходе операции «Ган смоук» поразила 35 из 39 намеченных позиций зенитных ракетных батарей.
«Томкэты» принимали активное участие в действиях сил НАТО на Балканах, причем не только в качестве перехватчиков. 5 сентября 1995 г. там состоялся боевой дебют «бомбкэтов»: пара F-14A из эскадрильи VF-41 (с авианосца «Теодор Рузвельт») нанесла удар бомбами с лазерным наведением по военному заводу в Сербии. Всего за время этой кампании пять экипажей сбросили 10 бомб GBU-16. Во время воздушной войны НАТО против Югославии «томкэты» применялись и как разведчики. При этом на машины подвешивали новые разведывательные контейнеры FTI вместо контейнеров системы TARPS. Позднее это оснащение использовалось и при полетах над Ираком.
«Томкэты» не остались в стороне и от «контртеррористических» войн последних лет. В операции «Эндьюринг фридом» самолеты-ветераны принимали участие с самого первого дня. Лидеры правившего тогда в Афганистане движения «Талибан» отказались выдать организатора уничтожения двух небоскребов в Нью-Йорке Усаму бен Ладена. 7 октября 2001 г. Пентагон объявил о нанесении по Афганистану ударов с воздуха. В ходе первых налетов предстояло нейтрализовать немногочисленные ВВС талибов и разрушить военную инфраструктуру движения, прежде всего уничтожить РЛС, средства ПВО и командные пункты. В качестве целей выделили также тренировочные лагеря организации «Аль-Каида». Всего в список попал 31 объект, в том числе тренировочный лагерь в Гармабак-Чаре, аэропорт и батареи ПВО в Герате, аэропорт в Джелалабаде, аэропорт и здание министерства обороны в Кабуле, аэропорт и позиции зенитчиков в Кандагаре, места дислокации отрядов движения «Талибан» в Кундузе, военная техника в Мазари-Шарифе и аэродром Шиндад.
В состав сил, наносивших первый удар, вошли 15 стратегических бомбардировщиков В-1В и В-52Н, дислоцированных на о. Диего-Гарсия, шесть В-2А, находившихся на территории США, а также палубные истребители F-14 и F/A-18 с авианосцев «Карл Винсон» и «Энтерпрайз». Их действия обеспечивали самолеты РЭБ ЕА-6В «Проулер», самолеты ДРЛО Е-2С «Хокай» и заправщики. В частности, 9 октября пара «томкэтов» с авианосца «Карл Винсон» нанесла удар по аэродрому Мукур. После налетов министр обороны США Д. Рамсфелд заявил, что результат был «во многом успешным».
В ходе операции в Афганистане «томкэтам» пришлось нанести удар по своим, причем не по ошибке, а согласно заданию. 2 ноября 2001 г. из-за плохой погоды разбился вертолет МН-53М сил специальных операций. Четыре члена экипажа погибли, остальных, находившихся на борту, эвакуировал второй принимавший участие в выполнении задания вертолет. Вероятно, катастрофа произошла в округе Навур (провинция Газни). Эвакуировать вертолет не представлялось возможным, и тогда экипажи «томкэтов» получили приказ его уничтожить. Что и было сделано. Удар наносили самолеты с авианосца «Теодор Рузвельт».
В разное время самолеты F-14 состояли на вооружении следующих эскадрилий авиации ВМС США: VF-1, VF-2, VF-11, VF-14, VF-21, VF-24, VF-31, VF-32, VF-33, VF-41, VF-51, VF-74, VF-84, VF-101, VF-102, VF-103, VF-111, VF-114, VF-124, VF-142, VF-143, VF-154, VF-191, VF-201, VF-202, VF-211, VF-213, VF-301, VF-302, VX-9.
Ожидается, что последний «Томкэт» будет снят с вооружения американской морской авиации в 2007 г.
Под зеленым знаменем ислама
Шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви принял решение закупить «томкэты», поскольку его советники обоснованно считали F-14 единственным оружием, способным «достать» МиГ-25. Деньги у иранцев имелись, и стоимость заокеанской «игрушки» их не смущала.
Контракт на поставку 80 «томкэтов» подписали в 1973 г., а первые перехватчики F-14A были получены в январе 1976 г. К моменту свержения шаха контракт оказался выполнен почти в полном объеме: иранцам успели поставить 79 машин. Этого хватило для оснащения четырех эскадрилий. Самолеты базировались на аэродроме Хатами, расположенном в окрестностях Исфагана. Для обучения летного и технического состава иранских ВВС прибыло около тысячи американцев, порядка сотни из них являлись служащими фирмы «Грумман».
После свержения шаха истребители достались новой власти. Исламская республика Иран использовала свои «томкэты» в ходе войны с Ираком. Опубликованные в иностранной печати сведения о боевой работе F-14 иранских ВВС крайне противоречивы и отрывочны. Известно, что поддерживать в боеготовом состоянии весь парк перехватчиков страна не смогла, поскольку США наложили эмбарго на поставку любого военного имущества — канал поступления запасных частей был перекрыт. Эксперты сходились во мнении, что в летном состоянии постоянно пребывали четыре-пять истребителей за счет разборки остальных машин. Боеспособные «томкэты» входили в систему ПВО Тегерана. В ремонте самолетов иранцам оказывали техническое содействие специалисты из Израиля. Вероятно, что в рамках ныне подзабытой скандальной сделки «Иран-Контрас», которая проводилась ЦРУ США, Иран получил-таки запасные части к «томкэтам» непосредственно из Штатов. В 1987 г. авиация американского флота списала несколько F-14 с целью использования их в качестве источника запасных частей для оставшихся в строю «томкэтов». Но узлы и агрегаты со списанных самолетов всплыли потом в Иране.
Еще большие разногласия вызывает оценка боевой эффективности перехватчиков в ходе ирано-иракской войны. Например, о применении ракет «Феникс» высказываются диаметрально противоположные точки зрения. Журнал «Авиэйшн уик», ссылаясь на официальные источники в Ираке, утверждал, что иранские ВВС регулярно осуществляют боевое патрулирование с использованием еще оставшихся истребителей F-14, которые ведут огонь ракетами «Феникс». Журнал «Аэроспейс дэйли» приводил другую точку зрения: «Представители США заявили, что иранские истребители F-14 не могли использовать ракетную систему «Феникс»... Лучшее, на что способны иранцы, — это стрелять ракетами «Сайдуиндер»».
Видимо, иранцы все-таки испытывали проблемы с «фениксами». Сравнительно недавно стало известно о вооружении «томкэтов» разработанной в Иране модификацией старой зенитной ракеты «Хок». В ограниченном количество «Хок» в варианте «воздух—воздух» поступила на вооружение специально оборудованных F-14A в 1987 г. Но о боевом применении этих ракет ничего не известно.
«Томкэты» привлекались к боевым вылетам с первых дней войны. Так, 25 сентября 1980 г. удар «фантомов» по базам ВВС Ирака прикрывали не менее двух пар F-14, после чего их экипажи доложили о двух сбитых иракских МиГ-23. Летом 1982 г. в Багдаде намечалось провести крупную международную конференцию. Аятолла Хомейни лично поставил перед ВВС задачу ее сорвать. Самолетам предстояло разбомбить здание, где должны были проходить заседания. Тройка «фантомов» с самыми опытными в иранских ВВС летчиками вылетела вечером 21 июля. Удар предстояло наносить паре истребителей-бомбардировщиков, а третья машина шла в качестве резервной и отвлекающей внимание ПВО. Прикрытие осуществляли два «томкэта», но им запретили пересекать границу с Ираком, и они остались над своей территорией. Один «Фантом» иракцы сбили, а второй сбросил бомбы в чистое поле, уклонясь от ракет «Роланд». На обратном пути F-4E получил прямое попадание 57-мм снаряда. На перехват уцелевшего «Фантома» поднялась четверка МиГ-23. Перипетии погони наблюдали операторы «томкэтов». Ведущий пары не выдержал, и истребители пересекли границу. С дистанции примерно в 100 км ведущий F-14 пустил «Феникс» по лидеру четверки иракцев. Прямым попаданием ракеты сбит был не только он, от взрыва получил тяжелые повреждения еще один МиГ-23 (возможно, он также погиб). В этот момент на «поле боя» неожиданно появилась четверка Су-22. Один из них поразил ракетой с дистанции 35 км ведомый «Томкэт».
Объект не пострадал, но само появление «фантомов» над Багдадом заставило изменить время и место проведения конференции. Она состоялась в Индии в феврале 1983 г.
Иранские «томкэты» выполняли главным образом две задачи: прикрытие Тегерана от налетов иракской авиации и сопровождение ударных групп «фантомов». Одна из последних побед была одержана 12 июля 1986 г., когда прикрывавший «фантомы» F-14 сбил в районе Бушера МиГ-23. В августе того же года иранский летчик-дезертир перегнал один самолет в Ирак. Информация о дальнейшей судьбе машины и ее пилота отсутствует. В заключительный период долгой войны «томкэты» использовались почти исключительно в системе ПВО Тегерана. За один день до вступления в силу перемирия между Ираном и Ираком, 18 июля 1988 г., иракские «миражи» F.1 сбили два F-14.
Данные о потерях обеих сторон сильно расходятся. Общее количество иракских самолетов, сбитых «томкэтами» в воздушных боях, оценивается разными специалистами от 30 до 95. Сообщалось, что во время боевых действий F-14 уничтожили, по крайней мере, один МиГ-25 ВВС Ирака, но никаких достоверных подтверждений этому нет. Впрочем, как нет проверенной информации о нескольких успешных боях, проведенных с «томкэтами» иракскими МиГ-21.
На начало 2000 г. в иранской авиации еще числились 25 истребителей F-14A, но сколько из них еще могли летать — неизвестно.