Эксплуатация и боевое применение

 

На авианосцах американского флота

 

Подготовка экипажей для новых па­лубных истребителей началась в 1973 г., после того как в октябре на базе Мирамар сформировали эскадрильи VF-1 и VF-2. Но первый серийный «Томкэт» был передан флоту существенно рань­ше, 31 декабря 1972 г. Он поступил в учебную эскадрилью VF-124. Позже в это подразделение передали все 15 ис­требителей первой партии, выпущенной на заводе в Калвертоне. Экипажи для VF-1 и VF-2 также проходили подготовку в составе VF-124. Сами же эти эскадри­льи получили первый F-14 только 31 ок­тября 1973 г., а последний, двадцать четвертый, — 26 апреля следующего го­да. Освоение «томкэтов» затруднялось отсутствием истребителей с двойным управлением (в кабине оператора уста­новка органов управления самолетом не предусматривалась). Поэтому много внимания приходилось уделять работе на тренажерах. Тем не менее первые полеты с береговых аэродромов обо­шлись без летных происшествий.

Обе эскадрильи были приписаны к атомному авианосцу «Эйзенхауэр». В свой первый поход с «томкэтами» на борту корабль вышел 17 сентября 1974 г. Авианосец направлялся на несколько месяцев в западную часть Тихого океа­на с последующим заходом в Индий­ский. Домой «Эйзенхауэр» вернулся только в мае 1975 г. За время плавания экипажи F-14 налетали 2900 ч, совер­шили 1600 взлетов и посадок на палубу, причем 460 из них — ночью. В этом по­ходе произошла первая катастрофа се­рийной машины — 2 января в Южно-Ки­тайском море из-за пожара двигателя разбился один из «томкэтов», экипаж его катапультировался. В марте 1975 г. эскадрилья VF-1 была сочтена боеготовой для выполнения полетов с авианос­ца в дневное время и стала первым подразделением, оснащенным «томкэ­тами» и достигшим состояния первона­чальной оперативной готовности.

Самолеты эскадрилий VF-1 и VF-2 ус­пели поучаствовать во Вьетнамской войне. «Томкэты» прикрывали бесслав­ное бегство американцев из Сайгона. Участие их в операциях было чисто но­минальным, поскольку авиация ДРВ не препятствовала стремительной эвакуа­ции янки.

Вторым авианосцем, принявшим на борт «томкэты», стал «Джон Ф. Кенне­ди». В июне 1975 г. корабль направился в Средиземное море, имея в составе своего авиакрыла эскадрильи VF-14 и VF-32, вооруженные истребителями F-14A. Здесь самолеты авианосца при­няли участие в совместных учениях с ВВС Франции. Французы «играли» за «красную» сторону. «Ягуары» и «мира­жи» III выполнили 91 вылет, пытаясь прорваться к «Кеннеди». Все их атаки успешно отразили «томкэты», работав­шие совместно с палубными самолета­ми ДРЛО «Хокай».

В 1976 г. две эскадрильи «томкэтов» (VF-142 и VF-143) заступили на боевое дежурство на борту авианосца «Амери­ка». Пик численности F-14 в морской авиации пришелся на 1977 г. Тогда их получили эскадрильи VF-24 и VF-211 (авианосец «Констеллейшн»), VF-114 и VF-213 («Китти Хок»), VF-41 и VF-84 («Нимиц»). В общей сложности «томкэтами» вооружили 22 палубные эскадри­льи, четыре эскадрильи резерва и две учебные. Части резерва начали полу­чать F-14 с 1984 г. Первой из них новую технику стала осваивать эскадрилья VF-31, дислоцировавшаяся на базе Мирамар.

Типовыми полетными заданиями для палубных F-14 были патрулирование и перехват. В первом случае пара истре­бителей и самолет управления Е-2 «Хо­кай» патрулировали в течение 50 мин на удалении 550 км от авианосца. «Томкэт» нес четыре УР «Феникс», две «Спэрроу», две «Сайдуиндер» и два ПТБ емкостью по 1060 л. При вылете на перехват из положения дежурства на авианосце истребитель нес аналогич­ный груз. Боевой радиус действия в этом случае составлял 247 км при поле­те со скоростью 1,5 М.

В ходе эксплуатации самолет проде­монстрировал довольно низкую надеж­ность. С момента поступления «Томкэ­та» на вооружение катастрофы следо­вали одна за другой. Несколько раз ко­мандование флота вынуждено было прекращать полеты всего парка самоле­тов этого типа. В частности, это имело место после двух катастроф, произо­шедших с интервалом всего в двое су­ток (21 и 23 июня 1976 г.). Тщательный разбор обстоятельств наряду с инспек­цией всех самолетов не помогли. 14 сен­тября того же года врезался в воду «Томкэт», едва взлетевший с авианосца «Кеннеди». Машина затонула на мелко­водье, а вблизи находились советские военные корабли. Американцы развили бешеную активность, дабы исключить саму возможность подъема секретного самолета вероятным противником. В район его гибели, расположенный неда­леко от британской базы Скапа-Флоу, спешно вышли два буксира и спасатель­ное судно. «Томкэт» подняли и достави­ли для осмотра на английскую базу Росайт. Ракеты «Феникс» сняла исследо­вательская субмарина ВМС США NR-1, еще когда самолет находился на дне.

К середине 1984 г. в авариях и катаст­рофах разбилось около 70 истребите­лей; основные причины — пожар двига­телей и сваливание в штопор. Из-за вы­сокой аварийности и чрезмерной доро­говизны корпус морской пехоты отказал­ся принимать F-14 на вооружение, пред­почтя более надежный и простой F-18, который к тому же был и более универ­сальным.

Одной из повторяющихся причин лет­ных происшествий являлся лед. На оп­ределенных режимах работы начина­лось интенсивное обледенение рамп воздухозаборника. В полете частицы льда выбрасывались вверх через пере­пускную створку, но при посадке лед стряхивался вниз и попадал в двига­тель. С марта 1981 г. по декабрь 1985 г. из-за попадания льда в турбины произо­шло 12 летных происшествий. В середи­не 1980-х гг. проводилась специальная программа по выбору конфигурации воздухозаборника, уменьшающей ин­тенсивность обледенения.

Статистика летных происшествий, имевших место в период с 1978 по 1992 г., показывает, что причинами в большинст­ве случаев являлись конструктивные и производственные дефекты (40%), ошибки служб управления воздушным движением (27%) и неправильные дей­ствия экипажа (43%). Цифры вроде бы свидетельствуют о том, что чаще всего был виноват летчик, однако на самом деле все гораздо сложнее. Один из пи­лотов F-14 заметил: «Мы не летаем, мы управляем двигателем!» Перехватчики периодически отрабатывали маневрен­ный воздушный бой, для которого, по су­ти, «Томкэт» был непригоден. Какой же летчик-истребитель не хочет выйти по­бедителем в поединке, пусть даже учеб­ном? Отсюда — срывы в плоский што­пор, помпаж двигателей и прочие сюрпризы, возникавшие в результате оши­бок летчиков. Формально — виноват пи­лот, а фактически — конструкторы и за­казчик, которые не сумели добиться при­емлемого компромисса между характе­ристиками тяжелого перехватчика и ис­требителя, предназначенного для завое­вания превосходства в воздухе. Нужен ли был вообще этот компромисс? МиГ-31 не является истребителем завоевания превосходства в воздухе, что не мешает ему быть наиболее эффективным в ми­ре самолетом ПВО.

 

Летные происшествия с истребителями «Томкэт»

Самолет

Дата

Краткое описание

1988 г.

F-14A

8 сентября

Летное происшествие в северной части Аравийско­го моря (два члена экипажа спаслись).

F-14A

13 сентября

Самолет разбился при взлете с авиабазы Гиллеспи-филд в результате пожара в двигателе; разрушил находящийся рядом гражданский аэродром (один лет­чик погиб, другой ранен, три человека ранены на зем­ле).

F-14A

22 сентября

Летное происшествие во время проведения учений «Ред Флэг» в штате Невада (два члена экипажа спас­лись).

F-14A

26 сентября

Авария в районе северной части Аравийского моря (два члена экипажа спаслись).

F-14A

16 декабря

Сведений нет.

1989 г.

F-14A

18 апреля

Причины неизвестны, авиабаза Ки-Уэст (летчик спасся).

F-14A

24 июля

Летное происшествие в Сан-Клементе (экипаж спасся).

F-14A

2 августа

Причины неизвестны, над морем недалеко от Сан-Диего (летчик спасся).

F-14A

6 октября

Столкновение в воздухе. Самолеты упали в море, (летчики спаслись).

F-14A

14 ноября

В районе Ки-Уэст (летчик спасся).

1992 г.

F-14A

22 января

Самолет врезался в землю в районе авиабазы Фаллон (Невада), два члена экипажа погибли.

F-14A

21 февраля

Причины аварии, произошедшей близ Алберманд-Саунд (Северная Каролина) при выполнении полета на малой высоте, неизвестны.

F-14A

15 декабря

Причины аварии, произошедшей близ Алберманд-Саунд (Северная Каролина) при выполнении полета на малой высоте, неизвестны.

F-14A

23 декабря

Катастрофа близ авиабазы Даллас (Техас) в резуль­тате потери устойчивости и управляемости (один член экипажа погиб).

В таблице приведены официальные данные министерства обороны США о летных происшествиях, случившихся с самолетами «Томкэт» в 1988, 1989 и 1992 гг. Обратите внимание, что во всех случаях фигурируют F-14A, что вряд ли соответствует истине.

 

Результаты весьма необычных уче­ний, проводившихся в марте 1999 г., дают неплохое представление о возмож­ностях «Томкэта» как самолета манев­ренного боя. Тогда в воздухе схлестну­лись F-14B из эскадрильи VF-32 и ис­требители F-16A/B ВВС Израиля. Отра­батывался исключительно ближний ма­невренный бой. Результат получился потрясающим, точных данных в откры­той печати не приводилось: израильтя­не поскромничали, а американцы про­сто решили, что при таких итогах лучше жевать, чем говорить. В общем, изра­ильская авиация в учебных боях наго­лову разбила американскую, поставив жирную точку в дискуссиях о F-14 как самолете завоевания превосходства в воздухе.

 

Коэффициент боеготовности истребителей F-14

Год

1980

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

Средний % боеготовых

46

49

53

56

62

65

69

69

70

 

Причиной летных происшествий не­редко становились двигатели. На борту авианосца держали не менее восьми запасных TF-30 для замены вышедших из строя. Считалось нормальным, когда в эскадрилье из двенадцати «томкэтов» только восемь были пригодны к выпол­нению боевых заданий. В 1978 г. при проверке одной эскадрильи палубных перехватчиков была зафиксирована бо­еготовность 55%. Конечно, после не­скольких лет эксплуатации личный со­став приобрел навыки работы, да и «детские болезни» техники постепенно лечились — в результате уровень под­нялся до приемлемых 70%.

Низкая надежность двигателей была заложена в конструкцию еще на стадии технического задания. Предполагалось, что на 1000 летных часов будет прихо­диться 597 включений форсажа и 1165 циклов работы двигателя (один цикл со­ответствует полному перемещению РУД). Но, по результатам оценки, прове­денной в 1979 г., реально на 1000 ч име­ло место в среднем 2250 включений форсажа, а число циклов работы соста­вило 10 549, т.е. фактические цифры превысили расчетные на 277 и 805% со­ответственно!

Впервые с настоящим воздушным противникам экипажи F-14 встретились в ходе маневров, проводившихся вбли­зи побережья Ливии в августе 1981 г. Американцы демонстративно действо­вали в заливе Сидра, который ливийцы объявили своими территориальными водами. Авианосцы «Нимиц» и «Форрестол» постоянно облетывали самолеты ВВС полковника Каддафи. Во время од­ного из таких облетов пара «томкэтов» из эскадрильи VF-41 атаковала и сбила два Су-22. Впоследствии F-14 неодно­кратно использовали против Ливии. В 1986 г. «томкэты» с авианосцев «Сара-тога» и «Корал Си» принимали участие в операции «Каньон Эльдорадо» — на­лете на Триполи. 4 января 1989 г. над заливом Сидра F-14 с авианосца «Кен­неди» уничтожили два ливийских МиГ-23. Во всех этих случаях американская сто­рона не понесла никаких потерь.

Поквитались с американцами за бра­тьев-арабов сирийцы. В декабре 1982 г. сирийские ракетчики сбили три «Томкэта», сопровождавшие штурмовики А-6 при нанесении ударов по целям на тер­ритории Ливана.

В 1985 г. самолеты эскадрилий VF-74 и VF-103 с авианосца «Саратога» пере­хватили Боинг 737 и посадили его на американской военной базе в Италии. Целью был арест находившихся на бор­ту арабских террористов, которыми ранее был захвачен итальянский лайнер «Акиле Лауро».

Во время ирано-иракской войны аме­риканские авианосцы участвовали в па­трулировании Персидского залива и прикрытии с воздуха шедших по нему танкеров. 8 августа 1987 г. пара «томкэтов» с авианосца «Констеллейшн» не смогла поразить иранские «фантомы», по мнению американцев, угрожавшие патрульному самолету «Орион», кото­рый сопровождал три кувейтских танке­ра. Экипажи F-14 по каким-то причинам не стали применять УР «Феникс», а ра­кеты «Спэрроу» выпустили слишком по­здно (к тому же у одной ракеты не запу­стился двигатель), когда «фантомы» уже проскочили зону стрельбы ими. Вступать в маневренный бой не горела желанием ни одна из сторон — «фанто­мы» развернулись и ушли на свою базу.

В 1990-х гг. американские летчики на­конец-то смогли стрелять «фениксами» на учениях. Вероятно, это было связано с тем, что у ракет истекал срок хранения. Рекордный залповый пуск произвели в ходе учений RIMPAK'97 экипажи эскад­рильи VF-213: с шести самолетов было одновременно запущено 12 «фениксов».

В операции «Буря в пустыне» амери­канцы задействовали шесть авианос­цев; на четырех из них («Саратога», «Джон Ф. Кеннеди», «Теодор Рузвельт» и «Америка») базировались по две эска­дрильи F-14. «Томкэты» привлекались к сопровождению ударных самолетов и обеспечению ПВО кораблей; машины, оснащенные контейнерами TARPS, вы­полняли разведывательные задания. На свой счет они записали один сбитый иракский вертолет, при этом один «Томкэт» был уничтожен иракскими зенитчи­ками. Интенсивнее всего летали F-14 из эскадрильи VF-2 — 550 боевых вылетов с общим налетом 1900 ч.

В конце 1998 г. Ирак вновь оказался на грани войны с США и их союзниками. Американцы организовали операцию «Лиса в пустыне», целью которой, по мнению многих политических обозрева­телей, была задача отвлечь внимание общественного мнения от выяснения отношений между президентом Клинто­ном и Моникой Левински. Непосредст­венно в ходе этой операции воздушных боев не произошло, однако обстановка накалилась до предела. 5 января 1999 г. в «запретной» зоне (где американцы не допускали полетов иракских военных самолетов) случились два столкнове­ния. С иракской стороны фигурировали МиГ-25, с американской — истребители F-15 и F-14. Потерь ни те, ни другие не имели. Более того, иракские самолеты вообще пусков ракет не производили. Зато «Томкэт» впервые выпустил в боевой обстановке ракету AIM-54 «Фе­никс», которая в цель не попала. В сен­тябре 1999 г. F-14D из эскадрильи VF-2 также безрезультатно выстрелил ракетой по паре иракских МиГ-23 (или МиГ-25, в разных источниках иракские истребите­ли идентифицируются по-разному).

В качестве бомбардировщиков аме­риканские самолеты действовали над Ираком удачнее. Эскадрилья VF-2 9 сен­тября 1999 г. в ходе операции «Ган смоук» поразила 35 из 39 намеченных пози­ций зенитных ракетных батарей.

«Томкэты» принимали активное учас­тие в действиях сил НАТО на Балканах, причем не только в качестве перехват­чиков. 5 сентября 1995 г. там состоялся боевой дебют «бомбкэтов»: пара F-14A из эскадрильи VF-41 (с авианосца «Тео­дор Рузвельт») нанесла удар бомбами с лазерным наведением по военному за­воду в Сербии. Всего за время этой кам­пании пять экипажей сбросили 10 бомб GBU-16. Во время воздушной войны НАТО против Югославии «томкэты» применялись и как разведчики. При этом на машины подвешивали новые разведывательные контейнеры FTI вме­сто контейнеров системы TARPS. Позд­нее это оснащение использовалось и при полетах над Ираком.

«Томкэты» не остались в стороне и от «контртеррористических» войн послед­них лет. В операции «Эндьюринг фридом» самолеты-ветераны принимали участие с самого первого дня. Лидеры правившего тогда в Афганистане движе­ния «Талибан» отказались выдать орга­низатора уничтожения двух небоскре­бов в Нью-Йорке Усаму бен Ладена. 7 октября 2001 г. Пентагон объявил о на­несении по Афганистану ударов с воз­духа. В ходе первых налетов предстоя­ло нейтрализовать немногочисленные ВВС талибов и разрушить военную ин­фраструктуру движения, прежде всего уничтожить РЛС, средства ПВО и ко­мандные пункты. В качестве целей вы­делили также тренировочные лагеря ор­ганизации «Аль-Каида». Всего в список попал 31 объект, в том числе трениро­вочный лагерь в Гармабак-Чаре, аэро­порт и батареи ПВО в Герате, аэропорт в Джелалабаде, аэропорт и здание ми­нистерства обороны в Кабуле, аэропорт и позиции зенитчиков в Кандагаре, мес­та дислокации отрядов движения «Та­либан» в Кундузе, военная техника в Мазари-Шарифе и аэродром Шиндад.

В состав сил, наносивших первый удар, вошли 15 стратегических бомбар­дировщиков В-1В и В-52Н, дислоциро­ванных на о. Диего-Гарсия, шесть В-2А, находившихся на территории США, а также палубные истребители F-14 и F/A-18 с авианосцев «Карл Винсон» и «Энтерпрайз». Их действия обеспечива­ли самолеты РЭБ ЕА-6В «Проулер», са­молеты ДРЛО Е-2С «Хокай» и заправ­щики. В частности, 9 октября пара «томкэтов» с авианосца «Карл Винсон» на­несла удар по аэродрому Мукур. После налетов министр обороны США Д. Рамсфелд заявил, что результат был «во многом успешным».

В ходе операции в Афганистане «томкэтам» пришлось нанести удар по сво­им, причем не по ошибке, а согласно за­данию. 2 ноября 2001 г. из-за плохой по­годы разбился вертолет МН-53М сил специальных операций. Четыре члена экипажа погибли, остальных, находив­шихся на борту, эвакуировал второй принимавший участие в выполнении за­дания вертолет. Вероятно, катастрофа произошла в округе Навур (провинция Газни). Эвакуировать вертолет не пред­ставлялось возможным, и тогда экипажи «томкэтов» получили приказ его уничто­жить. Что и было сделано. Удар наноси­ли самолеты с авианосца «Теодор Руз­вельт».

В разное время самолеты F-14 состо­яли на вооружении следующих эскадри­лий авиации ВМС США: VF-1, VF-2, VF-11, VF-14, VF-21, VF-24, VF-31, VF-32, VF-33, VF-41, VF-51, VF-74, VF-84, VF-101, VF-102, VF-103, VF-111, VF-114, VF-124, VF-142, VF-143, VF-154, VF-191, VF-201, VF-202, VF-211, VF-213, VF-301, VF-302, VX-9.

Ожидается, что последний «Томкэт» будет снят с вооружения американской морской авиации в 2007 г.

 

Под зеленым знаменем ислама

 

Шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви принял решение закупить «томкэты», поскольку его советники обоснованно считали F-14 единственным оружием, способным «достать» МиГ-25. Деньги у иранцев имелись, и стоимость заокеан­ской «игрушки» их не смущала.

Контракт на поставку 80 «томкэтов» подписали в 1973 г., а первые перехватчики F-14A были получены в январе 1976 г. К моменту свержения шаха кон­тракт оказался выполнен почти в полном объеме: иранцам успели поставить 79 машин. Этого хватило для оснащения четырех эскадрилий. Самолеты базиро­вались на аэродроме Хатами, располо­женном в окрестностях Исфагана. Для обучения летного и технического состава иранских ВВС прибыло около тысячи американцев, порядка сотни из них яв­лялись служащими фирмы «Грумман».

После свержения шаха истребители достались новой власти. Исламская рес­публика Иран использовала свои «том­кэты» в ходе войны с Ираком. Опублико­ванные в иностранной печати сведения о боевой работе F-14 иранских ВВС крайне противоречивы и отрывочны. Из­вестно, что поддерживать в боеготовом состоянии весь парк перехватчиков страна не смогла, поскольку США нало­жили эмбарго на поставку любого воен­ного имущества — канал поступления запасных частей был перекрыт. Экспер­ты сходились во мнении, что в летном состоянии постоянно пребывали четы­ре-пять истребителей за счет разборки остальных машин. Боеспособные «томкэты» входили в систему ПВО Тегерана. В ремонте самолетов иранцам оказыва­ли техническое содействие специалисты из Израиля. Вероятно, что в рамках ны­не подзабытой скандальной сделки «Иран-Контрас», которая проводилась ЦРУ США, Иран получил-таки запасные части к «томкэтам» непосредственно из Штатов. В 1987 г. авиация американско­го флота списала несколько F-14 с це­лью использования их в качестве источ­ника запасных частей для оставшихся в строю «томкэтов». Но узлы и агрегаты со списанных самолетов всплыли потом в Иране.

Еще большие разногласия вызывает оценка боевой эффективности пере­хватчиков в ходе ирано-иракской войны. Например, о применении ракет «Фе­никс» высказываются диаметрально противоположные точки зрения. Журнал «Авиэйшн уик», ссылаясь на официаль­ные источники в Ираке, утверждал, что иранские ВВС регулярно осуществляют боевое патрулирование с использовани­ем еще оставшихся истребителей F-14, которые ведут огонь ракетами «Феникс». Журнал «Аэроспейс дэйли» приводил другую точку зрения: «Представители США заявили, что иранские истребители F-14 не могли использовать ракетную систему «Феникс»... Лучшее, на что спо­собны иранцы, — это стрелять ракета­ми «Сайдуиндер»».

Видимо, иранцы все-таки испытывали проблемы с «фениксами». Сравнитель­но недавно стало известно о вооружении «томкэтов» разработанной в Иране мо­дификацией старой зенитной ракеты «Хок». В ограниченном количество «Хок» в варианте «воздух—воздух» поступила на вооружение специально оборудован­ных F-14A в 1987 г. Но о боевом приме­нении этих ракет ничего не известно.

«Томкэты» привлекались к боевым вы­летам с первых дней войны. Так, 25 сен­тября 1980 г. удар «фантомов» по базам ВВС Ирака прикрывали не менее двух пар F-14, после чего их экипажи доложи­ли о двух сбитых иракских МиГ-23. Ле­том 1982 г. в Багдаде намечалось прове­сти крупную международную конферен­цию. Аятолла Хомейни лично поставил перед ВВС задачу ее сорвать. Самоле­там предстояло разбомбить здание, где должны были проходить заседания. Тройка «фантомов» с самыми опытны­ми в иранских ВВС летчиками вылетела вечером 21 июля. Удар предстояло на­носить паре истребителей-бомбарди­ровщиков, а третья машина шла в каче­стве резервной и отвлекающей внимание ПВО. Прикрытие осуществляли два «томкэта», но им запретили пересекать границу с Ираком, и они остались над своей территорией. Один «Фантом» иракцы сбили, а второй сбросил бомбы в чистое поле, уклонясь от ракет «Ро­ланд». На обратном пути F-4E получил прямое попадание 57-мм снаряда. На перехват уцелевшего «Фантома» подня­лась четверка МиГ-23. Перипетии пого­ни наблюдали операторы «томкэтов». Ведущий пары не выдержал, и истреби­тели пересекли границу. С дистанции примерно в 100 км ведущий F-14 пустил «Феникс» по лидеру четверки иракцев. Прямым попаданием ракеты сбит был не только он, от взрыва получил тяже­лые повреждения еще один МиГ-23 (возможно, он также погиб). В этот мо­мент на «поле боя» неожиданно появи­лась четверка Су-22. Один из них пора­зил ракетой с дистанции 35 км ведомый «Томкэт».

Объект не пострадал, но само появ­ление «фантомов» над Багдадом заста­вило изменить время и место проведе­ния конференции. Она состоялась в Ин­дии в феврале 1983 г.

Иранские «томкэты» выполняли глав­ным образом две задачи: прикрытие Те­герана от налетов иракской авиации и сопровождение ударных групп «фанто­мов». Одна из последних побед была одержана 12 июля 1986 г., когда прикры­вавший «фантомы» F-14 сбил в районе Бушера МиГ-23. В августе того же года иранский летчик-дезертир перегнал один самолет в Ирак. Информация о дальнейшей судьбе машины и ее пило­та отсутствует. В заключительный пери­од долгой войны «томкэты» использова­лись почти исключительно в системе ПВО Тегерана. За один день до вступле­ния в силу перемирия между Ираном и Ираком, 18 июля 1988 г., иракские «ми­ражи» F.1 сбили два F-14.

Данные о потерях обеих сторон силь­но расходятся. Общее количество ирак­ских самолетов, сбитых «томкэтами» в воздушных боях, оценивается разными специалистами от 30 до 95. Сообща­лось, что во время боевых действий F-14 уничтожили, по крайней мере, один МиГ-25 ВВС Ирака, но никаких досто­верных подтверждений этому нет. Впро­чем, как нет проверенной информации о нескольких успешных боях, проведен­ных с «томкэтами» иракскими МиГ-21.

На начало 2000 г. в иранской авиации еще числились 25 истребителей F-14A, но сколько из них еще могли летать — неизвестно.