Общая оценка
Общая оценка «Томкэта», безусловно, будет неоднозначной. При его создании конструкторам удалось решить множество сложнейших задач. Появление этой машины намного усилило ПВО соединений американского флота, но самолет получился узко специализированным. Как перехватчик F-14 состоялся.
Но американские адмиралы хотели, чтобы он мог также вести маневренный воздушный бой, без чего истребитель завоевания превосходства в воздухе немыслим. Западные журналы утверждают, что «Томкэт» может и это. Сообщалось, что самолет выходил на углы атаки около 90°, радиус его виража меньше, чем у «Фантома». Но все рекламные статьи, посвященные «истребителю завоевания превосходства в воздухе» F-14, изобилуют прекрасными оценками только его маневренности в горизонтальной плоскости; в частности, отмечается, что летчики «томкэтов» широко применяют маневр «ножницы» с одновременным уменьшением стреловидности крыла и выходом на большие углы атаки. В результате выполнения «ножниц» противник проскакивает вперед, подставляя себя под стволы «Вулкана» или головку самонаведения «Сайдуиндера». Слов нет, прием замечательный, нечто подобное проделывали многие асы, начиная еще с Первой мировой войны. Да вот только получается, что враг перед выполнением «ножниц» уже висит на хвосте у F-14. Маневр этот чисто оборонительный, впрочем, как и большинство приемов боя в горизонтальной плоскости. Для ведения наступательного воздушного боя на вертикалях истребитель должен иметь хорошую тяговооруженность, которой явно недостает «Томкэту». По мнению ряда летчиков и экспертов, F-14 надо бы добавить порядка 30% тяги.
Эксплуатация истребителя в строевых эскадрильях показала, что и с горизонтальной маневренностью не все в порядке: ряд самолетов был потерян при учебных воздушных боях из-за сваливания в плоский штопор при выходе на большие углы атаки (о выходе на угол 90° даже речи не шло). При этом возникали колебания самолета по крену и курсу. Одновременное использование руля направления и дифференциально отклоняемого стабилизатора на таких режимах полета приводит к возникновению очень больших угловых скоростей по осям рыскания и крена и провоцирует сваливание в штопор.
Летчики как один выделяют превосходный обзор из кабины, особо подчеркивая важность его при ведении маневренного воздушного боя. Однако «Томкэт» — это «длинная рука»; ближний бой для экипажа такого самолета является следствием неудачной ракетной атаки или ошибочных действий оператора, «проглядевшего» угрозу, в результате которой истребитель оказался в положении атакованного. Уже первые полеты при испытаниях системы управления оружием показали: прекрасный обзор из кабины — благо для пилота и существенный недостаток для оператора. Данные, отображаемые на установленном у оператора индикаторе тактической обстановки, трудно различимы при попадании на него прямых солнечных лучей. Влияние засветки экрана солнцем не устраняется увеличением яркости свечения, лишь отчасти ее можно скомпенсировать, прикрыв экран рукой.
К недостаткам «Томкэта» как перехватчика можно отнести сложность его системы управления огнем. Высокая стоимость ракет «Феникс» приводила к тому, что в учебных целях ими стрелять запрещали. Экипажи могли только тренироваться без реального пуска. Возможно, это и привело к неудачам в случаях их боевого использования. Со временем изменилась оценка и самой ракеты «Феникс». Согласно отчету, подготовленному для Конгресса США, вероятность поражения целей ракетой AIM-54 не поддается точному прогнозированию из-за отсутствия статистики пусков в реальных условиях; на основе моделирования эффективность оценивается не выше 0,5. Там же отмечаются ограниченные возможности истребителей F-14 в отношении перехвата маловысотных целей в автономном режиме без наведения от самолетов ДРЛО «Хокай». Ранние модификации ракеты AIM-54 способны перехватывать только относительно старые ПКР типа Х-22, имеющие значительную ЭПР. Противостоять более совершенным ПКР как авиационного, так и корабельного базирования «фениксы» не могут.
Американцам пришлось вложить средства в создание нового варианта «Феникса», AIM-54C, способного перехватывать маловысотные цели с ЭПР порядка 0,5 м2. Однако, даже для AIM-54C проблематично поражение маловысотной крылатой ракеты, летящей со скоростью более 3М.
Опираясь на опыт боевого применения «томкэтов», можно утверждать, что самолет не оправдал возлагаемых на него надежд, особенно если провести анализ в соответствии с критерием «стоимость—эффективность». Наиболее громкие победы F-14 одержал над ливийцами в заливе Сидра практически в полигонных условиях, никаким маневренным воздушным боем там и не пахло. В Ливане попытка использовать этот самолет для сопровождения бомбардировщиков, наносивших удар по целям, прикрытым сильной ПВО с опытными расчетами, закончилась плачевно. Ирак и Югославия — войны весьма специфические, авиация США достойного сопротивления там не встретила.
Но можно оценивать «Томкэт» и по-другому. Появление этого самолета на вооружении ВМС США вызвало в свое время огромную тревогу у командования советского флота. Переход от концепции поражения носителя к концепции уничтожения ракет, который знаменовала СУО AWG-9 вкупе с ракетами «Феникс», привел к вынужденному перевооружению нашего флота. Многие считают, что, развертывая гонку вооружений, американцы не ставили целью победить Советский Союз в гипотетической Третьей мировой войне. Задача была гораздо проще — требовалось измотать СССР экономически. И здесь «томкэты» сыграли заметную роль. Нам пришлось потратиться на оружие, способное пробиться через их заслон. Вот уж поистине асимметричный ответ: сколько стоят 600 даже очень дорогих истребителей? А сколько стоят сотни вовсе не дешевых крылатых ракет, атомные подводные лодки, крейсера и бомбардировщики (все это «хозяйство» входило в так называемые «противоавианосные силы» Советского Союза)?
Характеристики самолета F-14A |
|
Размеры, м |
|
размах крыла: |
|
максимальный |
19,54 |
минимальный |
11,65 |
при размещении на авианосце |
10,15 |
длина |
19,10 |
высота |
4,88 |
Двигатели : 2хТРДДФ TF-30-P414A |
|
тяга одного двигателя, статическая, кг |
5600 |
тяга одного двигателя на форсаже, кг |
9480 |
Масса, кг |
|
максимальная взлетная |
33720 |
нормальная взлетная |
26570 |
максимальная посадочная |
23000 |
пустого снаряженного |
18 108 |
топлива во внутренних баках |
7348 |
Максимальная масса боевой нагрузки на внешней подвеске, кг |
6577 |
Летные данные |
|
максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
2490 |
у земли |
1470 |
посадочная скорость, км/ч |
213 |
скорость сваливания при крыле, установленном в положение минимальной стреловидности, км/ч |
195 |
максимальная скороподъемность, м/с |
152 |
практический потолок, м |
17000 |
максимальная высота боевого применения, м |
21 000 |
максимальная дальность полета с ПТБ, км |
3220 |
Значительное усиление ПВО авианосного соединения, произошедшее после принятия на вооружение истребителей F-14, способствовало появлению в советском флоте огромных подводных лодок проекта 949 с 24 пусковыми установками ПКР «Гранит». Считалось, что только в случае одновременного залпа 20 — 24 ПКР существует вероятность поражения авианосца, охраняемого «томкэтами». Последней программой судостроения, которую успели принять в СССР, предусматривалось строительство 20 субмарин проекта 949.
Не исключено, что перспективные советские ПКР создавали, уже зная о реальных, а не рекламных возможностях «Феникса». В сентябре 1976 г. с авиабазы ВМС Оушен пропали пять блоков с системами наведения этой УР. Как оказалось, их похитил некто Т. Раис, служивший на базе кем-то вроде прапорщика. Четыре блока вскоре нашли на дне близлежащего озера; Раиса, понятно, посадили. А куда делся пятый блок? Не на драгметаллы же сдал его американский прапорщик...
Можно считать, что с политической точки зрения «Томкэт» со своей задачей справился, вытянув кучу средств из советской экономики, чем в немалой степени способствовал ее коллапсу.