Техническое описание

 

Приведенное ниже описание соответ­ствует многоцелевому ПС-84 выпуска лета 1942 г., способному действовать как ночной бомбардировщик и военно-транспортный самолет.

Экипаж — 6 человек: пилот, штурман-бомбардир, радист, техник и два стрел­ка.

ПС-84 — двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан. Он членится на фюзеляж, переднюю и заднюю части центроплана, мотогондо­лы, несущие части консолей и их задние съемные секции, законцовки крыльев, элероны, рули высоты и направления, киль, стабилизатор, хвостовой кок и по­садочные щитки. Части планера соеди­няются между собой стыковыми уголь­никами и болтами.

Фюзеляж стрингерно-балочного типа (полумонокок). Поперечное сечение — овальное. Большая часть стрингеров — из бульбовых уголков, под и над рядами окон грузовой кабины — четыре усилен­ных П-образных стрингера. Шпангоуты — рамы из клепаных и штампованных час­тей. Наружная обшивка выполнена из дюралюминиевых листов толщиной от 0,6 до 1,8 мм. В плоскости вращения винтов снаружи приклепаны дополни­тельные листы.

Перегородки делят фюзеляж на каби­ну экипажа, грузовую кабину, задний ба­гажник и хвостовой отсек. Пол пилотской кабины — металлический; грузовой — из сосновых реек и фанеры. Носовой обте­катель штампованный, хвостовой кок имеет каркас, обшитый листом.

На левом борту расположены перед­няя дверь и грузовой люк, поднимаю­щийся вверх. В очертания люка вписана еще одна дверь («калитка»). На правом борту — одна дверь, сзади.

Пилотская кабина остеклена. В ко­зырьке использован триплекс, боковые сдвижные окна — из оргстекла. Кресла пилота и штурмана с бронеспинками, расположены бок о бок (пилот — слева, штурман — справа) и разделены прохо­дом. В потолке кабины — аварийный люк.

В грузовой кабине имеются 25 откид­ных деревянных сидений для пассажи­ров. Альтернативно могут монтировать­ся стойки для крепления носилок на 18 лежачих раненых. При этом два сиде­нья сохраняются для сопровождающего медицинского персонала или легко ра­неных. Теплоизоляция и внутренняя об­шивка в грузовой кабине отсутствуют. Рамы окон — деревянные.

Центроплан имеет три основных и один вспомогательный лонжерон двутаврового сечения. Нервюры штампован­ные, стрингеры — из бульбовых угол­ков. Сверху стрингеры закрыты гофри­рованной силовой обшивкой. Наружная обшивка — гладкая, из листа толщиной от 0,8 до 1,8 мм. Задняя секция имеет каркас из штампованных нервюр и стрингеров.

Отъемные части крыла (консоли) име­ют три лонжерона, стрингеры и нервю­ры, закрытые гладкой дюралюминиевой обшивкой. Конструкция задних секций аналогична.

К консолям крепятся щелевые элеро­ны с дифференциальным управлением. Посадочные щитки разделяются на че­тыре секции: две под центропланом и две — под консолями. Привод щитков — гидравлический.

Оперение классической схемы, однокилевое. Киль и стабилизатор многолонжеронные, типа моноблок, с дюралюми­ниевой обшивкой. Рули однолонжеронные, обтянуты полотном. Все рули и элероны снабжены триммерами.

В мотогондолах расположены масло­баки, масляные радиаторы и основные стойки шасси. В полете стойки убирают­ся гидроприводом назад и закрываются щитками так, что часть колеса снизу вы­ступает из-под гондолы. Амортизация шасси — пневмогидравлическая. Коле­са размером 1200x450 мм с колодочны­ми гидравлическими тормозами. Хвос­товое колесо размером 500x250 мм, не­убирающееся, ориентирующееся, с зам­ком стопорения. Колеса могут заменять­ся неубирающимися лыжами. При этом устанавливается зимний задний подкос шасси.

Управление самолетом двойное, мяг­кого типа, тросами и качалками. Машина оснащена всеми необходимыми прибо­рами для полета без видимости земли, в том числе предусматривалась установка системы слепой посадки «Ночь-1» («Кордон»). Имеется гидравлический ав­топилот АВП-12.

Двигатели М-62ИР (9-цилиндровые, звездообразные, воздушного охлажде­ния) установлены на сварных мотора­мах из стальных труб через резиновые амортизационные втулки и закрыты ци­линдрическими капотами. Зимой спере­ди монтировались лобовые жалюзи с регулированием притока воздуха. За­пуск двигателей мог осуществляться электроинерционным стартером РИ-24 или автостартером через храповик на втулке винта.

Пропеллеры ВИШ-21 трехлопастные, изменяемого шага. Втулки прикрыты ко­ками оживальной формы. На ступицах винтов смонтированы храповики для за­пуска моторов автостартером.

Бензин находился в четырех баках, располагавшихся в центроплане между лонжеронами. Баки клепано-сварные из сплава АМц. Емкость передних по 795 л, задних — по 760 л. Баки снабжены сис­темой нейтрального газа. Маслобаки вместимостью по 145 л находятся в мо­тогондолах. Конструкция масляных ба­ков аналогична бензиновым. Там же расположены маслорадиаторы, стоя­щие вертикально. Забор холодного воз­духа к ним осуществляется через патру­бок под гондолой. Летом на борту мото­гондолы открыто монтируется дополни­тельный маслорадиатор в горизонталь­ном положении.

Для борьбы с обледенением предус­мотрено смывание лопастей винтов и передних стекол пилотской кабины спиртовой смесью.

Самолет имеет две раздельные гид­росистемы. Первая обслуживает авто­пилот АВП-12 (помпа на правом мото­ре), вторая — все остальные гидропри­воды (помпа на левом моторе). Вторая система включает также аварийный руч­ной гидронасос.

Электросистема двухпроводная. Запитывается от двух генераторов ГС-1000 (по одному на каждом моторе) или от двух аккумуляторов 12-А-30. Самолет имеет посадочные фары ФС-240, ком­плект навигационных огней (АБ-37 на крыльях и ХС-37 на хвостовом коке) и систему внутреннего освещения.

Радиостанция РСБ-бис. Ее антенна натянута между мачтой над пилотской кабиной и верхушкой киля. Рамочная антенна радиополукомпаса РПК-2 рас­полагалась в каплевидном обтекателе над фюзеляжем.

Имелась система пожаротушения в мотогондолах и ручные огнетушители.

Стрелковое вооружение ПС-84 состо­яло из четырех пулеметов ШКАС (ка­либр 7,62 мм). Неподвижная носовая установка имела боезапас 450 патро­нов. Стрельба осуществлялась пилотом с помощью кнопки на левом штурвале электроспуском М-10. Перезарядка ме­ханическая — ручкой и тросиком Боудена. Прицел КПТ-5 стоял снаружи на об­шивке носа с левой стороны. Гильзы при стрельбе выбрасывались по трубе гильзоотвода вниз-назад, звенья соби­рались в отсеке в низу носовой части самолета.

Над фюзеляжем монтировалась экра­нированная турель МВ-3, имевшая три ящика по 500 патронов каждый. Верх­ний стрелок пользовался прицелом МПТ-1. Стреляные гильзы и звенья со­бирались в общий мешок.

Два пулемета устанавливались на шкворнях в бывших багажных люках. В походном положении люки прикрыва­лись щитками с прорезью для прохода ствола пулемета. В боевом положении щиток поднимался вверх внутрь само­лета. Прицелы КПТ-5. Боезапас на оба пулемета 1000 патронов. Стреляные гильзы и звенья собирались в мешок.

Бомбовое вооружение ПС-84 включа­ло мост с четырьмя балками Дер-19. Они позволяли нести четыре бомбы по 250 кг или две по 500 кг. Прицел НКПБ-3 ста­вился у правого окна пилотской кабины и прикрывался поворотным козырьком. Основной бомбосбрасыватель ЭСБР-3П и дублирующий механический распола­гались справа от места штурмана.