Техническое описание
Приведенное ниже описание соответствует многоцелевому ПС-84 выпуска лета 1942 г., способному действовать как ночной бомбардировщик и военно-транспортный самолет.
Экипаж — 6 человек: пилот, штурман-бомбардир, радист, техник и два стрелка.
ПС-84 — двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан. Он членится на фюзеляж, переднюю и заднюю части центроплана, мотогондолы, несущие части консолей и их задние съемные секции, законцовки крыльев, элероны, рули высоты и направления, киль, стабилизатор, хвостовой кок и посадочные щитки. Части планера соединяются между собой стыковыми угольниками и болтами.
Фюзеляж стрингерно-балочного типа (полумонокок). Поперечное сечение — овальное. Большая часть стрингеров — из бульбовых уголков, под и над рядами окон грузовой кабины — четыре усиленных П-образных стрингера. Шпангоуты — рамы из клепаных и штампованных частей. Наружная обшивка выполнена из дюралюминиевых листов толщиной от 0,6 до 1,8 мм. В плоскости вращения винтов снаружи приклепаны дополнительные листы.
Перегородки делят фюзеляж на кабину экипажа, грузовую кабину, задний багажник и хвостовой отсек. Пол пилотской кабины — металлический; грузовой — из сосновых реек и фанеры. Носовой обтекатель штампованный, хвостовой кок имеет каркас, обшитый листом.
На левом борту расположены передняя дверь и грузовой люк, поднимающийся вверх. В очертания люка вписана еще одна дверь («калитка»). На правом борту — одна дверь, сзади.
Пилотская кабина остеклена. В козырьке использован триплекс, боковые сдвижные окна — из оргстекла. Кресла пилота и штурмана с бронеспинками, расположены бок о бок (пилот — слева, штурман — справа) и разделены проходом. В потолке кабины — аварийный люк.
В грузовой кабине имеются 25 откидных деревянных сидений для пассажиров. Альтернативно могут монтироваться стойки для крепления носилок на 18 лежачих раненых. При этом два сиденья сохраняются для сопровождающего медицинского персонала или легко раненых. Теплоизоляция и внутренняя обшивка в грузовой кабине отсутствуют. Рамы окон — деревянные.
Центроплан имеет три основных и один вспомогательный лонжерон двутаврового сечения. Нервюры штампованные, стрингеры — из бульбовых уголков. Сверху стрингеры закрыты гофрированной силовой обшивкой. Наружная обшивка — гладкая, из листа толщиной от 0,8 до 1,8 мм. Задняя секция имеет каркас из штампованных нервюр и стрингеров.
Отъемные части крыла (консоли) имеют три лонжерона, стрингеры и нервюры, закрытые гладкой дюралюминиевой обшивкой. Конструкция задних секций аналогична.
К консолям крепятся щелевые элероны с дифференциальным управлением. Посадочные щитки разделяются на четыре секции: две под центропланом и две — под консолями. Привод щитков — гидравлический.
Оперение классической схемы, однокилевое. Киль и стабилизатор многолонжеронные, типа моноблок, с дюралюминиевой обшивкой. Рули однолонжеронные, обтянуты полотном. Все рули и элероны снабжены триммерами.
В мотогондолах расположены маслобаки, масляные радиаторы и основные стойки шасси. В полете стойки убираются гидроприводом назад и закрываются щитками так, что часть колеса снизу выступает из-под гондолы. Амортизация шасси — пневмогидравлическая. Колеса размером 1200x450 мм с колодочными гидравлическими тормозами. Хвостовое колесо размером 500x250 мм, неубирающееся, ориентирующееся, с замком стопорения. Колеса могут заменяться неубирающимися лыжами. При этом устанавливается зимний задний подкос шасси.
Управление самолетом двойное, мягкого типа, тросами и качалками. Машина оснащена всеми необходимыми приборами для полета без видимости земли, в том числе предусматривалась установка системы слепой посадки «Ночь-1» («Кордон»). Имеется гидравлический автопилот АВП-12.
Двигатели М-62ИР (9-цилиндровые, звездообразные, воздушного охлаждения) установлены на сварных моторамах из стальных труб через резиновые амортизационные втулки и закрыты цилиндрическими капотами. Зимой спереди монтировались лобовые жалюзи с регулированием притока воздуха. Запуск двигателей мог осуществляться электроинерционным стартером РИ-24 или автостартером через храповик на втулке винта.
Пропеллеры ВИШ-21 трехлопастные, изменяемого шага. Втулки прикрыты коками оживальной формы. На ступицах винтов смонтированы храповики для запуска моторов автостартером.
Бензин находился в четырех баках, располагавшихся в центроплане между лонжеронами. Баки клепано-сварные из сплава АМц. Емкость передних по 795 л, задних — по 760 л. Баки снабжены системой нейтрального газа. Маслобаки вместимостью по 145 л находятся в мотогондолах. Конструкция масляных баков аналогична бензиновым. Там же расположены маслорадиаторы, стоящие вертикально. Забор холодного воздуха к ним осуществляется через патрубок под гондолой. Летом на борту мотогондолы открыто монтируется дополнительный маслорадиатор в горизонтальном положении.
Для борьбы с обледенением предусмотрено смывание лопастей винтов и передних стекол пилотской кабины спиртовой смесью.
Самолет имеет две раздельные гидросистемы. Первая обслуживает автопилот АВП-12 (помпа на правом моторе), вторая — все остальные гидроприводы (помпа на левом моторе). Вторая система включает также аварийный ручной гидронасос.
Электросистема двухпроводная. Запитывается от двух генераторов ГС-1000 (по одному на каждом моторе) или от двух аккумуляторов 12-А-30. Самолет имеет посадочные фары ФС-240, комплект навигационных огней (АБ-37 на крыльях и ХС-37 на хвостовом коке) и систему внутреннего освещения.
Радиостанция РСБ-бис. Ее антенна натянута между мачтой над пилотской кабиной и верхушкой киля. Рамочная антенна радиополукомпаса РПК-2 располагалась в каплевидном обтекателе над фюзеляжем.
Имелась система пожаротушения в мотогондолах и ручные огнетушители.
Стрелковое вооружение ПС-84 состояло из четырех пулеметов ШКАС (калибр 7,62 мм). Неподвижная носовая установка имела боезапас 450 патронов. Стрельба осуществлялась пилотом с помощью кнопки на левом штурвале электроспуском М-10. Перезарядка механическая — ручкой и тросиком Боудена. Прицел КПТ-5 стоял снаружи на обшивке носа с левой стороны. Гильзы при стрельбе выбрасывались по трубе гильзоотвода вниз-назад, звенья собирались в отсеке в низу носовой части самолета.
Над фюзеляжем монтировалась экранированная турель МВ-3, имевшая три ящика по 500 патронов каждый. Верхний стрелок пользовался прицелом МПТ-1. Стреляные гильзы и звенья собирались в общий мешок.
Два пулемета устанавливались на шкворнях в бывших багажных люках. В походном положении люки прикрывались щитками с прорезью для прохода ствола пулемета. В боевом положении щиток поднимался вверх внутрь самолета. Прицелы КПТ-5. Боезапас на оба пулемета 1000 патронов. Стреляные гильзы и звенья собирались в мешок.
Бомбовое вооружение ПС-84 включало мост с четырьмя балками Дер-19. Они позволяли нести четыре бомбы по 250 кг или две по 500 кг. Прицел НКПБ-3 ставился у правого окна пилотской кабины и прикрывался поворотным козырьком. Основной бомбосбрасыватель ЭСБР-3П и дублирующий механический располагались справа от места штурмана.