Общая оценка

 

Для 1936 г. DC-3, безусловно, являлся передовым самолетом. Высокая ско­рость, способность летать днем и ночью, в хорошую и плохую погоду, большая грузоподъемность характеризовали его наилучшим образом. Самолет был очень устойчив, легко взлетал и садил­ся. «Дуглас» очень нравился летчикам. А еще он отличался высокой экономич­ностью. Из всех машин того времени этот лайнер обеспечивал минимальную стоимость пассажиро-километра. Это обеспечило DC-3 победное шествие по всем авиакомпаниям мира. Его в значи­тельных количествах строили в США, Нидерландах и Японии, а затем и у нас. Приобретали «Дугласы» и страны с соб­ственной развитой авиационной промы­шленностью, такие, как Великобритания.

В нашей стране этот самолет позволил поднять на качественно новую ступень как гражданскую, так и военно-транс­портную авиацию. Хотя, в отличие от ТБ-З, он не был способен перевозить громоздкие грузы на наружной подвеске (в частности, автомобили и легкие тан­ки), но в целом соответствовал всем ос­новным требованиям военных, а нужды гражданской авиации того времени удов­летворял полностью. Применение его в годы Великой Отечественной войны по­казало, что при надлежащем прикрытии днем, а ночью и самостоятельно, он мо­жет действовать не только в прифронто­вой зоне, но и в глубоком тылу врага.

Использование же Ли-2 в качестве ночного бомбардировщика было шагом-безусловно вынужденным. Ограничив­шись минимальными переделками кон­струкции пассажирского самолета, су­щественно снизили его боевую эффек­тивность как бомбардировщика. Плохой обзор, трудность прицеливания при бомбометании, очень суженный ассор­тимент боеприпасов позволяли приме­нять Ли-2 только против крупных площадных целей. Большие размеры и не­достаточная для боевой машины мане­вренность повышали его уязвимость от зенитной артиллерии и ночных истреби­телей. Как только советская авиация по­лучила достаточное количество даль­них бомбардировщиков других типов, этот самолет сразу переориентировали на транспортные перевозки.

В качестве транспортного самолета Ли-2 к 1945 г. также устарел. Его эволю­ция в годы войны была чисто вынужден­ной и, как правило, ухудшала его летные данные. Как только боевые действия за­кончились, тут же и производственники, и заказчики постарались вернуться к дово­енным образцам. Лишь к концу 1940-х гг. у нас началось продвижение вперед. При этом внедряли то, что американцы сделали на пять-шесть лет ранее. Миро­вое самолетостроение не стояло на ме­сте. Пока у нас осваивали ПС-84, соот­ветствовавший уровню 1936 г., конструкторы фирмы «Дуглас» продолжали со­вершенствовать свою машину. Они вы­пустили целый ряд военных и граждан­ских модификаций. В том числе с конца 1941 г. начали строить сначала С-53, а затем С-47. Это были специальные во­енно-транспортные варианты. Они не несли вооружения — у американцев хва­тало и истребителей, и бомбардировщи­ков различных классов. По сравнению с нашим Ли-2, эти машины получили бо­лее мощные двигатели, флюгируемые винты, более прочный планер. У С-47 имелась огромная распашная грузовая дверь, позволявшая закатывать внутрь даже легкую колесную технику. А уж обо­рудование американских транспортни­ков, поступавших в нашу страну по ленд-лизу, вызывало явную зависть отечест­венных самолетостроителей. При этом на экспортные С-47 ставили лишь при­мерно две трети того, что могли исполь­зовать экипажи ВВС армии США. Наши приборы, скопированные с устаревших американских и ухудшенные низким ка­чеством, потребляли в пять — шесть раз больше энергии и были в четыре — шесть раз тяжелее. По ресурсу планера С-47 превосходил Ли-2 в два раза, мото­ров — тоже примерно вдвое, а американ­ские винты служили в пять раз дольше. Но и С-47, по американским меркам, устарел. Его производство прекратили в 1945 г. На вооружение США и Велико­британии поступили транспортные са­молеты нового поколения. Четырехмо­торные «Йорки», С-54 и С-69 могли пе­ревозить в три — четыре раза больше солдат и грузов, а также автомобили и легкую бронетехнику. У нас ничего по­добного не имелось.

Отечественный Ли-2 стал последним представителем семейства DC-3, выпу­скавшимся в мире. Не очень надежный Ил-12 так и не смог его вытеснить. Лишь с появлением Ил-14 советская военно-транспортная и гражданская авиация фактически смогла начать новый, по­слевоенный, этап своего развития.

 

Сравнение ТТД различных военно-транспортных самолетов

 

ПС-84 (Ли-2)

С-47

С-46А

«Бомбей» I

L2D4-KO

Ju 52/3m

СТРАНА

СССР

США

США

Великобрит.

Япония

Германия

Размах, м

28,813

29,02

32,92

29,28

28,95

29,25

Длина, м

19,647

19,46

23,35

20,76

19,5

18,9

Вес пустого, кг

7100

7536

13385

6270

7218

5700

Вес взлетный, кг

10500

11 600

25500

9100

12500

10500

Максимальная скорость, км/ч

311

368

440

306

392

290

Дальность, км

2330

2500

1820

3560

3000

880

Практический потолок, м

4860

6680

8400

7620

10000

5500

Моторы, количество х мощность, л. с.

2x1000

2x1200

2x2000

2x1010

2x1300

3x660

Перевозимый груз, кг

2500

4550

7300

1250

4500

2000

Примечание: Ли-2, С-47 и L2D4-Ko являются развитием DC-3

 

Летно-технические данные различных модификаций ПС-84/Ли-2

 

ПС-84 вып. 1940 г.

DC-3

бомбард, (проект)

ПС-84

военный №18403603

Ли-2ВП

Ли-2 вып. 1944 г. №18413506

Ли-2НБ

вып. 1944 г. №18411906

Ли-2Т

вып. 1945 г. №18421001

Ли-2П

вып. 1953 г.

УчШЛи-2

опытный №18424702

УчШЛи-2 эталон №18427804

УчШЛи-2 головн. сер. №18426105

Размах, м

28,813

28,813

28,813

28,813

28,813

28,813

28,813

28,813

28,813

28,813

28,813

Длина, м

19,647

19,647

19,647

19,647

19,647

19,647

19,647

19,646

19,647

19,647

Вес пустого, кг

7060

7100

7580

7300

7310

6980

7815

8059

7887

Вес полетный нормальный, кг

10900

10500

10500

10540

10700

10700

11 000

10000

10887

Вес полетный максимальный, кг

11 600

11 520

11 500

11 500

11 700

11 500

11 500

11 377

Максимальная скорость у земли, км/ч

291(2)

271(3)

282

280(4)

300

294

Максимальная скорость на высоте, км/ч

329

445(1)

311(5)

284

304

292(6)

321

320

308

Практический потолок, м

5720

9900

4860

5200

5700

5600

Дальность полета, км

2660

3000(7)

2330(8)

2140

2150(9)

2405

2400

Разбег, м

320

580(10)

470

460

400

1) с 2000 кг бомб — 397 км/ч;

2) с 1000 кг бомб — 278 км/ч;

3) с 1000 кг бомб;

4) с 1000 кг бомб — 295 км/ч;

5) с 1000 кг бомб — 299 км/ч;

6) с 1000 кг бомб — 287 км/ч;

7) с 2000 кг бомб — 1550 км;

8) с максимальным запасом горючего, в санитарном варианте — 1525 км, с 25 пассажирами — 1070 км, с 1000 кг бомб — 1900 кг;

9) с 1000 кг бомб;

10) по бетону с 1000 кг бомб

 

Выпуск самолетов ПС-84/Ли-2

Завод

Год выпуска

 

1938

1939

1940

1941

1942

1943

1944

1945

1946

1947

1948

1949

1950

1951

1952

1953

№84

1

6

57

237

423

618

626

458

163

351

277

296

293

313

312

130

№124

10

№126

40

148

157

8