Окраска

 

Довоенные пассажирские машины снаружи не окрашивались, сохраняя ес­тественный цвет дюралюминия. В хвос­товой части фюзеляжа черной эмалью наносился код гражданского регистра типа «СССР-Л3409». Он дублировался также на крыльях сверху и снизу. Внутри обшивка стен, перегородки и буфет красились в табачный цвет, оконные ра­мы, поручни и подлокотники кресел — в синий, потолок салона, туалет, перего­родка между передним багажником и салоном (со стороны пассажиров) и дверь в ней (тоже с одной стороны) — в кремовый. Полы везде были черными, буфет внутри — белым. Кресла имели коричневый цвет. Приборная доска у пи­лотов — черная. Для внутренней отдел­ки ПС-84 пользовались импортными глифталевыми эмалями.

Самолеты для ВВС внутри были таки­ми же, как гражданские, но снаружи сверху красились в темно-зеленый цвет, снизу — в светло-голубой. Они несли красные звезды с черной окантовкой на крыльях снизу и на бортах фюзеляжа.

После начала войны таким образом стали камуфлировать все выпускаемые машины, только вместо американских эмалей использовали отечественную ни­троэмаль ДМ. На самолетах фронтовых авиагрупп ГВФ звезды часто наносились прямо поверх старых надписей на кры­льях и фюзеляже. С весны 1942 г. в Таш­кенте перешли на двухцветный камуф­ляж верхних поверхностей, сочетавший зеленые и черные поля неправильной формы. Граница между ними была слег­ка размытой, так как краска наносилась распылителями. Звезду на фюзеляже рисовать перестали, переместив ее на руль направления. Звезды изображались без черной окантовки. Деревянный пол грузовой кабины покрывали черным масляным лаком 17А.

Самолеты ВВС и АДД на фюзеляже или в нижней части киля несли тактиче­ские номера разных цветов. Машины фронтовых групп (а затем транспортных полков) ГВФ обычно имели белый но­мер на фюзеляже, состоявший из трех последних цифр кода гражданского ре­гистра.

Ли-2, эксплуатировавшиеся в тылу, от­личались только отсутствием вооруже­ния (но верхние турели часто сохраня­лись). Машины ведомственной авиации нередко никаких регистрационных номе­ров не несли. Транспортные самолеты НКАП обычно имели на бортах в хвосто­вой части фюзеляжа номер типа «И-254» без обязательных букв «СССР».

На фронте самолеты зачастую пере­крашивали по-своему. Встречались Ли-2 с трехцветным камуфляжем верхних по­верхностей (зеленый — коричневый — песчано-желтый), с сочетаниями зеле­ного и коричневого, зеленого и темно-серого цветов и однотонные. Зимой час­то наносили временную белую окраску, которую по весне смывали.

С середины 1944 г. верх всех самоле­тов опять сделали зеленым. При этом пользовались масляными глянцевыми эмалями А24Г и АГТ-4, низ покрывали голубой А28Г и АГТ-7. Часть машин вы­пуска 1945 — 1946 гг. сверху окрашива­лась серебристой эмалью А38Г. Внут­ренняя обтяжка грузовой кабины имела светло-табачный цвет.

На военных машинах наносились но­вые опознавательные знаки с двойной бело-красной окантовкой.

Позднее большая часть Ли-2 выпуска­лась в зелено-голубом варианте, только вместо глянцевых масляных по требова­нию ВВС внедрили матовые нитроэмали. Пассажирские Ли-2П были сначала цели­ком серебристыми, затем до линии окон их стали покрывать белым. Выше и ниже окон шли темно-синие полосы. На носо­вой части под боковыми окнами пилот­ской кабины наносилась эмблема «Аэро­флота». На зеленых самолетах она была белой, на серебристых — разноцветной. Номера на белом или серебристом фоне наносились черной краской.

Полярная авиация иногда применяла более яркую окраску, например, оранже­во-голубую. Бортовые номера в этом слу­чае были черными и начинались с буквы «Н», например «СССР-Н235». Позднее для всей гражданской авиации ввели но­мера без букв, с одними цифрами.