Общая оценка
Работая в Германии в 1939 — 1940 гг., члены советских комиссий познакомились с Ju 87, но сочли его устаревшим и образцов этой машины приобретать не стали. Первые «лаптежники» попали в руки наших специалистов лишь в годы Великой Отечественной войны.
Это произошло в ходе Сталинградской битвы, когда по крайней мере 15 неповрежденных Ju 87D остались на аэродромах после капитуляции армии Паулюса. Среди них, в частности, был Ju 87D из l/StG2, взятый 30 декабря 1942 г. под Котельниковом. Но данных о полетах наших летчиков на этой машине нет.
В январе 1943 г. под Сталинградом захватили Ju 87D-3/Trop из той же эскадры. Его доставили в НИИ ВВС и долго ремонтировали, прежде чем в начале июля машину подняли в воздух.
Летные испытания подтвердили данные разведки, в целом соответствовавшие не слишком высокой предвоенной оценке «устаревшего, тихоходного и легко уязвимого» от истребителей самолета «с совсем маленькой скоростью». По-видимому, лишь широкое и достаточно успешное применение «штук» на Восточном фронте и привело к испытаниям в НИИ ВВС. Выяснилось, что, несмотря на существенные изменения, внесенные в «Дору», основные конструктивные решения остались прежними. Но в то же время аэродинамика заметно улучшилась, емкость бензобаков и бомбовая нагрузка увеличились, а оборонительное вооружение усилилось. Бронирование кабины и ряда агрегатов ВМГ вызвало интерес, но было сочтено недостаточным, особенно в сравнении с Ил-2. В боевых вылетах пикировщикам обычно требовалось сильное прикрытие истребителями. К достоинствам Ju 87 как пикирующего бомбардировщика отнесли тормозные решетки и автомат пикирования, высокий фонарь кабины летчика, обеспечивавший хороший обзор и удобство прицеливания, трапецию для безопасного сброса бомбы на пикировании. Обратили внимание на смотровой люк в носу кабины летчика, упрощающий наводку на цель в начале пикирования; аналогичный рекомендовали сделать на советских самолетах. «Штука» устойчиво пикировала без тенденций к затягиванию или рысканью, хотя в этом отношении наш Пе-2 был не хуже.
ЛТХ различных модификаций пикирующего бомбардировщика Ju 87
Модификация |
А-1 |
В-1 |
С-1 |
R-2 |
D-1 |
D-5 |
D-7 |
G-1 |
Размах крыла, м |
13,8 |
13,8 |
13,2 |
13,8 |
13,8 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
Длина, м |
10,78 |
11,1 |
11,0 |
11,1 |
11,5 |
11,13 |
11,13 |
11,13 |
Вес пустого, кг |
2315 |
2710 |
2710 |
2700 |
3900 |
— |
3940 |
— |
Вес взлетный нормальный, кг |
3400 |
4250 |
4295 |
4350 |
5840 |
5900 |
5800 |
— |
Скорость максимальная, км/ч |
295 |
383 |
380 |
440 |
409 |
400 |
399 |
400 |
Практический потолок, м |
7000 |
8000 |
8000 |
7000 |
5200 |
7500 |
7290 |
7000 |
Дальность полета максимальная, км |
1000 |
790 |
1160 |
1640 |
1535 |
1920 |
1535 |
820 |
Особенно заинтересовало специалистов оборудование — радиополукомпас EZ-4, высотомер, а также конструкция сирены. Даже собирались выпустить опытную партию таких сирен на одном из заводов НКАП.
18 марта 1943 г. в районе Брянска подбили новейший противотанковый Ju 87G-1 обер-лейтенанта Тренкмана. Самолет с места вынужденной посадки эвакуировать не смогли, демонтировали лишь «изюминку» — 37-мм пушки, которые затем отправили в тыл. В НИПАВ определили, что они незначительно отличаются от зениток Flak 18. Высокая начальная скорость снаряда делала «Густава» весьма опасным для «тридцатьчетверок» на дальности до 800 м. Недостатками установки являлись большой вес (473 кг на одну пушку) и значительный разворачивающий момент при стрельбе одной пушкой из-за удаления оси ствола от оси самолета.
Инженеры НИИ ВВС В.Ф. Болотников, А.Г. Аронов и А.С. Розанов подробно допросили Тренкмана. Выяснилось, что он имел солидный летный стаж, отлично разбирался в технике и пилотировал практически все типы немецких самолетов. Большинство «истребителей танков» составляли летчики с большим опытом, лишь они могли управиться с потяжелевшей и маломаневренной машиной. Как правило, немцы атаковали советские танки под углами 10 —12°, открывая огонь с высоты 50 — 100 м.
В мае 1943 г. при стрельбе по трофейному танку Pz.IV пушка Flak 18 показала большую пробивную способность, по сравнению с нашей НС-37, за счет превосходства в дульной мощности. Однако немецкая пушка была почти вдвое тяжелее и в 1,5 раза уступала в скорострельности.
Позднее захватили еще немало Ju 87 разных модификаций, но они уже мало интересовали наших специалистов.