Общая оценка

 

Работая в Германии в 1939 — 1940 гг., члены советских комиссий познакоми­лись с Ju 87, но сочли его устаревшим и образцов этой машины приобретать не стали. Первые «лаптежники» попали в руки наших специалистов лишь в годы Великой Отечественной войны.

Это произошло в ходе Сталинградской битвы, когда по крайней мере 15 непо­врежденных Ju 87D остались на аэро­дромах после капитуляции армии Паулюса. Среди них, в частности, был Ju 87D из l/StG2, взятый 30 декабря 1942 г. под Котельниковом. Но данных о полетах на­ших летчиков на этой машине нет.

В январе 1943 г. под Сталинградом за­хватили Ju 87D-3/Trop из той же эскад­ры. Его доставили в НИИ ВВС и долго ремонтировали, прежде чем в начале июля машину подняли в воздух.

Летные испытания подтвердили дан­ные разведки, в целом соответствовав­шие не слишком высокой предвоенной оценке «устаревшего, тихоходного и лег­ко уязвимого» от истребителей самолета «с совсем маленькой скоростью». По-ви­димому, лишь широкое и достаточно ус­пешное применение «штук» на Восточ­ном фронте и привело к испытаниям в НИИ ВВС. Выяснилось, что, несмотря на существенные изменения, внесенные в «Дору», основные конструктивные реше­ния остались прежними. Но в то же вре­мя аэродинамика заметно улучшилась, емкость бензобаков и бомбовая нагрузка увеличились, а оборонительное воору­жение усилилось. Бронирование кабины и ряда агрегатов ВМГ вызвало интерес, но было сочтено недостаточным, осо­бенно в сравнении с Ил-2. В боевых вы­летах пикировщикам обычно требова­лось сильное прикрытие истребителями. К достоинствам Ju 87 как пикирующего бомбардировщика отнесли тормозные решетки и автомат пикирования, высокий фонарь кабины летчика, обеспе­чивавший хороший обзор и удобство прицеливания, трапецию для безопасно­го сброса бомбы на пикировании. Обра­тили внимание на смотровой люк в носу кабины летчика, упрощающий наводку на цель в начале пикирования; анало­гичный рекомендовали сделать на со­ветских самолетах. «Штука» устойчиво пикировала без тенденций к затягива­нию или рысканью, хотя в этом отноше­нии наш Пе-2 был не хуже.

 

ЛТХ различных модификаций пикирующего бомбардировщика Ju 87

Модификация

А-1

В-1

С-1

R-2

D-1

D-5

D-7

G-1

Размах крыла, м

13,8

13,8

13,2

13,8

13,8

15,0

15,0

15,0

Длина, м

10,78

11,1

11,0

11,1

11,5

11,13

11,13

11,13

Вес пустого, кг

2315

2710

2710

2700

3900

3940

Вес взлетный нормальный, кг

3400

4250

4295

4350

5840

5900

5800

Скорость максимальная, км/ч

295

383

380

440

409

400

399

400

Практический потолок, м

7000

8000

8000

7000

5200

7500

7290

7000

Дальность полета максимальная, км

1000

790

1160

1640

1535

1920

1535

820

 

Особенно заинтересовало специалис­тов оборудование — радиополукомпас EZ-4, высотомер, а также конструкция сирены. Даже собирались выпустить опытную партию таких сирен на одном из заводов НКАП.

18 марта 1943 г. в районе Брянска подбили новейший противотанковый Ju 87G-1 обер-лейтенанта Тренкмана. Самолет с места вынужденной посадки эвакуировать не смогли, демонтировали лишь «изюминку» — 37-мм пушки, кото­рые затем отправили в тыл. В НИПАВ определили, что они незначительно от­личаются от зениток Flak 18. Высокая начальная скорость снаряда делала «Густава» весьма опасным для «трид­цатьчетверок» на дальности до 800 м. Недостатками установки являлись боль­шой вес (473 кг на одну пушку) и значи­тельный разворачивающий момент при стрельбе одной пушкой из-за удаления оси ствола от оси самолета.

Инженеры НИИ ВВС В.Ф. Болотников, А.Г. Аронов и А.С. Розанов подробно до­просили Тренкмана. Выяснилось, что он имел солидный летный стаж, отлично разбирался в технике и пилотировал практически все типы немецких самоле­тов. Большинство «истребителей тан­ков» составляли летчики с большим опытом, лишь они могли управиться с потяжелевшей и маломаневренной ма­шиной. Как правило, немцы атаковали советские танки под углами 10 —12°, от­крывая огонь с высоты 50 — 100 м.

В мае 1943 г. при стрельбе по трофей­ному танку Pz.IV пушка Flak 18 показала большую пробивную способность, по сравнению с нашей НС-37, за счет пре­восходства в дульной мощности. Одна­ко немецкая пушка была почти вдвое тяжелее и в 1,5 раза уступала в скорост­рельности.

Позднее захватили еще немало Ju 87 разных модификаций, но они уже мало интересовали наших специалистов.