Окраска и обозначения
Первые опытные образцы Ju 87 регистрировались как гражданские самолеты и несли на бортах фюзеляжа и крыльях стандартный пятибуквенный код: буква D, затем тире и еще четыре буквы. Например, Ju 87V4 обозначался D-UBIP.
На серийные пикировщики при выпуске с завода наносили опознавательные знаки ВВС Германии (кресты) на фюзеляже и крыльях (сверху и снизу). После поступления в строевые части они получали маркировку, включавшую две цифры, букву и еще две цифры. Она наносилась черным цветом на фюзеляже и на консолях крыла. С 1935 г. на вертикальном оперении рисовалась широкая горизонтальная полоса красного цвета, в середине которой размещался белый круг с изображением черной свастики. После 1938 г. красную полосу отменили как демаскирующую, а черную свастику наносили непосредственно на фон оперения. Особым образом обозначали самолеты «Легиона Кондор», воевавшего в Испании в 1936 — 1939 гг. В качестве опознавательного знака применялся косой крест. Его наносили черным цветом на выкрашенный белой краской руль поворота и белым — на черные круги на крыльях вблизи законцовок сверху и снизу. На бортах фюзеляжа рисовался черный круг, иногда с белым крестом. Слева от круга располагался код «29», обозначавший тип самолета. Цифры справа соответствовали порядковому номеру машины в «Легионе». Все цифры были черного цвета. Некоторые самолеты имели дополнительную персональную маркировку. Так, Ju 87A-1 1-го звена несли на обтекателях колес эмблему — черный «котелок» с зонтиком внутри белого ромба или оранжевую свинью в белом овале.
В Испании впервые появились отметки побед, эту практику продолжили и во время Второй мировой войны. В бомбардировочной авиации на самолеты наносили вертикальные полоски, точки, иногда маленькие силуэты пораженных целей (корабли, заводы, мосты и т.п.). На штурмовиках рисовали маленькие силуэты танков, бронетехники и т.д. В конце войны на машинах появились изображения, похожие на наградные знаки пехоты и горных егерей, выдававшиеся за участие в нескольких рукопашных атаках или штурмах.
Попавшие в Испанию в 1937 г. Ju 87A имели стандартную окраску бомбардировщиков того времени: покрытые трехцветным сегментным камуфляжем верхние и боковые поверхности (темно-зеленый, ржаво-коричневый и светло-серый) и окрашенные в бледно-голубой или светло-серый цвет нижние поверхности. Прибывшие позднее Ju 87B окрашивались иначе: черно-зеленые верхние и боковые поверхности, низ — бледно-голубой.
В начале 1939 г. были приняты новые стандарты окраски, продержавшиеся на пикировщиках до конца войны. В целом они соответствовали окраске «испанских» Ju 87B. Размещение пятен камуфляжа строго регламентировалось, их наносили с помощью трафаретов. Основными цветами был темно-зеленый (71) и черно-зеленый (70). Пятна с острыми ломаными краями наносились на верхние и боковые поверхности. Низ самолета окрашивали в светло-голубой (65) цвет.
Такой вид имели в 1940 — 1941 гг. самолеты, воевавшие в Европе и против СССР. На советско-германском фронте зимой бомбардировщики сверху и сбоку покрывали временной белой краской, которая весной смывалась.
В Африке применяли несколько типов камуфляжа. Наиболее часто встречались нерегулярные небольшие кляксоподобные темно-зеленые пятна на песочно-желтом (79) фоне, низ — светло-голубой. Вариантом являлось нанесение мелких песочно-желтых пятен на стандартный камуфляж (70/71). Попадался также камуфляж из пятен оливково-зеленого (80) цвета на песочно-желтом фоне.
Ночные самолеты окрашивались со всех сторон черной (22) или специальной темно-коричнево-фиолетовой краской (81). В противотанковых подразделениях машины имели черно-серый (66) цвет при светло-голубом низе.
Каждый самолет нес четырехзначный буквенно-цифровой код, позволявший определить эскадру, группу, эскадрилью, а также индивидуальный номер самолета.
Два первых знака кода наносились черной краской перед крестом и показывали принадлежность к эскадре. Первая буква после опознавательного знака (третья от начала обозначения) наносилась цветом (или с цветовой обводкой), определяющим группу в эскадре. Сама же буква была индивидуальным кодом самолета (его порядковым номером в эскадрилье). Последняя буква (всегда черная) определяла эскадрилью. Код повторялся черным цветом на крыле снизу.
Например, код T6+DS показывал, что самолет принадлежит к 8-й эскадрилье эскадры StG2 («Иммельман») и он третий по счету (D) в эскадрилье. Красный цвет третьей буквы позволял отнести машину к III группе.
Коды эскадр пикирующих бомбардировщиков:
А5 —StG1;
L1 — Lehrgeschwader 1;
J9 — I (Stuka) Tragergruppe 186;
51 — StG3;
52 — StG77 (позже SG77);
S7 — StG3 (позже SG3);
T6 — StG2 «Иммельман» (позже SG2);
6G —StG51.
Начиная с 1943 г., размер знаков кодовых обозначений значительно уменьшили. От букв G, I, J, О и О отказались из-за их схожести с цифрами. На самолеты командного состава стали наносить символы, обозначавшие должность пилота. Это были геометрические фигуры, так называемые «шевроны».
Помимо буквенно-цифровых обозначений на борту машины между кабиной и двигателем зачастую наносились эмблемы подразделений.
В нашей мемуарной и художественной литературе часто встречаются упоминания о немецких самолетах, «размалеванных» изображениями змей, драконов и прочей нечисти. Однако на самом деле их боевая раскраска была, по сравнению с американской, достаточно «пуританской». «Свободы нравов» командование Люфтваффе не допускало, а рисунки обнаженных женщин вообще были запрещены. Правда рисунки животных, в том числе драконов, наряду с другими геральдическими изображениями, использовали достаточно часто. Так, в группе H/StG2 на самолеты Ju87B-2/Тгор нанесли огромных бело-красных драконов через весь фюзеляж. Ассортимент дополняли сюжеты из комиксов и политические карикатуры.
В качестве знаков быстрого опознавания на различных ТВД использовали желтый (Балканы и Восточный фронт) и белый (Африка) цвета. Так окрашивали капоты двигателей, нижние поверхности законцовок крыльев, иногда руль поворота, на фюзеляже наносили полосу возле оперения. В конце войны стали использовать белые спирали на обтекателях втулок воздушных винтов.
Цвета, определяющие номера эскадрилий в группе
Цвет, определяющий номер группы |
Код эскадрильи |
||||
I Gr |
II Gr |
III Gr |
IV Gr |
V Gr |
|
Белый |
1-я Н |
4-я М |
7-я R |
10-я U |
13-я Х |
Красный |
2-я К |
5-я N |
8-я S |
11-я V |
14-я Y |
Желтый |
3-я L |
6-я Р |
9-я Т |
12-я W |
15-я Z |