Окраска и обозначения

 

Первые опытные образцы Ju 87 реги­стрировались как гражданские самоле­ты и несли на бортах фюзеляжа и кры­льях стандартный пятибуквенный код: буква D, затем тире и еще четыре бук­вы. Например, Ju 87V4 обозначался D-UBIP.

На серийные пикировщики при выпус­ке с завода наносили опознавательные знаки ВВС Германии (кресты) на фюзе­ляже и крыльях (сверху и снизу). После поступления в строевые части они полу­чали маркировку, включавшую две циф­ры, букву и еще две цифры. Она наноси­лась черным цветом на фюзеляже и на консолях крыла. С 1935 г. на вертикаль­ном оперении рисовалась широкая гори­зонтальная полоса красного цвета, в се­редине которой размещался белый круг с изображением черной свастики. После 1938 г. красную полосу отменили как де­маскирующую, а черную свастику нано­сили непосредственно на фон оперения. Особым образом обозначали самоле­ты «Легиона Кондор», воевавшего в Ис­пании в 1936 — 1939 гг. В качестве опо­знавательного знака применялся косой крест. Его наносили черным цветом на выкрашенный белой краской руль пово­рота и белым — на черные круги на кры­льях вблизи законцовок сверху и снизу. На бортах фюзеляжа рисовался черный круг, иногда с белым крестом. Слева от круга располагался код «29», обозна­чавший тип самолета. Цифры справа соответствовали порядковому номеру машины в «Легионе». Все цифры были черного цвета. Некоторые самолеты имели дополнительную персональную маркировку. Так, Ju 87A-1 1-го звена несли на обтекателях колес эмблему — черный «котелок» с зонтиком внутри бе­лого ромба или оранжевую свинью в бе­лом овале.

В Испании впервые появились отмет­ки побед, эту практику продолжили и во время Второй мировой войны. В бом­бардировочной авиации на самолеты наносили вертикальные полоски, точки, иногда маленькие силуэты пораженных целей (корабли, заводы, мосты и т.п.). На штурмовиках рисовали маленькие силуэты танков, бронетехники и т.д. В конце войны на машинах появились изображения, похожие на наградные знаки пехоты и горных егерей, выдавав­шиеся за участие в нескольких рукопаш­ных атаках или штурмах.

Попавшие в Испанию в 1937 г. Ju 87A имели стандартную окраску бомбардировщиков того времени: покрытые трех­цветным сегментным камуфляжем верх­ние и боковые поверхности (темно-зеле­ный, ржаво-коричневый и светло-серый) и окрашенные в бледно-голубой или свет­ло-серый цвет нижние поверхности. При­бывшие позднее Ju 87B окрашивались иначе: черно-зеленые верхние и боковые поверхности, низ — бледно-голубой.

В начале 1939 г. были приняты новые стандарты окраски, продержавшиеся на пикировщиках до конца войны. В целом они соответствовали окраске «испан­ских» Ju 87B. Размещение пятен камуф­ляжа строго регламентировалось, их на­носили с помощью трафаретов. Основ­ными цветами был темно-зеленый (71) и черно-зеленый (70). Пятна с острыми ло­маными краями наносились на верхние и боковые поверхности. Низ самолета окрашивали в светло-голубой (65) цвет.

Такой вид имели в 1940 — 1941 гг. са­молеты, воевавшие в Европе и против СССР. На советско-германском фронте зимой бомбардировщики сверху и сбоку покрывали временной белой краской, которая весной смывалась.

В Африке применяли несколько типов камуфляжа. Наиболее часто встреча­лись нерегулярные небольшие кляксоподобные темно-зеленые пятна на песочно-желтом (79) фоне, низ — светло-голу­бой. Вариантом являлось нанесение мелких песочно-желтых пятен на стан­дартный камуфляж (70/71). Попадался также камуфляж из пятен оливково-зеленого (80) цвета на песочно-желтом фоне.

Ночные самолеты окрашивались со всех сторон черной (22) или специаль­ной темно-коричнево-фиолетовой крас­кой (81). В противотанковых подразде­лениях машины имели черно-серый (66) цвет при светло-голубом низе.

Каждый самолет нес четырехзначный буквенно-цифровой код, позволявший определить эскадру, группу, эскадри­лью, а также индивидуальный номер са­молета.

Два первых знака кода наносились черной краской перед крестом и показы­вали принадлежность к эскадре. Первая буква после опознавательного знака (третья от начала обозначения) наноси­лась цветом (или с цветовой обводкой), определяющим группу в эскадре. Сама же буква была индивидуальным кодом самолета (его порядковым номером в эс­кадрилье). Последняя буква (всегда чер­ная) определяла эскадрилью. Код повто­рялся черным цветом на крыле снизу.

Например, код T6+DS показывал, что самолет принадлежит к 8-й эскадрилье эскадры StG2 («Иммельман») и он тре­тий по счету (D) в эскадрилье. Красный цвет третьей буквы позволял отнести машину к III группе.

 

Коды эскадр пикирующих бомбарди­ровщиков:

А5 —StG1;

L1 — Lehrgeschwader 1;

J9 — I (Stuka) Tragergruppe 186;

51 — StG3;

52 — StG77 (позже SG77);

S7 — StG3 (позже SG3);

T6 — StG2 «Иммельман» (позже SG2);

6GStG51.

 

Начиная с 1943 г., размер знаков кодо­вых обозначений значительно уменьши­ли. От букв G, I, J, О и О отказались из-за их схожести с цифрами. На самолеты командного состава стали наносить символы, обозначавшие должность пи­лота. Это были геометрические фигуры, так называемые «шевроны».

Помимо буквенно-цифровых обо­значений на борту машины между каби­ной и двигателем зачастую наносились эмблемы подразделений.

В нашей мемуарной и художествен­ной литературе часто встречаются упо­минания о немецких самолетах, «размалеванных» изображениями змей, драко­нов и прочей нечисти. Однако на самом деле их боевая раскраска была, по сравнению с американской, достаточно «пуританской». «Свободы нравов» ко­мандование Люфтваффе не допускало, а рисунки обнаженных женщин вообще были запрещены. Правда рисунки жи­вотных, в том числе драконов, наряду с другими геральдическими изображения­ми, использовали достаточно часто. Так, в группе H/StG2 на самолеты Ju87B-2/Тгор нанесли огромных бело-красных драконов через весь фюзеляж. Ассорти­мент дополняли сюжеты из комиксов и политические карикатуры.

В качестве знаков быстрого опознава­ния на различных ТВД использовали желтый (Балканы и Восточный фронт) и белый (Африка) цвета. Так окрашивали капоты двигателей, нижние поверхности законцовок крыльев, иногда руль пово­рота, на фюзеляже наносили полосу возле оперения. В конце войны стали использовать белые спирали на обтека­телях втулок воздушных винтов.

 

Цвета, определяющие номера эскадрилий в группе

Цвет, определяющий номер группы

Код эскадрильи

 

I Gr

II Gr

III Gr

IV Gr

V Gr

Белый

1-я Н

4-я М

7-я R

10-я U

13-я Х

Красный

2-я К

5-я N

8-я S

11-я V

14-я Y

Желтый

3-я L

6-я Р

9-я Т

12-я W

15-я Z