Единственным конкурентом ЛаГГ-3 в СССР был яковлевский Як-1. Первые серийные ЛаГГ-3, построенные на заводе № 21, имели перед Як-1 небольшое преимущество в скорости и дальности полета. Истребитель Яковлева быстрее набирал высоту, на 5000 м он поднимался за 5,7 мин против 6,4 мин у ЛаГГ-3 29-й серии. Зато последний имел более сильное вооружение, состоявшее из пушки, двух ШКАСов (как и на Як-1) и крупнокалиберного пулемета Березина.
У обоих самолетов имелись технологические "слабости", связанные с использованием дефицитных материалов. Для изготовления дельта-древесины применяли импортные фенолформаль-дегидные смолы. У Як-1 ферму фюзеляжа сваривали из стали ЗОХГСА, которой постоянно не хватало.
Создавая ЛаГГ-3, конструкторы старались максимально реализовать запросы заказчика, что в совокупности с применением дельта-древесины существенно утяжелило планер. В то же время А.С. Яковлев, проектируя свой Як-1, проигнорировал ряд требований военных. В частности, он применил неразъемное крыло, усложнившее транспортировку по железной дороге. С другой стороны, использование такого крыла в совокупности с ферменной конструкцией фюзеляжа облегчило планер. В результате на протяжении всей войны лишь при незначительном увеличении мощности двигателя "якам" удавалось не только поддерживать паритет, но и добиваться превосходства над немецкими "мессершмитта-ми" и "фокке-вульфами". Воевавший на ЛаГГ-3 летчик Д.А. Кудымов писал: "Мы с завистью смотрели на тех, кому посчастливилось летать на самолетах конструкции Яковлева - истребителях Як-1: на этих машинах летчики уверенно вступали в бой с немецкими самолетами любых марок, невзирая на численное превосходство противника".
Серийные ЛаГГ-3 заметно потяжелели и, лишенные полировки, заметно уступали в летных данных опытным образцам И-301. Вдобавок, в августе 1941 г. Лавочкина обязали оснастить ЛаГГ-3 подвесными сбрасываемыми топливными баками, а для эксплуатации самолетов зимой оборудовать машину лыжным шасси. Неоднократные попытки Лавочкина и Горбунова избавить истребитель от лишнего веса за счет снятия части вооружения к особому успеху не привели. В итоге, в 1944 г. выпуск ЛаГГ-3 прекратили. "Яки" оказались более технологичны и по этой причине проще и быстрее модернизировались, не уступая самолетам противника по летно-техничес-ким данным, а по маневренности и превосходя его.
Самыми легкими и скоростными ЛаГГ-3 были самолеты, выпускавшиеся на заводе № 31. Отчасти это было связано с использованием лишь двух огневых точек: пушки ШВАК и пулемета калибра 12,7 мм. Например, истребитель № 6011 с двигателем М-105ПФ при почти одинаковом с Як-7б весе развивал большую на 25 - 30 км/ч скорость и летал дальше, но при этом имел меньший потолок. Единственным неоспоримым плюсом ЛаГГ-3 была его плохая горючесть.
Что касается его сравнения с МиГ-3, то последний отличало лишь одно преимущество - значительно большая скорость на высотах свыше 3000 м. МиГ-3 обладал лучшей скороподъемностью и мог перехватывать цели на высотах свыше 10 000 м, что было недоступно ЛаГГ-3. Имели эти машины и общие недостатки. Например, летом 1941 г. комиссия ВВС, обследовав состояние самолетов Пе-2, МиГ-3 и ЛаГГ-3 в частях авиации Северного фронта, в докладе начальнику 10-го Главного управления ВВС Я.Л. Бибикову отметила, в частности, что "самолеты ЛаГГ-3 и МиГ-3 в основном ведут бой на высотах 2 - 3 тысячи метров... В воздушных боях противник стремится держаться низких высот, на которых он выигрывает в скорости и маневренности... особенно проявляется на этих высотах вялость самолетов в выполнении фигур (срываются в штопор и с большим запаздыванием выводятся из пикирования)..."
Но по совокупности летных характеристик и вооружению ЛаГГ-3 имел перед МиГ-3, оснащенным лишь пулеметами, существенное преимущество.
В 1940 г. опытный образец И-301 заметно превосходил немецкие серийные истребители Мессершмитт Bf 109E по многим параметрам. Почти на равных с "мессершмиттом" были и первые серийные (более тяжелые и с худшей внешней отделкой) самолеты до укомплектования их реактивными снарядами РС-82, заметно снижавшими скорость и дальность полета.
В сентябре 1941 г. у немцев появился истребитель Bf 109F, имевший улучшенные аэродинамику, бронезащиту, более мощный двигатель и пушку в развале его цилиндров вместо крыльевых орудий. Судя по результатам контрольных испытаний, ЛаГГ-3 29-й серии завода № 21 практически не уступал новому варианту "мессершмитта" в скорости до высоты 4000 м и времени виража. Лишний пулемет калибра 7,92 мм не давал особого преимущества Bf 109F перед советской машиной. Но следует учесть один немаловажный фактор - управление заслонками радиаторов у "немца" было автоматическим, что позволяло пилоту больше внимания уделять контролю за воздушной обстановкой и ведению боя, не заботясь о тепловом режиме работы двигателя.
Конструкция подвижной части фонаря Bf 109 была такова, что пилот не мог открыть его в полете, да и нужды в этом не было - он не ухудшал видимость из кабины. Зато летчик мог сбросить фонарь в аварийной ситуации. В противоположность немцам, на ЛаГГ-3 летали, как правило, с открытыми фонарями, поскольку прозрачность остекления оставляла желать много лучшего. На фронте не всегда грамотно регулировали положение заслонок водо- и маслорадиато-ров, что заметно ухудшало летные данные истребителя.
Существенно улучшить данные ЛаГГ-3 удалось лишь в 1943 г. под руководством Горбунова. Но полученный результат не дал ожидаемого эффекта. Самолет "105" был укомплектован 23-мм пушкой и крупнокалиберным пулеметом и развивал скорость до 618 км/ч, что на этот момент было уже недостаточно. Кардинальные изменения произошли после перехода к мотору М-82, в результате чего получился Ла-5, но это уже другая история.