Прежде чем перейти к описанию окраски и обозначений самолетов, следует немного поговорить о структуре Королевских ВВС. Это облегчит понимание последующих разделов.
Первые годы после создания Королевские ВВС объединяли всю английскую военную авиацию. В 1924 г. флоту вернули часть бывшей воздушной службы, создав под эгидой Адмиралтейства Fleet Air Arm (FAA). Ей подчинялись только части и подразделения корабельного базирования. В 1930 - 1940-х гг. это были палубные самолеты на авианосцах и катапультные поплавковые разведчики на крейсерах и линкорах. Эти машины имели свою систему окраски и обозначений, отличавшуюся от принятой в ВВС; ее мы рассматривать не будем. Общее руководство Королевскими ВВС осуществляло министерство авиации (Air Ministry), непосредственное - штаб ВВС. В годы Второй мировой войны всю деятельность по производству авиационной техники поставили под контроль специально созданного министерства авиационной промышленности (Ministry of Aircraft Production).
Военная авиация делилась на командования (Command). Первоначально их в Великобритании было три. Командование воздушной обороны Великобритании (Air Defense of Great Britain, ADGB) включало все основные ударные части ВВС, базировавшиеся в метрополии: истребительные, бомбардировочные, вспомогательные и учебные. Внутреннему территориальному командованию (Inland Area Command) подчинялись части взаимодействия с армией (ближние разведчики, корректировщики, самолеты связи) и школы летного и технического состава. Береговое территориальное командование (Coastal Area Command) объединяло авиацию, предназначенную для действий над морем (летающие лодки, торпедоносцы и т.п.), но базировавшуюся на суше. До 1924 г. оно охватывало и корабельные самолеты. За пределами метрополии деление шло чисто по территориальному принципу. Существовали командования в Трансиордании и Палестине (современные Иордания и Израиль), Ираке, Адене, Гонконге и т.д. В доминионах имелись свои ВВС, командованию Королевских ВВС не подчинявшиеся, а лишь координировавшие с ним свою деятельность. При этом, например, в Индии была своя военная авиация, но в то же время на ее территории дислоцировались и английские эскадрильи. В июле 1936 г. структура Королевских ВВС подверглась существенным преобразованиям. ADGB приобрело функции командования ПВО, в то же время возникли три новых командования: Бомбардировочное (Bomber), Истребительное (Fighter) и Учебное (Training). В 1939 г. к ним добавились еще три, охвативших ряд вспомогательных частей. Например, Аэростатное командование (Balloon Command) объединило подразделения аэростатов воздушного заграждения.
Эта структура сохранялась в Королевских ВВС до окончания Второй мировой войны.
9 октября 1924 г. создали Вспомогательные ВВС (Auxiliary Air Force); первые их эскадрильи сформировали в 1925 г. Это были части территориального резерва, имевшие кадровый штаб и небольшой штат инструкторского и технического состава. Они обеспечивали тренировку резервистов, прибывающих на краткосрочные сборы, и обычно комплектовались устаревшей техникой, снимавшейся с вооружения. Интересно, что в отличие от большинства военных структур в стране, Вспомогательные ВВС не имели в своем названии прилагательного "королевский". Оно было даровано им лишь указом от 16 сентября 1947 г. 3 сентября 1939 г. после мобилизации и пополнения личным составом все вспомогательные эскадрильи были переданы в Королевские ВВС. После войны функционирование Вспомогательных ВВС восстановилось.
Существовал еще Добровольческий резерв ВВС (RAF Volunteer Reserve), включавший так называемые университетские эскадрильи - подобие наших аэроклубов, в которых студенты получали первоначальную летную подготовку. Формально обучение в них не накладывало никаких обязательств, но после мобилизации многие бывшие "учлеты" оказались в школах, готовивших офицеров ВВС.
В то время как в FAA летный и технический состав получал воинские звания согласно флотской табели о рангах, в Королевских ВВС имелась своя система званий-должностей, похожая на существовавшую в СССР в первой половине 1930-х гг. У нас летали комэски и комбриги, у англичан флайт-лейтенанты и скуа-дрон-лидеры. В обоих случаях звания образовывались от названий частей и подразделений, которыми командовали данные офицеры. Правда, в отличие от отечественной практики, в Королевских ВВС, получив новую должность, командир автоматически получал и соответствующее звание. Оно могло быть постоянным или временным. В последнем случае, сдав должность, офицер возвращался к прежнему званию. А вот постоянные звания сохранялись даже при движении вниз по структурной лестнице. В частях и соединениях специального назначения или выполнявших особо важные задания командный состав зачастую имел звания на ступеньку выше занимаемой должности. Крылом мог в этом случае командовать груп-кэптейн, а эскадрильей - уинг коммандер. Основной воинской частью в британской авиации считалась эскадрилья (squadron). Это английское слово переводится как эскадрилья, эскадра и даже эскадрон. В отечественной литературе встречаются все три варианта. Но, поскольку речь идет об авиации, следует, пожалуй, остановиться на эскадрилье - так будет привычнее. Английская эскадрилья периода Второй мировой войны насчитывала по штату 15 самолетов; эскадрилья особого назначения могла располагать и большим парком. Командовал эскадрильей скуадрон-лидер. Каждая эскадрилья имела знамя, а с марта 1936 г. и герб установленного образца. На гербе в круглой рамке под короной располагалась эмблема, а ниже - девиз. Девиз мог быть написан по-английски, по-латыни или по-гречески, а в одном случае даже по-арабски. В связи со сложностью рисунка на самолетах имели, кроме этого, наименования по месту первоначальной дислокации. Например, 500-я именовалась "Каунти оф Кент" ("Графство Кент"). Интересно, что нумерация частей FAA продолжала принятую в ВВС (морским летчикам достались "700" и "800"), а дальше, с "900" шли части аэростатов заграждения.
Разумеется, общее количество авиационных частей было меньше. Какие-то из них расформировывались, какие-то сливались. На момент объявления мобилизации 24 августа 1939 г. в Королевских ВВС насчитывалось 157 действующих эскадрилий. Герб полностью изображали редко. Чаще использовали упрощенную эмблему из центрального круга. Ее рисовали на борту фюзеляжа, обычно возле кабины или на вертикальном оперении. Эскадрильи имели сплошную нумерацию, независимо от рода авиации или принадлежности к определенному командованию - просто в хронологическом порядке формирования. Например, 1-я эскадрилья, существующая до сих пор, ведет свою родословную от воздухоплавательного отряда, созданного в 1878 г. Иногда по номеру эскадрильи можно определить ее происхождение или некоторые особенности формирования. Номера, начинающиеся с "200", имели бывшие части RNAS, к старым номерам которых спереди добавили "20". Так, 5-я эскадрилья стала 205-й. "Двухсотые" входили в Береговое командование. "300-е" номера в годы Второй мировой войны, как правило, получали эскадрильи, укомплектованные иностранцами. В составе Королевских ВВС имелись польские, чехословацкие, французские, голландские и другие подобные части. С "400" начинались номера так называемых "инфильтрационных" эскадрилий. Летный и технический состав для них прибывал из доминионов, но его подготовка, так же как техника, оплачивались из бюджета метрополии. Дальнейшее финансирование этих частей также шло из бюджета Королевских ВВС. Первые номера с "500" и "600" достались частям Вспомогательных ВВС. Они Эскадрилья разбивалась на флайты (flight). Их обычно было два, но изредка добавляли и третий. У нас их иногда называют звеньями, но это не совсем точно. Звенья советских ВВС всегда включали 3 - 4 самолета, а английский флайт - 7 - 8, то есть вдвое больше. Правильнее называть их отрядами: в 1920 - 1930 гг. в нашей авиации тоже были отряды из 6 - 10 машин.
Отряды, входившие в эскадрильи, обозначались буквами: А, В и, при необходимости, С. Отдельные отряды имели номерные обозначения, так же как эскадрильи, но, как правило, четырехзначные (например, 1541-й или 1642-й отряд). Командовал отрядом флайт-лейтенант.
Далее по структурной лестнице вверх за эскадрильей следовало крыло (wing), в него входили двечетыре эскадрильи. Командовал крылом уинг-коммандер.
Крылья или напрямую эскадрильи объединялись в группу (group), которая могла включать и отдельные отряды. Например, действовавшая на нашем Севере осенью 1942 г. группа Хоппса (названная по фамилии командира) состояла из крыла торпедоносцев, эскадрильи летающих лодок и отряда дальних разведчиков. Командовал таким соединением груп-кэптейн.
Еще выше шли воздушные силы, в отечественной структуре соответствовавшие воздушным армиям. Они объединяли части и соединения на целом театре военных действий. Например, 2-е тактические силы поддерживали наступление союзников из Нормандии. На некоторых театрах, например, индо-бирманском, подобные соединения включали и английские, и американские части, и, соответственно, их командование тоже являлось смешанным.
Вспомогательные и учебные структурные единицы именовались частями (unit). У них к номеру обычно добавлялось сокращенное обозначение, например, 79-я OTU (Operational Training Unit - часть боевой подготовки, что примерно соответствовало нашему запасному полку). Подобным образом именовались разведывательные части (PRU, Photo Reconnaissance Unit - часть фоторазведки). Познакомив вас со структурой британских ВВС, можно приступать к рассказу об окраске и обозначениях их самолетов.