ДЛЯ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕЛЕЙ

Ил-28 применялись не только в военной авиации. Осенью 1948 г. начальник Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) Г.Ф. Байдуков, опережая события, предложил модифицировать двухмоторный реактивный бомбардировщик (тогда военные еще не имели ни одной серийной машины) "для почтовой связи на внутренних линиях союзных магистралей". Однако до реализации замысла пролег путь длиною в семь лет.

В 1954 г. некоторое количество бомбардировщиков со снятым пушечным и бомбовым вооружением передали "Аэрофлоту", где они эксплуатировались под обозначением Ил-20. Часть этих машин с конца 1954 г. использовали для скоростной перевозки почты. Груз размещали в бомбоотсеке. Другой важной функцией Ил-20 стало обучение членов экипажей для первых советских пассажирских реактивных самолетов Ту-104.

Для метеоразведки была создана модификация Ил-283А ("зондировщик атмосферы"). С помощью таких машин проводились исследования на больших высотах. Документацию на переоборудование в зондировщики разработали в ОКБ-240 в соответствии с приказом Государственного комитета по авиационной технике (ГКАТ) от февраля 1959 г.. В 1961 г. в самолет-зондировщик переоборудовали, видимо, первый разведчик Ил-28Р, установив на него аппаратуру "Натрий", АСО-28, ФР-15, БР-12, УР-20 и РС-01-Б.

В первом полугодии 1962 г. четыре бомбардировщика передали Украинскому территориальному управлению ГВФ для переделки в Ил-283А. Машины перегнали на авиаремонтную базу в Шяуляй, где с них сняли все вооружение, а в грузовых отсеках установили специальные контейнеры СК1-60, предназначенные для забора проб воздуха.