MIRAGE IIIC
Первым серийным боевым самолетом стал MIRAGE IIIC, его первый полет под управлением летчика-испытателя Жана Коро состоялся 9 октября 1960 года. После летных испытаний развернулся серийный выпуск истребителя с производительностью 10 самолетов в месяц. Самолеты MIRAGE IIIC оснащались турбореактивными двигателями ATAR 9B3 со статической тягой на форсаже 6000 кгс. В качестве дополнительной силовой установки использовался жидкостный ракетный двигатель SEPR 844 с тягой 1680 кгс, который устанавливался вместо дополнительного топливного бака в фюзеляже. Бак емкостью 410 л с неагрессивным фуралином (ТХ2) замещал съемный модуль в передней части фюзеляжа с двумя 30-мм пушками «Дефа»; бак с окислителем (азотная кислота) находился внутри контейнера с ЖРД. Продолжительность полета самолета в варианте перехватчика с ЖРД составляла 30 минут.
MIRAGE IIIC в одинаковой степени мог выполнять функции всепогодного перехватчика или ударного самолета для атак наземных целей. Для этого на машину устанавливали различные виды вооружения. На первых серийных самолетах стояли один подфюзеляжный пилон и два подкрыльевых, затем на всех машинах добавили еще два внешних подкрыльевых пилона для управляемых ракет класса «воздух-воздух» малого радиуса действия. Система управления огнем «Сирано» предназначалась для наведения ракет класса «воздух-воздух» «Матра R.511» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения или выполняла роль дальномера для ракет AIM-9 «Сайдуиндер» с инфракрасной системой наведения.
Типичное вооружение самолета для выполнения перехвата состояло из ракеты «Матра R.511», подвешиваемой под фюзеляжем, и двух УР «Сайдуиндер» — под крылом. Для нанесения ударов по наземным целям под крылом на пилонах можно подвесить две 453-кг бомбы или два контейнера с неуправляемыми ракетами JL-50, вмещающих до 36 МУР калибра 37 мм, или два контейнера JL-100, вмещающих по 16 НУР калибра 37 мм и 600 л топлива, или два контейнера JL-200, вмещающих по 36 НУР и 900 л топлива. Для поражения точечных целей под фюзеляжем можно было подвесить УР класса «воздух-земля» AS.20, а под крыло два сбрасываемых бака емкостью 622 л. В перегоночном варианте под крылом подвешивались два топливных бака емкостью по 1300 или 1700 л, нормальный внутренний запас топлива на самолете составлял 2200 л.
Ознакомившись с достоинствами нового французского истребителя, ВВС Израиля заказали 72 самолета MIRAGE NIC без ЖРД под обозначением IIICJ— поставки его были организованы в начале 1963 года. К слову, машины эти использовались в «шестидневной войне» 1967 года. Помимо Израиля, 16 самолетов MIRAGE IIICZ заказали ВВС ЮАР для применения в качестве ударного маловысотного самолета, вооруженного ракетами «воздух-земля» AS.20 с радиокомандной системой наведения.
Вариант машины IIIC под обозначением MIRAGE IMS был выбран для производства по лицензии фирмой «Фабрик Федераль д'Авьон» для ВВС Швейцарии. Самолеты HIS были оснащены ТРД ATAR 09СЗ, которые строила по лицензии фирма «Зульцер». Первоначально в Швейцарии предполагалось построить 80 машин, однако в связи с увеличением стоимости программы было построено всего лишь 60 самолетов, которыми укомплектовали 16-ю и 17-ю эскадрильи ВВС Швейцарии.
Вариант для ВВС Швейцарии претерпел ряд изменений. Швейцарские «миражи» отличались отклоняющейся носовой частью фюзеляжа с целью облегчения хранения в подземных ангарах, а также более мощными колесными тормозами, усиленным шасси, обеспечивающим эксплуатацию самолета с аэродромов в Альпах, и некоторыми местными изменениями, повышающими прочность конструкции. Радиолокатор «Сирано» и ракеты класса «воздух-воздух» R.511 были заменены американской системой управления огнем фирмы «Хьюз» TARAN 1S и ракетами класса «воздух-воздух» AIM-26 «Фалкон», лицензионного производства шведской фирмы SAAB. Помимо этого, фирмой «Фабрик Федераль д'Авьон» для ВВС Швейцарии было построено дополнительно еще 17 самолетов разведывательной модификации IIIRS. Первый экземпляр такого самолета построили на фирме Dassault.
Двухместный учебно-тренировочный вариант MIRAGE IIIB, разрабатывавшийся параллельно с вариантом NIC, совершил первый полет 21 октября 1959 года, а первый серийный самолет —19 июля 1960 года. Всего было построено более 60 самолетов MIRAGE 1MB. Машина имела удлиненную на 0,6 м носовую часть для размещения кресла второго члена экипажа, и с нее был снят радиолокатор. Хотя самолет предназначался в основном для обучения, но при необходимости на него можно было установить систему управления огнем и две пушки «Дефа» или ракеты «воздух-воздух». Серийные 1MB, предназначенные для ВВС Франции, не имели вооружения.
На экспорт поставлялись варианты самолета 1MB для ВВС Ливана (два IIIBL), для ВВС Швейцарии (три IIIBS), для ВВС ЮАР (три IIIBZ), два самолета для ВВС Перу, шесть — для ВВС Испании, один— для ВВС Бразилии и 10 MIRAGE IIIO —для ВВС Австралии. Три спарки под обозначением MIRAGE IIIDP продали ВВС Пакистана.
Один MIRAGE 1MB был использован в качестве «летающей лаборатории» для исследований по программе «Конкорд». В связи с этим в его кабине установили органы управления — такие же, как на пассажирском сверхзвуковом лайнере «Конкорд», и специальные автоматы воспроизведения усилий управления и нагрузок. Самолет использовался для приобретения гражданскими пилотами-испытателями навыков полета на сверхзвуковых самолетах.