MIRAGE IIIE
Следующей серийной модификацией самолета MIRAGE стал истребитель MIRAGE IIIE, предназначенный главным образом для нанесения тактических атомных ударов. Первый полет первого опытного экземпляра самолета (а всего было построено три такие машины) состоялся 5 апреля 1961 года в Истре — пилотировал его летчик-испытатель Жан Коро. ВВС Франции заказали 130 таких самолетов. MIRAGE IIIE отличался от самолета MIRAGE IIIC удлиненной на 0,3 м передней частью фюзеляжа, что позволило поставить кабину перед воздухозаборниками и улучшить обзор в стороны и вниз. Общая длина фюзеляжа увеличилась до 15,02 м. Основные стойки шасси тоже были сдвинуты вперед для размещения под фюзеляжем атомной бомбы массой 450 кг или топливного бака. Два внутренних крыльевых пилона рассчитывались на подвеску грузов массой до 907 кг.
Самолет снабжен ТРД ATAR 9C с тягой 6200 кгс с форсажной камерой. Двигатель оснащался системой, исключавшей возможность чрезмерного превышения частоты вращения турбины и позволявшей при разгоне увеличить тягу в диапазоне скоростей, соответствующих числу М от 1,4 до 2,0, на 8 процентов. На самолете можно было установить ЖРД, однако вместо него обычно устанавливался топливный бак емкостью 550 л; максимальная взлетная масса самолета возросла до 13 500 кг.
В отличие от самолета MIRAGE IIIC, на MIRAGE IIIE были установлены системы управления огнем «Сирано ИВ» и система ближней радионавигации TACAN. Для более точного бомбометания в состав оборудования добавили доплеровский измеритель скорости и угла сноса фирмы «Маркони» — его обтекатель хорошо заметен внизу, на носовой части фюзеляжа.
Самолеты MIRAGE IIIE без специального оборудования поставлялись на экспорт. MIRAGE IIIEL, проданный в Ливан, аналогичен самолету MIRAGE IIIE, но отличался от него отсутствием ДИСС и установкой только радиолокатора для наведения ракет класса «воздух-воздух». ВВС Пакистана получили 18 самолетов MIRAGE IIIEP. Небольшое количество самолетов MIRAGE IIIEZ заказала ЮАР. ВВС Испании получили 24 самолета MIRAGE IIIEE и шесть самолетов MIRAGE IIIDE, вместе с ними испанцы купили и пять машин MIRAGE IIIB для проведения тренировочных полетов. Для ВВС Бразилии отправили 12 самолетов MIRAGE IIIE и четыре самолета 1MB, которые прибыли к месту назначения в 1972 году. 30 машин MIRAGE IIIE продали в Грецию.
Наиболее сенсационным событием того времени явились переговоры о поставке 110 самолетов MIRAGE различных модификаций ВВС Ливии, правда, Ливия во время переговоров о продаже имела только 13 летчиков-истребителей, способных летать на «миражах», что вызывало определенные подозрения. Подписанное соглашение о продаже запрещало передачу или перепродажу самолетов третьему лицу или стране. Премьер-министр Франции предупредил ливийцев, что если станет известно о передаче самолетов, то будет наложено немедленное эмбарго на поставки. Причиной этого стало беспокойство Израиля, что ливийские самолеты MIRAGE могут оказаться в руках Египта и будут использоваться против Израиля.
В 1960 году самолет MIRAGE IIIE под обозначением ИЮ был выбран правительством Австралии для замены истребителей SABRE под обозначением СА-29 MIRAGE. Этому решению предшествовал длительный этап сравнения «миражей» с боевыми самолетами из других стран. Сравнительной оценке были подвергнуты машины: Инглиш Электрик «Лайтнинг» (который быстро был отвергнут как слишком тяжелый), SAAB J-35 «Дракон», Нортроп F-5 «Фридомфайтер» и Локхид F-104G.
Следует отметить, что в Австралии условия эксплуатации самолетов были несколько иными, чем в Европе. Закон изменения температуры в зависимости от высоты одинаково действует в обеих частях света, однако температура у земли в Австралии выше, и это ухудшает взлетные характеристики. Средняя высота тропопаузы в Австралии 17 000— 18 000 м, а в Европе —12 000 м; на большой высоте температура над Австралией понижается до - 90°С, а в Европе до - 50°С. Это может привести к неожиданным результатам: на высоте более 12 000 м характеристики самолетов при эксплуатации в Австралии могут оказаться лучше, так как воздух имеет большую плотность и гораздо холоднее.
В марте 1960 года после успешного испытания самолета MIRAGE летчикам постоянной австралийской миссии в Лондоне было объявлено о посылке делегации во Францию. После знакомства членов делегации с истребителем MIRAGE III австралийские летчики смогли убедиться, что французский самолет и в самом деле является самым лучшим из всех рассмотренных ими.
При сопоставлении тактико-технических характеристик истребителей MIRAGE III и F-104G отмечалось различие между ними в отношении длины разбега при взлете и минимальной скорости в установившемся горизонтальном полете. Если в Европе имелись превосходные, дорогостоящие аэродромы, позволяющие при некоторых ограничениях эксплуатировать самолет F-104G при максимальной взлетной массе, то в Австралии, где большая часть обширной территории представляет собой пустыню, эксплуатировать подобный самолет планировалось на упрощенных аэродромах. Для этой цели как нельзя лучше подходил истребитель MIRAGE III, у которого давление в шинах колес шасси составляло 5,6—9,5 кг/см2, что позволяло использовать его на полуподготовленных аэродромах — в том числе и на аэродромах с травяным покровом, в то время как для самолета F-104 с шинами высокого давления (18—22 кг/см2) требовались бетонированные взлетно-посадочные полосы.
К тому же самолет MIRAGE разгонялся на 20 процентов быстрее, чем самолет F-104G, и имел несколько большую скороподъемность при наборе высоты с ТРД. При установке на MIRAGE вспомогательного ЖРД характеристики этих двух самолетов оказывались буквально несравнимыми, поскольку на самолете F-104G для кратковременного повышения мощности можно было использовать только впрыск воды в компрессор. Практический потолок самолета MIRAGE III с ЖРД — более 25 000 м, динамический — 29 600 м, что также больше, чем у самолета F-104G. Далее, самолет F-104G, имея в два раза большую удельную нагрузку на крыло, уступал сопернику в маневренности. Кроме того, самолет MIRAGE мог совершать посадку с выключенным двигателем, что категорически запрещалось летчикам, пилотировавшим F-104G. И, наконец, радиус действия с подвесными баками у самолета MIRAGE III больше, чем у самолета F-104G, эта разница становится еще значительнее при подвеске дополнительного бака под фюзеляжем.
Министр авиации Австралии заявил: «Характеристики самолета MIRAGE III не уступают характеристикам любого другого самолета или превосходят их. Это лучший из всех имеющихся сейчас в мире самолетов с точки зрения требований ВВС Австралии». Учитывая, что Австралия уже производила по лицензии двигатели Rolls-Royce «Эвон 300» для самолетов SABRE, фирма Dassault предложила свою машину в двух вариантах: обычный вариант с ТРД SNECMA ATAR 9C, который мог немедленно поступить на вооружение, и «экспортный» вариант с ТРД Rolls-Royce RB-146 («Эвон 300»).
Летные испытания последнего варианта были намечены на февраль 1961 года, и правительство Австралии решило дождаться их результатов, чтобы выяснить, приведет ли замена двигателя к улучшению характеристик самолета.
Дело в том, что ТРД RB-146 имели большую мощность, чем «Атар 9С» на уровне моря, а двигатель «Атар 9С» лучше работал на большой высоте. Так, на уровне моря ТРД «Атар 9С» имел статическую тягу 4250 кгс без форсажной камеры и 6000 кгс с форсажной камерой, а ТРД RB-146, соответственно, 5650 кгс и 7250 кгс. На высоте 11 000 м при скорости полета, соответствующей числу М=2, оба двигателя имели приблизительно одинаковую тягу (более 5550 кгс).
В мае 1961 года австралийское правительство объявило, что оно остановило свой выбор на самолетах MIRAGE с двигателем «Атар 9С», причем изготавливать планеры и двигатели оно намеревалось по лицензии в Австралии. Во Франции намечалось закупить только 30 самолетов для перевооружения одной эскадрильи.
Первый полет самолета MIRAGE IIIO состоялся 13 февраля 1961 года, а 9 апреля 1963 года первую серийную машину передали представителям ВВС Австралии.