MIRAGE 5
В середине 1960-х годов доходы от продаж «миражей» стали падать. Причиной этого была перенасыщенность рынка сложными и дорогими летательными аппаратами. К тому же в развивающихся странах предпочитали покупать более дешевые и простые советские истребители, выгодно отличавшиеся надежностью и нетребовательностью к квалификации обслуживающего персонала.
Фирма Dassault поставила перед собой цель снизить стоимость самолета и затраты на его обслуживание. Как нельзя кстати в сентябре 1966 года на фирму обратились представители ВВС Израиля с предложением разработать упрощенный вариант истребителя MIRAGE IIIE специально для Ближнего Востока. Действительно, там, где почти всегда хорошая погода, использовать дорогие всепогодные самолеты было нерационально. При этом предполагалось приобрести 50 таких самолетов.
Созданный в соответствии с требованиями заказчика, MIRAGE 5J не имел РЛС и все оборудование из закабинного отсека удалось разместить в удлиненной и изрядно «похудевшей» носовой части. В освободившемся закабинном отсеке смонтировали дополнительный топливный бак на 500 л. ЖРД на этой модификации не устанавливался. Все эти доработки позволили увеличить радиус действия до 1300 км и существенно снизить стоимость самолета. На семи пилонах под крылом и фюзеляжем можно было подвесить боевую нагрузку общей массой до 4000 кг или сбрасываемые топливные баки суммарной емкостью до 4700 л. В варианте перехватчика самолет мог нести две УР «Сайдуиндер» или «шафрир», а также сбрасываемые топливные баки. Первый опытный образец самолета поднялся в воздух 19 мая 1967 года в Милан Вилярош. Испытания показали, что MIRAGE 5J может вполне успешно эксплуатироваться с элементарно подготовленных взлетно-посадочных полос.
Уже через год заказанные ВВС Израиля 48 самолетов MIRAGE 5J и два двухместных MIRAGE 5JB были готовы к поставкам. Однако 3 июля 1967 года президент Франции генерал де Голль наложил эмбарго на продажу оружия Израилю. Но, поскольку заказ был оплачен, правительство Израиля оставило за собой право требовать самолеты в обеспечение платежа.
Облет серийных машин происходил на Корсике. Однажды израильские пилоты попросили разрешения установить подвесные топливные баки, что вызвало подозрение у французов, и они запретили «миражам» подниматься в воздух. В ожидании окончательного решения проблемы самолеты MIRAGE 5 в начале 1970 года были подготовлены для длительного хранения, а затем переданы ВВС Франции.
Военно-воздушные силы Бельгии заказали 63 самолета MIRAGE 5BA в варианте истребителя-бомбардировщика, 27 самолетов-фоторазведчиков MIRAGE 5BR и 16 тренировочных самолетов MIRAGE 5BD. Первые 15 машин, заказанных для ВВС Бельгии, собирались во Франции, остальные — фирмами Фейри и SABCA в Бельгии; фирма SABCA, в которой фирма Dassault имела 50 процентов капитала, должна была осуществлять окончательную сборку самолетов. В отличие от стандартного варианта MIRAGE 5 самолет с индексом 5В оснащался усовершенствованной навигационной системой, a MIRAGE 5BR оборудовался к тому же пятью камерами «Винтен 360», установленными в носовой части фюзеляжа.
Военно-воздушные силы Перу также не обошли вниманием популярный французский самолет — в эту южноамериканскую страну было поставлено 12 самолетов MIRAGE 5R Кстати, разведывательные MIRAGE 5 были настолько похожи на машины с индексом IIIR, что иногда «тройки» поставляли вместо «пятерок». Помимо перечисленных выше стран, MIRAGE 5 приобретали ВВС Абу Даби, Колумбии, Египта, Габона, Ливии, Пакистана, Венесуэлы и Заира. Всего был выпущен 531 самолет MIRAGE 5.
Не дожидаясь отмены эмбарго на поставку заказанных французских самолетов, израильская разведка сумела раздобыть производственную документацию на MIRAGE 5 в Швейцарии, и израильтяне развернули собственное производство самолетов MIRAGE 5 под обозначением «Нешер» (орел). Дальнейшим развитием «Нешера» стали самолеты «Кфир» (кинжал) с американскими двигателями J79.