«Война судного дня»
В 1973 году началась «Великая освободительная война» — как называли ее арабы, или «Война судного дня» — в версии израильтян. В субботу 6 октября, когда в Израиле начался большой еврейский религиозный праздник (Yom Kippur), египетские и сирийские войска, в составе которых насчитывалось около 1400 танков и 80000 солдат, начали широкомасштабные боевые действия. Активную помощь наступающим оказывали Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт и Иордания. Необходимые для планирования операции разведывательные данные добывались с помощью самолетов-разведчиков МиГ-25РБ.
За несколько часов войны израильские войска на Синае и Голанских высотах были смяты и разгромлены. К вечеру 7 октября казалось, что Израиль стоит в одном шаге от гибели. Но на следующий день израильские войска предприняли контратаку и отбросили египетские части. К югу от Исмаилии они пересекли Суэцкий канал и двинулись в сторону Каира. Аналогичная ситуация разыгралась и на Голанских высотах.
Израильские моторизованные части ударили по сирийцам и двинулись на Дамаск. Благодаря вмешательству ООН 24 октября было заключено очередное перемирие. Такой неожиданный финал «Великой освободительной войны» говорит о прекрасной осведомленности израильского генерального штаба о планах арабских государств. Разведданные им передавала американская разведка, которая опиралась на фотоснимки с самолета SR-71.
В начале войны «миражи» патрулировали израильское воздушное пространство. В ходе одного из таких полетов пилоту «миража» удалось сбить крылатую ракету КСР-2, запущенную с борта египетского Ту-16.
После перехвата инициативы израильская авиация переключилась на поддержку своих наступающих войск и завоевание превосходства в воздухе. Воздушные бои велись с большим ожесточением; потери с обеих сторон были большими.
Анализируя тактику группового боя израильтян, можно заключить, что их основной целью было подставить противника под ракетную атаку. Именно для этого выделялась демонстративная группа — выполняя роль приманки, она увлекала арабские истребители за собой и подставляла их под атаку ударной группы, которая летела на 1000 м ниже и была «невидима» на фоне земли. Резервная группа предназначалась для ликвидации внезапно появляющихся или ранее не замеченных самолетов.
От маневренного воздушного боя с применением пушек израильтяне не уклонялись, зная о преимуществах истребителя MIRAGE над МиГ-21 в радиусе виража. Наиболее известным израильским летчиком, летавшим на «миражах», был Гиора Эпштейн, уничтоживший 17 самолетов противника — 12 из них он сбил всего за одну неделю боев, с 18 по 24 октября. За весь период войны 1973 года Израиль потерял в воздушных боях только 12 «миражей». Оставшиеся самолеты продолжали использоваться в ВВС до 1982 года — они даже подготавливались для участия в операции «Мир для Галилеи», но в бой их все же не послали. Последний пригодный к полетам MIRAGE IIICJ с бортовым номером 59 находится в музее ВВС Израиля. Именно на этом самолете сбили сирийский МиГ-21 в июле 1966 года.