СВВП MIRAGE V
Несмотря на трагический конец программы, BALZAC сыграл выдающуюся роль, проложив путь полноценному самолету вертикального взлета и посадки, который сначала называли MIRAGE III V, а затем — просто MIRAGE V. Самолет создавался согласно требованиям НАТО BMR.3 к вертикально взлетающему самолету с радиусом действия 470 км, максимальной скоростью у земли, соответствующей числу М=0,92 и сверхзвуковой скоростью на большой высоте.
Было построено два опытных образца СВВП. В основу их конструкции положили удлиненный фюзеляж MIRAGE IIIC. Форма крыла в плане была изменена. Корневым частям крыла придали большую стреловидность, увеличив тем самым хорду и изменив положение аэродинамического фокуса. Вертикальную тягу создавали восемь английских двигателей RB.162 с тягой 2000 кгс. Двигатели объединялись попарно. Пары имели общие выдвижные зарешеченные воздухозаборники. Система реактивного управления была абсолютно такой же, как на самолете BALZAC.
В начале летных испытаний в качестве маршевого двигателя на первом образце использовался ТРД PRATT AND WHITNEY TF104В. Перед установкой на СВВП двигатели проходили летные испытания на самолете MIRAGE HIT, а затем— на самолете MIRAGE IIIT.2.
СВВП MIRAGE IIIT.2 был двухместным. На нем планировалась доработка системы вооружения самолета MIRAGE IIIV. Первый полет MIRAGE IIIV 01 совершил 12 февраля 1965 года в Милан-Вилярош. Машину пилотировал Жан-Мари Сагет. После проведения девяти полетов, которые включали в себя зависание и достижение скорости около 300 км/ч, произошла вторая катастрофа опытного экземпляра BALZAC. Вертикальные полеты на MIRAGE IIIV 01 запретили до выяснения и устранения причин и до установки в кабину катапультируемого кресла класса «0-0». Но полеты с обычными взлетом-посадкой не запрещались, и новый самолет достиг скорости М=1,35 на высоте 8535 м.
В декабре 1965 года на самолет поставили более мощный двигатель TF-106A3 и новое катапультируемое кресло. 24 марта 1966 года модернизированный самолет совершил первый переход от режима висения к горизонтальному полету. Летчик Сагет неодобрительно отозвался о системе поперечного управления — во время перехода самолет пилотировался гораздо хуже BALZAC. 28 марта 1966 года французское правительство сообщило об отказе от серийного производства, но испытания опытных образцов были продолжены и финансировались в полном объеме. 3 сентября 1966 года MIRAGE IIIV 01 совершил свой последний 41-й полет.
Второй самолет MIRAGE IIIV 02 был оснащен двигателем PRATT AND WHITNEY TF 306 с тягой на форсаже 5639 кгс. От первого образца он отличался новыми убирающимися воздухозаборниками подъемных двигателей. В конструкции планера были применены прогрессивные материалы и технологии. Самолет начал летать 22 июня 1966 года в Милан-Вилярош. Машина стала первым в мире сверхзвуковым самолетом вертикального взлета и посадки.
12 сентября 1966 года Жан-Мари Сагет установил мировой рекорд скорости для вертикально взлетающих самолетов, разогнав MIRAGE IIIV 02 до скорости, соответствующей числу М=2.04 в горизонтальном полете. К сожалению, 28 ноября 1966 года в летно-испытательном центре Истр самолет, совершавший свой 24-й полет, разбился. При этом пилот успел катапультироваться.
MIRAGE IIIV 02 совершил девять обычных, 15 вертикальных взлетов и посадок и семь переходов от вертикального полета к горизонтальному. Планируемое строительство одноместного MIRAGE IIIV и двух двухместных было отменено, а программа испытаний закрыта.
Общие итоги программы французских вертикально взлетающих MIRAGE: BALZAC — 179 полетов; MIRAGE IIIV01 — 41 полет; MIRAGE IIIV 02 — 24 полета.