СВВП MIRAGE V

 

Несмотря на трагический конец про­граммы, BALZAC сыграл выдающуюся роль, проложив путь полноценному са­молету вертикального взлета и посадки, который сначала называли MIRAGE III V, а затем — просто MIRAGE V. Самолет создавался согласно требованиям НАТО BMR.3 к вертикально взлетающему са­молету с радиусом действия 470 км, мак­симальной скоростью у земли, соответ­ствующей числу М=0,92 и сверхзвуковой скоростью на большой высоте.

Было построено два опытных образ­ца СВВП. В основу их конструкции положили удлиненный фюзеляж MIRAGE IIIC. Форма крыла в плане была изменена. Корневым частям крыла придали боль­шую стреловидность, увеличив тем самым хорду и изменив положение аэродинамического фокуса. Вертикаль­ную тягу создавали восемь английских двигателей RB.162 с тягой 2000 кгс. Двигатели объединялись попарно. Пары имели общие выдвижные заре­шеченные воздухозаборники. Система реактивного управления была абсо­лютно такой же, как на самолете BALZAC.

В начале летных испытаний в каче­стве маршевого двигателя на первом образце использовался ТРД PRATT AND WHITNEY TF104В. Перед установкой на СВВП двигатели проходили летные ис­пытания на самолете MIRAGE HIT, а за­тем— на самолете MIRAGE IIIT.2.

СВВП MIRAGE IIIT.2 был двухмест­ным. На нем планировалась доработка си­стемы вооружения самолета MIRAGE IIIV. Первый полет MIRAGE IIIV 01 совершил 12 февраля 1965 года в Милан-Вилярош. Машину пилотировал Жан-Мари Сагет. После проведения девяти полетов, ко­торые включали в себя зависание и дос­тижение скорости около 300 км/ч, про­изошла вторая катастрофа опытного эк­земпляра BALZAC. Вертикальные поле­ты на MIRAGE IIIV 01 запретили до вы­яснения и устранения причин и до уста­новки в кабину катапультируемого крес­ла класса «0-0». Но полеты с обычными взлетом-посадкой не запрещались, и новый самолет достиг скорости М=1,35 на высоте 8535 м.

В декабре 1965 года на самолет по­ставили более мощный двигатель TF-106A3 и новое катапультируемое крес­ло. 24 марта 1966 года модернизирован­ный самолет совершил первый переход от режима висения к горизонтальному полету. Летчик Сагет неодобрительно отозвался о системе поперечного управ­ления — во время перехода самолет пи­лотировался гораздо хуже BALZAC. 28 марта 1966 года французское прави­тельство сообщило об отказе от серийно­го производства, но испытания опытных образцов были продолжены и финанси­ровались в полном объеме. 3 сентября 1966 года MIRAGE IIIV 01 совершил свой последний 41-й полет.

Второй самолет MIRAGE IIIV 02 был оснащен двигателем PRATT AND WHITNEY TF 306 с тягой на форсаже 5639 кгс. От первого образца он отличал­ся новыми убирающимися воздухозабор­никами подъемных двигателей. В конст­рукции планера были применены про­грессивные материалы и технологии. Самолет начал летать 22 июня 1966 года в Милан-Вилярош. Машина стала пер­вым в мире сверхзвуковым самолетом вертикального взлета и посадки.

12 сентября 1966 года Жан-Мари Са­гет установил мировой рекорд скорости для вертикально взлетающих самолетов, разогнав MIRAGE IIIV 02 до скорости, соответствующей числу М=2.04 в гори­зонтальном полете. К сожалению, 28 ноября 1966 года в летно-испытательном центре Истр самолет, совершавший свой 24-й полет, разбился. При этом пи­лот успел катапультироваться.

MIRAGE IIIV 02 совершил девять обычных, 15 вертикальных взлетов и посадок и семь переходов от вертикаль­ного полета к горизонтальному. Плани­руемое строительство одноместного MIRAGE IIIV и двух двухместных было отменено, а программа испытаний за­крыта.

Общие итоги программы француз­ских вертикально взлетающих MIRAGE: BALZAC — 179 полетов; MIRAGE IIIV01 — 41 полет; MIRAGE IIIV 02 — 24 полета.