AD-3 «Skyraider»

 

Третья модификация обязана своим появлением ошибке, допущенной при проектировании самолета Skyraider. При эксплуатации первых двух модифи­каций на больших скоростях выявилась колебательная неустойчивость штурмо­вика по направлению. Особенно ощути­мо это явление проявлялось на пикиро­вании, что существенно снижало точ­ность бомбометания.

Фирма Douglas не смогла самостоя­тельно выявить и устранить дефект. Для выяснения причин этого явления один AD-2 был передан в NACA, где его ис­следовали в натурной аэродинамичес­кой трубе. Двигатель при продувках, ес­тественно, не работал, но, чтобы полу­чить полную картину обтекания, парал­лельно исследовалась модель штурмо­вика с работающим винтом. Оконча­тельно определили причины колебаний только после проведения испытатель­ных полетов с жестко закрепленным рулем направления, на параметры ко­торого пало подозрение специалистов. Как оказалось, его конструкция была вы­брана неудачно. Большое влияние на раз­витие колебаний оказывал и угол уста­новки триммера. После соответствую­щих доработок колебательная неустойчивость штурмовика на больших скоро­стях исчезла.

Серийные штурмовики Skyraider AD-3 оснащались двигателем R3350-26W. Конструкторы отказались от убира­ющегося хвостового колеса — теперь к его неподвижной стойке палубные коман­ды могли прикреплять небольшое води­ло, что существенно облегчило переме­щение самолета по палубе авианосца.

Существенные изменения коснулись приборного оборудования в кабине лет­чика. Изменили фонарь кабины, конст­рукцию винта и систему охлаждения дви­гателя. Максимальная взлетная масса AD-3 достигла 8400 кг. Всего было по­строено 124 штурмовика с заводскими номерами от 122729 по 122853.

Следующие 23 машины с обозначе­нием AD-3Q представляли собой двухместные самолеты РЭБ, на которые при необходимости могли подвешиваться буксируемые воздушные мишени. Не­большой серией из 30 самолетов выпус­кался вариант дальнего радиолокацион­ного обнаружения AD-3W. Под фюзеля­жем каждого из них подвешивался гро­моздкий обтекатель вращающейся антен­ны РЛС AN/APS-20. Необычный внешний вид самолета, напоминающего известную аквариумную рыбку, послужил причиной шутливого прозвища — «Гуппи». Экипаж разведчика состоял из трех человек: лет­чика и двух операторов бортового обору­дования, один из которых наблюдал за воздушной обстановкой, а другой держал постоянную радиосвязь с авианосцем или самолетами в воздухе.

Для повышения курсовой устойчиво­сти машины на ее стабилизаторе закрепили маленькие неподвижные верти­кальные поверхности. Вооружение на AD-3W не устанавливалось. Два подкрыльевых пилона использовались для под­вески топливных баков. В ходе эксплуа­тации самолетов делалась попытка ис­пользовать возможности бортовой РЛС в комплексе с магнитным обнаружите­лем для поиска подводных лодок.

Две машины, прошедшие соответ­ствующую модернизацию, получили обо­значение AD-3E (заводские номера 122906 и 122907). По замыслу военных, эти самолеты должны были сообщать координаты найденной субмарины спе­циальным самолетам уничтожения. Та­кие две машины создали на базе ночных штурмовиков Skyraider, присвоив им обозначение AD-3S. В конце программы испытаний один AD-3S оборудовали РЛС AN/APS-31 для исследования возможно­сти применения одного универсального самолета вместо двух машин разных модификаций.

Специально для выполнения ночных ударов по наземным целям фирма Douglas разработала ночную модифика­цию штурмовика AD-3N, внешне напоми­нающую AD-3Q. В период между сентяб­рем 1949 года и маем 1950 года было построено и поставлено флоту 15 таких самолетов. Экипаж ночного штурмовика состоял из трех человек. Под левой кон­солью крыла подвешивался контейнер с радиолокационной станцией.