AD-4 «Skyraider»
Следующей серийной модификацией стал AD-4 Skyraider с двигателем R3350-26WA мощностью 2700 л.с., разработанный специально для войны в Корее. При проектировании учитывался опыт применения предыдущих модификаций. Для защиты пилота от огня стрелкового оружия лобовую часть фонаря закрыли бронестеклом. Для облегчения пилотирования в длительных полетах на штурмовик установили автопилот Р-1 и изменили компоновку приборов на приборной доске. Для снижения аварийности при посадках усилили тормозной крюк. Количество крыльевых пушек увеличили до четырех.
После всех доработок взлетная масса самолета увеличилась, а радиус действия снизился до 2000 км. Однако эти недостатки с лихвой компенсировала возросшая эффективность применения. До окончания войны успели построить более 300 «корейских» AD-4, всего же их было выпущено 398 единиц.
Следующей крупной серией строился двухпушечный трехместный ночной штурмовик AD-4N с мощным прожектором и контейнером с РЛС. Однако большинство этих машин поступило в части с обозначением AD-4S — противолодочный самолет. Уже в боевых условиях их переделывали в обычные штурмовики — снимали лишнее оборудование и в крыло устанавливали снятые ранее пушки. Переделанные таким образом самолеты получили обозначение AD-4NA.
В сентябре 1962 года оставшиеся в строю машины получили новое обозначение—A-1D. Для ведения боевых действий в условиях суровой корейской зимы фирма Douglas модернизировала 36 машин в арктический вариант — AD-4NL с противообледенительной системой крыла, AD-4NL имел четыре пушки.
В 1959 году для подавления восстания в Алжире США поставили французским ВВС партию самолетов SKYRAI-DER — 93 штурмовика AD-4NA и AD-4N. В феврале 1960 года этими машинами укомплектовали сначала второй, а затем первый и третий эскадроны 20-й эскадры ВВС Франции. Перед отправкой в Алжир штурмовики AD-4N доработали по стандарту AD-4NA и установили на все самолеты дополнительное оборудование для использования на них французского подвесного вооружения. В Алжире штурмовики применялись вполне успешно, однако несколько машин было все же сбито.
После завоевания Алжиром независимости первый и третий эскадроны перевели в 21 эскадру, а второй — расформировали. В 1963 году первый эскадрон участвовал в боевых действиях в Сомали. Несколько машин воевали в Чаде после получения им независимости от Франции, участвуя в подавлении многочисленных восстаний в центральной части страны. В 70-х годах все французские штурмовики Skyraider были сняты с вооружения.
В конце 40-х годов по заказу ВМС был разработан вариант штурмовика Skyraider с обозначением AD-4B для транспортировки и применения ядерного оружия — тактической ядерной бомбы типа Мк.7 или Мк.8. Серийное производство Мк.7 мощностью 1 Кт началось в 1952 году — впервые в истории габариты и масса бомбы позволяли доставлять ее самолетами тактической авиации. Типичной нагрузкой для «атомного» штурмовика считались одна бомба и два подвесных топливных бака по 1136 л.
С бомбой Мк.7 боевой радиус действия составлял 1448 км, а с более совершенной бомбой Мк.8 — 2315 км. Для бомбометания штурмовики могли использовать единственно возможный способ — сброс с кабрирования или, как говорят американские летчики, — «через плечо». Самолет при этом сначала должен был пикировать в сторону цели, а затем при выполнении полупетли с переворотом в верхней точке траектории, в начальной ее фазе, сбрасывать полезную нагрузку. Бомба по баллистической траектории летела к цели, а самолет в это время уже делал переворот и летел в противоположном направлении. Таким образом, летчик получал некоторый резерв времени для ухода от цели.
Думается, что даже такая тактика бомбометания не могла дать гарантий безопасности летчику. Это косвенно подтверждается тем, что настоящие бомбы ни разу не подвешивались под эти самолеты и, тем более, не сбрасывались с них. Скорее всего, атомный штурмовик был чисто политическим оружием в борьбе с военно-воздушными силами за деньги из военного бюджета. Тем не менее, конструкция самолета была усилена на случай воздействия ударной волны. Всего имелось 298 машин этой модификации, из них только 165 самолетов были специальной постройки, остальные переделали из обычных штурмовиков AD-4.
Во второй половине мая 1953 года AD-4B (заводской номер 132363) установил рекорд грузоподъемности для одномоторных поршневых самолетов, взлетев с грузом 6783 кг.
Практически традиционной модификацией AD-4 стали 158 AD-4W — самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (радарного пикета), оснащенных РЛС AN/APS-20A, Ее характеристики были серьезно улучшены, по сравнению с РЛС от AD-3W. Так, мощность передатчика, по американским источникам, довели до одного мегаватта. Столь высокое значение представляется весьма сомнительным, учитывая то, что мощность большинства современных наземных РЛС, изготовленных без существенных ограничений по размерам и массе, не превышает нескольких сотен киловатт.
Вибрации громоздкого обтекателя и затенение обзора фюзеляжем и крыльями сильно уменьшали дальность и качество обнаружения воздушных целей. Несмотря на это, самолет широко использовался в Корее. В районе действия 77-го оперативного соединения AD-4W и AD-3W постоянно «висели» в воздухе и предупреждали корабли о приближении самолетов противника. Их значение особенно возросло после нескольких неожиданных атак МиГ-15 по английским ударным машинам с авианосца «Океан» летом 1952 года.
Наиболее яркий случай использования радиолокационного дозора имел место 18 ноября 1952 года. В этот день 77-е оперативное соединение в составе авианосцев «Эссекс», «Бон Хом Ричард», «Кирсардж» и «Орискани» находилось в 110 милях к югу от Владивостока. Во второй половине дня оператор РЛС AD-4W доложил о приближении к соединению восьми неопознанных самолетов, позже классифицированных как МиГ-15. Когда МиГи подлетели к кораблям на дальность 50 миль, с авианосца «Орискани» на перехват поднялись четыре «Пантеры» из VF-781. Наводимые с самолетов и кораблей, они скрытно сблизились с МиГами и внезапно атаковали их. Два самолета сбили лейтенанты Мидлтон и Вильяме. Еще один Миг, подбитый пушечной очередью F9F лейтенанта Ровландса, задымил и скрылся в облаках.
Через пять минут в район боя на помощь «пантерам» подлетели еще восемь палубных реактивных истребителей, но МиГи уже ушли в сторону побережья. Этот бой стал самым удачным для истребителей F9F за всю войну благодаря AD-4W Skyraider.
Англичане, проявлявшие к AD-4W большой интерес, добились разрешения на покупку пятидесяти таких самолетов. В английской палубной авиации они получили обозначение AEW.1. Из них только 20 самолетов были новыми, остальные передавались прямо из боевых подразделений американской палубной авиации.
В конце 1951 года AEW.1 поступили в учебную эскадрилью 778. После переучивания летного состава на базе Колдрос это подразделение приступило к полетам с палубы авианосца «Игл». Другая эскадрилья под номером 849 постоянно базировалась на базе Колдрос и ее самолеты передавались на разные авианосцы по необходимости. В боевых действиях AEW.1 участия практически не принимали — единственный самолет в ноябре 1956 года летал с палубы авианосца «Булварк», обеспечивавшего морскую блокаду Египта во время Суэцкого кризиса.
В период с 1960 по 1962 год AEW.1 Skyraider снимались с вооружения и заменялись новыми турбовинтовыми машинами AEW.3 «Ганнет» (обозначение AEW.2 нес базовый четырехмоторный самолет «Шеклтон»).
Списанные, но еще пригодные к использованию 12 машин Skyraider продали в Швецию. Перед продажей с них снимали радиолокационные станции и посадочные крюки. Шведы использовали машины в качестве буксировщиков мишеней до середины 70-х годов минувшего века. Два самолета были потеряны в результате катастроф.
Следующей серийной модификацией стал AD-4 Skyraider с двигателем R3350-26WA мощностью 2700 л.с., разработанный специально для войны в Корее. При проектировании учитывался опыт применения предыдущих модификаций. Для защиты пилота от огня стрелкового оружия лобовую часть фонаря закрыли бронестеклом. Для облегчения пилотирования в длительных полетах на штурмовик установили автопилот Р-1 и изменили компоновку приборов на приборной доске. Для снижения аварийности при посадках усилили тормозной крюк. Количество крыльевых пушек увеличили до четырех.
После всех доработок взлетная масса самолета увеличилась, а радиус действия снизился до 2000 км. Однако эти недостатки с лихвой компенсировала возросшая эффективность применения. До окончания войны успели построить более 300 «корейских» AD-4, всего же их было выпущено 398 единиц.
Следующей крупной серией строился двухпушечный трехместный ночной штурмовик AD-4N с мощным прожектором и контейнером с РЛС. Однако большинство этих машин поступило в части с обозначением AD-4S — противолодочный самолет. Уже в боевых условиях их переделывали в обычные штурмовики — снимали лишнее оборудование и в крыло устанавливали снятые ранее пушки. Переделанные таким образом самолеты получили обозначение AD-4NA.
В сентябре 1962 года оставшиеся в строю машины получили новое обозначение—A-1D. Для ведения боевых действий в условиях суровой корейской зимы фирма Douglas модернизировала 36 машин в арктический вариант — AD-4NL с противообледенительной системой крыла, AD-4NL имел четыре пушки.
В 1959 году для подавления восстания в Алжире США поставили французским ВВС партию самолетов SKYRAI-DER — 93 штурмовика AD-4NA и AD-4N. В феврале 1960 года этими машинами укомплектовали сначала второй, а затем первый и третий эскадроны 20-й эскадры ВВС Франции. Перед отправкой в Алжир штурмовики AD-4N доработали по стандарту AD-4NA и установили на все самолеты дополнительное оборудование для использования на них французского подвесного вооружения. В Алжире штурмовики применялись вполне успешно, однако несколько машин было все же сбито.
После завоевания Алжиром независимости первый и третий эскадроны перевели в 21 эскадру, а второй — расформировали. В 1963 году первый эскадрон участвовал в боевых действиях в Сомали. Несколько машин воевали в Чаде после получения им независимости от Франции, участвуя в подавлении многочисленных восстаний в центральной части страны. В 70-х годах все французские штурмовики Skyraider были сняты с вооружения.
В конце 40-х годов по заказу ВМС был разработан вариант штурмовика Skyraider с обозначением AD-4B для транспортировки и применения ядерного оружия — тактической ядерной бомбы типа Мк.7 или Мк.8. Серийное производство Мк.7 мощностью 1 Кт началось в 1952 году — впервые в истории габариты и масса бомбы позволяли доставлять ее самолетами тактической авиации. Типичной нагрузкой для «атомного» штурмовика считались одна бомба и два подвесных топливных бака по 1136 л.
С бомбой Мк.7 боевой радиус действия составлял 1448 км, а с более совершенной бомбой Мк.8 — 2315 км. Для бомбометания штурмовики могли использовать единственно возможный способ — сброс с кабрирования или, как говорят американские летчики, — «через плечо». Самолет при этом сначала должен был пикировать в сторону цели, а затем при выполнении полупетли с переворотом в верхней точке траектории, в начальной ее фазе, сбрасывать полезную нагрузку. Бомба по баллистической траектории летела к цели, а самолет в это время уже делал переворот и летел в противоположном направлении. Таким образом, летчик получал некоторый резерв времени для ухода от цели.
Думается, что даже такая тактика бомбометания не могла дать гарантий безопасности летчику. Это косвенно подтверждается тем, что настоящие бомбы ни разу не подвешивались под эти самолеты и, тем более, не сбрасывались с них. Скорее всего, атомный штурмовик был чисто политическим оружием в борьбе с военно-воздушными силами за деньги из военного бюджета. Тем не менее, конструкция самолета была усилена на случай воздействия ударной волны. Всего имелось 298 машин этой модификации, из них только 165 самолетов были специальной постройки, остальные переделали из обычных штурмовиков AD-4.
Во второй половине мая 1953 года AD-4B (заводской номер 132363) установил рекорд грузоподъемности для одномоторных поршневых самолетов, взлетев с грузом 6783 кг.
Практически традиционной модификацией AD-4 стали 158 AD-4W — самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (радарного пикета), оснащенных РЛС AN/APS-20A, Ее характеристики были серьезно улучшены, по сравнению с РЛС от AD-3W. Так, мощность передатчика, по американским источникам, довели до одного мегаватта. Столь высокое значение представляется весьма сомнительным, учитывая то, что мощность большинства современных наземных РЛС, изготовленных без существенных ограничений по размерам и массе, не превышает нескольких сотен киловатт.
Вибрации громоздкого обтекателя и затенение обзора фюзеляжем и крыльями сильно уменьшали дальность и качество обнаружения воздушных целей. Несмотря на это, самолет широко использовался в Корее. В районе действия 77-го оперативного соединения AD-4W и AD-3W постоянно «висели» в воздухе и предупреждали корабли о приближении самолетов противника. Их значение особенно возросло после нескольких неожиданных атак МиГ-15 по английским ударным машинам с авианосца «Океан» летом 1952 года.
Наиболее яркий случай использования радиолокационного дозора имел место 18 ноября 1952 года. В этот день 77-е оперативное соединение в составе авианосцев «Эссекс», «Бон Хом Ричард», «Кирсардж» и «Орискани» находилось в 110 милях к югу от Владивостока. Во второй половине дня оператор РЛС AD-4W доложил о приближении к соединению восьми неопознанных самолетов, позже классифицированных как МиГ-15. Когда МиГи подлетели к кораблям на дальность 50 миль, с авианосца «Орискани» на перехват поднялись четыре «Пантеры» из VF-781. Наводимые с самолетов и кораблей, они скрытно сблизились с МиГами и внезапно атаковали их. Два самолета сбили лейтенанты Мидлтон и Вильяме. Еще один Миг, подбитый пушечной очередью F9F лейтенанта Ровландса, задымил и скрылся в облаках.
Через пять минут в район боя на помощь «пантерам» подлетели еще восемь палубных реактивных истребителей, но МиГи уже ушли в сторону побережья. Этот бой стал самым удачным для истребителей F9F за всю войну благодаря AD-4W Skyraider.
Англичане, проявлявшие к AD-4W большой интерес, добились разрешения на покупку пятидесяти таких самолетов. В английской палубной авиации они получили обозначение AEW.1. Из них только 20 самолетов были новыми, остальные передавались прямо из боевых подразделений американской палубной авиации.
В конце 1951 года AEW.1 поступили в учебную эскадрилью 778. После переучивания летного состава на базе Колдрос это подразделение приступило к полетам с палубы авианосца «Игл». Другая эскадрилья под номером 849 постоянно базировалась на базе Колдрос и ее самолеты передавались на разные авианосцы по необходимости. В боевых действиях AEW.1 участия практически не принимали — единственный самолет в ноябре 1956 года летал с палубы авианосца «Булварк», обеспечивавшего морскую блокаду Египта во время Суэцкого кризиса.
В период с 1960 по 1962 год AEW.1 Skyraider снимались с вооружения и заменялись новыми турбовинтовыми машинами AEW.3 «Ганнет» (обозначение AEW.2 нес базовый четырехмоторный самолет «Шеклтон»).
Списанные, но еще пригодные к использованию 12 машин Skyraider продали в Швецию. Перед продажей с них снимали радиолокационные станции и посадочные крюки. Шведы использовали машины в качестве буксировщиков мишеней до середины 70-х годов минувшего века. Два самолета были потеряны в результате катастроф.