Корея

 

Когда летом 1950 года началась вой­на в Корее, американские военные ана­литики предполагали, что боевые дей­ствия продлятся не более шести недель. В действительности оптимистический 42-дневный срок вылился в неполные четыре года кровопролитных боев.

В понедельник 26 июня 1950 года ко­мандующий 7-м американским флотом вице-адмирал Артур Страбл вылетел из Вашингтона в Токио, в штаб военно-мор­ских сил США на Дальнем Востоке. Пе­ред отлетом вверенному ему флоту был отдан приказ немедленно отправиться в японский порт Сасэбо, перейти в опера­тивное подчинение командующему ВМС на Дальнем Востоке вице-адмиралу Тер­неру Джою и ждать дальнейших указа­ний. В состав 7-го флота входили авиа­носец «Вэлли Фордж», два тяжелых крейсера и восемь эскадренных мино­носцев. На борту авианосца располага­лась 5-я авиационная группа, состоящая из двух эскадрилий реактивных истреби­телей «Пантера», двух — истребителей-штурмовиков CORSAIR и одной — штур­мовиков Skyraider.

До событий в Корее авианосец исполь­зовался для стажировки летчиков мор­ской авиации и представлял собой нечто вроде центра боевого применения и пе­реучивания, поэтому штатный летный состав имел очень высокий уровень под­готовки. Весной 1950 года «Вэлли Фордж» участвовал в крупных учениях флота на Дальнем Востоке, проводившихся, судя по всему, для отработки методов ведения боевых действий в этом регионе.

Самолеты корабля часто использова­лись для демонстрации военной силы, а 5 апреля даже приняли участие в состо­явшемся в этот день в Сеуле военном параде. Так что театр будущих военных действий летчики знали прекрасно.

После начала войны из кораблей 7-го флота сформировали 77-е оперативное ударное соединение, основной боевой единицей которого и стал «Вэлли Фордж».

Прилетев в Токио, вице-адмирал Страбл встретился с адмиралом Джоем и генералом Макартуром по вопросу ис­пользования палубной авиации. К груп­пе первоочередных целей были отнесе­ны аэродромы противника, уничтожив которые, американцы должны были получить превосходство в воздухе, и же­лезнодорожная сеть, по которой на фронт поступала большая часть мате­риальных ресурсов.

На исходе дня 1 июля авианосец взял курс на западное побережье Кореи для нанесения первого удара по аэродрому в Пхеньяне. 3 июля в 6.00 утра «Вэлли Фордж» развернулся на ветер и выпус­тил первую ударную группу из 16 само­летов CORSAIR с 127-мм НУР, вслед за ней поднялись в воздух 12 машин Skyraider штурмовой эскадрильи VA-55, каждая из которых была вооружена двумя 225-кг и шестью 45-кг бомбами.

Полет проходил в сплошной облачно­сти и при сильном порывистом ветре. На подходе к цели над ударной группой про­неслась восьмерка истребителей «Пан­тера» — группа блокирования аэродро­ма. Они появились над целью первыми и сожгли на летном поле пять самоле­тов; пара истребителей Як-9, все же ус­певших взлететь, была сбита в воздухе.

К этому моменту подошла ударная группа самолетов Skyraider. Пикируя с высоты 2000 м, они сбросили бомбы на ВПП и аэродромные строения. Прямыми попаданиями были уничтожены ангары и склад ГСМ. Внезапность нале­та ошеломила и деморализовала корей­ских зенитчиков настолько, что ни один из самолетов ударной группы не был сбит или поврежден.

После полудня штурмовики SKY-RAIDER внезапно появились над сортировочной станцией Пхеньяна, опять за­став врасплох корейскую ПВО; пушеч­ным огнем и бомбами они уничтожили 25 паровозов, паровозное депо и мно­жество других мелких объектов. Не­сколько штурмовиков пытались разбом­бить железнодорожный мост через реку Хэндонган, однако их бомбы легли рядом с опорами и вреда сооружению не принесли.

На следующий день налет повторил­ся, и летчики получившей уже извест­ность 55-й эскадрильи все же попали в один из пролетов моста, обрушив его. На обратном пути они обстреляли десять паровозов и корейские канонерки на реке. Однако этот полет прошел не так гладко, как первые два, — четыре само­лета получили повреждения. Один из подбитых штурмовиков при посадке на авианосец не зацепился крюком за тро­сы аэрофинишера и врезался в стоящие на палубе самолеты. При этом три ма­шины полностью сгорели. Это были пер­вые потери палубной авиации в Корей­ской войне.

В последующие дни июля на фронте сложилась критическая обстановка. Вой­ска Южной Кореи были полностью раз­громлены, а части 8-й американской ар­мии с каждым днем отступали все бли­же и ближе к морю. 18 июля у них не оставалось почти никаких шансов на удер­жание полуострова. Остановить наступ­ление помогла высадка 1-й кавалерий­ской дивизии в Пхохане. Через двое су­ток после проведения десантной опера­ции продвижение противника приостано­вилось на шоссе Тэгу-Пусань.

В самый сложный момент обороны Пусаньского плацдарма — 23 июля 1950 года — штаб измотанной боями 8-й ар­мии обратился к флоту с неожиданной просьбой — оказать сухопутным войс­кам непосредственную авиационную поддержку. Адмирал Страбл пообещал представителям армии поднять штурмо­вики сразу по окончании заправки кораб­лей 77-го соединения.

С авианосца доложили о готовности в полночь 24 июля. Через восемь часов «Вэлли Фордж» появился у восточного побережья Кореи, а еще через 15 минут штурмовики Skyraider уже находи­лись над линией фронта. В воздухе, как, впрочем, и на земле, царила абсолют­ная неразбериха. Неразбериха была и в эфире, так что «скайрейдеры» с «корса­рами» кружили прямо над командным пунктом объединенных сил, не имея воз­можности сообщить о своем прибытии.

Летчики попытались установить кон­такт со специальными самолетами це­леуказания, но они занимались наведе­нием F-80 SHOOTING STAR, вызванных аж из Японии. В конце концов, палубни­кам надоело ждать, и они занялись сво­бодной охотой. Все остальные вылеты штурмовиков Skyraider в этот и по­следующий дни проходили по такому же сценарию. За два дня напряженных по­летов они уничтожили несколько грузо­виков, повредили мост и сожгли напал­мом одну деревню.

26 июля погода ухудшилась, и авиа­носец, воспользовавшись паузой, ушел за топливом. Пока «Вэлли Фордж» отсут­ствовал, совместными усилиями пред­ставителей флота и армии были устра­нены проблемы со связью и взаимодей­ствием с пехотой.

Вылеты на поддержку сухопутным войскам продолжались. 1 августа к «Вэл­ли Фордж» присоединился авианосец «Филиппин Си» с 11-й авиагруппой, со­ставленной из двух эскадрилий истреби­телей «Пантера». По данным разведки, Северокорейцы готовили в конце авгус­та новое, решающее наступление.

Американцы, пытаясь спасти положе­ние, подняли в воздух всю наличную авиацию. За день до начала наступления 98 бомбардировщиков В-29 сбросили в район сосредоточения войск противника 850 тонн бомб, но при этом на два гекта­ра площади бомбометания пришлась лишь одна бомба. Как показало начав­шееся наступление корейцев, эффектив­ность этого налета равнялась эффектив­ности стрельбы из пушки по воробьям.

До конца сентября палубные штурмо­вики летали в интересах сухопутных сил, совершив в общей сложности 2481 бое­вой вылет и уничтожив (по американ­ским данным) 13 танков, 35 вагонов, 197 автомашин, 72 орудия и 23 моста.

3 октября 77-е оперативное соедине­ние ушло на базу в Сасэбо для пополне­ния запасов. Тем временем американ­ские войска перешли в контрнаступление, захватили Сеул и остановились на 38 параллели.

29 октября генерал Макартур получил разрешение продолжить продвижение на север. Американские штабисты нача­ли готовить крупную наступательную операцию. Предусматривалось выса­дить большой десант в Вонсане. Север­ная Корея перешла к оборонительным действиям, расставив в прибрежных во­дах минные заграждения против амери­канских кораблей. Использовались раз­личные типы мин, в том числе и плаву­чие. Последние бросали в море на се­веро-восточном побережье, и мины, бла­годаря особенностям морских течений, за две недели обходили весь полуостров в поисках жертвы.

Американцы оказались не способны­ми в короткий срок произвести разминирование. Ввиду сложной обстановки, на­чальник минно-тральных сил капитан 2-го ранга Споффорд решил осуществить раз­минирование фарватера Вонсаньского порта с помощью штурмовиков SKYRAIDER. Это был, пожалуй, первый слу­чай использования авиации для подоб­ных целей. Адмирал Страбл согласился, хотя мало верил в успех операции.

Бомбовый противоминный удар на­значили на 12 сентября. Утром над мо­рем появилась первая ударная волна из 14 «Скайрейдеров» и 8 «корсаров». Штурмовики Skyraider несли по три 450-кг фугасные бомбы с гидростатичес­кими взрывателями, настроенными на глубину 7,5 м. Необходимо было сбро­сить бомбы двумя полосами с интерва­лом 200 м. Ориентиров на гладкой мор­ской поверхности нет, поэтому для их создания перед ударной группой шли два штурмовика AD. Один, управляемый с берега по командам РЛС, передавал другому, летящему чуть ниже, сигналы на сброс дымовых маркеров с необхо­димым интервалом. Идея была хорошая, но ни один из сброшенных маркеров не сработал, так что бомбы пришлось бро­сать наугад. Вторая волна из 17 «Скайрейдеров» справилась с поставленной задачей аналогичным способом.

На следующий день с помощью конт­рольного траления были проверены ре­зультаты противоминного удара. Пройдя по полосе вчерашней бомбардировки, тральщик зацепил левым тралом одну мину, правым — пять, а через некоторое время неподалеку от этой зоны он сам подорвался на мине и раскололся попо­лам. Точку в этой печальной истории поставили батареи северокорейцев с соседнего острова, которые добили то­нущий тральщик. Таким образом, первый опыт авиационного разминирования ока­зался неудачным.

Несколько дней спустя командующий ВВС генерал Стратемеер предложил мо­рякам использовать для разминирования несколько В-29, но адмирал Страбл от­казался. По расчетам Споффорда, для уничтожения мин необходимо взрывать бомбы на расстоянии не более 10 м от них. И если штурмовики Skyraider с их почти ювелирной точностью бомбомета­ния не смогли решить эту задачу, то бом­бардировщики SUPERFORTRESS не справились бы с ней и подавно.

Высадка десанта началась уже пос­ле захвата Вонсана с суши. Наступле­ние американцев продолжалось, и к кон­цу октября части 8-й армии приблизи­лись к реке Ялуцзян. Казалось, победа уже была близка — ей могли помешать только китайские войска. Правительство КНР обещало вступить в войну в случае перехода американцами 38 параллели. И уже 16 октября воздушная разведка обнаружила китайских солдат, переходя­щих реку Ялуцзян.

Приказ бомбить мосты на реке и вос­препятствовать переправе китайцев по­лучило 77-е оперативное соединение. Для летчиков «Скайрейдеров» уничтоже­ние мостов оказалось трудной задачей. Дело в том, что авианосцы располага­лись в море, в 360 километрах от цели. Штурмовикам предстоял длительный полет над территорией противника, на­сыщенной зенитными средствами.

Планировалось использовать до 150 ударных самолетов в день. Для налета на один мост формировалась ударная группа из 8 «Скайрейдеров» — каждый штурмовик нес две 450-кг бомбы и имел полный боезапас к пушкам. Подавление ПВО в районе удара осуществляли 8— 12 «корсаров» с НУР. Прикрытие удар­ной группы с воздуха осуществляли 10 — 16 истребителей типа PANTHER.

За 12 дней непрерывных ударов па­лубная авиация совершила 593 боевых вылета и сбросила 232 т бомб разного калибра. Из шести основных мостов три были полностью разрушены, а осталь­ные повреждены. Несмотря на доволь­но высокую эффективность налетов, последующее наступление китайских войск показало, что им все же удалось переправить большую часть своих сил на корейский берег.

Летчики, возвращавшиеся с задания на авианосцы, докладывали о том, что повсюду наблюдаются многочисленные группы китайских солдат, они видели их даже в тылу американских войск. Неко­торые части американцев попали в окружение.

Ударили морозы, река начала замер­зать, и смысла в дальнейших ударах по мостам уже не было. Американская ар­мия начала отходить на юг. Командующий сухопутными силами просил адми­рала Страбла перерезать с воздуха же­лезнодорожные коммуникации в тылу северокорейских войск.

Начиная с 29 января 1951 года «скайрейдеры» приступили к разрушению до­рог и охоте за железнодорожными соста­вами. Полетам сильно мешала зима: снег засыпал палубы авианосцев, и эки­пажам кораблей приходилось часами с помощью обычных лопат расчищать па­лубы и сбрасывать снег за борт.

Кстати, через сорок лет с подобной же проблемой столкнется экипаж россий­ского авианосца «Адмирал Кузнецов», действующего в северных морях. По не­понятной забывчивости либо по незна­нию конструкторы флагмана Российско­го Флота не предусмотрели возможнос­ти выпадения снега на палубу — ошиб­ки проектировщиков приходилось ис­правлять личному составу корабля с по­мощью широких снеговых лопат.

Наиболее типичным примером исполь­зования «Скайрейдеров» против транс­портной сети материального снабжения противника в зимний период могут слу­жить бомбардировки моста на одной из железнодорожных линий северо-востока Кореи. 2 марта 1951 года «корсары» с авианосца «Принстон» возвращались после бомбардировки железной дороги. Пролетая над местом, где сходятся три идущие из Китая железнодорожные ли­нии, командир эскадрильи капитан-лей­тенант Крэйг заметил очень важный объект — мост длиной около 180 м и вы­сотой 18 метров. Шесть пролетов моста, опираясь на пять бетонных опор, соеди­няли два крутых склона горного ущелья. С обеих сторон к мосту вели туннели.

После посадки на авианосец Крэйг немедленно доложил о своих наблюдениях начальству. Описание моста убеди­тельно доказывало большую важность обнаруженного объекта. Через несколь­ко часов на его уничтожение подняли восьмерку штурмовиков Skyraider, однако выполнить поставленную задачу им не удалось. Утром удар повторила 195-я штурмовая эскадрилья капитан-лейтенанта Карлсона, его «Скайрейдеры» сбросили на мост 900-кг бомбы, об­рушив один пролет и повредив два дру­гих. Для верности через пять дней на­лет на мост повторили. В честь коман­дира удачливой эскадрильи ущелье, в котором находился мост, летчики стали называть «Ущельем Карлсона».

Корейцы с помощью деревянных ба­лок быстро восстановили опоры и выпрямили покосившиеся пролеты. 14 мар­та фоторазведка установила, что через несколько дней мост начнет действо­вать. На следующий день группа штур­мовиков Skyraider сбросила на мост зажигательные баки — напалм сжег вре­менные опоры, в целости остались толь­ко два пролета. Помимо зажигательных баков с напалмом в ущелье сбросили бомбы со взрывателями замедленного действия для воспрепятствования даль­нейшим восстановительным работам.

Несмотря на все это, через две неде­ли мост снова функционировал. Ответ американцев не заставил себя ждать, и 2 апреля в ущелье вновь появились «скайрейдеры». Удар был так силен, что мост рухнул на дно ущелья и больше не восстанавливался. Из-за частых налетов палубных штурмовиков Skyraider по­езда на корейской территории могли кур­сировать лишь на нескольких участках железных дорог, причем исключительно по ночам. Ну а войска предпочитали пе­редвигаться пешим порядком.

В середине апреля авианосцы 77-го соединения ушли к острову Тайвань и налеты прекратились. Продолжение по­следовало в мае, когда 5-я воздушная армия неофициально попросила помо­щи у морской авиации. Армия контроли­ровала перевозки по западным желез­ным дорогам и не имела в своем распо­ряжении самолеты, способные нести 900-кг бомбы —лучшее «противомостовое» средство.

На растерзание «Скайрейдерам» ВВС отдали четыре моста на западных лини­ях. 11 мая 1951 года 32 штурмовика пре­красно справились с боевой задачей, сбросив по целям 64 бомбы. За успеш­ные действия весной 1951 года «скай­рейдеры» прозвали «разрушителями железных дорог». Между тем, заслужить такое громкое прозвище было не так уж просто.

Боевые вылеты палубных штурмови­ков проходили при яростном противодей­ствии корейской ПВО. В некоторых рай­онах плотность зенитной артиллерии в два раза превышала ту, которую созда­вали японцы в конце Второй мировой войны. 5-я авиационная группа авианосца «Вэлли Фордж» сменила два комплек­та самолетов, получивших повреждения от зенитного огня. За два месяца само­леты этой части 318 раз попадали под обстрел, 27 самолетов было сбито, при этом погибло одиннадцать летчиков.

Особую опасность представляла доли­на западнее Вонсана, которую летчики называли «долиной смерти». Даже если штурмовики и прорывались через огонь зениток, то прицельно попасть бомбой прямо в железнодорожное полотно с ши­риной колеи всего чуть больше метра было почти невозможно. Самолеты захо­дили вдоль рельсового пути, и летчикам перед сбросом бомб приходилось брать не только поправку на ветер, но и на сме­щение кабины относительно бомбодер­жателя. В противном случае, бомбы па­дали по обе стороны полотна, не причи­няя ему никакого вреда.

Осенью 1951 года штурмовики SKY-RAIDER занимались не только желез­ными дорогами. Самым удачным налетом этого периода считается удар «Скайрейдеров» 54-й эскадрильи по одному из домов в небольшом городке Кансань. По агентурным данным, 24 октября там долж­но было состояться совещание корей­ских политработников. В результате вне­запного налета Северная Корея потеря­ла убитыми более 500 замполитов.

В начале апреля 1951 года Северокорейцы предприняли попытку остановить наступление американцев, открыв шлю­зы Хвачхоньского водохранилища и по­высив тем самым уровень воды в реках Ханган и Пукханган. В случае, если сами корейцы решились бы перейти в наступ­ление, то, закрыв шлюзы и, соответствен­но, понизив уровень воды, они смогли бы просто переходить реки вброд.

Предвидя возможную потерю иници­ативы, командование 8-й армии обратилось к Страблу за помощью. Предпола­галось, что штурмовики Skyraider уда­рят по шлюзам торпедами. Приказ о не­медленном вылете поступил на авиано­сец «Принстон» 30 апреля. Торпеды, правда, подготовить не успели, и эскад­рилья легендарного Карлсона вылетела на задание с 900-кг бомбами.

В 16.00 штурмовики вышли на цель. Подавление ПВО взяли на себя пять «корсаров». Одна из сброшенных бомб попала в плотину, но шлюзы уцелели. На следующий день AD-4 поднялись в воз­дух, неся по одной торпеде. Расположе­ние плотины между высоких холмов де­лало торпедную атаку весьма рискован­ной. В узком пространстве между холма­ми могло поместиться только два само­лета. После выхода на боевой курс расстояние до плотины составляло всего пару сотен метров. Необходимо было точно рассчитывать точку сброса, чтобы торпеда не ударилась о дно реки, взры­ватель успел взвестись, а самолет — сманеврировать, чтобы избежать столк­новения с бетонной стеной плотины.

В 12.00 восьмерка «Скайрейдеров» стала парами атаковать Хвачхоньскую плотину. Шесть из восьми торпед взор­вались у ее основания. Один шлюз ока­зался полностью разрушенным, в другом торпеда пробила трехметровое отвер­стие. Несколько самолетов получили повреждения от зенитного огня, но за­дача была выполнена. Эта операция с применением торпед стала единствен­ной за всю войну в Корее.

Новый 1952 год не принес особого разнообразия в повседневную боевую работу штурмовиков. Кампания по раз­рушению железных дорог продолжалась с неослабевающим напряжением. Прав­да, штурмовики изменили свою тактику, отказавшись от разрыва полотна дороги через каждые 1,5 км, теперь они стали уничтожать рельсовый путь длинными отрезками по 1—5 км.

Ремонтные бригады корейцев с боль­шим трудом восстанавливали такие участ­ки. Работы на поврежденном пути на­чинались с наступлением темноты. Если ремонт затягивался, то Северокорейцы на себе переносили грузы из поезда в поезд через поврежденные участки же­лезной дороги. Днем подвижной состав отстаивался в многочисленных туннелях, выезжая только после захода солнца.

Командование 77-го оперативного со­единения, осведомленное об этих осо­бенностях, организовало в своих авиагруппах специальные ночные подразде­ления. На каждом корабле имелось по восемь самолетов, приспособленных для действий ночью — четыре истребителя CORSAIR и четыре штурмовика SKY-RAIDER AD-4N, экипажи которых прошли специальную подготовку в Сан-Диего.

Skyraider считался идеальным са­молетом для ночной охоты. Обычная боевая нагрузка «ночника» AD-4N состо­яла из одной 225-кг бомбы, шести 112-кг бомб, полного боекомплекта к пушкам и шести осветительных бомб. Каждому самолету выделялся отдельный участок железной или автомобильной дороги протяженностью 65—70 км. Летчики «Скайрейдеров» тщательно и методич­но, прижимаясь к земле и двигаясь змей­кой, просматривали местность. Автомо­били легко обнаруживались по свету фар, труднее было найти паровозы, ко­торые передвигались без огней.

В одиночном полете летчики предпо­читали пользоваться пушками, стрельбу из которых можно было легко корректи­ровать по вспышкам, сопровождавшим разрывы выпущенных снарядов. К тому же при этом не было необходимости выдерживать минимальную безопасную высоту бомбометания.

Тактика менялась, если вылет прово­дился парой. Летчик одного из AD-4N с малой высоты просматривал дорогу, а второй летел несколько выше. После об­наружения цели летчик верхнего самоле­та сбрасывал осветительные бомбы и первым атаковал ее. Нижний самолет за это время успевал набрать высоту и так­же начинал атаку — таким образом полу­чалась своеобразная «карусель».

В конце войны ночные «скайрейдеры» с авианосца «Филиппин Си» получили на вооружение 70-мм неуправляемые раке­ты «Майти Маус». На каждый самолет подвешивалось шесть пусковых устано­вок, по семь ракет в каждой. По отзывам летчиков, «маусы» оказались чрезвы­чайно эффективным оружием.

Начиная с апреля 1952 года палубная авиация стала привлекаться к ударам по промышленным объектам и электро­станциям. Следует заметить, что на про­тяжении всей войны электростанции счи­тались неприкосновенными, поскольку существовала возможность их дальней­шего использования после оккупации Северной Кореи. К тому же начались мирные переговоры, и бомбардировка электростанций могла отрицательно по­влиять на их результаты.

Переговоры, однако, затягивались, а электростанции тем временем продолжали снабжать электроэнергией радио­локационные станции противника, аэро­дромы Аньдуна и военные заводы. Наи­более важной считалась Супхунская ГЭС. Вскоре авиация получила разреше­ние ударить по запретным целям. Бом­бардировщики В-29 не подходили для такой задачи, поскольку цель распола­галась в нескольких километрах от гра­ницы с Китаем и бомбы могли упасть на территорию этой страны.

Выполнение ювелирного удара пору­чили палубным штурмовикам SKY-RAIDER. Впервые после налетов на мос­ты через Ялуцзян эти самолеты опять появлялись в районе «аллеи МиГов». Накануне удара командиры штурмовых групп собрались на борту авианосца «Боксер» и в течение всего дня разраба­тывали детали операции. Тщательно рас­считывались бомбовая нагрузка, установ­ка взрывателей, время и место сбора самолетов в воздухе, направление атаки и другие детали и условия операции.

Командир ударного соединения капи­тан 3 ранга Даунинг вспоминает: «Рас­чет времени был очень жестким. Мы должны были выйти на цель с точностью до одной минуты; три минуты давалось для атаки и бомбометания. Выход на цель раньше срока или слишком продолжи­тельное пребывание самолетов над це­лью не поощрялись. Надо было также опасаться и столкновения с сопровожда­ющими нас истребителями».

Супхунская электростанция распола­галась всего в 56 км от аэродромов с ба­зировавшимися на них истребителями МиГ-15 и имела сильное зенитное при­крытие: 28 тяжелых зенитных орудий и 43 средние автоматические пушки. На­чало атаки назначили на 9.30 утра. По­года помешала штурмовикам вылететь вовремя, и вылет перенесли на 14.00.

К полудню тяжелые авианосцы «Боксер», «Принстон», «Филиппин Си» и «Бон Хом Ричард» собрались вместе, приготовив­шись к выпуску самолетов.

Точно в назначенное время с них под­нялись в воздух 35 «Скайрейдеров» из эскадрилий VA-65,195 и 115. Каждый нес по две бомбы калибра 900 кг и по одной 450-кг бомбе. Пять штурмовиков допол­нительно несли по контейнеру с аварий­ным запасом на случай, если какой-ни­будь штурмовик будет сбит. Над берего­вой чертой ударную группу догнали 35 истребителей «Пантера». При подходе к цели группа снизилась до малой высо­ты, чтобы уменьшить вероятность ее обнаружения корейскими РЛС. Находя­щиеся в боевых порядках AD-4Q вклю­чили станции постановки помех.

Над Ялуцзяном палубные самолеты встретились с основным прикрытием — 84 истребителями F- 86 SABRE. За во­семь минут до начала удара летчики пе­редали на флагманский «Боксер», что видят МиГи, стоящие на аэродромах Аньдуна. В 15.55 ударные самолеты на­чали делать «горку». Первыми спикиро­вали AD авианосца «Боксер», ведомые Даунингом, за ними пошли штурмовики «Принстона» и «Филиппин Си». Удар наносился не по плотине, а по зданию ГЭС, имевшему размеры 24x150 м. В районе цели погода была хорошая, но сильный боковой ветер затруднял при­целивание.

Когда до сброса бомб осталось лишь пять минут, стало ясно, что достигнута полная внезапность — МиГи бездейство­вали, а зенитки отвечали слабым огнем. Бомбы отделялись от держателей на вы­соте 1000 м, одновременно «скайрейдеры» обстреливали цель из пушек, выходя из пикирования на высоте 500 м. За трид­цать секунд на сооружения ГЭС обруши­лось 90 т бомб. Аэрофотосъемка резуль­татов налета выявила прямые попадания в главное здание ГЭС, которое горело до утра следующего дня. От зенитного огня было потеряно пять штурмовиков, один AD из 115-й эскадрильи загорелся, но лет­чику удалось довести его до аэродрома Кымпхо и посадить на «пузо».

В течение этого и последующего дня массированным атакам подверглись еще 12 электростанций. Палубные самолеты совершили 546 боевых вылетов. Пхень­ян и большинство районов Северной Кореи остались без света, остановились фабрики и заводы. К тому же удачная операция высоко подняла боевой дух морских летчиков, уставших от монотон­ных налетов на железные дороги.

Удары по промышленным объектам продолжались до сентября 1952 года. В ноябре самолеты переключились на склады и базы снабжения в ближнем тылу противника. Зимой возобновились полеты на непосредственную поддерж­ку войск. Весна и начало лета принесли на корейскую землю долгожданный мир. Официально война закончилась 27 июля 1953 года в 22.00 по местному времени.