Корея
Когда летом 1950 года началась война в Корее, американские военные аналитики предполагали, что боевые действия продлятся не более шести недель. В действительности оптимистический 42-дневный срок вылился в неполные четыре года кровопролитных боев.
В понедельник 26 июня 1950 года командующий 7-м американским флотом вице-адмирал Артур Страбл вылетел из Вашингтона в Токио, в штаб военно-морских сил США на Дальнем Востоке. Перед отлетом вверенному ему флоту был отдан приказ немедленно отправиться в японский порт Сасэбо, перейти в оперативное подчинение командующему ВМС на Дальнем Востоке вице-адмиралу Тернеру Джою и ждать дальнейших указаний. В состав 7-го флота входили авианосец «Вэлли Фордж», два тяжелых крейсера и восемь эскадренных миноносцев. На борту авианосца располагалась 5-я авиационная группа, состоящая из двух эскадрилий реактивных истребителей «Пантера», двух — истребителей-штурмовиков CORSAIR и одной — штурмовиков Skyraider.
До событий в Корее авианосец использовался для стажировки летчиков морской авиации и представлял собой нечто вроде центра боевого применения и переучивания, поэтому штатный летный состав имел очень высокий уровень подготовки. Весной 1950 года «Вэлли Фордж» участвовал в крупных учениях флота на Дальнем Востоке, проводившихся, судя по всему, для отработки методов ведения боевых действий в этом регионе.
Самолеты корабля часто использовались для демонстрации военной силы, а 5 апреля даже приняли участие в состоявшемся в этот день в Сеуле военном параде. Так что театр будущих военных действий летчики знали прекрасно.
После начала войны из кораблей 7-го флота сформировали 77-е оперативное ударное соединение, основной боевой единицей которого и стал «Вэлли Фордж».
Прилетев в Токио, вице-адмирал Страбл встретился с адмиралом Джоем и генералом Макартуром по вопросу использования палубной авиации. К группе первоочередных целей были отнесены аэродромы противника, уничтожив которые, американцы должны были получить превосходство в воздухе, и железнодорожная сеть, по которой на фронт поступала большая часть материальных ресурсов.
На исходе дня 1 июля авианосец взял курс на западное побережье Кореи для нанесения первого удара по аэродрому в Пхеньяне. 3 июля в 6.00 утра «Вэлли Фордж» развернулся на ветер и выпустил первую ударную группу из 16 самолетов CORSAIR с 127-мм НУР, вслед за ней поднялись в воздух 12 машин Skyraider штурмовой эскадрильи VA-55, каждая из которых была вооружена двумя 225-кг и шестью 45-кг бомбами.
Полет проходил в сплошной облачности и при сильном порывистом ветре. На подходе к цели над ударной группой пронеслась восьмерка истребителей «Пантера» — группа блокирования аэродрома. Они появились над целью первыми и сожгли на летном поле пять самолетов; пара истребителей Як-9, все же успевших взлететь, была сбита в воздухе.
К этому моменту подошла ударная группа самолетов Skyraider. Пикируя с высоты 2000 м, они сбросили бомбы на ВПП и аэродромные строения. Прямыми попаданиями были уничтожены ангары и склад ГСМ. Внезапность налета ошеломила и деморализовала корейских зенитчиков настолько, что ни один из самолетов ударной группы не был сбит или поврежден.
После полудня штурмовики SKY-RAIDER внезапно появились над сортировочной станцией Пхеньяна, опять застав врасплох корейскую ПВО; пушечным огнем и бомбами они уничтожили 25 паровозов, паровозное депо и множество других мелких объектов. Несколько штурмовиков пытались разбомбить железнодорожный мост через реку Хэндонган, однако их бомбы легли рядом с опорами и вреда сооружению не принесли.
На следующий день налет повторился, и летчики получившей уже известность 55-й эскадрильи все же попали в один из пролетов моста, обрушив его. На обратном пути они обстреляли десять паровозов и корейские канонерки на реке. Однако этот полет прошел не так гладко, как первые два, — четыре самолета получили повреждения. Один из подбитых штурмовиков при посадке на авианосец не зацепился крюком за тросы аэрофинишера и врезался в стоящие на палубе самолеты. При этом три машины полностью сгорели. Это были первые потери палубной авиации в Корейской войне.
В последующие дни июля на фронте сложилась критическая обстановка. Войска Южной Кореи были полностью разгромлены, а части 8-й американской армии с каждым днем отступали все ближе и ближе к морю. 18 июля у них не оставалось почти никаких шансов на удержание полуострова. Остановить наступление помогла высадка 1-й кавалерийской дивизии в Пхохане. Через двое суток после проведения десантной операции продвижение противника приостановилось на шоссе Тэгу-Пусань.
В самый сложный момент обороны Пусаньского плацдарма — 23 июля 1950 года — штаб измотанной боями 8-й армии обратился к флоту с неожиданной просьбой — оказать сухопутным войскам непосредственную авиационную поддержку. Адмирал Страбл пообещал представителям армии поднять штурмовики сразу по окончании заправки кораблей 77-го соединения.
С авианосца доложили о готовности в полночь 24 июля. Через восемь часов «Вэлли Фордж» появился у восточного побережья Кореи, а еще через 15 минут штурмовики Skyraider уже находились над линией фронта. В воздухе, как, впрочем, и на земле, царила абсолютная неразбериха. Неразбериха была и в эфире, так что «скайрейдеры» с «корсарами» кружили прямо над командным пунктом объединенных сил, не имея возможности сообщить о своем прибытии.
Летчики попытались установить контакт со специальными самолетами целеуказания, но они занимались наведением F-80 SHOOTING STAR, вызванных аж из Японии. В конце концов, палубникам надоело ждать, и они занялись свободной охотой. Все остальные вылеты штурмовиков Skyraider в этот и последующий дни проходили по такому же сценарию. За два дня напряженных полетов они уничтожили несколько грузовиков, повредили мост и сожгли напалмом одну деревню.
26 июля погода ухудшилась, и авианосец, воспользовавшись паузой, ушел за топливом. Пока «Вэлли Фордж» отсутствовал, совместными усилиями представителей флота и армии были устранены проблемы со связью и взаимодействием с пехотой.
Вылеты на поддержку сухопутным войскам продолжались. 1 августа к «Вэлли Фордж» присоединился авианосец «Филиппин Си» с 11-й авиагруппой, составленной из двух эскадрилий истребителей «Пантера». По данным разведки, Северокорейцы готовили в конце августа новое, решающее наступление.
Американцы, пытаясь спасти положение, подняли в воздух всю наличную авиацию. За день до начала наступления 98 бомбардировщиков В-29 сбросили в район сосредоточения войск противника 850 тонн бомб, но при этом на два гектара площади бомбометания пришлась лишь одна бомба. Как показало начавшееся наступление корейцев, эффективность этого налета равнялась эффективности стрельбы из пушки по воробьям.
До конца сентября палубные штурмовики летали в интересах сухопутных сил, совершив в общей сложности 2481 боевой вылет и уничтожив (по американским данным) 13 танков, 35 вагонов, 197 автомашин, 72 орудия и 23 моста.
3 октября 77-е оперативное соединение ушло на базу в Сасэбо для пополнения запасов. Тем временем американские войска перешли в контрнаступление, захватили Сеул и остановились на 38 параллели.
29 октября генерал Макартур получил разрешение продолжить продвижение на север. Американские штабисты начали готовить крупную наступательную операцию. Предусматривалось высадить большой десант в Вонсане. Северная Корея перешла к оборонительным действиям, расставив в прибрежных водах минные заграждения против американских кораблей. Использовались различные типы мин, в том числе и плавучие. Последние бросали в море на северо-восточном побережье, и мины, благодаря особенностям морских течений, за две недели обходили весь полуостров в поисках жертвы.
Американцы оказались не способными в короткий срок произвести разминирование. Ввиду сложной обстановки, начальник минно-тральных сил капитан 2-го ранга Споффорд решил осуществить разминирование фарватера Вонсаньского порта с помощью штурмовиков SKYRAIDER. Это был, пожалуй, первый случай использования авиации для подобных целей. Адмирал Страбл согласился, хотя мало верил в успех операции.
Бомбовый противоминный удар назначили на 12 сентября. Утром над морем появилась первая ударная волна из 14 «Скайрейдеров» и 8 «корсаров». Штурмовики Skyraider несли по три 450-кг фугасные бомбы с гидростатическими взрывателями, настроенными на глубину 7,5 м. Необходимо было сбросить бомбы двумя полосами с интервалом 200 м. Ориентиров на гладкой морской поверхности нет, поэтому для их создания перед ударной группой шли два штурмовика AD. Один, управляемый с берега по командам РЛС, передавал другому, летящему чуть ниже, сигналы на сброс дымовых маркеров с необходимым интервалом. Идея была хорошая, но ни один из сброшенных маркеров не сработал, так что бомбы пришлось бросать наугад. Вторая волна из 17 «Скайрейдеров» справилась с поставленной задачей аналогичным способом.
На следующий день с помощью контрольного траления были проверены результаты противоминного удара. Пройдя по полосе вчерашней бомбардировки, тральщик зацепил левым тралом одну мину, правым — пять, а через некоторое время неподалеку от этой зоны он сам подорвался на мине и раскололся пополам. Точку в этой печальной истории поставили батареи северокорейцев с соседнего острова, которые добили тонущий тральщик. Таким образом, первый опыт авиационного разминирования оказался неудачным.
Несколько дней спустя командующий ВВС генерал Стратемеер предложил морякам использовать для разминирования несколько В-29, но адмирал Страбл отказался. По расчетам Споффорда, для уничтожения мин необходимо взрывать бомбы на расстоянии не более 10 м от них. И если штурмовики Skyraider с их почти ювелирной точностью бомбометания не смогли решить эту задачу, то бомбардировщики SUPERFORTRESS не справились бы с ней и подавно.
Высадка десанта началась уже после захвата Вонсана с суши. Наступление американцев продолжалось, и к концу октября части 8-й армии приблизились к реке Ялуцзян. Казалось, победа уже была близка — ей могли помешать только китайские войска. Правительство КНР обещало вступить в войну в случае перехода американцами 38 параллели. И уже 16 октября воздушная разведка обнаружила китайских солдат, переходящих реку Ялуцзян.
Приказ бомбить мосты на реке и воспрепятствовать переправе китайцев получило 77-е оперативное соединение. Для летчиков «Скайрейдеров» уничтожение мостов оказалось трудной задачей. Дело в том, что авианосцы располагались в море, в 360 километрах от цели. Штурмовикам предстоял длительный полет над территорией противника, насыщенной зенитными средствами.
Планировалось использовать до 150 ударных самолетов в день. Для налета на один мост формировалась ударная группа из 8 «Скайрейдеров» — каждый штурмовик нес две 450-кг бомбы и имел полный боезапас к пушкам. Подавление ПВО в районе удара осуществляли 8— 12 «корсаров» с НУР. Прикрытие ударной группы с воздуха осуществляли 10 — 16 истребителей типа PANTHER.
За 12 дней непрерывных ударов палубная авиация совершила 593 боевых вылета и сбросила 232 т бомб разного калибра. Из шести основных мостов три были полностью разрушены, а остальные повреждены. Несмотря на довольно высокую эффективность налетов, последующее наступление китайских войск показало, что им все же удалось переправить большую часть своих сил на корейский берег.
Летчики, возвращавшиеся с задания на авианосцы, докладывали о том, что повсюду наблюдаются многочисленные группы китайских солдат, они видели их даже в тылу американских войск. Некоторые части американцев попали в окружение.
Ударили морозы, река начала замерзать, и смысла в дальнейших ударах по мостам уже не было. Американская армия начала отходить на юг. Командующий сухопутными силами просил адмирала Страбла перерезать с воздуха железнодорожные коммуникации в тылу северокорейских войск.
Начиная с 29 января 1951 года «скайрейдеры» приступили к разрушению дорог и охоте за железнодорожными составами. Полетам сильно мешала зима: снег засыпал палубы авианосцев, и экипажам кораблей приходилось часами с помощью обычных лопат расчищать палубы и сбрасывать снег за борт.
Кстати, через сорок лет с подобной же проблемой столкнется экипаж российского авианосца «Адмирал Кузнецов», действующего в северных морях. По непонятной забывчивости либо по незнанию конструкторы флагмана Российского Флота не предусмотрели возможности выпадения снега на палубу — ошибки проектировщиков приходилось исправлять личному составу корабля с помощью широких снеговых лопат.
Наиболее типичным примером использования «Скайрейдеров» против транспортной сети материального снабжения противника в зимний период могут служить бомбардировки моста на одной из железнодорожных линий северо-востока Кореи. 2 марта 1951 года «корсары» с авианосца «Принстон» возвращались после бомбардировки железной дороги. Пролетая над местом, где сходятся три идущие из Китая железнодорожные линии, командир эскадрильи капитан-лейтенант Крэйг заметил очень важный объект — мост длиной около 180 м и высотой 18 метров. Шесть пролетов моста, опираясь на пять бетонных опор, соединяли два крутых склона горного ущелья. С обеих сторон к мосту вели туннели.
После посадки на авианосец Крэйг немедленно доложил о своих наблюдениях начальству. Описание моста убедительно доказывало большую важность обнаруженного объекта. Через несколько часов на его уничтожение подняли восьмерку штурмовиков Skyraider, однако выполнить поставленную задачу им не удалось. Утром удар повторила 195-я штурмовая эскадрилья капитан-лейтенанта Карлсона, его «Скайрейдеры» сбросили на мост 900-кг бомбы, обрушив один пролет и повредив два других. Для верности через пять дней налет на мост повторили. В честь командира удачливой эскадрильи ущелье, в котором находился мост, летчики стали называть «Ущельем Карлсона».
Корейцы с помощью деревянных балок быстро восстановили опоры и выпрямили покосившиеся пролеты. 14 марта фоторазведка установила, что через несколько дней мост начнет действовать. На следующий день группа штурмовиков Skyraider сбросила на мост зажигательные баки — напалм сжег временные опоры, в целости остались только два пролета. Помимо зажигательных баков с напалмом в ущелье сбросили бомбы со взрывателями замедленного действия для воспрепятствования дальнейшим восстановительным работам.
Несмотря на все это, через две недели мост снова функционировал. Ответ американцев не заставил себя ждать, и 2 апреля в ущелье вновь появились «скайрейдеры». Удар был так силен, что мост рухнул на дно ущелья и больше не восстанавливался. Из-за частых налетов палубных штурмовиков Skyraider поезда на корейской территории могли курсировать лишь на нескольких участках железных дорог, причем исключительно по ночам. Ну а войска предпочитали передвигаться пешим порядком.
В середине апреля авианосцы 77-го соединения ушли к острову Тайвань и налеты прекратились. Продолжение последовало в мае, когда 5-я воздушная армия неофициально попросила помощи у морской авиации. Армия контролировала перевозки по западным железным дорогам и не имела в своем распоряжении самолеты, способные нести 900-кг бомбы —лучшее «противомостовое» средство.
На растерзание «Скайрейдерам» ВВС отдали четыре моста на западных линиях. 11 мая 1951 года 32 штурмовика прекрасно справились с боевой задачей, сбросив по целям 64 бомбы. За успешные действия весной 1951 года «скайрейдеры» прозвали «разрушителями железных дорог». Между тем, заслужить такое громкое прозвище было не так уж просто.
Боевые вылеты палубных штурмовиков проходили при яростном противодействии корейской ПВО. В некоторых районах плотность зенитной артиллерии в два раза превышала ту, которую создавали японцы в конце Второй мировой войны. 5-я авиационная группа авианосца «Вэлли Фордж» сменила два комплекта самолетов, получивших повреждения от зенитного огня. За два месяца самолеты этой части 318 раз попадали под обстрел, 27 самолетов было сбито, при этом погибло одиннадцать летчиков.
Особую опасность представляла долина западнее Вонсана, которую летчики называли «долиной смерти». Даже если штурмовики и прорывались через огонь зениток, то прицельно попасть бомбой прямо в железнодорожное полотно с шириной колеи всего чуть больше метра было почти невозможно. Самолеты заходили вдоль рельсового пути, и летчикам перед сбросом бомб приходилось брать не только поправку на ветер, но и на смещение кабины относительно бомбодержателя. В противном случае, бомбы падали по обе стороны полотна, не причиняя ему никакого вреда.
Осенью 1951 года штурмовики SKY-RAIDER занимались не только железными дорогами. Самым удачным налетом этого периода считается удар «Скайрейдеров» 54-й эскадрильи по одному из домов в небольшом городке Кансань. По агентурным данным, 24 октября там должно было состояться совещание корейских политработников. В результате внезапного налета Северная Корея потеряла убитыми более 500 замполитов.
В начале апреля 1951 года Северокорейцы предприняли попытку остановить наступление американцев, открыв шлюзы Хвачхоньского водохранилища и повысив тем самым уровень воды в реках Ханган и Пукханган. В случае, если сами корейцы решились бы перейти в наступление, то, закрыв шлюзы и, соответственно, понизив уровень воды, они смогли бы просто переходить реки вброд.
Предвидя возможную потерю инициативы, командование 8-й армии обратилось к Страблу за помощью. Предполагалось, что штурмовики Skyraider ударят по шлюзам торпедами. Приказ о немедленном вылете поступил на авианосец «Принстон» 30 апреля. Торпеды, правда, подготовить не успели, и эскадрилья легендарного Карлсона вылетела на задание с 900-кг бомбами.
В 16.00 штурмовики вышли на цель. Подавление ПВО взяли на себя пять «корсаров». Одна из сброшенных бомб попала в плотину, но шлюзы уцелели. На следующий день AD-4 поднялись в воздух, неся по одной торпеде. Расположение плотины между высоких холмов делало торпедную атаку весьма рискованной. В узком пространстве между холмами могло поместиться только два самолета. После выхода на боевой курс расстояние до плотины составляло всего пару сотен метров. Необходимо было точно рассчитывать точку сброса, чтобы торпеда не ударилась о дно реки, взрыватель успел взвестись, а самолет — сманеврировать, чтобы избежать столкновения с бетонной стеной плотины.
В 12.00 восьмерка «Скайрейдеров» стала парами атаковать Хвачхоньскую плотину. Шесть из восьми торпед взорвались у ее основания. Один шлюз оказался полностью разрушенным, в другом торпеда пробила трехметровое отверстие. Несколько самолетов получили повреждения от зенитного огня, но задача была выполнена. Эта операция с применением торпед стала единственной за всю войну в Корее.
Новый 1952 год не принес особого разнообразия в повседневную боевую работу штурмовиков. Кампания по разрушению железных дорог продолжалась с неослабевающим напряжением. Правда, штурмовики изменили свою тактику, отказавшись от разрыва полотна дороги через каждые 1,5 км, теперь они стали уничтожать рельсовый путь длинными отрезками по 1—5 км.
Ремонтные бригады корейцев с большим трудом восстанавливали такие участки. Работы на поврежденном пути начинались с наступлением темноты. Если ремонт затягивался, то Северокорейцы на себе переносили грузы из поезда в поезд через поврежденные участки железной дороги. Днем подвижной состав отстаивался в многочисленных туннелях, выезжая только после захода солнца.
Командование 77-го оперативного соединения, осведомленное об этих особенностях, организовало в своих авиагруппах специальные ночные подразделения. На каждом корабле имелось по восемь самолетов, приспособленных для действий ночью — четыре истребителя CORSAIR и четыре штурмовика SKY-RAIDER AD-4N, экипажи которых прошли специальную подготовку в Сан-Диего.
Skyraider считался идеальным самолетом для ночной охоты. Обычная боевая нагрузка «ночника» AD-4N состояла из одной 225-кг бомбы, шести 112-кг бомб, полного боекомплекта к пушкам и шести осветительных бомб. Каждому самолету выделялся отдельный участок железной или автомобильной дороги протяженностью 65—70 км. Летчики «Скайрейдеров» тщательно и методично, прижимаясь к земле и двигаясь змейкой, просматривали местность. Автомобили легко обнаруживались по свету фар, труднее было найти паровозы, которые передвигались без огней.
В одиночном полете летчики предпочитали пользоваться пушками, стрельбу из которых можно было легко корректировать по вспышкам, сопровождавшим разрывы выпущенных снарядов. К тому же при этом не было необходимости выдерживать минимальную безопасную высоту бомбометания.
Тактика менялась, если вылет проводился парой. Летчик одного из AD-4N с малой высоты просматривал дорогу, а второй летел несколько выше. После обнаружения цели летчик верхнего самолета сбрасывал осветительные бомбы и первым атаковал ее. Нижний самолет за это время успевал набрать высоту и также начинал атаку — таким образом получалась своеобразная «карусель».
В конце войны ночные «скайрейдеры» с авианосца «Филиппин Си» получили на вооружение 70-мм неуправляемые ракеты «Майти Маус». На каждый самолет подвешивалось шесть пусковых установок, по семь ракет в каждой. По отзывам летчиков, «маусы» оказались чрезвычайно эффективным оружием.
Начиная с апреля 1952 года палубная авиация стала привлекаться к ударам по промышленным объектам и электростанциям. Следует заметить, что на протяжении всей войны электростанции считались неприкосновенными, поскольку существовала возможность их дальнейшего использования после оккупации Северной Кореи. К тому же начались мирные переговоры, и бомбардировка электростанций могла отрицательно повлиять на их результаты.
Переговоры, однако, затягивались, а электростанции тем временем продолжали снабжать электроэнергией радиолокационные станции противника, аэродромы Аньдуна и военные заводы. Наиболее важной считалась Супхунская ГЭС. Вскоре авиация получила разрешение ударить по запретным целям. Бомбардировщики В-29 не подходили для такой задачи, поскольку цель располагалась в нескольких километрах от границы с Китаем и бомбы могли упасть на территорию этой страны.
Выполнение ювелирного удара поручили палубным штурмовикам SKY-RAIDER. Впервые после налетов на мосты через Ялуцзян эти самолеты опять появлялись в районе «аллеи МиГов». Накануне удара командиры штурмовых групп собрались на борту авианосца «Боксер» и в течение всего дня разрабатывали детали операции. Тщательно рассчитывались бомбовая нагрузка, установка взрывателей, время и место сбора самолетов в воздухе, направление атаки и другие детали и условия операции.
Командир ударного соединения капитан 3 ранга Даунинг вспоминает: «Расчет времени был очень жестким. Мы должны были выйти на цель с точностью до одной минуты; три минуты давалось для атаки и бомбометания. Выход на цель раньше срока или слишком продолжительное пребывание самолетов над целью не поощрялись. Надо было также опасаться и столкновения с сопровождающими нас истребителями».
Супхунская электростанция располагалась всего в 56 км от аэродромов с базировавшимися на них истребителями МиГ-15 и имела сильное зенитное прикрытие: 28 тяжелых зенитных орудий и 43 средние автоматические пушки. Начало атаки назначили на 9.30 утра. Погода помешала штурмовикам вылететь вовремя, и вылет перенесли на 14.00.
К полудню тяжелые авианосцы «Боксер», «Принстон», «Филиппин Си» и «Бон Хом Ричард» собрались вместе, приготовившись к выпуску самолетов.
Точно в назначенное время с них поднялись в воздух 35 «Скайрейдеров» из эскадрилий VA-65,195 и 115. Каждый нес по две бомбы калибра 900 кг и по одной 450-кг бомбе. Пять штурмовиков дополнительно несли по контейнеру с аварийным запасом на случай, если какой-нибудь штурмовик будет сбит. Над береговой чертой ударную группу догнали 35 истребителей «Пантера». При подходе к цели группа снизилась до малой высоты, чтобы уменьшить вероятность ее обнаружения корейскими РЛС. Находящиеся в боевых порядках AD-4Q включили станции постановки помех.
Над Ялуцзяном палубные самолеты встретились с основным прикрытием — 84 истребителями F- 86 SABRE. За восемь минут до начала удара летчики передали на флагманский «Боксер», что видят МиГи, стоящие на аэродромах Аньдуна. В 15.55 ударные самолеты начали делать «горку». Первыми спикировали AD авианосца «Боксер», ведомые Даунингом, за ними пошли штурмовики «Принстона» и «Филиппин Си». Удар наносился не по плотине, а по зданию ГЭС, имевшему размеры 24x150 м. В районе цели погода была хорошая, но сильный боковой ветер затруднял прицеливание.
Когда до сброса бомб осталось лишь пять минут, стало ясно, что достигнута полная внезапность — МиГи бездействовали, а зенитки отвечали слабым огнем. Бомбы отделялись от держателей на высоте 1000 м, одновременно «скайрейдеры» обстреливали цель из пушек, выходя из пикирования на высоте 500 м. За тридцать секунд на сооружения ГЭС обрушилось 90 т бомб. Аэрофотосъемка результатов налета выявила прямые попадания в главное здание ГЭС, которое горело до утра следующего дня. От зенитного огня было потеряно пять штурмовиков, один AD из 115-й эскадрильи загорелся, но летчику удалось довести его до аэродрома Кымпхо и посадить на «пузо».
В течение этого и последующего дня массированным атакам подверглись еще 12 электростанций. Палубные самолеты совершили 546 боевых вылетов. Пхеньян и большинство районов Северной Кореи остались без света, остановились фабрики и заводы. К тому же удачная операция высоко подняла боевой дух морских летчиков, уставших от монотонных налетов на железные дороги.
Удары по промышленным объектам продолжались до сентября 1952 года. В ноябре самолеты переключились на склады и базы снабжения в ближнем тылу противника. Зимой возобновились полеты на непосредственную поддержку войск. Весна и начало лета принесли на корейскую землю долгожданный мир. Официально война закончилась 27 июля 1953 года в 22.00 по местному времени.