Экспорт

 

Китай

 

Боевое крещение бомбардировщика Не 111 произошло не в Испании, как это многие полагают, а в Китае.

В тот момент, когда фирма Эрнста Хейнкеля переживала трудности, связанные с тем. что одна из ее разработок была отвергнута, в Германию прибыла китай­ская миссия по закупке оружия. Правительство Германии тепло приняло китайцев и разрешило Хейнкелю продать Китаю шесть самолетов Не 111 А. Все шесть самолетов были отправлены в ящиках из Гамбурга в середине 1936 года и к концу того же года прибыли в Китай. После ко­роткой "акклиматизации" самолеты попали в 19-й диви­зион тяжелых бомбардировщиков, входящий в 8-ю авиационную группу. Дебют самолетов Хейнкеля ока­зался неудачным. Во время выполнения одного из первых заданий в районе Шанхая Не I11A. ле­тевшие в сопровождении шестерки самолетов Martin 139 и под прикрытием истребителей Boeing 281. были перехвачены японскими истре­бителями. В результате на базу вернулись не пять самолетов, а только три. Оставшиеся бомбарди­ровщики направили в 19-й дивизион в начале осе­ни 1937 года, а последний из них был по ошибке сбит огнем китайской зенитной артиллерии в 1939 году.

 

Румыния

 

После того, как румынская армия стала действовать в тесном контакте с Германией. в румынской армии стала внедряться немецкая система пол­готовки личного состава. Кроме того, армия Румынии стала получать немецкое вооружение. Например в обмен на нефть Румыния получила 32 самолета Не 111Н. 27 из них было прямо направлено в Escadrile 78. 79 и 80 из Grupul 5 Bombardment. Боеспособными эти эскадрильи стали в начале весны следующего года. Все полученные Хейнкели были старыми самолетами, прошедшими капи­тальный ремонт, во время которого их всех переделали под стандарт Н-3 в конце 1940 года. 22 июня 1941 года эскадры вступили в бой. составляя основ) румынской бомбардировочной авиации. Потери, которые понесли румынские ВВС в ходе боев и подготовки пилотов, вос­полнили только в 1942 году, после того, как наладили лицензионный выпуск Не 111Н-6 на Fabrica de Avione S.E.T. под Бухарестом. Всего на этом заводе выпустили тридцать машин. На вооружении румынских ВВС само­леты Не 111Н состояли до августа 1944 года, когда во время политической чехарды большая часть самолетов была уничтожена или попала в руки Красной Армии. Из уцелевших бомбардировщиков из Grupul 5 сформировали сборный отряд, в котором кроме 7 Не 111 было 10 Ju 88. Отряд включили в состав 1-го Румынского Смешанного Авиационного Корпуса, насчитывающего 113 боевых самолетов и подчиненного советскому 5-й Воздушной армии.

 

Венгрия

 

Представители венгерских военно-воздушных сил вели летом 1940 года переговоры с германской сто­роной о закупке 40 Не 111Н. Но, вероятно из-за вмеша­тельства Румынии, сделку заключить не удалось и Венгрии пришлось удовлетвориться двумя Не 111Р в транспортном исполнении. Еще восемь транс­портных Не 111Р-6 венгры смогли купить только в следующем. 1941 году, причем доставка этих машин растянулась до начала 1942 года. Очеред­ную партию в пять Не 111Р-2 Венгрия получила в 1942 году. Последний Не 111Р-2 поступил в 1944 году, доведя численность в венгерских ВВС само­летов этого типа до 16 штук.

Два Не 111Р из имевшихся на весну 1942 года шести самолетов на короткий период пере­вели из транспортной части командования MKHL в 1/1 Tavoltelderito szazad (1-я эскадрилья дальней разведки), где их использовали для подготовки экипажей, ожидавших поступления новых Не 111 из Германии. Хотя 1/1 T.S. была разведыватель­ной эскадрильей, но первое время она пользова­лась известностью как ... истребительная часть. В период с 29 июня по 13 августа 1942 года в пяти столкновениях с советскими истребителями пять венгерских экипажей сбило целых двенадцать са­молетов противника! В октябре 1942 года эскад­рилья вернулась под Курск, откуда начинала лет­нюю кампанию 1942 года, а в начале 1943 года Не 111 уступили место Ju 88D. Оставшиеся Не 111 до самого конца войны венгры использовали в качестве транспортных самолетов и самолетов управления.

 

Словакия

 

Словакия вступила в войну имея всего шесть эскадрилий, оснащенных легкими самоле­тами словацкого производства. Только в 1943 году провели реорганизацию ВВС Словакии, в результате которой появилась 41. Bombova letka (41-я эскадрилья бомбардировщиков), которая располагала семью SM-85 и тремя Не 111Н. Эта эскадрилья участвовала в боях на Кубани летом 1943 года, а осенью вернулась в Словакию. Примерно в то же время - весной 1943 года - была сфор­мирована 51. Dopravna letka (51-я транспортная эскадри­лья) в состав которой входил один Не 111Н (бортовой номер S-81), использовавшийся, главным образом, для перевозки особо важных персон. Некоторое время спус­тя, в эту эскадрилью попал еще один Не 111Н (S-82), ко­торый кроме своего прямого предназначения использо­вался для подготовки парашютистов. После окончания войны на аэродромах в Чехии и Словакии было обнару­жено несколько брошенных Не 111 (из них один Не 111Н-12). которые включили в состав ВВС Чехослова­кии, присвоив им обозначение LB-77. Одно небольшое замечание: в литературе часто встречаются данные, что все словацкие Не 111 принадлежали к модификации Н-10, но это не так По крайней мере два из них были более ранних модификаций (Н-3 - Н-6).

 

Испания

 

После окончания гражданской войны в Испа­нии, Германия передала франкистам около 60 Не 111В и Е, которые были направлены в Grupo 10-G-25 (сформированная в августе 1938 года, командир Антонио Руэда Урета (Ureta)) и Grupo 11-G-25 (сформирована в феврале 1939 года, командир Рикардо Герреро Лопес (Lopez)), входивших в состав 8а Escuadra, командир Эухенио Фрутос Диэсте (Dieste). Летом 1940 года ВВС Ис­пании реорганизовали, в результате все имевшиеся Не 111 (по состоянию на март 1940 года их оставалось 58 штук) направили в Regimentos 14 и 15, базировавшиеся в Сарагосе и Логроньо. В 1943 году правительство Испа­нии вело переговоры с немцами о возможности покупки 50 Не 111Н и лицензионного выпуска этих само­летов для Fuerzas Aereas. RLM не возражало, по­этому был подписано соглашение о продаже 70 Не 111Н-16 и лицензии на выпуск еще 130 само­летов. Выпуск наладили на заводе Construcciones Aeronautikas S.A. в Табальде около Севильи под названием С ASA 2111. Испанцы изготавливали самолеты в трех вариантах: бомбардировочном (CASA 2111 А, А-1 и А-3), разведывательном (С AS A 2111C-1, С-2 и С-3) и транспортном (СASA 211 IF и F-1). В конце 40-х годов командо­вание ВВС Испании приняло решение провести модернизацию этих машин. В Великобритании закупили 173 двигателя Rolls-Royce 500-20 и 500-29 мощностью 1600 л.с. Смену двигателей прове­ли постепенно у 70 самолетов, находившихся в лучшем техническом состоянии. После смены двигателей поменяли и названия самолетам на CASA 2111В - бомбардировщик, CASA 211 ID - разведчик и CASA 21 НЕ - транспортный само­лет. После окончания 2-й Мировой войны испан­ские Хейнкели получили следующую войсковую маркировку:

• Не 111В/Е - В-2 - бомбардировщики;

• Не 111 В/Е - МВ-2 - самолет метеораз­ведки;

CASA/He 111Н-16 - В-2 Н - бомбарди­ровщик с двигателями Jumo;

CASA/He 111Н-16 - BR-2 Н - развед­чик с двигателями Jumo;

CASA/He 111H-16 - Т-8 - транспорт­ный самолет с двигателями Jumo;

CASA/He 111H-16 - В-21 - бомбарди­ровщик с двигателями Rolls-Royce;

CASA/He 111H-16 - BR-21 - разведчик с двигателями Rolls-Royce;

CASA/He 111H-16 - T-8B - транспортный са­молет с двигателями Rolls-Royce.

 

Турция

 

В 1937 году представители ВВС Турции заклю­чили договор с RLM и фирмой Хейнкеля на поставку не­большого числа бомбардировщиков Не 111. Турки по­требовали, чтобы им продали самую последнюю моди­фикацию самолета, а не предложенную Не 111D. RLM приняло условие турецкой стороны и на заводах Хейнке­ля приступили к выпуску серии бомбардировщиков Не 111F-1. которые отвергло Люфтваффе. Крылья самолетов были новой конструкции, а двигатели ставили прежние - DB 600, как и на Не 11 ID. Первый самолет (D-AAAF) покинул сборочный цех в Ораниенбурге в середине ок­тября 1937 года и своим ходом отправился в Эскисехирв, Турция. Остальные 23 бомбардировщика поступили за­казчику до конца 1937 года. В начале 1938 года 3 boluk (рота, соответствует эскадре) из Inci Alay (1-й полк) по­лучил все полученные Не 111. На вооружении турецких ВВС Не 111F-1 состояли до середины 1944 года, после чего их сняли с боевого дежурства и направили в транс­портные части и летные школы. Место Не 111 заняли американские самолеты Baltimore.

 

Болгария

 

Когда в 1943 году возникла угроза переноса боевых действий на территорию Болгарии, началась ре­организация болгарских ВВС. В процессе реорганизации болгары получили два транспортных Не 111Н-16. Эти самолеты вошли в состав Куриерско Ято (курьерской эс­кадрильи), входящей в состав штаба болгарских ВВС. Самолеты служили, главным образом, для перевозки высших чинов болгарской армии. После того, как Крас­ная Армия заняла Болгарию, оба самолета (один из кото­рых имел бортовой номер LZ-XAC) были конфискованы и переданы в качестве дара правительству Чехословакии.

 

Трофейные самолеты

 

Первыми захватили боеспособный Не 111 анг­личане. Это был Не 111Н-1 из 5./KG 26, совершивший вынужденную посадку на территории Англии 9 февраля 1940 года. После ремонта и перекраски самолет передали в 1426-й дивизион RAF, занимавшийся испытанием тро­фейной техники. Машина эта (бортовой номер AW 177) летала до 10 ноября 1943 года, когда попала в авиаката­строфу. Следующий Не 111 попал в руки 260-го диви­зиона в Триполи в 1943 году. Самолет получил обозначе­ние HS»?? и служил в качестве самолета управления в этом дивизионе.

Американцы захватили в Алжире два Не 111Н. Эти самолеты (D-ACLQ и D-APOW), выкрашенные крас­кой RLM 02, принадлежали немецкому наблюдательному совету, контролирующему демилитаризацию Франции. Их судьба не известна, скорее всего, их использовали в частях, которые их и захватили. В ходе боев во Франции в 1944 году американцы захватили еще одни Не 111, на этот раз Н-10. Но самый большой урожай собрали уже после войны, когда в руки союзников попали десятки Не 111. Только на территории Дании было захвачено десять технически исправных Не 111. Из всех захваченных са­молетов, за океан уплыл только один Не 111 Н-16, веро­ятно из TGr 30. В США этот самолет получил обозначе­ние EF-1600 и после всесторонних испытаний брошен.

После войны французы ввели несколько Не 111 в состав AdA, где их использовали до кон­ца 40-х годов в качестве транспортных самолетов и самолетов управления.

Несколько иначе получили первые Не 111 в Советском Союзе. Первый Не 111, модифи­кации В, СССР купил у Франции в 1938 году. Этот самолет совершил вынужденную посадку за линией фронта. Следующие машины братьев Гюнтер достались Красной Армии уже в 1941 го­ду. Один из первых трофейных Не 111 короткое время использовался в составе 4-го ШАП. Причем больше всего в машине "соколов Сталина" вос­хищали выпускавшиеся при помощи электродви­гателя шторы на окнах кабины пилота. Коллекция из двух десятков Не 111 была захвачена под Ста­линградом, среди самолетов были и старые моди­фикации из KGr z.b.V 5. Четыре из них. в том числе два Не 111E, были перевезены в Москву и продемонстрированы в 1943 году на выставке трофейной техники. Два бомбардировщика. Не 111Н-11 и Не 111Н-6, прошли испытания в НИИ ВВС в 1943 и 1944 годах. В РККА использовали трофейные Не 111 для заброски десантников, буксировки планеров и тому подобных заданий. Один из трофейных Не 111 сбил финский летчик Юттилайнен (Juttilainen) в 1942 году.