Над Испанией

 

Гражданская война в Испании, вспых­нувшая в августе 1936 года, быстро стала общеев­ропейской проблемой и три европейские державы прямо вступили в эту войну. Республиканцы по­ставили на Советский Союз, а франкисты - на Германию. Согласно Испано-Германскому дого­вору Гитлер обязывался оказывать франкистам политическую и военную помощь и в рамках этой помощи направил в Испанию Легион "Кондор". Первыми бомбардировщиками этого корпуса бы­ли Ju 52/3m и лишь в середине февраля 1937 года по морю из Гамбурга прибыли первые четыре Не 111В-1, четыре Do 17E-1 и четыре Ju 88D-1. Эти двенадцать бомбардировщиков составили Versuchsbomberstaffel (опытную эскадрилью бом­бардировщиков) в бомбовом дивизионе К/88. Главной задачей эскадрильи было проверить но­вые самолеты в боевых условиях и приобрести опыт использования машин. Не 111 быстро стал считаться лучшей машиной и его выбрали для ос­нащения штабного звена эскадрильи. Звено носи­ло название "Pedro", написанное на каждом само­лете, а бомбардировщик командира VBS К/88 фон Моро (von Moreau) носил бортовой номер 25.3.

В марте в Испанию прибыли очередные четыре Не 111, на этот раз В-2. В это время Не 111 одержали свой первый крупный успех, унич­тожив на республиканском аэродроме Алькала де Энарес 24 самолета и повредив еще большее ко­личество боевых машин. Очередные цели были определены на северном участке фронта, где эки­пажи совершали по 2-3 и даже 4 боевых вылета в день. Примерно через месяц, 26 апреля 1937 года генерал Шперлле (Sperlle) поставил перед своими ребя­тами новое задание. Необходимо было разрушить авто­дорожный мост возле небольшого городка Герника. Мост был маленький старый, расположенный на самой окраине города, но имел стратегическое значение, по­скольку через него шел главный путь снабжения респуб­ликанских войск, сражавшихся в том районе. Бомбарди­ровщики разделили на две группы. Первую группу, в ко­торую кроме других самолетов вошли два Не 111, воз­главил фон Моро, а вторую, состоявшую из 18 Ju 52, вел Фукс (Fuchs). Обе группы вышли к цели, сбросили бомбы и ... смели Гернику с лица земли. Мост при этом не по­лучил ни одного повреждения. Жертвы среди граждан­ского населения по подсчетам историков, проведенным позже, достигли 2500 человек (В действительности погибло около 300 человек, а сам факт бомбометания до сих пор дискутируется. Коммуни­стическая пропаганда раздула это событие до необычай­ных размеров, в несколько раз увеличив количество жертв) из них погибших - 1645 человек. Этот напет признали за проявление немецкой политики террористических налетов, а в дальнейшем разрушение Герники стало символом нацистского вар­варства. Однако существует и другая точка зрения, со­гласно которой налет был обусловлен положением на фронте, а гибель гражданского населения произошла из-за ошибки экипажей.

В мае 1937 года экспериментальная эскадрилья была расформирована, а 1. и 3. Staffeln К./88 были полно­стью переоснащены Не 111 и тут же вступили в боевые действия, шедшие в стране Басков до конца июня. В ходе сражения за Бильбао К/88 потерял первые два Не 111, однако подробности не известны. Легион "Кондор" вернулся в эти места в конце июля, по­сле окончания операции на центральном участке фронта. Оказалось, что теперь республиканцы располагают достаточным количеством истребителей, поэтому легионеры потеряли два Хейнкеля в бою с esquadrille de Chato 4" Эспеса (Espes) и esquadrille de Mosca За Евсеева над мостом Эль-Мусель 23 августа. Несколько дней спустя - 1 сен­тября - несколько Не 111 нанесли бомбовой удар по эсминцу "Чискар" ("Ciscar") и серьезно повре­дили корабль. В конце сентября К/88 попал в по­лосу неудач. 30 сентября один за другим в авиака­тастрофу попало сразу три бомбардировщика Не 111, один из них пришлось в дальнейшем исполь­зовать на запчасти. Меньше повезло двум самоле­там, попавшим в катастрофы 21 и 24 октября. Их пришлось списать. Эти инциденты были в боль­шой степени связаны с тем, что как раз в это вре­мя осуществлялся переход всех бомбардировоч­ных эскадрилий на Не 111. К концу октября Kommando 88 состоял из четырех эскадрилий по 12 Не 111В в каждой. Всего в отряде было более 50 Хейнкелей-111, в том числе 28 типа В-2.

9 марта в ходе выполнения обычного на­лета на республиканские аэродромы в Каспе (esquadrille de Mosca I") и Эскатроне (esquadrille de Mosca 4a) фашистские бомбардировщики были перехвачены И-16, пилот Клаберо (Clavero) из 4а. Две очереди, пущенные республиканским истре­бителем вызвали детонацию бомб у одного из бомбардировщиков. Клаберо сообщал о том, что в тот раз ему удалось сбить два самолета, но документы не­мецкой стороны это не подтверждают. "Лопаты" сброси­ли бомбы на аэродром, но не причинили республикан­ским самолетам никакого ущерба. 27 марта фашисты со­вершили налет на аэродром Лерида и объявили об унич­тожении четырех И-16 из esquadrille 4а. но уже 2 апреля республиканцы расквитались с легионерами, нанеся от­ветный удар по их аэродрому в Альфаро. уничтожив два Не 111 и повредив еще пять. 17 апреля немцы провели два массированных налета на Картахену и Альмерию, которые были основными портами республиканцев в этом районе. Ценой одного бомбардировщика (самолет командира 1./К 88) нацисты потопили торпедный катер, повредили броненосец "Жеме I" ("Jaime 1") и вызвали несколько пожаров в доках. На первый взгляд могло по­казаться, что налет был очень удачным, но на самом деле все обстояло совсем наоборот. Вся операция заняла три дня (15-18 апреля, прибытие с базы в район боевых дей­ствий, налет и возвращение на базу) и в ходе ее выполне­ния отряд потерял восемь машин (только один бомбар­дировщик был сбит республиканцами), а еще 16 самоле­тов получило повреждения! 25 апреля И-16 из esquadrille За сбили в районе Валенсии три Не 111.

25 мая 1938 года республиканцы начали форси­рование реки Эрбро. Почти вся тяжесть поддержки сухо­путных войск легла на К/88. Задача осложнялась тем, что пополнение в составе 25 Не 111Е-1 начало прибывать только в начале июля и растянулось до сентября. Еще одна, и последняя, партия в 10 машин поступила в Леги­он "Кондор" в начале декабря 1939 года.

Битва над Эрбро продолжалась до ноября 1938 года и характеризовалась массированным применением авиации, в результате чего происходили многочисленные и яростные воздушные бои. В этих боях участвовали уже две части бомбардировщиков: немецкая К/88 и испанская Gruppo IO-G-25. Обе стороны несли тяжелые потери, хо­тя в К/88 потери были относительно не велики. Единст­венный потерянный Не III был сбит пилотами esquadrille 4а Ариаса (Arias). Только в бою в районе Реуса истребители Ариаса и esquadrille 5a Перейры (Pereira) сообщили о четырех сбитых бомбарди­ровщиках противника и повреждении пятого. Может показаться, что это завышенные данные, но в действительности на 23 декабря в обоих час­тях было всего 30 боеспособных Хейнкеля, из них 25 в К/88. Следовательно, франкисты потеряли сбитыми и поврежденными 19 бомбардировщи­ков из 24, немцы потеряли две машины сбитыми и восемь поврежденными. Последним делом, ко­торым занимался К/88 в Испании было бомбарди­ровка и демонстрационные полеты над Мадридом весной 1939 года. Все 30 самолетов барражирова­ли над городом, не имевшим никакого воздушно­го прикрытия, сбрасывая бомбы по одной в раз­ные районы Мадрида. Словно в отместку за на­глость, в ходе одного такого полета, 12 марта, произошла самопроизвольная детонация бомб в самолете командира К/88 майора Херле (Haerle), весь экипаж погиб. 15 дней спустя Не 111 из Ле­гиона "Кондор" совершили свой последний бое­вой вылет над Иберией, а еще через четыре дня трехлетняя война закончилась. Личный состав Легиона вернулся в Рейх, а самолеты остались в Испании. Из 95 самолетов Не 111B-1. В-2 и 35 Не 111Е-1. посланных в Испанию, было потеряно 37 самолетов, из них 20 сбили республиканцы.