Над Ираком

 

В начале 1941 года арабские политические кру­ги предприняли в Ираке определенные шаги с целью ос­вободиться от английской оккупации, которая диплома­тично называлась Британским колониальным мандатом. Точную дату начала восстания установить невозможно, поскольку это был типичный "ползучий" конфликт, но первая воздушная акция произошла 2 мая, когда группа "Веллингтонов" разбомбила сконцентрированные ирак­ские войска в районе Хаббани. Германия направила в Ирак 14 Me 110 из ZG 26 и ZG 76, 7 (В Афины - экспедиционный аэродром - приле­тело восемь Не 111 из 9 выделенных для опера­ции. Дальше из Афин отправилось только семь бомбардировщиков. Все машины были передела­ны в стандартный бомбовой вариант, способный принимать на внутреннюю подвеску бомбы мас­сой 50 кг) Не 111Р-4 из 4./KG 4, а также 20 Ju 52 и 2 Ju 90, предназна­ченных для перевозки людей и снаряжения. Груп­пой командовал полковник В.Юнк (Junck), а бом­бардировщики находились в ведении капитана Шванхойссера (Schwanhaeusser). Первая встреча немцев и англичан произошла 13 мая, но Хейнкели получили хороший урок еще до начала боевых действий. 14 мая около 18.00 одиночный "Томагавк" из 250-го дивизиона совершил налет на аэродром Пальмира и уничтожил на земле два Не 111. Наследующий день англичане уничтожи­ли еще одни Хейнкель, а четыре повредили. Та­ким образом немецкая бомбардировочная эскадра практически перестала существовать не сделав "ни одного выстрела". Однако благодаря усилиям механиков четыре самолета удалось быстро почи­нить (при этом один из отремонтированных само­летов вскоре был уничтожен очередным "ударом томагавка"). 16 мая потрепанные немцы соверши­ли свой первый и последний групповой вылет на главный аэродром англичан около Хаббани. Под градом бомб один "Гладиатор" сумел таки взле­теть и по всем правилам летного искусства атако­вал звено с тыла и успел серьезно повредить один из бомбардировщиков, прежде чем сам получил смертельный заряд свинца. Поврежденный Не 111 продержался в воздухе 10 минут и совершил вы­нужденную посадку. Самолет был потерян, зато экипажу повезло совершить длинную и полную приключений краеведческую экспедицию по эк­зотическим местам, которая закончилась попой­кой, устроенной немецким летчикам властями Ба­гдада и длившейся неделю. Вот уж когда немцам удалось обмыть свое чудесное спасение.

На этом практически завершилась эпо­пея 4./KG 4 в стране "Тысяча и одной ночи". Из-за нехватки топлива, бомб, патронов и запчастей, потери пяти Не 111 и плохой организации эскад­рилья была практически полностью парализована. По дороге домой один из уцелевших Не 111 со­вершил вынужденную посадку на одном двигате­ле в Бейруте, но новые друзья французы в 24 часа отремонтировали мотор и последний Не 111 с по­зором убрался с Ближнего Востока.