Над Советским Союзом

 

Против СССР Германия выставила три с половиной Воздушных флота, главную ударную силу которых составляли 1251 бомбардировщик в 14 полках. В основном бомбардировщики были типов Ju 88 и Ju 87, а Не 111 состояли на воору­жении всего лишь четырех полков:

• S, I., П., III/KG 53;

• S, I., II., III/KG 55;

• S, I., П., III/KG 27;

• II./KG 4.

14 KG 4 был вторым после KG 26 полком, специализиро­вавшимся по борьбе с кораблями. К началу Балканской кампании I./KG 4 действовал в акватории Бискайского залива, III./KG 4 - на Северном море и Ла-Манше, а 2./KG 4 - на Средиземном море, базируясь в Италии.

Всего в перечисленных выше частях было около 270 Не 111Н, из 945 двухмоторных бомбардировщиков.

В ходе первых атак на советские аэродромы бомбовые части Люфтваффе достигли таких успехов, ка­ких еще не знала современная история. В течение перво­го дня боев в массированных штурмовых и бомбовых атаках на земле было уничтожено около 1000 советских самолетов. А к концу первых двух недель РККА потеряла 3500 боевых машин! Кроме самолетов немецкие бомбо­возы уничтожили тысячи автомашин, сотни поездов, де­сятки судов. Ударная сила Kampfgeschwadern была на­столько огромна, что не могла уцелеть ни одна войсковая часть, ни одна линия обороны, ни одна группировка жи­вой силы и техники. Все части Не 111 использовали для выполнения самых разных заданий за исключением II./KG 4, которая до 4 июля занималась исключительно минированием морских путей в Черном море. На 120 вы­ставленных этим дивизионом минах подорвались и зато­нули четыре корабля.

19 июля 1941 года Гитлер издал директиву, в которой речь шла о необходимости организации бомбо­вых налетов на Москву в ответ на налеты советской авиации на Хельсинки и Бухарест. Операцию подготови­ли очень быстро так, что успели собрать только 150 са­молетов. Поэтому характер акции был скорее беспокоя­щий. Атаке подверглись военно-политические цели, рас­положенные в черте города. Для налетов на Москву вы­делили 8 частей, из которых шесть летало на Не 111, при этом четыре части специально были переброшены из За­падной Европы: два полка KG 4 и KG 28 и два ведущие дивизиона KGr 100 и III./KG 26. С южного участка фрон­та перебросили два полка: KG 54 и 55, a Luftflotte 2 вы­делил KG 3 и KG 53. Первый налет на Москву фашисты произвели в ночь с 21 на 22 июля 1941 года силами 127 бомбардировщиков. 35 Не 111 из KG 53 под командова­нием подполковника Кюля (Kuehl) составляли "гвоздь программы", поскольку их главной целью был Кремль. Сначала показалось, что бомбардировщикам удалось на­крыть цель, но после анализа фотоматериалов выясни­лось, что вместо Кремля немцы разбомбили ...стадион. После этого случая немцы уже не пытались бомбардиро­вать резиденцию советского правительства. На следую­щую ночь в небе Москвы появилось 115 Хейнкелей, за­тем, в ночь с 25 на 26 июля, - только три, а в ночь с 26 на 27 - 65, из которых один бомбардировщик был сбит. Эта машина открыла счет побед московского узла ПВО. В августе фашисты решились на дневные налеты на Моск­ву. Точность бомбометания повысилась, но и потери воз­росли. Например слабые налеты 9 и 10 августа закончи­лись успешно, но 11 августа налет на один из подмосковных заводов обернулся потерей двух Не 111. Все­го до конца 1941 года фашисты произвели 76 на­летов на Москву и пригороды.

Примером хорошо организованной и проведенной стратегической бомбардировки мо­жет служить бомбардировка Сталинграда, прове­денное 23 августа и 3 сентября 1942 года. Слабые точечные налеты продолжались весь этот период, но два из них, в первый и в последний день, были самыми сильными и привели к тому, что Сталин­град перестал существовать как населенный пункт. Ни один другой город Европы не подвер­гался такому полному уничтожению как "город Сталина". Из 42000 зданий не осталось ни одного пригодного для жилья. Бомбардировка Лондона по сравнению с бомбардировкой Сталинграда бы­ла все равно что грибной дождичек по сравнению с тропическим ливнем.

Кроме налетов на Москву и Сталинград известностью пользуется операция немцев по раз­рушению советских оборонных заводов, прове­денная в июне 1943 года. Эту операцию Люф­тваффе проводило силами 13 дивизионов из KG 1, 3, 4, 27, 51, 55 и KGr 100 - всего 168 исправных бомбардировщиков, большинство которых со­ставляли Не 111. Первый налет фашисты произ­вели в ночь с 5 на 6 июня, целью налета были за­воды в Горьком. В дальнейшем налеты распро­странились на Ярославль и Саратов. В первом на­лете участвовало 149 самолетов, из них 5 было потеряно. Налеты проводили на протяжении ме­сяца. Почти все они были удачными. Каждый раз фашисты использовали разное количество само­летов, почти всегда больше 100 машин (в третьем налете участвовало 154 самолета, а в пятом - 132), но к цели удавалось выйти менее чем половине из них. Только однажды советское ПВО опреде­лило число фашистских бомбардировщиков больше, чем 150. Обычно, по их данным силы атакующих не превышали 80 самолетов. Налеты проходили в тяжелых условиях. Мало того, что приходилось до 6 часов находиться в воздухе, не­обходимо было прорываться через сильную про­тивовоздушную оборону РККА. Эта операция стоила Люфтваффе порядка 15-20 самолетов Не 111. ПВО Горького была и так достаточно сильна, но после третьего налета командование Красной Армии решило еще ее усилить 450 стволами зе­нитной артиллерии, 75 аэростатами и 100 про­жекторами. По данным советской стороны – ПВО удалось сбить 40 бомбардировщиков, из них 16 над Са­ратовом (9 налетов) и 14 над Горьким (7 налетов). Атаки не были настолько успешными, чтобы остановить сбо­рочные линии, но вызвали снижение производительно­сти: вместо 3100 самолетов, выпущенных в апреле, в ию­не удалось построить только 2778, а вместо 2303-1913 танков, выпущенных за период март-май, - только 1481.

Кроме таких акций, Не 111 совершали мощные удары по советским аэродромам. Часто случалось, что немцам удавалось действовать без потерь, так как в РККА было не принято прикрывать свои аэродромы зе­нитной артиллерией. Одним из наиболее успешных был налет, совершенный KG 4 на аэродром Курск-Восток в ночь с 21 на 22 марта 1943 года, после которого было объявлено об уничтожении на земле 35 одномоторных истребителей и повреждении еще 23. По данным герман­ского командования на том аэродроме осталось только два неповрежденных самолета. Но победы сопровожда­лись потерями. За семь месяцев до описываемых событий один из дивизионов KG 4 в ходе налета на аэродром в Сещинке потерял три Хейнкеля, а еще 15 было сильно повреждено. В борьбе с советскими морскими коммуни­кациями и точечными наземными целями хорошо себя показал I./KG 100, действовавший с начала 1942 года с крымского аэродрома в Саках. Только в феврале 1942 года экипажи этого дивизиона потопили два судна и одну подлодку (Немцы идентифицировали эту подлодку как Щ-213, однако она погибла значительно позже 14.10.42 в районе Констанцы. Жертвой того налета стала Щ-210), но ночью с 21 на 22 февраля два советских истребителя совершили налет на аэродром дивизиона и уничтожили на земле четыре Не 111, а еще семнадцать повредили. Подобная ситуация повторилась в ночь с 20 на 21 марта, когда советские бомбардировщики сильно повредили пять Не 111.

Одной из самых успешных атак немецкой авиа­ции можно по праву назвать налет, имевший место летом 1944 года. В полдень 21 июня в Полтаве и Миргороде приземлилось 163 бомбардировщика В-17 из 8-й Воз­душной армии США, а ночью немцы и провели налет. Около 100 Не 111 из KG 53 (Полтава) и KG 55 (Миргород), которых вели две группы по 8 Не 11Ш-16/R3 из III./KG 4 вылетели на задание. Во время полета выяснилось, что погода над Миргородом нелетная, по­этому обе группы атаковали Полтаву и перепахали ее вдоль и поперек. Потери союзников составили 44 само­лета В-17 и 5 самолетов других типов, еще 26 В-17 и 28 самолетов других типов было повреждено. Кроме того сгорело 400000 литров авиационного бензина.

Другой важной функцией Люфтваффе на Вос­точном фронте было снабжение войск. В первый раз крупномасштабную операцию по снабжению окружен­ных войск немцы провели в конце зимы - начале весны 1942 года на северном участке фронта в районе озера Ильмень. Два из трех стратегически важных городов в этом районе (Демянск и Великие Луки) были окружены Красной Армией. Снабжение гарнизона Демянска осуще­ствлялось до весны 1943 года, пока немцам не удалось прорваться к окруженному городу. К Великим Лукам немцам пробиться не удалось и гарнизон города, насчи­тывавший 188 человек, после 55 дней осады капитулиро­вал. Продержаться почти два месяца немцы смогли бла­годаря воздушному мосту, который поддерживали три дивизиона Хейнкелей из KG 4 и KG 53 и планеры Go 242. Эта операция стоила германскому командованию семнадцати Не 111 и одиннадцати планеров Go 242. Спастись удалось только экипажу капитана Леманна, летчики которого преодолели пешком за два дня более 40 км, прежде чем вышли к сво­им.

Попытка организовать воздушный мост под Сталинградом, как известно, закончилась полным провалом. Когда армия Паулюса угодила в котел, на этом участке фронта Luftflotte 4 распо­лагал только одной частью транспортных Хейн­келей. Это был KGr z.b.V 5, оснащенный стары­ми, но хорошо вооруженными Не 111Е, который действовал в этом районе с лета 1942 года. Кроме транспортного дивизиона в операции участвовали несколько боевых Не 111Н-6, Н-11 и Н-16, спо­собных брать груз на внешнюю подвеску. Эти са­молеты принадлежали I./KG 100, II./KG 27, III./KG 4 (основная группа), а также I./KG 27, III./KG 27, II./KG 55 и III./KG 55 (привлекались по мере необходимости). Все машины, участвовав­шие в операции были сконцентрированы на од­ном аэродроме и отданы под командование пол­ковника Кюля, командира Transportfliegerfuerer 1. Luftflotte 4. По состоянию на 24 января 1943 года группа снабжения насчитывала 255 Не 111, из них 159 транспортных, готовыми к полету было толь­ко 55 машин! Погодные условия были неблаго­приятными, что часто делало невозможным снаб­жение котла и приводило к большому проценту потерь. Например 19 ноября из 21 самолета, пы­тавшихся прорваться к Сталинграду, до цели доб­ралось только 13. По названным выше причинам Не 111 частенько были единственным типом са­молетов, способным прорваться в котел, хотя специализированных транспортных самолетов было в два раза больше. Например 9 декабря главную часть груза перебросили в котел на 70 Не 111, а 19 декабря 73 Не 111 доставили окружен­ным войскам 146 тонн груза, в то время как дру­гие 63 транспортных самолета - 143 тонны. Мно­гие экипажи "Лопат" проявляли чудеса находчи­вости и героизма, два из таких случаев стали наи­более широко известны. Фельдфебель Э. Якштат (Jackstat) из I./KG 100 за 24 часа четырежды сле­тал в котел и вернулся обратно, а обер-лейтенант Г.Рот (Roth), командир 5./KG 55, принял на борт своего Не 111 25 раненых, в то время, как стан­дартная грузоподъемность самолета составляла 15 человек.

Поскольку положение дел с каждым днем становилось все более угрожающим, немцы приступили к формированию пяти новых KGr z.b.V, из которых три - KGr z.b.V 23, 24 и 25 - по­лучили 162 Не 11 IE, F и Н. Эти машины вместе с экипажами были собраны из разных летных школ. Ни один из этих транспортных дивизионов не ус­пел поучаствовать в событиях под Сталинградом, а после капитуляции окруженных войск все пять дивизионов были расформированы. KGr z.b.V 5, сформированный в марте 1942 года по тому же принципу и предназначенный для снабжения Демянского котла, был летом 1943 года переформи­рован в I./KG 55. Его место занял KGr z.b.V 30, оснащенный Не 111Н. Всего под Сталинградом за период с ноября по февраль 4-й Воздушный флот потерял 165 Не 111. Основной причиной потерь были аварии из-за плохой погоды и неудовлетворитель­ного технического состояния машин. За этот же период противоположная сторона объявила о 138 сбитых немец­ких самолетах.

На Сталинграде история применения Не 111 в качестве транспортного самолета не заканчивается. На­против, их роль в этой функции стала возрастать и Не 111 в исполнении R2 стал основным самолетом Люф­тваффе, предназначенным для буксировки планеров и перевозки грузов. Не 111 служили во всех планерных частях и были "упряжными лошадками" в шести Go 242 Staffeln (эскадрильях планеров Go 242) в конце 1941 - начале 1942 года, а с 1943 года составляли 60-80% "тяглового" парка в четырех Schleppgruppen (буксировочных дивизионов), оснащенных планерами Go 242 и DFS 230. Эти дивизионы участвовали во всех опе­рациях по снабжению в восточной и западной частях Ев­ропы. Поддержку дивизионов осуществляли два планер­ных полка LLG 1 и LLG 2, также оснащенные Не 111. Оба полка были переброшены под Сталинград, но при­были уже слишком поздно, чтобы что-нибудь изменить. LLG 1, который состоял из двух дивизионов полностью оснащенных Не 111 и Go 242, прибыл на Восточный фронт в начале января 1942 года, a I./LLG 2, прибывший на фронт в конце декабря 1942 года, располагал четыр­надцатью Ju 88, Do 17 и Не 111, а также 82 планерами. После капитуляции 6-й Армии оба полка попали на Ку­бань, откуда их отвели в середине весны и направили на другие участки Восточного фронта и в Западную Европу. В конце 1943 года LLG m2 был полностью переформиро­ван и получил 31 Не 111 и 265 Go 242. Не 111 составляли часть парка TGr 30 (бывшего KGr z.b.V 30). На самолетах этого типа летали и в TGr 20, а в конце войны уже целые полки были перепрофилированы для выполнения транспортно-бомбовых целей, как например KG 4 или KG 28 (Эти два полка были единственными частями, всю вой­ну пролетавшими исключительно на Не 111), оснащенные Хейнкелями в исполнении R2. Большую роль сыграли транспортные и планерные части зимой и весной 1944 года во время боев под Черкассами и Каме­нец-Подольском, где были окружены большие группи­ровки немецких войск. Под Черкассами немцы потеряли 45 транспортных самолетов (из них 13 Не 111), но смог­ли эвакуировать из котла 2300 раненных и доставили 2026 тонн грузов. Под Каменец-Подольском благодаря большому количеству топлива и боеприпасов, сброшен­ных на парашютах, большая часть окруженных войск смогла вырваться из котла. Но успешнее всего прошла организация воздушного моста в Крыму. В ходе этой операции немецкие летчики ценой 60 машин смогли эвакуировать из Севастополя 21500 солдат и офицеров. Для осуществления всех этих опера­ций на южном участке фронта фашисты сконцен­трировали около 500 транспортных самолетов, которые не простаивали ни минуты.

Воздушный мост, соединивший Бреслау (Вроцлав) с главными силами просуществовал почти до самого конца войны и стоил немцам це­лых 165 самолетов. Зато окруженный город обо­ронялся до 6 мая 1945 года. Иначе сложилась судьба Познаньской крепости, которая держалась только пока существовал мост. Почти 100 самоле­тов совершили 169 вылетов и доставили 260 тонн грузов, но как только снабжение по воздуху пре­кратилось, Познань капитулировала. Транспорт­ные Хейнкели и Юнкерсы помогли прорваться группам немецких войск из Поморья в Германию, за Одер, а также снабжали отрезанные примор­ские гарнизоны во Франции.

Большую роль в этих операциях сыграли и Не 111Z (Zwilling) - эти огромные "Близнецы". Свою эпопею Не 111Z начали в 1942 году, когда поступили на вооружение трех планерных диви­зионов, летавших на Me 321. Два дивизиона были отдельными, а третий входил в состав LLG 1. В конце января III./LLG 1 перебросили под Сталин­град, но почти тут же направили на Кубань, где уже летали G.S.Kommando 1 и 2. В первом из этих двух отрядов было 22 "Гиганта" и 3 Не 111Z, а во втором 15 Me 321 и 4 Не 111Z. Одним словом в начале весны на том участке фронта были собра­ны все имевшиеся "Цвиллинги" и около 45 Me 321. Как и многие другие части дивизионы пере­бросили летом 1943 года в Западную Европу, главным образом, в Италию и на юг Франции, где они совместно действовали с парашютистами ге­нерала Штудента (Student). На востоке они поя­вились снова летом 1944 года. Это был последний пункт на их маршруте. Потеряв все Me 321, Не 111Z были переподчинены Schleppgruppen, где летали до конца войны, буксируя за раз по 2-3 Go 242. Из 12 "Цвиллингов" войну пережили только четыре.

Рассказывая о делах Не 111 на Восточ­ном фронте не следует забывать и о той роли, ка­кую сыграли эти самолеты в борьбе с советскими ночными бомбардировщиками. Усилившиеся с лета 1942 года ночные налеты легких бомбарди­ровщиков По-2, вынудили руководство Люфтваффе организовать части, специально предназначенные для борьбы с "кукурузниками". Было решено, что для борьбы с этими примитивными самолетами будет вполне достаточно пяти Nachtjagdschwarmen (патруль ночных истребителей), которые подчинялись бы непосредствен­но командирам воздушных флотов. Оснастили патрули Не И1 разных модификаций, получивших дополнительно четыре пушки калибра 20 мм. После того, как в феврале 1943 года линия фронта стабилизировалась три из пяти потрепанных патрулей были пополнены и переподчине­ны Luftflotte I, Lwkdo Don и Ost. Ночные налеты все уси­ливались, поэтому количество патрульных самолетов по­стоянно росло. Поэтому к 6 Не 111, I Ju 88C-6 и 1 Me 110, которыми эти части в начале располагали, добавили еще 22 самолета. Перед началом битвы на Курской дуге патрули переименовали в Nahnachtjagdschwrms (патрули ближних ночных истребителей) и перебросили в район будущей битвы. Там ночные истребители нашли для себя много работы и до июня 1943 года сбили около 30 совет­ских ночных бомбардировщиков. После того, как опера­цию "Цитадель" прекратили, в начале августа все NNJSch расформировали, а на их базе создали два полноценных полка ночных истребителей NJG 100 и NJG 200. В конце августа закончили формирование восьмой и последней эскадрильи II./NJG 200, в состав которой вошло шесть последних экипажей из NNJSch, летавших на трех Не 111 и трех самолетах других типов. Хейнкели выполняли свои обязанности в этих полках еще несколько месяцев, после чего их направили в бомбардировочные полки, а NJG получили специализированную модификацию Хейнкеля - Не 111Н-18. Функция этих самолетов напо­минает функцию современных самолетов АВАКС.

Вооруженные дополнительными пушками Не 111 были не только истребителями, но и штурмовиками. Залетая далеко на территории противника эти самолеты охотились за поездами. Для выполнения подобных зада­ний в полках бомбардировщиков в начале 1942 года сформировали такие эскадрильи и большинство из них оставалось на фронте до конца войны. Эскадрильи охот­ников за поездами были в следующих полках: 14(eis)/KG 27 - с 1942 до начала 1943 года, позднее переформирова­на в эскадрилью тяжелых истребителей, 14(eis)/KG 3-е 1942 года, первое время называлась 6(eis) и летала на Ju 88, 7(eis)/KG 51 - с начала 1943 года летала на Ju 88, 9(eis)/KG 55 - с начала 1943 года летала на Ju 88, позже переименована в 14(eis) и получила Не 111, 14(eis)/KG 4 -с 1942 года на Не 111.