Над морями

 

Наибольшую популярность Хейнкелям принес­ла деятельность KG 4 и KG 26 над Средиземным морем и в Арктике. В конце 1940 года основная тяжесть боев пе­реместилась от берегов Англии в Средиземное море, где разыгралась настоящая англо-немецкая война. Первые Не 111 появились в этом районе в декабре 1940 года. Само­леты входили в состав Fliegerkorps X. Из 307 самолетов корпуса 55 были Не 111, из них 48 - Не 11Ш-4 из II./KG 26. Главной целью самолетов этого дивизиона была по­становка мин и бомбардировка морских целей. В восточ­ной части средиземноморского бассейна действовала 2./KG 2, базировавшаяся на Родосе, туда же в дальней­шем передислоцировалась и часть II./KG 26. Первый ус­пех II. дивизиону пришел 31 января 1941 года во время налета на группу английских кораблей и судов немцам удалось пустить на дно один корабль и одно судно, а еще одно судно повредить. С середины 1941 года са­молеты переключились на выполнение других заданий, но вскоре на Средиземное море перебро­сили 8./KG 26. Опасность для судоходства на Средиземном море еще больше возросла, когда там появились II./KG 26, I./KG 100 и II./KG 26 (оснащенная Ju 88). В этом районе море кишело английскими кораблями и немцы работали непокладая рук. Уже 12 августа семь Не 111 атаковали конвой и потопили 2 судна и одно повредили. Однако во время выполнения операции "Torch" противовоздушная оборона англичан оказалась организованной на должном уровне и несмотря на изобилие целей ни одну из них немецкие бомбар­дировщики поразить не смогли. Обе стороны на­капливали силы и командование Люфтваффе пе­ребросило на средиземноморский театр военных действий I./KG 26, оснащенную Не 111Н-6. Пер­вую победу этот дивизион одержал 18 ноября, потопив одно английское судно. По состоянию на 15 ноября весь полк насчитывал едва ли 74 бом­бардировщика, которые до июня 1943 года - хотя и действовали без второго дивизиона - потопили восемь кораблей и судов и повредили еще 10. Всего в ходе боев в Тунисе (1.11.42-13.03.43) фа­шисты потопили 33 судна и корабля, при этом на счету торпедоносцев из KG 26 значится 10 кораб­лей, то есть 30%.

После поражения в Тунисе действия на море приобрели характер рейдов, поскольку анг­лийские самолеты господствовали в воздухе. К началу высадки на Сицилии (10 июля) в S и I./KG 26 оставалось только 24 Не 111, которые быстро перебазировались на южное побережье Франции и были частично переподчинены FID 2. Долетая до берегов Алжира и кооперируясь с Ju 88 из III./KG 26 экипажи Не 111 пустили на дно еще десять кораблей (до конца 1943 года), а к середи­не 1944 года на счету четырех дивизионов из KG 26 и KG 77 появилось еще 10 потопленных и 3 поврежденных кораблей и судов. Это была одна из последних побед.

Уже с поздней осени 1941 года в Мур­манск стали приходить конвои, которые немцы быстро обнаружили и весной 1942 года начали эффективно перехватывать. Первый бой произо­шел в конце апреля и закончился "заторпедированием насмерть" трех союзниче­ских транспортов из конвоя PQ 15. Отличились Не 111 из KueFlGr 906. Первый заранее заплани­рованный и организованный налет на конвой со­стоялся 25-30 мая 1942 года. Первый серьезный удар немцы нанесли 26 мая, когда 19 Не 111 из I./KG 26 при участии 6 Ju 88 из III./KG 30 сильно повредили два судна, но основные события про­изошли на следующий день. Из 108 бомбарди­ровщиков участвовавших в налете было только 7 Не 111 из 2./KG 26, но из 6 потопленных судов -два на счету именно Хейнкелей. Из 35 судов кон­воя PQ 16 на дно пошло семь, а еще пять было повреждено (в том числе польский "Гарланд" ("Garland")). На потопленных судах было 147 тан­ков, 77 самолетов, 770 машин, а ведь этого коли­чества техники хватило бы на одну хорошую бит­ву.

Следующий конвой - печально известный PQ 17 - был быстро обнаружен и уже 2 июля атакован Не 111. 3 июля в двух атаках 25 Не 111 потопили 7 судов, а на сле­дующий день еще три судна (из них два вместе с "U-ботами"). 5 июля на дно пошло еще 8 судов (из них опять для было потоплено совместными действиями с подвод­никами). В течение следующих дней летчики потопили еще два транспорта (один из них был добит подводной лодкой). Из 36 судов вышедших в составе конвоя из Анг­лии, до Мурманска не дошло 23 транспорта. Потери же немцев составили всего лишь пять самолетов! Вместе с транспортами на дно пошло 3350 машин, 210 самолетов и 430 танков!

Конвой PQ 18 появился в немецких прицелах в начале сентября, но к тому времени англичане уже сде­лали выводы из горького урока и конвой сопровождал авианосец "Авенджер" ("Avenger") с 15 "Си Харрикейнами" на борту. Первый налет немцы совершили 8 сен­тября, но это была простая проба сил. Главный удар был нанесен шестью днями позже, силами I. и II./KG 26. Немцы тоже умели делать выводы, поэтому появились над целью большой группой из 44 бомбардировщиков, разделились и атаковали конвой со всех сторон. Зенит­ный огонь был слишком плотным, поэтому только поло­вина экипажей смогла сбросить торпеды на достаточно близком расстоянии. В волнах скрылись восемь транс­портов и пять Не 111 (англичане объявили о 15 сбитых машинах). Несмотря на относительно высокие потери, немцы повторили налет на следующий день. Но на этот раз в воздух успели подняться английские истребители, поэтому немцы потеряли еще пять Не 111, а девять дру­гих машин, сумевших дотянуть до аэродрома, пришлось списать. Налеты продолжались до 20 сентября, но нем­цам удалось накрыть только два транспорта, из них один смог удержаться на плаву. За 10 потопленных транспор­тов, из которых на долю летчиков пришлось семь, немцы заплатили 20 Не 111 и жизнью 14 экипажей.

Это был последний крупный налет на конвои, поскольку ситуация на фронтах заставила фашистов от­казаться от попыток перерезать морские коммуникации в Арктике. Проведя три грандиозные битвы между самоле­тами и кораблями, немцы пустили на дно 30 транспортов (еще 10 судов на счету подводников), потеряв при этом более 30 самолетов.