Описание конструкции самолетов He 111P и He111H

 

Фюзеляж - цельнометаллической конст­рукции, овального сечения. Фюзеляж состоял из 27 шпангоутов и 4 стрингеров, покрытых дюра­люминиевыми (легированными магнием) листа­ми, соединенных с каркасом при помощи закле­пок с потайными головками и имел сигарообраз­ную форму и подразделялся на три части: кабину пилота, бомбоотсеки и кабину стрелков. Кабина пилота была полностью остеклена, в ней располагались пилот, выполнявший функции командира экипа­жа, штурман, он же бомбардир и стрелок передней уста­новки. За кабиной пилота располагались два бомбоотсека, отделенными от кабины пилота и кабины стрелков двойными металлическими стенками. В стенках были прорезаны люки, позволявшие экипажу переходить из одной кабины в другую. Бомбоотсеки располагались в районе крепления крыльев. В отсеках были установлены восемь кассет ESAC 250ЛХ, размещенных по бокам и опиравшихся на борта фюзеляжа. Еще ближе к хвосту находилась кабина стрелков, где располагались двое или трое стрелков. Верхняя пулеметная установка располага­лась в вырезе обшивки в верхней части фюзеляжа. В вы­резе размещалась турель, к которой прикреплялось сиде­ние стрелка. Почти по всей длине кабины стрелков внизу простиралась подфюзеляжная гондола, в которой распо­лагалась нижняя установка и боевое место второго стрелка. В гондоле был проделан очень неудобный люк, через который все члены экипажа проникали в самолет. Этот же люк служил аварийным выходом для стрелков. Между гондолой и стеной бомбоотсека находилось по­ходное сидение нижнего стрелка, который одновременно обслуживал радиостанцию. Радиооборудование самолета размещалось у левой стены. В задней части фюзеляжа находилась ниша для убиравшегося до половины опор­ного катка, а за ним, между рулями высоты - пустое про­странство, закрытое алюминиевым обтекателем. Со вре­менем под этот обтекатель устанавливали гаки для бук­сирования планеров или неподвижный пулемет MG 17.

Крылья - цельнометаллические, трехсоставные, двухлонжеронные. В центроплане, имевшем форму пря­моугольника с характерным вырезом и зализом, распола­галось два топливных бака, а по краям находились мото­гондолы, люльки которых неразъемно соединялась с главным лонжероном. В плане крылья имели трапецие­видную форму с закругленными концами. Элероны ме­таллические с тканевой обшивкой. При выпуске закрыл­ков на угол больше 15°, элероны автоматически пере­ключались в режим закрылков. Закрылки, располагав­шиеся на центроплане и консолях имели однощелевую цельнометаллическую конструкцию с металлической обшивкой. Все три части крыльев были обшиты дюра­люминиевыми листами, прикрепленными к каркасу при помощи потайной клепки. В обеих консолях размещалась еще одна пара топливных баков и навигационные огни. На левой консоли находилась трубка Пито и посадочный прожектор.

Оперение - горизонтальное и вертикальное оперение было свободнонесущим эллиптической формы и цельнометаллической конструкции. Обшивка и способ ее крепления не отличались от применяемых в других частях самолета. Горизонтальное оперение имело три фиксированных положения, которые можно было уста­новить только на земле. Положения было три: крайнее верхнее (-1.5°), среднее и крайне нижнее (-4.5°). Крайне нижнее положение выбиралось для порожних самолетов. Руль направления был уравновешен, а рули высоты име­ли весовое и аэродинамическое утяжеление 20%.

Шасси - состояло из двух главных колес с рези­новой шиной размером 1100x375 мм, колея 5230 мм. Главное шасси полностью убиралось в ниши, размещен­ные в задней части мотогондол. Шасси имели двойные стойки Фоди с пневматической амортизацией и гидрав­лическими тормозами. Опорный каток имел резиновую шину размером 465x165 мм.

Оборудование - топливное оборудова­ние состояло из двух бензобаков емкостью по 700 литров каждый, расположенных в центроплане и двух баков по 1025 литров каждый в консолях. Для самолета использовали бензин В4 октановым числом 87. Подача бензина осуществлялась элек­тронасосами, в аварийных ситуациях предусмат­ривался ручной привод. За двигателями размеща­лись топливные фильтры и краны, перекрывавшие подачу топлива в случае пожара. У некоторых са­молетов в левом бомбоотсеке устанавливали до­полнительный топливный бак емкостью 837 лит­ра, который действовал по тем же принципам, что и все остальные баки. На многих самолетах топ­ливная система позволяла установить подвесные сбрасываемые баки.

Маслосистема состояла из двух баков емкостью по 190 литров каждый. Баки размеща­лись в центроплане. В случае необходимости мас­ло можно было перекачивать ручным насосом.

Кислородное оборудование размещалось в фюзеляже и состояла из четырех (позже из пя­ти) комплектов кислородных баллонов, в по шесть баллонов в каждом комплекте. Все они бы­ли соединены в одну общую систему, разделен­ную четырьмя (пятью) кранами и наполнявшуюся через один клапан.

Главный гидравлический привод служил для регулировки высоты кресла пилота, управле­ния закрылками, шасси и радиаторами системы охлаждения двигателей. Рабочее давление в сис­теме создавалось насосом, отбиравшим мощность у правого двигателя, а в случае аварии имелся ручной насос, расположенный в кабине пилота.

Самолет имел двужильную экраниро­ванную проводку, напряжение 24 В. Источником тока служили два генератора Bosch мощностью 1200 или 2000 кВт. Оба генератора работали от двигателей. В состав электрооборудования входи­ли два аккумулятора Varta, находящихся под по­лом в бомбовом отсеке.

Двигатели - два DB 601 массой 610 кг (Не 111P) или два Jumo 211 (в дальнейшем Jumo 213) массой 635 кг. Винты металлические или де­ревянные VDM или Junkers-Hamilton HPC диа­метром 3.4 метра.

Вооружение - сначала бомбардировщи­ки вооружались тремя пулеметами MG 13 калибра 7.92 мм, но со временем из заменили пулеметы МО 17, MG 81 и MG 81Z калибра 7.92 мм, пушка MG FF калибра 20 мм и крупнокалиберный пуле­мет МО 131 калибра 13 мм. Сначала три пулемета размещались в трех установках: передней, верх­ней и нижней, которые обслуживали три члена экипажа. В дальнейшем появились дополнитель­ные установки, потом одну из дополнительных установок убрали, и ввели пятого члена экипажа, который обслуживал сразу два пулемета. Стан­дартное вооружение самолета состояло максимум из девяти стволов, контролирующих все воздуш­ное пространство вокруг машины. В специализи­рованных модификациях вооружение самолета было усилено четырьмя пушками MG FF и MG 151/20 калибром 20 мм, установленными под пра­вом центропланом. Самолет мог брать бомбы в бомбоотсеки (до 2000 кг) и на внешнюю подвеску (в разных комбинациях бомб до 3000 кг). Содержимое бомбоотсеков могло быть сброшено по одной бомбе или серией (по желанию бомбардира или при помощи авто­мата RAB 14d).

Радиооборудование - для краткости ограни­чимся перечислением главных составных частей стан­дартного радиооборудования стандартного бомбарди­ровщика. На самолет устанавливали радиостанцию FuG III, которую в дальнейшем заменили на FuG X, состояв­шей из двух приемников и одного передатчика, а также двух антенн: одна была растянута над корпусом между мачтой и килем, а вторая выпускалась из-под фюзеляжа по мере необходимости. Кроме того самолеты оснаща­лись радионавигационным оборудованием FuB 1, одна из антенн которого проходила в антенной мачте, а другая вдоль днища фюзеляжа, а также радиопеленгатор Peil G 5. Антенна пеленгатора располагалась под обтекателем верхней установки. У самолетов Не 11 IP и первых Не 111Н-1 антенна радиопеленгатора находилась за верхней установкой. С 1940 года этот комплект был дополнен и модифицирован разным радионавигационным оборудо­ванием, идентификационными устройствами и радарами.