Junkers 88A

 

Пересмотр технических требований затянул реализацию программы "88" так, что первые предсерийные Ju 88 А-0 попали в части только в марте 1939 года. В начале 1938 года RLM заказал 28 предсерийных Юнкерсов Ju 88 А-0 и 50 самолетов Ju 88 А-1. Две недели спус­тя Юнкере получил заказ еще на 100 машин Ju 88 А-1. Завод Юнкерса в Ашенслебене выпускал фюзеляжи, а заводы в Хальберштадте и Леопольдсхалле - крылья и оперение. Окончательную Сборку осуществляли на заво­де в Бренбурге. Лицензионный выпуск осуществлялся в четырех группах. В первую группу были собраны заводы Хеншель в Берлин-Шёнефельде. Арадо в Бранденбурге (крылья) и АЕГ - Аллгемайне Электритет Гезел.льшафт (оперение). Во второй группе находились заводы Дорнье-Верке в Висмаре (фюзеляжи) и Хейнкель в Ораниенбурге (крылья). Третью группу составляли заводы Дорнье в Фридрихсхафене. Четвертая группа состояла из заводов АЕГ в Лейпциге и Зибель в Халле (крылья). Оснастку и дополнительное оборудование, необходимое для выпуска Ju 88, изготавливали на заводе Юнкерса в Шёнебеке.

Самолеты Ju S8A использовали для про­ведения различных испытаний, например Ju 88V18 (D-ACAP) пытались запустить при помощи катапульты.

 

Junkers 88A-0

 

Ju 88 А-0 был идентичен прототипу Ju 88V10. Вооружение самолета составляли три пулемета Рейнметалл-Борзиг МG 15 калибра 7.92 мм. установленные в трех точках: внизу в гондоле (Bodenwaniie), в задней части кабины и в перед­ней части кабины. Последний пулемет обслужи­вал штурман. Бомбы общей массой до 1000 кг располагались на внешней подвеске под крылья­ми и внутри бомбоотсека. Самолет был оснащен бомбоприцелом BZA. предназначенным для бом­бометания, из пикирования. В качестве силовой установки на самолете использовали двигатели Jumo 211В-1 мощностью 884 кВт/1200 л.с.

 

Junkers 88 А-1

 

Первой серийной модификацией стал Ju 88А-1. Его отличие от Ju 88A-0 заключалось в использовании трехлопастных пропеллеров VDM с изменяемым шагом. Кроме того изменили раз­мещение подфюзеляжной антенны. Была преду­смотрена .возможность установки дополнитель­ных топливных баков. При бомбонагрузке 1800 кг дальность составляла 1260 км, а при установке дополнительных баков в бомбоотсеках и под крыльями дальность возрастала до 3680 км. при этом бомбонагрузка уменьшалась до 500 кг. В ходе эксплуатации в боевых частях машины Ju 88A-I постоянно модернизировали, 3 основном переделки затронули оборонительное вооружение самолета. Уже первые столкновения с английски­ми истребителями показали, что Ju 88A-I недос­таточно вооружен. Кроме МG 15. размещенного в правом лобовом окне кабины пилота в передней части штурманской кабины устанавливали дополнительный МG 15. Если такая переделка осущест­влялась, то передний пулемет МG 15 устанавли­вали неподвижно. Место стрелка защитили бронелистами, а в левом и в правом бортах установи­ли по дополнительному пулемету МG 15. В даль­нейшем на месте одиночного пулемета, защи­щавшего заднюю полусферу установили спарку из двух МG 15. Все эти переделки привели к тому, что вооружение самолета возросло с трех пулеме­тов до 5-8. Однако, поскольку все эти пулеметы обслуживались отдельно минутная мощность залпа существенно не возросла.

Как и все новые самолеты, Ju 88А-1 не избежал "детских болезней". Так, часто заедало воздушные тормоза в открытом положении, на­груженная конструкция корпуса не допускала маневров на большой скорости, а у самолетов, выпущенных заводами фирмы Арадо в Бранденбурге, часто отказывали шасси.

В конце 1940 года на серийные самолеты стали устанавливать новый лафет для нижнего пулемета. На самолетах этой серии кроме двигателей Jumo 211B-1. также использовали моторы Jumo 211C мощностью 884 кВт/1200 л.с.

 

Junkers 88 А-2

 

Самолеты Ju 88A-2 в отличие от Ju 88A-1 осна­щались стартовыми ракетными ускорителями Walther Rb 202. которые сокращали разбег и облегчали взлет пере­груженным самолетам. Ускорители крепили к крыльям самолета между фюзеляжем и мотогондолами. Отрабо­танные ускорители сбрасывались на парашютах.

 

Junkers 88A-3

 

Прототипом Ju 88A-3 был Ju 88V16 (D-ACAR -W.Nr 008). Это была учебно-тренировочная модифика­ция самолета Ju 88A-1, оснащенная сдвоенной системой управления. Никакого вооружения на самолет не уста­навливали.

Учебные Ju 88A-3 использовали во мно­гих летных школах, например в Flugzeuge Fuehrerschule (школа летных командиров) в Альт Лённевитце и Пиллау, а также в Blindflugschule (школе слепого пилотажа) в Кенигсберг-Девау. Копенгагене и Мерсенбурге. Ju 88A-3 также ис­пользовали в качестве транспортных самолетов для снабжения немецких войск, окруженных под Сталинградом (1942-1943).

 

Junkers 88A-5

 

В начале 1940 года фирма Юнкере нача­ла подготовку к выпуску новой модификации бомбардировщика Ju 88A-5. На этот самолет предполагали поставить двигатели Юнкере Jumo 211F или 211J мощностью 1029 кВт/1400 л.с. Поскольку эти двигатели еще не были доведены, то RLM заказал Юнкерсу серию переходных самолетов Ju 88A-5. Прототипом этой серии был Ju88V14(D-APSF).

Фюзеляж Ju 88A-5 не отличался от фю­зеляжа Ju 88A-1, зато крылья были взяты от Ju 88А-4. Вместо элеронов обтянутых тканью ис­пользовали металлические элероны. Было уси­ленно шасси. Самолеты Ju 88A-5 первых выпус­ков были вооружены единственным пулеметом. МG 15 калибра 7.92 мм установленным в верхней установке. Под крыльями Ju 88A-5 можно было установить дополнительный бомбодержатель ETC 250, позволявший подвешивать 250-кг бомбы. Самолеты были оборудованы идентификацион­ным радиоустройством (IFF) FuG 25a Erstling радиусом действия 100 км. Изменился тип антен­ны и антенной мачты. Первые Ju 88A-5 (переделанные из поврежденных Ju 88A-I) были направлены в бомбардировочные части (главным образом KG 30) Люфтваффе в конце июля - нача­ле июня 1940 года. По сравнению с Ju 88A-1, Ju 88А-5 характеризовался лучшими летными каче­ствами и был более маневрен. Постепенно Ju 88А-5 вытесняли прежнюю модификацию, кроме новых самолетов, переделке подвергались и ста­рые Ju88A-l.

В ходе серийного выпуска в конструкцию А-5 внесли много изменений. Вместо двигателей Jumo 211B, использованных на Ju 88A-1 и первых Ju 88A-5, стали использовать новые Jumo 211G-1 или Jumo 211Н-1 мощ­ностью 884 кВт/1200 л.с. Задняя пулеметная установка оснащалась двумя пулеметами МG 15 на лафетах Linsenlafette Z10D. Кормовая верхняя установка была защищена броней. На самолетах Ju 88A-5 поздних вы­пусков использовали два типа установок Z10D с оваль­ными и прямоугольными смотровыми отверстиями. На самолетах первых выпусков нижняя пулеметная установ­ка была такой же, что и на А-1, позже ввели установку Bola (Сокращение от Bodenlafette - нижняя пулеметная уста­новка) 39C или 39D VE с одним пулеметом МG 15, а не­сколько последних самолетов этой модификации осна­щалось установкой Bola 81 со спаренным пулеметом Маузер МG 81Z калибра 7.92 мм. Установки Bola 39C и 39D VE отличались друг от друга способом крепления пулемета. Стоит добавить, что Bola 39D VE была при­способлена не только для МG 15, но и для МG 811 (МG 81Z) или МG 131. В полевых условиях на самолетах использовали и другие схемы вооружения.

 

Junkers 88A-4

 

Самой многочисленной модификацией самолета Ju 88A была Ju 88A-4. Прототипом Ju 88A-4 был самолет Ju 88V21 (D-ACBO, в последствии ND+BM), впервые поднявшийся в небо 1 ноября 1940 года. После внесения в конструкцию необходимых изменений были направле­ны в серию двигатели Юнкере Jumo 211F и 211J. На базе самолета Ju 88A-5 появилась новая модификация - Ju 88А-4. На первых самолетах Ju 88A-4 устанавливали моторы Jumo 211F мощностью 1029 кВт/1400 л.с., кото­рые в дальнейшем заменили Jumo 211J-1 той же мощно­сти. Jumo 211F отличался от предыдущих двигателей усиленным коленвалом и системой охлаждения, рабо­тающей под давлением. Дополнительный радиатор рас­полагался за двигателем в нижней части мотогондолы.

Воздухозаборник этого радиатора придавал мото­гондоле характерную форму. Только несколько первых машин Ju 88A-4 оснащались винтами VDM, остальные самолеты оснащались винтами VS 11 клееными из слоистой древесины. Выход­ные отверстия для горячего воздуха были закры­ты аэродинамичными заслонками. На первых самолетах Ju 88A-4 устанавливали бронеспинку кресла пилота, в дальнейшем пилот получил бронезаголовник и боковые бронеплиты. Вместо пулеметов МG 15 с дисковым питанием на само­леты установили более совершенные МG 81 с ленточным питанием. Пулеметная лента храни­лась в брезентовых мешочках, расположенных в нижней части кабины. У каждого пулемета был свой мешок. Нижняя пулеметная установка типа Bola 39D VE или Bola 81Z. В передней части кабины устанавливали одиночный пулемет МG 15. МG 81 калибра 7.92 мм или крупнокалиберный пулемет Рейнметалл-Борзиг МG 131 калибра 13 мм. Для защиты передней полусферы исполь­зовали пулемет МG 811, установленный в лобовом стекле кабины пилота или в "глазе жука". Дополнительные пулеметы можно было снять и переставить на борт. На пулеметах, расположенных в передней и нижней уста­новках использовали прицелы VE. В верхней установке размещали или спаренный пулемет МG 811 (прицел VE) или лафет с одиночным МG 811 либо МG 131. Прицелы VE могли оснащаться антибликовыми вкладками, уста­новленными в трубчатом держателе.

В полевых условиях самолеты Ju 88A-4 могли быть оснащены комплектами, позволяющими приспосо­бить самолет для выполнения специфических боевых заданий, так называемыми Ruestsatz. Это были:

Ruestsatz А - бомбодержатели для крепления р переднем бомбоотсеке двадцати бомб массой по 50 кг (обычно SC 50);

• «Ruestsatz В - бомбодержатели для крепления в заднем бомбовом отсеке десяти 50-кг бомб, при этом в переднем бомбовом отсеке устанавливали дополнитель­ный топливный бак емкостью 1220 литров;

Ruestsatz С - два дополнительных топ­ливных бака, размещенных в переднем (1220 литров) и заднем (3680 литров) бомбоотсеках.

Самолет нес бомбы как на внутренней, так и на внешней подвеске. 'На бомбодержателях ETC 250 можно было подвесить четыре 250-кг бомбы или дополнительный топливный бак емко­стью 900 литров. На самолетах Ju 88A-4 не было бомбодержателей с внешней стороны мотогондол. Из-за увеличения массы самолета усилили стойки шасси и установили колеса шасси большего диа­метра. Многие самолеты Ju 88A-4 были оборудо­ваны ножами для перерезания линей аэростатов. Более мощным стало и навигационное оборудо­вание. В задней части корпуса установили радио­пеленгатор Peilgerat EZ 6, антенна которого размещалась, под плексигласовой крышкой на корпусе, в крыле установили альтиметр FuG 101с антенной, размещенной под концом левого крыла.

На самолетах Ju 88A-4 применили новые выхлопные патрубки и увеличенные коки винтов.

Впервые Ju 88A-4 были использованы против СССР и находились в строю до конца войны.

 

Junkers 88A-4 Torp

 

К началу войны Люфтваффе не обладало совре­менным самолетом-торпедоносцем. Эту проблему пыта­лись решить переделывая в торпедоносцы имеющиеся Ju 88А и Не 111H.

В начале 1942 года на торпедном полигоне в Готенхафене (Гдыня) начались испытания Ju 88A-4. оснащенного держателем торпеды PVC. Бомбодержатели ETC и воздушные тормоза с самолета были сняты. В передней части фюзеляжа справа располагался механизм сброса торпеды, закрытый обтекаемой заслонкой. Ju 88А-4 Torp иногда оборудовали морскими радарами FuG 200. В передней установке вместо пулеметов устанавливали пушки Рейнметалл-Борзиг МG FF калибра 20 мм, пред­назначенные для поражения морских целей. Использова­ли торпеды LT5b калибра 533 мм с магнитными или ударными (инерционными) взрывателями. Самолет Ju 88А-4 Torp (BF+YT W.Nr 740) использовали для испыта­ний планирующих торпед. Планирующая торпеда пред­ставляла собой обычную торпеду LT5b, соединенную с планером Blohm und Voss L10, что позволяло осуществ­лять ее сброс с большей высоты. После вхождения в воду крылья и оперение отпадали и торпеда устремлялась к цели. После того, как самолет BF+YT разбился, заходя на посадку у аэродрома Румя около Гданьска от дальнейших испытаний этой системы отказались.

 

Junkers 88A-6 и A-6U

 

Известны две версии самолета Ju 88A-6: собственно Ju 88A-6 и Ju 88A-6U.

Ju 88A-6 представлял собой обычный Ju 88A-5, оснащенный приспособлением для перерезания тросов аэростатов. Впереди самолета крепился параван, а на концах крыльев устанавливали специальные ножи. В задней части фюзеляжа разместили противовес массой 60 кг. Самолеты Ju 88A-6 шли перед волной бомбардиров­щиков и расчищали дорогу. Поскольку громоздкая кон­струкция ухудшала скоростные качества и маневренность машин, то, как правило. Ju 88A-6 сбивали первыми.

Модификация Ju 88A-6 U - это самолеты Ju 88А-6 (По всей видимости Ju 88A-6 U строили и на базе Ju 88А-4), приспособленные для атак на морские цели. На Ju 88A-6U ставили моторы Jumo 211F или 211J. Самоле­ты не оснащались подкабинной гондолой, входной люк экипажа размещался под фюзеляжем. Экипаж этой вер­сии составлял три человека. Ju 88A-6U оснащали рада­ром FuG 200 Hohentweil. Антенны радара располагались либо на носу машины, либо на носу и под левым крылом. FuG 200 можно было монтировать вместе с радаром FuG 217 Neptun R1 радиусом действия от 400 до 4000 метров, антенны этого радара устанавливали под крыльями. FuG 200 служил для отыскания морских целей на дистанциях до 80 км. a FuG 217 использовался в качестве радара кругового обзора. На некоторых самолетах этой модифи­кации устанавливали обтекатели на выхлопные патрубки. Использовали различные схемы вооружения самолета, чаще всего оборонительное вооружение заключалось в одиночном пулемете МG 131 или спаренном МG 811.

Самолеты Ju 88A-6 оборудовались радаром EZ 6 и альтиметр FuG 101.

 

Junkers 88A-7

 

Ju 88A-7 представлял собой невооруженную учебно-тренировочную машину. На данный тип самолета устанавливали двигатели Jumo 211H-1 мощностью 883 кВт/12000 л.с. на многих самолетах модификации не было гондолы стрелка. Фирмой Блом унд Фосс (Blom und Voss) было переделано или построено 150 самолетов.

 

Junkers 88A-8

 

Ju 88A-8 оснащались Kuto Nase. Kuto Nase - это резаки аэростатных тросов, установленные на передней кромке крыла. Пр мысли создателей этого устройства Kuto Nase должны были защитить самолет от столкнове­ний с заградительными аэростатами.

 

Junkers 88A-9, A-10, A-11

 

Самолеты Ju 88A использовались на Се­вероафриканском театре военных действий и в Средиземноморском бассейне. Машины, предна­значенные для эксплуатации в тропических и субтропических условиях оснащали специальным оборудованием, состоящего из воздушных фильт­ров на воздухозаборниках, солнцезащитных што­рок в кабине и средств выживания в пустыне. Переделанные серийные Ju 88A-I. А-4 и А-5 получали индекс Тгор. Если же самолет был изна­чально выпущен в тропической модификации, то ему присваивалось новое обозначение. При этом А-1 становился Ju 88А-9, А-4 - Ju 88A-11, a A-5 – Ju 88A-10.

 

Junkers 88 А-12

 

Ju 88A-12 - это учебно-тренировочная версия Ju 88A-4, на которой устанавливали двой­ное управление. Ju 88А-12 выпускали без гондолы стрелка и аэродинамических тормозов, кроме того, на эти самолеты не устанавливали вооруже­ния. Переделку серийных Ju 88A-4 в Ju 88A-12 осуществляли на фирме ATG в Мерзенбурге (148 самолетов).

 

Junkers 88А-13

 

Модификация Ju 88A-13 задумывалась как штурмовик, в обязанности которого входила бы поддержка пехоты на поле боя.

Начиная с января 1942 года было пере­делано несколько серийных Ju 88A-4. Самолеты Ju 88A-I3 получали дополнительное бронирова­ние кабины, бензобаков и нижней поверхности мотогондол. Воздушные тормоза с таких самоле­тов снимали. На внутренних бомбодержателях можно было подвесить контейнеры АВ 250, АВ 500 или АВ 1000 (цифра в наименовании означает массу бомб, находящихся в контейнере), заполненных малень­кими бомбами SD 2 массой по 2 кг каждая. В бомбоотсеке предусматривалась подвеска для классических фугас­ных, зажигательных и осколочных бомб.

На бомбодержателях ETC 250 устанавливали контейнеры (так называемые Waffenbehalter) с скоро­стрельными пулеметами, предназначенными для пораже­ния наземных целей. Использовали два типа контейне­ров: WB-81A, в которых размещались три спаренные пулемета МG 81Z, или WB-81B с идентичным вооруже­нием, но пулеметы фиксировались под углом 15° к гори­зонту.

Ju 88A-13 в небольшом количестве использо­вался на Восточном фронте в 1942-1944 годах.

 

Junkers 88A-14

 

Опыт боевого применения самолета Ju 88 вы­явил необходимость усилить вооружение самолета пуш­кой. Пушка требовалась не только для борьбы с истреби­телями противника, но и для поражения наземных целей.

В полевых условиях переднюю установку осна­щали пушкой МG FF. Она крепилась на неподвижном лафете справа от места бомбардира. При этом бомбоприцел Lotfe снимали с самолета. "Глаз жука" при этом замазывали краской или закрывали листовым железом. Боезапас - 120 выстрелов в дисковых магазинах - хранил­ся в кабине самолета. Существовала возможность пере­делки всех типов Ju 88A, однако ей подвергались, глав­ным образом, самолеты Ju 88A-4 и Ju 88A-5. Самолеты, оснащенные пушками, использовали во многих частях, в том числе в K.G 54. 30. 76 и 77. LG 1 и в разведке.

Успех Ju 88A. оснащенного пушкой, склонили фирму Юнкерса к разработке серийной версии Ju 88A-14. Самолеты Ju 88A-14 несли пушку не внутри кабины, а в гондоле под фюзеляжем. Пушка размешалась в передней части гондолы, а на месте бомбоприцела находился эжектор гильз. В полевых условиях было переделано несколько Ju 88A-4, от серийных машин передел­ки отличались способом крепления пушки.

 

Junkers 88 А-15

 

Ju 88 А-15 представлял собой бомбарди­ровщик Ju 88A-4 (SL+PC, W.Nr 140561. самолет также носил обозначение прототипа Ju 88V60), с бомбоотсеком увеличенного объема. С самолета (Сняли бомбодержатели и гондолу. От прежнего оборудования оставили только бомбоприцел Lotfe и перископ. Сокращенное бортовое вооружение состояло из двух пулеметов МG 15 или МG 811 в задней установке и пулемета МG 811 в передней установке. В хвостовой части самолета преду­сматривалось место для неподвижно закреплен­ного пулемета Рейнметалл-Борзиг МG 17 калибра 7.92 мм. Серийно Ju 88A-15 не выпускался.

 

Junkers 88A-16

 

Данная модификация представляла со­бой дальнейшее развитие учебно-тренировочного самолета на базе Ju 88. В современной литерату­ре, посвященной Ju 88A-16. трудно установить к какой конкретно модели относился этот самолет. Некоторые источники утверждают, что это была учебная модель дл Ju-88, другие, более многочис­ленные источники утверждают, что А-16 был учебной машиной для Ju 88A-15

 

Junkers 88 А-17

 

Боевой опыт применения самолетов Ju 88А-4 Trop показал необходимость выпуска ма­лой серии торпедоносцев, обозначенных как Ju 88А-17. На самолетах этого типа не было подкабинной гондолы. На некоторых самолетах серии устанавливали морской радиолокатор FuG 200 Hohentweil.

Самолет Ju 88 AT 17 использовали в некоторых боевых частях, в том числе в KG 26, 76 и KueFlGr 506.