Боевое применение

 

В августе 1939 года 88-й испытательный отряд (Erprobungskommando 88) был переформирован в 1-й дивизион 25-го бомбардировочного полка (I./KG 25 - I. Gruppe/Kampfgeschwader 25), который планировалось оснастить новыми бомбардировщиками Ju 88 А-1, однако из-за недостаточных поставок в дивизион направили и предсерийные Ju 88A-0. Дислоцировался дивизион на аэродроме в Йевере. 22 сентября 1939 года изменили его название на I./KG 30. 26 сентября четыре Ju 88A вместе с девятью Не 11 IP и Не 111H из I./KG 26) нанесли бомбо­вый удар по английским кораблям в Северном море. Унтерофицер Карл Франке (Francke) сообщил о попада­нии 500 кг бомбы в авианосец "Арк Ройал" ("Ark Royal"), пилот другого Ju 88A доложил о попадании в линейный крейсер "Худ" ("Hood"). Хотя корабли Королевского Военноморского флота в действительности не получили ни одного повреждения, гитлеровская пропаганда рас­трубила о том, что немцам удалось потопить "Арк Ройал". Франке был награжден Железным крестом I и II классов и произведен в лейтенанты. Во время очередного боевого вылета немцы потеряли гидроплан Do 18D, сбитый пикирующим бомбардировщиком Blackburn "Skua" с "потопленного" авианосца "Арк Ройал". 9 ок­тября 21 Ju 88A и 127 Не 111P и Н из KG 26 и LG 1 (LG - сокращение от Lehrgeschwader - учебный полк) совершили боевой вылет с целью атаковать английский флот, который предположительно находился на полпути между Шетландскими островами и побережьем Норвегии (район банки Викингов]. Однако корабли противника обнаружить так и не удалось. Из полета не вернулся бомбардировщик Ju 88A обер-лейтенанта А.Коля (Kohl). Вероятно у самолета отказали двигатели. Этот самолет открыл счет потерям Ju 88. 16 октября Юнкерсы из I./KG 30 атаковали английские корабли, стоявшие в заливе Фирс-оф-Форс. Главной целью бомбардировщиков был линейный крейсер "Худ", направляющийся в Росит. Когда немецкие бомбардировщики достигли порта, то выяснилось, что "Худ" встал в док. Как вспоминает ко­мандир I./KG 30 капитан Хельмут Поле (Pohle), экипа­жам было приказано не атаковать корабль, находящийся в доке. Дело в том, что в это время 'Германия пыталась заключить с Великобританией мир, а атака на док могла повлечь за собой жертвы среди гражданского населения, что было нежелательно. Поэтому была атакована запас­ная цель - легкие крейсера "Эдинбург" ("Edinburgh"), "Саутхемптон" ("Southampton") и эскадренный миноно­сец "Мухаук" ("Mohawk"). Во время пикирования разру­шился фонарь кабины самолета капитана Поле, а вскоре (14:45) его Ju 88A был сбит английским Supermarine "Spitfire" Mk. IA из 602-го дивизиона RAF, пилотирован­ным капитаном Г.Пинкертоном (Pinkerton). Поле попал в плен. В четырех милях к северу, около Порт-Сетон, ис­требители из 603-го дивизиона RAF сбили еще один Ju 88А (4D+DH) из 1./KG (1-я эскадрилья KG 30). Экипаж сбитого самолета подобрал траулер "Дейспринг" ("Dayspring"), а сам бомбардировщик вскоре подняли со дна. Английский пилот, сбивший Юнкерса, был награж­ден. Еще один Ju 88А, 'пилотируемый лейтенантом X. фон Райзеном (von Reispn), получил повреждения, но Райзен сумел дотянуть до аэродрома в Вестерлянде на острове Силт. На следующий день четыре Ju 88А из I./KG 30 под руководством нового коман­дира дивизиона капитана А.Дёна (Doehn) совер­шили налет на военно-морскую базу в Скапа Флоу. На этот раз немцам удалось тяжело повре­дить учебный корабль (бывший линкор) "Айрон Дюк" ("Iron Duke"). Один из Юнкерсов был сбит зенитной артиллерией англичан и рух­нул на остров Хой. 3 декабря 1939 года из разве­дывательного полета над Англией не вернулся Ju 88А из 3.(F)/122 (F - сокращение от Fernaufklaerungsgruppe - группа дальней разведки). 3 февраля 1940 года англий­ский тральщик, патрулировавший район Морей Фирс сбил самолет из 2./KG 30, пилотированный командиром эскадрильи капитаном Х.Розенталем (Rosenthai). Экипаж самолета попал в плен. Еще через шесть дней 2./KG 30 потеряла еще один Ju 88А. В феврале и марте самолеты I./KG 30 и II./KG 30 атаковали английские морские пути. 29 марта 1940 года корабельная зенитная артиллерия англичан сбила самолет обер-лейтенанта Р.Квандта (Quandt). Весной 1940 года в бой вступили новые части, оснащенные бомбардировщи­ками Ju 88A. II./KG 30 был сформирован 1 декаб­ря 1939 года в Барте, a III./KG 30 - 1 января 1940 года. Всего на вооружении KG 30 находилось 84 самолета Ju 88A. На стадии перевооружения находились и другие полки, в том числе KG 4, KG 51 и LG 1. Подготовка экипажей шла в учебной части - Lehrgruppe 88.

После того, как Германия напала на Данию и Норвегию, Ju 88A, базировавшиеся в Вестерлянде атаковали английские корабли в Берге­не. Получили повреждения легкие крейсера "Глазго" ("Glasgow") и "Саутхемптон", тяжелый крейсер "Девоншир" ("Devonshire"), а эскадрен­ный миноносец "Гурха" ("Gurkha") был потоплен. Во время налета на Скапа Флоу KG 30 потерял два Юнкерса. После того, как южная часть Норве­гии была оккупирована, KG 30 перебазировался на аэродромы Осло-Форнабе, Ставангер и Трондхейм. Была сформирована специальная эскадри­лья Zerstorerstaffel I./KG 30, оснащенная тяже­лыми истребителями Ju 88C-2, которые должны были прикрывать бомбардировщики. К началу наступления на Западе - 10 мая 1940 года - кроме KG 30 бомбардировщиками Ju 88A были полно­стью перевооружены по два дивизиона из KG 51 и LG 1 и один дивизион из KG 4. Во время фран­цузской кампании самолеты Ju 88A выступали в роли пикирующего бомбардировщика, атакуя наземные цели. 3 июня 1940 года почти 300 не­мецких бомбардировщиков нанесли удар по французским аэродромам вокруг Парижа и по самой столице Франции (операция "Тапир"). Самолетам Blochy MB 152 из Grouppe de Chasse 1/8 и Devoitine D520 из ОС 1/3 удалось сбить од­ного Ju 88A из II./KG 51. 16 июня 1940 года ис­требители из GC 1/8 сбили в районе Орлеана еще один Ju 88A. Во время французской кампании бомбардировщики Ju 88A не применялись широ­ко, поэтому потери были относительно невелики. Особенно хорошо показали себя Ju 88A при налетах на эвакуируемый Дюнкерк. Быстрые и хорошо воо­руженные Ju 88A выступили в роли пикирующих бом­бардировщиков, там, где слабовооруженные "штуки" Ju 87В несли тяжелые потери.

 

Обозначения частей, имевших на вооружении Ju 88

Обозн.

Часть

Самолет

Обозн

Часть

Самолет

А3+

Kampfgeschwacjer KG 200

Ju 88 A-4, D-6, S-3

1B+

Wetterstaffel 5

Ju 88 A-4. D-1

А6+

Aufkiarungsgruppe 120

Ju88 D-1

1H+

Kampfgeschwader KG 26

Ju 88 A-4

В3+

Kampfgeschwader KG 54

Ju 88 A-4, A-14

2J+

Zerstorergeschwader ZG 1

Ju 88 C-6

В4+

Nachtjagdgeschwader

Ju 88 G-6

2N +

Zerstdrergeschwader ZG 76

Ju 88 C-6, R-2, G-1

 

NJG 3 (Norwegia)

 

2Z+

Nachtjagdgeschwader

Ju 88 C-6, G-1. G-6

С6+

Aufkiarungsgruppe 121

Ju 88 D-1

 

NJG 6

 

С9+

Nachtjagdgeschwader

 

3C+

Nachtjagdgeschwader

Ju88 G-6, R-2.G-1.

 

NJG 5

Ju88 G-1,G-6

 

NJG 4

G-6

D5+

Nachtjagdgeschwader

 

3E+

Kampfgeschwader KG 6

Ju 88 A-1.A-4, A-

 

NJG3

Ju 88 G-6

 

 

14. S-0, S-1, S-3

D7+

Wekusta 1

Ju 88 A-4, D-1

3U+

II./Zerstorergeschwader

Ju 88 C-6

D9+

Nachtjagdgruppe NJGr 10

Ju 88 A-4, G-1.G-6

 

ZG26

 

Е6+

Aufkiarungsgruppe 122

Ju 88 D-1

3Z+

Kampfgeschwader KG 77

Ju 88 A-1, A-5, A-

F1 +

Kampfgeschwader KG 76

Ju 88 A-1, A-4, A-5

 

 

4, A-17, S-1

F2+

Erganzungs-

Ju88 D-1, T-1

4C+

Nachtjagdstaffel KG 40

Ju 88 C-6, R-2. G-1

 

Fernaufklarungsgruppe

 

4D+

Kampfgeschwader KG 30

Ju 88 A-5. A-4

F6+

Aufkiarungsgruppe 122

Ju 88 A-5, D-1

4N+

Aufkiarungsgruppe 22

Ju 88 D-1

F8+

Kampfgeschwader KG 40

Ju 88 C-6, R-2. G-1

4P+

?

Ju 88 G-1

G2+

Aufkiarungsgruppe 124

Ju 88 D-1

4R+

Nachtjagdgeschwader

Ju 88 G-11, C-4, C-

G9+

Nachtjagdgeschwader

Ju 88 A-4. C-6, R-

 

NJG 2

6, R-2, G-1, G-6

 

NJG1

1, G-1, G-6

4U+

Aufkiarungsgruppe 123

Ju 88 A-1, D-1, H-1,

Н1 +

Aufkiarungsgruppe 10

Ju 88 D-1

 

 

T-1

К8+

?

Ju88 S-1,S-3

5F+

Aufkiarungsgruppe 14

Ju 88 A-1

К9+

3./ Aufkiarungsgruppe

Ju 88 В,

5J+

Kampfgeschwader KG 4

Ju 88 A-4

 

ObdL

D-1

5K+

Kampfgeschwader KG 3

Ju 88 A- 1, A-5, A-4

L1 +

LeHrgeschwader LG 1

Ju 88 A- 1. A-4, A-5

5M+

Wekusta 26

Ju 88 A-4, D-1

М2+

Kustenfliegergruppe 106

Ju 88 A-4

6N+

Kampfgeschwader KG 100

Ju 88 A-4

 

KuflGr

 

7A+

I Aufkiarungsgruppe 121

Ju88

М7+

Kustenfliegergruppe 806 .

Ju 88 A-4

7J+

Nachtjagdgeschwader

Ju 88 G-1, G-6

 

KuFIGr

 

 

NJG 102

 

R4+

Nachtjagdgeschwader

Ju 88 C-1,C-2,C-4,

7T+

?

Ju 88 A-5

 

NJG 2

C-6, R-2, G-1, G-6

8H+

Aufkiarungsgruppe 33

Ju 88 D-1, S-3

S4+

Kustenfliegergruppe 506

Ju 88 A-5, A-4

8L+

?

Ju 88 A-5, A-4

 

KuFIGr

 

8M +

?

Ju 88 D-1

Т1 +

Aufkiarungsgruppe 10

Ju 88 D-1

9K+

Kampfgeschwader KG 51

Ju 88 G-1, G-6

Т5+

1./I 2./ Aufkiarungs-

Ju88A-4(tK11).

9W+

Nachtjagdgeschwader

Ju88

 

gruppe ObdL

В, С-7, D-1.T-1/2

 

NJG 101

Ju88

Т5+

1./ Fehrnaufklarungs-

Ju88 D-1, D-5

 

 

gruppe 100

 

 

Т6+

Aufkiarungsgruppe 122

Ju 880-1,0-5, T-1

 

U5+

Kampfgeschwader KG 2

Ju 88 A-4, G-6

 

V4+

Kampfgeschwader KG 1

Ju 88 A-5, A-4

 

W7+

Nachtjagdgeschwader

Ju 88 G-1, G-6

 

Z6+

NJG 100

Kampfgeschwader KG 66

Ju 88 A-4, S-3

 

 

Первой большой операцией, в которой приняли участие Ju 88A была "Битва за Англию". В июне и июле 1940 года Ju 88A использовали для дальней разведки и атаки на порты и морские коммуникации англичан в Ла-Манше. 1 июля во время разведки в районе Ливерпуля был сбит самолет из 3. (F)/121. 3 июля Юнкерсы из 8./KG 30 определяли метеорологические условия над Англией. Два Ju 88A-2 стали добычей "Спитфайра" из 603-го ди­визиона RAF. Спастись удалось только одному немецко­му летчику. 8 июля во время налета на Сандерленд анг­личане сбили самолет 5J+AT командира 9./KG 4 капита­на К.Ролёффа (Rohloff). Потери немцев были вызваны не только атаками англичан. 25 июля во время налета на авиационный завод Глостер в Хаклкоте Ju 88A из 5./KG 51 столкнулся в воздухе в районе аэродрома Саут Серии с учебным самолетом Miles Master и рухнул на землю. 27 июля в руки англичан попал почти неповрежденный Ju 88А-1. Юнкере 9K+HL из 3./K.G 51, дислоцированного на аэродроме Мелюн-Вильярош вылетел на бомбардировку Крю. В воздухе вышло из строя навигационное оборудование и самолет сбился с курса. Сбросив бомбы куда попало самолет совершил вынужденную посадку в Бакхолт Фарм, графство Суссекс. Анг­личане присвоили этому самолету обозначение АХ 919 подвергли его всесторонним испытаниям. 11 августа Ju 88 нанесли бомбовый удар по мор­ской базе в Портленде. На следующий день 63 бомбардировщика из KG 51 совершили налет на Портсмут. 15 машин разбомбило радиолокацион­ную станцию Вентор на острове Уайт.

Начало операции "Adler Tag" ("День ор­ла") пришлось на 13 августа 1940 года. В тот день немецкие бомбардировщики совершили несколь­ко налетов на английские аэродромы. К тому времени на вооружении немецких бомбардиро­вочных частей (три дивизиона KG 51 "Edelweiss", два дивизиона LG I, III./KG 4 "General Wever", I и II дивизионы KG 54 "Totenkopf") находились самолеты типов Ju 88А-1, Ju 88A-2 и Ju 88A-5. На стадии перевооружения находились 1II./KG 54 и III./KG 1. Самолетами Ju 88A оснащался и бази­ровавшийся на аэродроме Аальборг в Дании КО 30 "Adler". 15 августа пятьдесят бомбардировщи­ков из KG 30 атаковало аэродром Дриффилд -базу 4-й бомбардировочной группы RAF. При­крытие немецких бомбардировщиков осуществ­ляли всего лишь несколько тяжелых истребителей Ju 88C-2. Немцам удалось разбомбить четыре ангара и уничтожить десять английских бомбардировщиков Armstrong-Whirworth "Whitley" Mk. V. Анг­лийские истребители "Spitfire" из 616-го дивизиона и Hawker "Hurricane" Mk. I из 73-го дивизиона RAF не оставили немцев безнаказанными. Было сбито несколько немецких бомбардировщиков, в том числе самолет Ju 88А-5 сержанта Р.Бира (Bihr), который записал на свой счет лейтенант Д.С.Скотт (Scott) из 73-го дивизиона. Ju 88А из II./LG 1 атаковали аэродромы Тангмере и Вестхампнетт. Потери составили три Юнкерса. Двенадцать Ju 88А из I./LG 1, базировавшегося на аэродроме Орлеан-Бриси, нанесло бомбовый удар по английскому аэродро­му Миддл Уоллоп. Налет был удачен - немцам удалось уничтожить на земле несколько "Спитфайров". 20 авгу­ста в 7:10 утра командир 302-го дивизиона RAF майор А.Дж. Сетчелл (Saychell) сбил один Юнкере Ju 88A-1 (4D+IS) из 8./KG 30. Немецкий самолет рухнул у Патрингтона около Гулля. На следующий день Люфтваффе потеряло еще три Ju 88A - два из KG 54 и один из KG 30. 22 августа 1940 года Ju 88А из KG 30 атаковали конвой "Топаз", шедший вдоль побережья Шотландии по на­правлению порта Уик. Истребители из 152-го дивизиона RAF сбили Юнкере из 3.(F)/121, выполнявший разведы­вательный полет над Бристольским каналом. В сентябре 1940 года Ju 88A наносили удары по аэродромам и дру­гим наземным целям, например оборонным заводам, разведывали и бомбили английские корабли и суда.

Особенно успешным оказался налет двух бом­бардировщиков (вероятно из KG 51) на аэродром Бриз Нортон в графстве Оксфордшир. Самолеты сбросили две бомбы массой 250 кг и тридцать три бомбы массой 50 кг. Бомбы накрыли несколько ангаров, в которых стояли 46 учебных самолетов (Hawker "Hart", De Havilland "Tiger Moth", Miles "Master" и Miles "Magiser"). Кроме того, было повреждено еще семь учебных самолетов и одинна­дцать истребителей Hawker "Hurricane" Mk. I, находив­шихся в ремонте.

Осенью и зимой 1940-1941 года Ju 88 участво­вали в ночных налетах на города в южной и восточной части Англии. В ночь с 14 на 15 ноября немцы нанесли бомбовой удар по Ковентри.

В январе 1941 года Ju 88А находились на воо­ружении следующих частей Люфтваффе: 2-й воздушный флот (Luftflotte 2) - в KG 30 "Adler" было 90 самолетов из них 43 боеспособных, 3-й воздушный флот - в II./KG и III./KG 1 "Hindenburg" было 55 самолетов из них 15 боеспособных, в KG 76 - 83 самолета Ju 88А (боеспособных только 6) и несколько более старых Do 17Z-2, в KG 77 было 87 самолетов (36 исправных), в KG 54 "Totenkopf - 59 Юнкерсов Ju 88 (33 исправных), в LG 1 было 98 самолетов Ju 88A. В 806-й группе морской авиации (Kuestenfliegergruppe 806) было 12 Ju 88.

В ноябре 1940 года Гитлер приказал пе­ребросить на Средиземноморье несколько авиа­ционных частей, которые предназначались для поддержки итальянцев, атак на Мальту и англий­ский флот, а, также для действий в Северной Аф­рике. Из Норвегии на Сицилию перебросили X авиационный корпус под командованием генерал-лейтенанта Х.Ф.Гислера (Giesler). В состав корпу­са входили две эскадрильи дальней разведки l.(F)/121 и 2.(F)/123, оснащенные самолетами Ju 88D, а также II./LG 1 и III./LG 1. Первой крупно­масштабной акцией на Средиземноморье была "Illustrious Blitz" - налет на поврежденный авиа­носец "Илластриес", находящийся на Мальте. 16 января 17 Ju 88A и 44 Ju 87 R "Stuka" под при­крытием немецких и итальянских истребителей атаковали портовые постройки и береговую ар­тиллерию. Один Ju 88 (L1+CT) из LG 1 пилотиро­ванный обер-лейтенантом Карлом Пихлером (Pichler) был сбит, три бомбардировщика получи­ли тяжелые повреждения и разбились при заходе на посадку на аэродроме Катания. Еще два Ju 88A были разбиты уже на земле после того, как на них рухнул итальянский бомбардировщик. 18 и 19 января Ju 88A из LG 1 вновь бомбардировали Мальту. Англичанам удалось сбить самолет L1+ES командира 8./LG 1 капитана В.Дурдека (Durdeck), еще один поврежденный Ju 88A со­вершил вынужденную посадку в Подзалло. Не­удачей закончился разведывательный полет шести Ju 88A из 8./LG 1, совершенный вечером 23 янва­ря 1941 года. У самолетов закончилось топливо над морем и экипажи были вынуждены покинуть машины. Спастись удалось только пилоту L1+CS старшему сержанту Херберту Изахену (Isachen). На сле­дующий день 4./LG 1 потерял еще один Ju 88A, сбитый английским истребителем Gloster "Sea Gladiator" из 806-го дивизиона FAA (Fleet Air Arm - военно-морской флот Великобритании). Двумя днями позже несколько "Hurricane" сбили разведчик Ju 88D из l.(F)/121. 3 фев­раля Юнкерсы атаковали мальтийские аэродромы Халь-Фар, Лука и Калафрана. Всего над Мальтой Люфтваффе потеряло 12 Юнкерсов А и D.

Первым самолетом, который немцы потеряли в Северной Африке, был Ju 88D из 2.(F)/123, сбитый 3 февраля 1941 года над Триполи "Hurricane" Mk.IA из 73-го дивизиона RAF. Целями бомбардировщиков из LG 1 были Бенгази, Триполи и Тобрук. 15 февраля 1941 года английские зенитчики сбили над Мальтой очередной Ju 88А из 7./LG 1. Во время контрнаступления немецко-итальянских войск Юнкерсы бомбили скопления войск союзников. Другой целью немецких бомбовозов были английские морские конвои, направляющиеся на Мальту и в Александрию.

В налетах на Мальту участвовали еще две части морской авиации, Kuestenfliegergruppe KueFlGr 806 и 506, оснащенные самолетами Ju 88A.

Бомбардировщики и разведчики Ju 88 использо­вались во время балканской кампании против Югославии и Греции. К началу боевых действий на юге Европы Ju 88 состояли на вооружении следующих частей: Luftflotte 4 -Stab, I ./KG 51 и I1./KG, базирующиеся в Винер-Нойщтадте (Австрия); III./KG 51 в Вене-Швехат; 4.(F)/121 в Сайринге (Австрия); I./LG 1. в Крумово (Болгария). Кроме того, в балканской кампании, по-видимому участвовали II./LG 1 и III./LG 1.

Утром 6 апреля 1941 года Ju 88 и Ju 87 атакова­ли аэродромы Велес, Скопье и Стип. Бомбардировщики из KG 51 участвовали в налетах на Белград. Три Ju 88 были повреждены югославскими истребителями. На следующий день Ju 88 из KG 51 продолжили налеты на Белград, на этот раз потери были высоки. Три бомбарди­ровщика (9L+GL, 9L+MK и 9К+КН) из I./KG 51 были сбиты югославскими истребителями, а два самолета, получивших повреждения, разбились, совершая вынуж­денную посадку на аэродромы Арад и Речита в Румынии. 12 апреля "Hurricane" из 4-го югославского авиационно­го полка сбил в районе Баня-Луки Ju 88A из II./KG 51 (9K+LP, пилот обер-лейтенант Х.Вестен (Westen)). Над аэродромом Мостар югославский "Hurricane" атаковал самолет сержанта Гюгельса (Guegels) из II./KG 51, одна­ко немецкий стрелок оказался искуснее. 13 апреля Юн­керсы Ju 88 из KG 51 бомбардировали курорт Илиджа - место дислокации эвакуационного правительства Коро­левства Сербов, Хорватов и Словенцев (так в то время официально называлась Югославия).

Немецкие самолеты действовали не только про­тив Югославии, но также и на итальянско-греческом фронте. Ju 88A из III./KG 30 вместе с Не 111Н из 2./KG 4 совершили налет на порт Пирей. Юнкерсы прошлись на бреющем полете, а Хейнкели поставили мины на рейде порта. В 20:35 порт атаковали самолеты из 7./KG 30, которыми командовал капитан Хайо Херрманн (Herrmann). Ju 88A забросали бомбами суда, стоявшие в порту. Три бомбы угодили в судно "Клан Фразер" ("Clan Fraser"), груженное 250 тоннами тротила. Взрыв уничто­жил практически весь порт и вызвал детонацию боепри­пасов на судне "Сити-оф-Рубе" ("City of Roubaix"), пред­назначенные для Турции. Всего на дно пошло 11 судов, несколько было повреждено. Повреждения получили и несколько английских военных кораблей: легкие крейсера "Перт" ("Perth"), "Аякс" ("Ajax"), и крейсер ПВО "Калькутта" ("Calkutta"). Порт был полностью разрушен и начал принимать ограни­ченное число судов лишь десять дней спустя. Самолет капитана Херрманна был поврежден огнем зенитной артиллерии и совершил вынуж­денную посадку на итальянской базе на острове Родос. Ночью 10 апреля 1941 года Bristol "Blenheim" Mk.IF из 30 дивизиона RAF сбил над Афинами Ju 88A. В тот же день английский ас-истребитель майор М.Т.Дж.Паттл (Pattle) (46 воздушных побед) сбил два Ju 88A: 4D+JR из 7./KG 30 и 4D+FS из 8./KG 30. 15 апреля Юнкер­сы из I./LG 1 и KG 51 атаковали Афины. Самолет лейтенанта Заттера (Satter) (L1+JK) отправил на дно ремонтировавшееся в Пирее торговое судно "Клан Камминг" ("Clan Gumming") водоизмеще­нием 18000 тонн. На следующий день Ju 88 со­вершили налет на порт Халкис. 19 апреля майор Паттл, о котором мы уже упоминали, сбил само­лет командира I./KG 51 капитана Хейнца Хана (Hahn). В тот же день добычей немцев стало суд­но "Пеннланд" ("Pennland"). В следующие дни фашистские бомбардировщики охотились за эвакуационными конвоями, шедшими из Греции и с Крита. 29 апреля одиночный Ju 88 сбил над заливом Суда английский Fairey "Seagull" с крей­сера "Перт". В апреле 1941 года Люфтваффе потеряло в Югославии и в Греции 32 самолета Ju 88А и D. 2 мая в полдень 24 Ju 88 атаковали Суду. Английские истребители "Hurricane" сбили два немецких бомбовоза из 1./KG 51 (9K+GH и 9K+LH). 11 мая две группы немецких бомбарди­ровщиков совершили налет на английские суда, вышедшие из Александрии. Кроме того, фашисты атаковали большой конвой ("Tiger Convoy"), везущий снаряжение для союзнических войск в Северной Африке. Ju 88 участвовали в операции по захвату Крита (операция "Меркурий"). Под­держку с воздуха осуществляли I./LG 1 и II./LG 1, базировавшиеся на аэродроме Элеусис. 21 мая Юнкерсы несильно повредили легкий крейсер "Аякс". Во время напета фашисты применили бомбы PC 1400 массой 1400 кг. Другой англий­ский легкий крейсер "Фиджи" ("Fiji") немецким летчикам удалось потопить при помощи бомб SC 1000 массой 1000 кг. 29 мая морские истребители Fairey "Fulmar" Mk.I, базировавшиеся на авианос­це "Формидебл" ("Formidable") сбили два Ju 88 из LG 1. Экипаж одного из этих двух самолетов выловил английский эскадренный миноносец "Хирворд" ("Hereward"). Прикрывая отступаю­щие с Крита английские войска, истребители "Blenheim" Mk.IVF из 45-го дивизиона RAF сбили Ju 88A (L1+BT) из II./LG 1. Над Критом немцы потеряли 23 Юнкерса Ju 88A.

Второй целью фашистов на юге Европы продолжала оставаться Мальта. В апреле 1941 года в налетах на Мальту участвовал LG 1. 29 апреля английские истребители сбили Ju 88 из 9./LG 1 (L1+BT). 8 мая Люфтваффе потеряло в небе Мальты еще один Ju 88A из 8./KG! 30 (4D+FS). пилотированный взводным командиром Вернером Герхардтом (Gerhardt). На следующий день Bristol "Beaufighter" Mk. 1C из 252-го дивизиона RAF, пилотируемый первым лейтенантом Доналдсоном (Donaldson), сбил разведчик Ju 88D из 2.(F)/123. Другой разведчик Ju 88D из 1.(F)/121 стад жертвой "Fulmar'а" из 806-го дивизиона FAA, базировавшегося на авианосце "Формидебл". Англичане также привели поте­ри - стрелок Ju 88D из 2.(F)/123 сбил "Beaufighter'a" из 252-го дивизиона. Всего потери немцев на Мальте с 8 по 10 июня 1941 года составили 16 самолетов Ju 88.

Фашисты применили Ju 88 и в Северной Афри­ке. Разведчики Ju 88D фотографировали Тобрук, Трипо­ли, Александрию. Бомбардировщики из LG 1 поддержи­вали сухопутные немецко-итальянские войска.

Ju 88A, помимо Не 111Н, составляли костяк бомбардировочной авиации Германии, предназначенной для нападения на Советский Союз. 22 июня 1941 года следующие части и соединения Люфтваффе были осна­щены Ju 88A:

• 1-й Воздушный флот (Luftflotte 1) - в II./KG и 1I1./KG 1 было 59 самолетов (56 боеспособных), в KG 76 -90 самолетов (69 боеспособных), в KG 77 - 91 самолет (67 боеспособных);

• 2-й Воздушный флот, действовал на централь­ном участке Восточного фронта, - в 1./KG 3 и I1./KG 3 было 82 самолета Ju 88 (68 исправных);

• 4-й Воздушный флот, действовал на Украине, в KG 51 было 92 самолета Ju 88 (81 исправный), в I./KG 54 и H./KG 54 - 71 самолет (65 исправных) - итого 163 машины;

• 5-й Воздушный флот, дислоцированный в Норвегии, - в 6./KG 30 было всего лишь 8 самолетов Ju 88 (6 боеспособных).

Кроме того самолеты Ju 88D состояли на воо­ружении частей дальней разведки и KueFlGr 806, которая подчинялась начальнику бассейна Балтийского моря. Самолеты из KueFlGr 806 были приспособлены для по­ражения кораблей и судов противника. Первой целью Ju 88 стали аэродромы противника - бомбардировщики из KG 51 уничтожили на земле около 100 советских самоле­тов. Стрелки бомбардировщиков сбивали истребители противника И-15бис и И-153. Часто Ju 88A выступали в роли пикирующих бомбардировщиков, так как устарев­шие Ju 87 B-R "Stuka" становились легкой добычей не­многочисленных советских истребителей, в том числе и старых И-15 и И-15бис. 22 июля 1941 года самолеты из KG 3 и KG 54 участвовали в массовом налете на Москву. Ju 88A из KueFlGr 806 атаковали корабли Балтийского Флота Идущие из Талина в Кронштадт. Ju 88A бомбарди­ровали города: Ленинград, Минск, Одессу, Киев,. 22 июля свыше 130 немецких самолетов совершили налет на Москву. Ju 88A из 1-го и 5-го Воздушных флотов топили советские транспорты на Беломоро-Балтийском канале и охотились за железнодорожными составами, шедшими в Мурманск. Особенно эффективно показали себя самоле­ты Ju 88A-4 и Ju 88 А-14, вооруженные пушками калибра 20 мм, которыми очень легко можно было вывести из строя паровоз. Самолеты KG 30 атаковали союзнические конвои, шедшие в Мурманск. Многократно Юнкерсы Ju 88А оказывали поддержку сухопутных войск, нанося бомбовые удары как с горизонтального полета, так и с пикирования.

Весной 1941 года главной целью бомбардиро­вочных частей на Западном фронте было проведение ночных налетов на цели, расположенные на территории Великобритании, а также налетов на морские цели -конвои в Атлантике и Ла-Манше. Два Юнкерса Ju 88A-8 были сбиты 9 и 24 июня 1941 года около Бродфилд Даун в графстве Кент. Оба сбитых самолета были ос­нащены устройствами для перерезки тросов аэро­статов.

Самолеты Ju 88 из LG 1, использованные в Африке бомбардировали Мерса-Матрух, Алек­сандрию и Тобрук. Разведчики Ju 88D, вылетав­шие с Крита, совершали разведывательные полеты над Бейрутом, Хайфой и Александрией.

Кроме службы в боевых частях Ju 88 ис­пользовали и для подготовки летчиков в летных школах (в Падерборне, Праге-Кбелы, Барте и т.д.). 3./KueFlGr 126 (3-я эскадрилья 126-го диви­зиона морской авиации) использовала торпедо­носную модификацию Ju 88 - Ju 88A-4Torp. Под­готовка пилотов торпедоносцев шла в KG 102 в Гроссето (Италия). Весной 1942 года торпедонос­цами были оснащены еще несколько частей: HI./KG 26 и III./KG 30, а также KG 77 - эта часть получила Ju 88A-17. Во время налета на конвой PQ 16 (25 мая -1 июня 1942 года) KG 30 потерял шесть машин, сбитых огнем зенитной артиллерии и истребителем Hawker "Hurricane", базировав­шимся на так называемом САМ - пароходе "Эмпайр Лоренс" ("Empire Lawrence"). Немцы выместили потери на следующем конвое - PQ 17. Действуя вместе с Не 111С из l./KueFlGr 906, Юнкерсы отправили на дно 9 транспортов и 2 военных корабля. Всего же злополучный PQ 17 потерял 23 корабля.

Во время летней кампании 1942 года Ju 88 использовали на Украине, в Крыму и под Ста­линградом. По ночам, Юнкерсы совершали нале­ты на города, в том числе на Ленинград.

Юнкерсы Ju 88 состояли на вооружение не только Люфтваффе. Regia Aeronautica заказала в середине 1940 года 200 самолетов Ju 88, кото­рые должны' были поступить на вооружение итальянских бомбардировочных частей, посколь­ку у Италии не было своего современного бом­бардировщика. Немцы не спешили с поставками -только в 1943 году прошли испытания двух ма­шин: Ju 88A-4 и Ju 88A-7. Первыми немецкие самолеты получили 9, 10, 30 и 35 Stromo B.T. (полки сухопутной бомбардировочной авиации). Подготовка итальянских пилотов проводили в LG 1 (Элеусис, Греция) и КО 30 (Родос, Греция). Пилоты 9 Stromo B.T. проходили обучение на аэродроме Монпелье, где базировался учебный V1./KG 77. Пилоты из 10 Stromo B.T. стажирова­лись в VI./KG 30 (аэродром Аальборг, Дания) и в Винер Нойштадте. 10 апреля 1943 года итальянцы получили четыре Ju 88A-7 (W.Nr. 55078, 55079, 55082 и 55086), а также двенадцать новеньких Ju 88A-4(W.Nr. 1211, 1212, 1213, 1214, 1215, 1216, 1217, 1218, 1219, 1223, 1246 и 1247). К моменту капитуляции Италии ни одна из переоснащенных частей не успела достичь боеготовности. Всего итальянские ВВС получили шесть Ju 88A-7 и двадцать пять Ju 88A-4 (из, этих самолетов 25 бывших в употреблении).

Другой страной, имевшей Ju 88 была Румыния. В 1943 году румынские ВВС получили несколько Ju 88D-1, которые использовались в разведывательных частях. Летом того же года Ju 88А-4 попали в 75-й, 76-й и 77-й дивизионы бом­бардировщиков 1-го летного корпуса (I Corpul Aerian). После того, как Румыния перешла на сторону Советского Союза (23 августа 1944 года), Ju 88 были использованы против немцев на территории Семиградья (Клюй), в Венгрии и Словакии. В Румынии самолеты Ju 88 использовали в учебных целях до 1949 года. -В начале пятидесятых годов последние машины этого типа были сняты с вооружения.

Следующей по счету страной, получившей Ju 88 была Венгрия. Magyar Kiralyi Legero использовало Ju 88А-4 в дивизионе скоростных бомбардировщиков 102/2. Для обороны своей территории Венгрия также получила несколько истребителей Ju 88C-6. Таким образом, Венг­рия стала единственной страной, которая получила Юн­кере в модификации истребителя. В марте 1-943 Года Финляндия получила 24 списанных самолета Ju 88A-4. После капитального ремонта они были направлены в PLeLv 44. Как и румынские машины, Юнкерсы, достав­шиеся Финляндии были использованы против Германии во время так называемой лаппонской войны в конце 1944 - начале 1945 годов.

Французские ВВС, атаковавшие немецкие укре­пления в Сен-Назере и Ла-Рошели, использовали Юнкер­сы Ju 88A-4, построенные на заводе SNCASE в Тулузе. Всего заводы в Тулузе и Atelie Aeronautique de Boulogne поставили GB 1/31 22 самолета Ju 88A-4. Эти самолеты машины 18 боевых вылетов. Два французских Юнкерса были сбиты немецкой ПВО. После войны Юнкерсы на­правили в летную школу в Казо.

Первой частью, получившей разведчики Ju 88D была l.(F)/120, дислоцированная в Ставангере. Шесть машин Ju 88D-0 поступили летом 1940 года. К началу "Битвы за Англию" самолеты Ju 88D-2 уже были в боль­шинстве частей дальней разведки: l.(F)/120, l.(F)/121, 3.(F)/122 - хотя в некоторых подразделениях продолжали использовать в качестве разведчиков обычные бомбарди­ровщики. В 1941 году Ju 88D попали в разведывательные части, дислоцированные во Франции, на Сицилии и в Норвегии. 22 июня 1941 года против Советского Союза немцы использовали несколько эскадрилий, оснащенных Ju 88D. В составе 5 Luftflotte, действовавшего из Норве­гии, Ju 88D имелись в l.(F)/120, в состав 1 Luftflotte вхо­дила 5.(F)/122, в состав 2 Luftflotte, действовавшего на центральном участке фронта, входила l.(F)/122. На Украине в составе 4-го Воздушного флота действовали 3.(F)/121, 4.(F)/121 и 4.(F)/122. Са­молеты из 3.(F)/123, базировавшейся в Ланнионе в Бретани, совершали полеты над Атлантикой. Небольшое количество Ju 88D было у Венгрии и Румынии (2-й дивизион дальней разведки). В 1944 году самолеты Ju 88D стали заменять более со­вершенными Ju 88T, которые развивали макси­мальную скорость до 660 км/ч. 2.(F)/AGr 11 и 3.(F)/AGr 33 использовали Ju 88T до конца войны.

Самолеты Ju 88A состояли на вооруже­нии Люфтваффе до капитуляции Германии. 4 марта 1945 года в операции "Gisela" (налет на города на востоке Англии) участвовали 142 само­лета Ju 88 разных модификаций. В мае 1945 года в Исландии приземлился Ju 88A-17 (1H+DF).

Первым получил самолеты Ju 88S I./KG 66, базировавшийся в 1944 году на аэродромах в Шартрезе и Мондидье. Юнкерсы участвовали в операции "Steinbock" (бомбардировки городов в восточной Англии). Ночью 24 августа 1944 года KG 30 во время налета на цели во Франции поте­ряла три Ju 88S-1 (4D+FP, 4D+DP,4D+MK). Са­молеты Ju 88S-3 были в LG 1. Ju 88S из II./KG 200 участвовали в ночных бомбардировках на Вос­точном фронте.

Весной 1940 года в KG 30 была сформи­рована эскадрилья тяжелых истребителей (Zerstorerstaffel) - первая часть, оснащенная истребителями Ju 88C-2. В июле Z-Staffel KG 30 была включена в состав II./NJG 1 и участвовала в ночных налетах на Великобританию. В сентябре II./NJG 1 переименовали в I./NJG 2. Дивизион сражался над Англией до 11 октября 1941 года. Главной задачей дивизиона была защита немец­ких городов от английских бомбардировщиков. В декабре 1941 I./NJG 2 перевели на Сицилию. Первый налет на Мальту состоялся в ночь с 5 на 6 декабря 1941 года. Через неделю лейтенант Петер Лууфс (Luufs) сбил над Бенгази Wellington (Х9993) из 40-го дивизиона RAF. 17 декабря лейтенант Дитер Склиф (Sclief) сбил "Blenheim" из 107-го дивизиона. Ночью 28 декабря английская зенитная артиллерия уничтожила самолет лейтенанта Вилфреда Бабинка (Babink) (R4+CL), весь экипаж погиб. Первой частью, получившей новые Ju 88C-6, был NJG 2. Истребители Ju 88C-6 служили и в бомбардировочных полках (КО 3, 30, 51, 53, 55, 76 и 77) в отдельных эскадрильях. В V./KG 40 использовали истребители Ju 88C-6 для охоты за английскими морскими самолетами в акватории Бис­кайского залива. В качестве любопытного факта можно отметить, то у многих Ju 88C-6, использовавшихся в качестве дневных истребителей, носовая часть фюзеляжа была замаскирована под "глаз жука". Дело в том, что английские пилоты предпочитали атаковать немецкие бомбардировщики спереди, поскольку передняя полу­сфера была слабее защищена. Если же такой прием про­тивник по ошибке пытался применить против Ju 88C, то он попадал под сильный огонь бортового вооружения, расположенного в передней части фюзеляжа. Самолеты Ju 88C-6 в версии ночного истребителя состояли на воо­ружении NJG (Nachtjagdgeschwader - полк ночных истре­бителей) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 1}, которые дислоцировались в Бельгии, Голландии и Германии (как уже упоминалось L/NJG 2 некоторое время был на Сицилии и в Северной Африке), а также NJG 100 и 200. сражавшихся на Вос­точном фронте. Подготовка пилотов ночной истреби­тельной авиации шла в NJG Schule (Nachtjagdgeschwader Schule - школа пилотов ночной авиации) 101 и 102. 5 декабря, 1942 года Ju 88C-6 из V./KG 40 сбил "Sunderland", 15 мая 1943 года жертвой немецкого истребителя стал очеред­ной "Sunderland", а месяц спустя "Halifax" Mk.II ASR и, наконец, 14 июня В-17, сбитый около Кап Финистер. Ju 88С-6 также эскортировали разведчики Ju 290 из FAGr 5. Самолеты из 1./NJG 2, перехватывающие английские ночные бомбардировщики сбили много самолетов, в том числе "Blenheim" Mk.IV из 107-го дивизиона RAF и "Hampden" из 49-го дивизиона. Одним из самых больших успехов, Ju 88C-6 состоялся в ночь с 30 на 31 марта 1944 года, когда над Нюрнбергом сбили почти половину из 97 английских бомбардировщиков, участвовавших в налете. На Восточном фронте тактика использования Ju 88C-6 была другой. В России немецкие ночные истребители занимались свободным перехватом советских ночных бомбардировщиков (По-2, Як-6, Пе-8, СБ-2) которые часто действовали поодиночке.

9 мая 1943 года на аэродром Дайс около Абер­дина приземлился самолет Ju 88R-1 из 10./NJG 3 (D5+EV). Одним из членов экипажа был ... агентом английской Интелидженс Сервис.. В руки англичан попал комплект современного немецкого радиолокаци­онного оборудования. Вскоре союзники стали глушить радары FuG 202 и 212. В следующий раз англичанам просто повезло, из-за неисправности 'навигационного оборудования Ju 88G-1 из 7./NJG 2 (4R+UR) по ошибке приземлился на базе в Вудбридже. Теперь англичанам достались новые FuG 220 и FuG 227.

Самолеты Ju 88G вели немецкие одномоторные истребители в атаку на союзнические аэродромы (операция "Bodenplatte") в январе 1945 года: 3 декабря 1943 года Ju.88G-6 сбили два "Mosquito". В конце войны Ju 88G использовались в качестве обычных бомбарди­ровщиков на Восточном фронте. Ju 88 участвовали в эвакуации немецких войск из Прибалтики. 4 мая и 8 мая самолеты из 12./NJG 3 совершили налеты на наземные цели около Коттбуса. Последний боевой вылет состоялся 9 мая 1945 года, когда немецкие бом­бардировщики атаковали колонну советских танков около Дрездена.

Самолеты Ju 88P-2 и Р-4 использовали для ночных штурмовых атак (Восточный фронт). Ju 88P-1 состояли на вооружении 1II./KG 1, кото­рый базировался в 1942 году на захваченном советском аэродроме Дно.

Дальними разведчиками Ju 88H-1 (4U+AL, BL, CL, EL и FL) была оснащена 3.(F)/123, дислоцированная в Ренне, Коньяке и Лоране.