Организация японской морской авиации во время 2-й Мировой войны

 

Японская морская авиация, базировав­шаяся как на берегу так и на авианосцах, была тесно связана со структурой японс­кого Императорского морского флота.

Возглавляло всю эту организацию Министерство военно-морского флота Японии, которому формально подчинял­ся штаб Объединенного флота (Ренго Кантай). До апреля 1943 года возглавлял штаб адмирал Ямамото.

Объединенный флот состоял из не­скольких флотов (кантай), каждый из которых контролировал свой участок Тихого или Индийского океана. Среди этих флотов имелся Воздушный Флот (Коку Кантай).

Воздушный Флот в свою очередь под­разделялся на воздушные флотилии (Коку Сентай), флотилии состояли из воздушных групп (корпусов) (Кокутай). Кокутаи считались основной организа­ционной структурой Воздушного Флота.

Воздушные группы (корпуса) по чис­ленности соответствовали авиационному полку (крылу) европейских стран. Чис­ленность групп зависела от типа группы (истребительная, бомбардировочная или смешанная группа) и насчитывала до 84 самолетов и до 2000 человек личного со­става. Иногда размеры кокутая могли превышать названную численность. В свою очередь кокутай состоял из пятнад­цати секций (бунтай). Например кокутай бомбардировщиков подразделялся на четыре авиационные секции (хикобунтай), четыре секции обслуживания и сек­ции интендантства, связи, метеорологи­ческого оповещения, медицинскую и ма­териально-техническую секцию и др.

Как правило кокутаем командовал офицер в ранге тайса (капитан 1 -го ран­га/полковник). Этот офицер имел замес­тителя, отвечающего за выполнение при­казов и офицера, командующего самоле­тами во время выполнения боевого зада­ния. Заместители носили погоны тай-и (капитан-лейтенант/капитан) или, реже, сёса (капитан 3-го ранга/майор).

Каждому кокутаю был присвоен идентификационный номер или соб­ственное имя. Например, к середине 1944 года было 85-90 кокутаев. Из них 65 име­ло номера, а остальные носили имена баз, где проходили формирование. Около 40-45 кокутаев было развернуто в воздуш­ные флотилии, а остальные кокутай ба­зировались на авианосцах или других надводных кораблях.

Номера воздушных групп несли в себе информацию о типе самолетов группы и месте ее формирования. О типе самоле­тов, которыми оснащалась группа, гово­рила первая цифра номера:

* 1 - разведывательные самолеты;

* 2 - истребители типа «Ко» - «Зеро», предназначенные для достижения господства в воздухе;

* 3 - истребители перехватчики «Оцу»;

* 4 - ночные истребители «Хей»;

* 5 - штурмовики;

* 6 - смешанные группы, как прави­ло, базирующиеся на авианосцах, вклю­чали в свой состав истребители, пикиру­ющие бомбардировщики, торпедоносцы и разведчики;

* 7 - средние бомбардировщики на­земного базирования;

* 8 - летающие лодки;

* 9 - разведывательные гидропланы и бомбардировщики, приданные надвод­ным кораблям и плавучим базам для про­тиволодочной борьбы и патрулирования;

* 10 - транспортные самолеты.

О месте формирования части говори­ла вторая цифра номера.

Кокутаи подразделялись на две час­ти - хикотая. Хикотай примерно соответ­ствовал эскадрильи. Существовало не­сколько видов хикотаев:

* истребительный (Сентоки Хикотай);

* штурмовой (Когеки Хикотай);

* разведывательный (Тейсацу Хикотай);

* транспортно-десантный (Унсо Хи­котай).

Штаты хикотаев разного типа различались друг от друга:

* Истребители «Ко» - 36 самолетов первой линии, 12 самолетов резерва 36 пилотов и' 144 человека обслуживающе­го персонала;

* Истребители «Оцу» - то же;

* Истребители «Хей» - 18 самолетов первой линии, 6 самолетов резерва, 46 летчиков и 114 человека обслуживающе­го персонала;

* Палубные пикирующие бомбарди­ровщики - 36 самолетов первой линии, 12 самолетов резерва, 90 летчиков, 134 че­ловека обслуживающего персонала;

* Палубные бомбардировщики - 36 самолетов первой линии, 12 самолетов резерва, 144 летчика, 116 человек обслу­живающего персонала;

* Бомбардировщики наземного ба­зирования (трехместные) - 36 самолетов первой линии, 12 самолетов резерва, 144 летчика, 204 человека обслуживающего персонала;

* Бомбардировщики наземного ба­зирования - 36 самолетов первой линии, 12 самолетов резерва, 252 летчика, 252 человека обслуживающего персонала;

* Палубные разведывательные само­леты - 18 самолетов первой линии, 6 са­молетов резерва, 96 летчиков, 114 чело­век обслуживающего персонала;

* Разведывательные самолеты назем­ного базирования - 18 самолетов первой линии, 6 самолетов резерва, 132 летчика, 304 человека обслуживающего персонала;

* Разведывательные гидросамолеты - 18 самолетов первой линии, 6 самоле­тов резерва, 72 летчика, 59 человек обслу­живающего персонала;

* Летающие лодки - 12 самолетов первой линии, 4 самолета резерва, 72 лет­чика, 72 человека обслуживающего пер­сонала.

Данные по наземным службам не ох­ватывают всей инфраструктуры, действо­вавшей на уровне кокутая - штабов, снаб­жения, медицинской помощи, управле­ния. Например, на сентоки хикотай, ос­нащенный истребителями «Ко» и «Оцу», приходилось 470 человек наземного лич­ного состава.

В состав хикотая входили два хикобунтая (иногда называемых дайтай), каж­дый хикобунтай подразделялся на два чутая. Чутай состоял из двух-трех звеньев. До 1944 года звено насчитывало три ма­шины и было наименьшим авиационным подразделением японской морской авиа­ции. В 1944 году число самолетов в звене увеличилось до четырех и звено стало состоять из двух пар.

Воздушная флотилия (коку сентай) - часть высшего уровня состояла из трех-четырех кокутаев, но были сентай, состо­явшие из шести-десяти кокутаев - все зависело от задач, поставленных перед дан­ной флотилией. В состав флотилии так­же входило небольшое авиационное под­разделение, подчинявшееся непосред­ственно командованию сентая. Кроме того, в сентае имелась развитая админи­стративная инфраструктура и штаб, в ве­дение которого входили вопросы общей организации флотилии, координация действий подразделений сентая, обслу­живание баз, доставка топлива, боепри­пасов, оборудования, пищи и обмунди­рования, замена потерянных самолетов, замена выбывшего летного и наземного состава, проведение учений в рамках флотилии, организация транспортиров­ки личного состава и оборудования. Пе­риодически в ведение командования сен­тая поступали разведывательные и транс­портные самолеты, моряки-торпедисты, обслуживающие самолеты-торпедонос­цы, строительные батальоны, транспор­тные суда и т.д.

Еще более высокий организационный уровень был представлен воздушными флотами. Обычно в состав воздушного флота входило две воздушные флотилии, в конце войны некоторые воздушные флоты могли состоять из трех-четырех флотилий.

На протяжении всей войны Япония располагала семью воздушными флотами:

* 11-й коку кантай - сформирован в конце 1941 года;

* 12-й коку кантай - сформирован в начале 1943 года;

* 13-й коку кантай - сформирован в сентябре 1943 года;

* 14-й коку кантай - сформирован в конце 1943 года;

* 1-й коку кантай - сформирован в конце 1943 года;

* 2-й коку кантай - сформирован в июле 1944 года;

* 3-й коку кантай - сформирован в июле 1944 года.

Первые четыре из перечисленных флотов действовали над районами Тихо­го океана, контролируемыми японцами. 1-й воздушный флот был сформирован в конце 1943 года для прикрытия осталь­ных Мобильных Сил ВМФ и подчинял­ся непосредственно главнокомандующе­му Объединенного Флота. В состав 1-го Воздушного флота входили две большие флотилии - 61-я и 62-я.

Остальные воздушные флоты подчи­нялись командующим флотов отдельных ТВД:

* Юго-Восточный флот - контроли­ровал Новую Гвинею, Новую Британию, Новую Ирландию, Соломоновы острова (8-й и 9-й Флота, 11-й Воздушный флот, наземные силы);

* Северо-Западный флот - контроли­ровал Северную Японию и Курилы (5-й Флот, 12-й Воздушный флот, наземные силы);

* Юго-Западный флот - контролиро­вал Бирму, Малайю, Французский Индо­китай, Голландскую Ист-Индию и Фи­липпины (Флот крейсеров, эсминцев и подводных лодок, 13-й Воздушный флот, наземные силы);

* Центрально-Тихоокеанский флот -контролировал Маршалловы острова, Каролинские острова, Марианские ост­рова (легкие корабли, наземные силы и 14-й Воздушный флот).

Кроме того в состав Императорско­го военно-морского флота входило не­сколько авиационных частей, предназна­ченных для авианосцев. Для таких отря­дов зарезервировали номера с 1 по 10, однако, на практике, число их никогда не превышало пяти. В свою очередь из авиа­носцев формировали дивизионы, в каж­дом дивизионе было по две авиационные части. Авианосцы не только служили ба­зами для самолетов, но и подчинялись авиационному командованию. Часто ис­пользуемый штамп «авианосцы адмира­ла Нагумо» означает «палубная авиация адмирала Нагумо», поскольку Нагумо фактически командовал 11 -м Воздушным флотом (Коку Кантай), а не самими авиа­носцами, которые подчинялись другим командирам. Когда авиационная часть базировалась на определенном дивизио­не авианосцев (а сами по себе дивизионы авианосцев не были самостоятельной тактической единицей), это означало, что авианосцы поступали в распоряжение военных летчиков.

Собственную организацию имели Силы наземного базирования (конкёчитай). Первоначально, конкёчитаи форми­ровали для защиты территорий, на кото­рых они сами базировались. Таким об­разом формировалась цепь наземных аэродромов для контролирования окку­пированных территорий. Во главе каж­дой Базы стоял военный в чине вице-адмирала, который, как правило, ко­мандовал кантаем этого региона. Вице-адмиралу подчинялись все тактические части и соединения (морские, наземные и воздушные), расположенные на тер­ритории Базы.

Для координирования действий сухо­путных и воздушных частей формирова­ли Военно-воздушные Базы (Кичи Коку Бутай), которых было семь. В середине 1944 года эта организация была представ­лена следующим образом:

* Первая база включала 11-й Воздуш­ный флот с командованием в Рабауле и подчинялась Силам наземного базирова­ния юго-восточного региона.

* Вторая база включала 12-й Воздуш­ный флот (командование в Симусю) и подчинялась Силам наземного базирова­ния северо-восточного региона.

* Третья база включала 13-й Воздуш­ный флот (командование в Маниле) и подчинялась Силам наземного базирова­ния юго-западного региона.

* Четвертая база включала 14-й Воз­душный флот (командование на Сайпа­не) и подчинялась Силам наземного ба­зирования центрального региона.

* Пятая база включала 1-й Воздуш­ный флот (командование в Давао) и не­посредственно подчинялась Объединен­ному флоту.

* Шестая база включала 2-й Воздуш­ный флот (командование в Каноя).

* Седьмая база включала 3-й Воздуш­ный флот (командование в Кисаразу).

В структуре военно-воздушные базы в свою очередь выделялись военно-воз­душные штурмовые силы.

Кроме всех упомянутых выше соеди­нений, частей и подразделений, военная авиация включала в свой состав большое количество вспомогательных частей: учебных, материально-технического снабжения, ремонтных, строительных, транспортных и т.д.