Халхин-Гол (Номонган)

 

В мае 1939 года произошел Номонганский инцидент, известный также под названием боев на Халхин-Голе. Причиной конфликта стала плохо определен­ная граница между Внешней Монголией и Манчжури­ей. Небольшая перестрелка быстро превратилась в пол­номасштабную, хотя и необъявленную, войну. 10 мая 1939 года племя монгольских кочевников пересекло реку Халхин-Гол, чтобы перебраться на новые пастби­ща. Но кочевников остановила и выпроводила обратно маньчжурская пограничная охрана. На следующий день монгольская кавалерия атаковала маньчжурские блок­посты, а спустя еще 24 часа в дело вступили танки. Подобная провокация привела в бешенство командо­вание Квантунской армии, и японцы двинули в Номонганскую равнину пехоту и авиацию. В ответ на подоб­ные действия японцев Советский Союз в соответствии с советско-монгольским пактом о взаимопомощи, зак­люченным в 1936 году, перебросил к месту конфликта части 1-й Армии, дислоцированные прежде в районе Тамсак-Булак в 90 км к юго-западу от Халхин-Гола. Советскую пехоту поддерживали два истребительных полка, оснащенных самолетами И-15 и И-16, а также части бомбардировочной и разведывательной авиации.

Первая кровь пролилась в небе над Халхин-Голом 20 мая, когда три "Нейта" из 24-го Сентая (ко­мандир - подполковник Кодзиро Мацумура) перехватили пару И-16, сопровождавших разведчик-биплан Р-3. В завязавшемся бою Р-3 был сбит, а оба И-16 ушли на север. Спустя три дня, не­сколько Ки-27 вступили в поединок с шестью И-16, после которого заявили три воздушные победы.

С каждым разом в воздушных сраже­ниях с обоих сторон участвовало все больше и больше самолетов. Японцы сконцентрировали в приграничной полосе пять истребительных полков - все были оснащены Ки-27. Советские ветераны, которые уже не раз вступали в бой с японской морской авиацией, сражаясь в рядах китайских ВВС, теперь снова оказались лицом к лицу с японскими пилотами, на этот раз из армейской авиации.

26 мая впервые вступили в бой само­леты 11-го Сентая - девять Ки-27 завязали бой с группой И-16, сбив при этом, по данным япон­ской стороны девять поликарповских истреби­телей. Спустя два дня более чем 60 советских истребителей вылетели, чтобы нанести ответ­ный удар, однако 18 Ки-27 из 11 -го Сентая потеряв одну машину одержали невероятное число побед - 42. В дей­ствительности советская сторона потеряла всего десять машин - завышение результатов в несколько раз стало обычным делом для японских летчиков-истребителей.

22 июня более 100 советских истребителей пересекли Халхин-Гол и углубились на территорию Манчжурии. 11-й Сентай опять смог выслать только 18 машин. Японцы заявили 47 воздушных побед, русские - 31, в действительности потери японской стороны со­ставили 5 машин, а с советской - 11!

Пока части Красной Армии вели бои с япон­цами на земле, над головами воюющих сторон разыг­рывались грандиозные воздушные баталии. Японские и советские летчики постоянно проявляли мужество. Часто случалось, что пилоты приземлялись на равни­не, чтобы подобрать своих сбитых товарищей. Напри­мер 26 мая командир 70-го ИАП майор В.М. Забалуев был сбит над территорией Манчжурии и выпрыгнул из горящего самолета с парашютом. Его ведомый - майор Сергей Грицевец - сумел приземлиться и под носом у японских пехотинцев, не обращая внимания на плот­ный винтовочно-пулеметный огонь, взлетел, взяв на борт своего командира.

Поскольку события на земле разворачивались не в пользу японской стороны, командование Квантунской армии приняло решение нанести несколько уда­ров по целям, расположенным глубоко на территории противника. 27 июня 104 самолета из 2-го Хикодана на­несли бомбовый удар по монгольской базе в Тамсак-Булак. Пока японские бомбовозы бомбили аэродром, в небо поднялось несколько десятков советских истреби­телей. В течение 30 минут в небе над Тамсак-Булаком шло сражение, в котором с обоих сторон участвовало более 150 самолетов. Отбомбившись, японцы вернулись на базу, потеряв два истребителя и три бомбардиров­щика. Однако только один бомбардировщик совершил вынужденную посадку на территории Монголии, а дру­гой бомбардировщик, приземлившись поблизо­сти, подобрал экипаж!

На протяжении июля напряженность в небе не уменьшилась, а наоборот возросла. Однако советские И-153 явно уступали японс­ким Ки-27, поэтому несли потери. Советскому командованию становилось ясно, что эра бип­ланов окончательно ушла в прошлое. Тогда рус­ские изменили тактику и начали проводить рей­ды группами И-16, причем пилоты получили указание не вступать в бой с Ки-27. Кроме того, в части начали поступать новые модификации И-16 (Тип 12 и 17), вооруженные 20-мм пуш­ками ШВАК и оборудованные бронеспинкой кресла пилота.

В августе 1939 года японцы с удивле­нием обнаружили, что им удается сбивать все меньше и меньше советских самолетов, в то время как собственные потери неуклонно рос­ли. Японское командование быстро определи­ло, что причиной этого стала новая тактика со­ветских пилотов. Кроме того, японские пило­ты, совершавшие в день до четырех боевых вылетов и более были на грани полного физического истощения. Сухопутные войска японцев также были изрядно потрепаны в непрерывных боях. Поэтому стре­мясь спасти все, что еще было можно, Япония предло­жила Советскому Союзу заключить перемирие. Сталин, который в это время был больше озабочен проблемой оккупации Польши, охотно принял предложение япон­ской стороны. Однако пока политики вели переговоры, летчики продолжали сражаться. Последнее крупное сражение имело место 15 сентября 1939 года. С японс­кой стороны в нем участвовали самолеты из 1-го, 11-го, 24-го, 59-го и 64-го Сентаев. На следующий день перемирие было подписано и обе стороны прекратили огонь.

Как русские, так и японцы старались приум­ножить свои победы и приуменьшить свои потери. На­пример, советская сторона полагала, что уничтожила 650 японских самолетов (в действительности Япония потеряла 162 маши­ны), а японцы утвер­ждали, что им уда­лось сбить 1162 са­молета противника в воздухе и еще 98 уничтожить на зем­ле (действительные потери Советского Союза - 207 самоле­тов). Лучший япон­ский ас - фельдфе­бель Хиромичи Синохара - заявил 58 воздушных побед, в то время как лучший советский летчик - майор Сергей Иванович Грицевец из 70-го ПАП записал на свой боевой счет более 40 японских само­летов.

Номонганский вооруженный конфликт стал генеральной репетицией 2-й Мировой войны, японские пилоты армейской авиации смогли на собственном опы­те узнать свои сильные и слабые стороны. Опыт боев показал, что для успешной борьбы с противником, из­бегающим открытого боя, следует иметь более скорос­тные самолеты. Кроме того, вооружение японских ис­требителей составляли 7.7-мм пулеметы, которые был практически бесполезны против хорошо бронирован­ных советских истребителей. А негерметизированные топливные баки Ки-27 делали японские истребители особенно чувствительными к пушечному огню советс­ких самолетов. Радиооборудование на японских само­летах также было ниже всякой критики. Пожелания пилотов были учтены японскими самолетостроителя­ми и через два года на вооружение японской армейс­кой авиации поступил истребитель Накадзима Ки-43 "Хаябуса" (кодовое название "Оскар").