Майор Ивори Сакаи

 

Майор Ивори Сакаи был одним из са­мых старых японских летчиков-истребителей и во время 2-й Мировой войны занимался глав­ным образом инструкторской работой, обучая молодых пилотов. Сакаи родился в 1909 году в префектуре Гифу. Начинал летать Сакаи в ка­честве гражданского пилота в Токорадзаве. В 1928 году ему присвоили унтер-офицерское звание и зачислили в резерв.

Капрал Сакаи начал свою военную службу в Корее, затем в Шантунге на территории Китая. Затем он вернулся в Японию и стал помощником инструкто­ра в Истребительной школе Акено. В 1932 году Сакаи поступает в военное училище и на следующий год за­вершает ее уже в звании младшего лейтенанта. Затем он продолжает обу­чаться в Акено и Токорадзаве.

Когда в июле 1937 года в Китае начались бое­вые действия, япон­цы перебросили большинство своих самолетов в Север­ный Китай. Креще­ние огнем Ивори Са­каи прошел 11 мар­та 1938 года. В тот день он участвовал в налете на Сиань и одержал свою пер­вую победу - сбил китайский И-15. 10 апреля он сбивает еще три самолета, а 20 мая - еще один.

К маю 1939 года Сакаи, уже в чине капитана, летал в рядах 2-го Чутая 64-го Сентая, а когда 1 сентяб­ря 1939 года командир 2-го Чутая - капитан Андзаи -погиб, Сакаи занял его место.

На завершающей стадии конфликта, японская авиация стала нести все более и более тяжелые потери. Сакаи вспоминал: "Я совершал в день по четыре-шесть вылетов и настолько уставал, что засыпал заходя на посадку. Самолеты противника налетали на нас боль­шими группами и мы несли тяжелые потери". Однаж­ды Сакаи пришлось совершить в один день семь бое­вых вылетов, в другой раз, вернувшись на аэродром, он насчитал в своем самолете более пятидесяти пробо­ин.

После заключения перемирия, капитан Сакаи был переведен в Сеул, где он начал обучать молодых пилотов по "методу Сакаи", используя лучшие образ­цы тактики ведения воздушного боя. В июле 1941 года он вернулся в Истребительную школу Акено, где у него учились многие будущие японские асы, в том числе майор Йохеи Хиноки.

В марте 1942 года Сакаи был произведен в майоры и был назначен летчиком-испытателем для об­лета нового Ки-61 "Хьен" ("Тони"). По мнению Сакаи, Ки-61 ничем не уступал основному истребителю япон­ской армейской авиации Ки-43. В 1943 году, майору довелось облетать новый истребитель Ки-84 "Хайате" ("Фрэнк"), который превосходил все прежние модели. Когда американские В-29 стали совершать регулярные налеты на острова Японского архипелага, Сакаи пере­вели в часть авиации ПВО. В самом конце войны Са­каи облетал прототип новейшего истребителя Ки-100 "Госикисен". Этот самолет представлял собой револю­цию в японском самолетостроении, но было уже слиш­ком поздно, чтобы что-нибудь изменить.

На момент окончания 2-й Мировой войны на счету майора Сакаи было 15 воздушных побед (все одержаны над Халхин-Голом) и более 5000 часов, про­веденных в воздухе, за штурвалами самолетов 50 ти­пов.