Китай-Бирма-Индия

 

Когда Япония 7 декабря 1941 года начала вой­ну против США, армейская авиация Японии пережи­вала самые лучшие дни своей истории. Ветераны ки­тайской войны и Халхин-Гола были полностью увере­ны в своих силах и собирались в пух и прах разнести американских, английских и голландских противников. Японцы полагали, что быстрой победы можно достичь, навязывая противнику ближний бой, а если противник будет уходить от боя - преследуя его. К сожалению, японский основной истребитель Ки-43 "Хаябуса" ("со­кол-сапсан"), получивший у союзников кодовое назва­ние "Оскар", не удовлетворял всех предъявляемых к нему требованиям.

По сравнению с основным морским истреби­телем А6М2 "Зеро", "Оскар" был меньше и легче. Ши­рокие закрылки давали "Оскару" отменную маневрен­ность, однако 950-сильный двигатель Накадзима Ха-25 позволял самолету развить на высоте 4000 м только 492 км/ч, в то время как "Зеро" развивал до 530 км/ч.

Бортовое вооружение "Хаябуса" тоже было слабовато - пара 7.7-мм пулеметов, размещенных под капотом двигателя, то же вооружение нес и прежний истребитель армейской авиации - Ки-27 - и уже тогда становилось ясным, что этого явно недостаточно. Прав­да Ки-43 поздних производственных серий были воо­ружены двумя 12.7-мм пулеметами, однако Накадзима отказалась установить дополнительное вооружение в крыльях, как это было сделано в случае "Зеро".

В подготовке ко вторжению на Малайи уча­ствовали 1-й, 11-й, 64-й и 77-й Сентай, которым было поручено поддерживать десантируемые войска. Из этих четырех сентаев, только 64-й Сентай был оснащен но­выми Ки-43-1-Оцу, полученными в августе 1941 года.

7 декабря японская палубная авиация нанес­ла сокрушительный удар по американской военно-мор­ской базе в Перл-Харборе. В тот же день 25-я японская армия начала высадку на Малайи. Английская авиация, оснащенная главным образом устаревшими самолета­ми, была быстро нейтрализована. Как только японцы сумели захватить господство в воздухе, судьба Малайи была предрешена.

8 конце января 1942 года английские войска и войска Содружества начали отступление к Сингапу­ру. К этому времени, англичанам, располагавшим гор­сточкой изношенных Hawker Hurricane IIB и Brewster Buffalo, удалось чуть-чуть пощипать наступающих японцев, но это отсрочило падение Сингапура всего на несколько дней.

"Харрикейны" приобрели известность летом-осенью 1940 года, во время Битвы за Англию. Принятые на вооружение в конце 1937 года, "Харрикейны" были первыми английскими истребителями, развива­ющими скорость более 500 км/ч. "Харрикейн" был боль­ше "Оскара", а его вооружение - восемь 7.62-мм пуле­метов Браунинг (по четыре в каждом крыле), было по японским меркам невероятно мощным. Кроме того, "Харрикейн" легко развивал на высоте 5550 м скорость 540 км/ч, что также оказалось для японцев неприятным сюрпризом.

Brewster F2A Buffalo был бедным американским родственником английского Hawker Hur­ricane. В Азии "Баффало" оказались по той причине, что им не было места в Европе. Эти самолеты, похожие на летающий бочонок, были приняты на вооружение американской палубной авиации в июне 1939 года как первые истребители-монопланы. Хотя "Баффало" развивали на высоте 4500 метров скорость 515 км/ч и были вооружены четырьмя 12.7-мм пулеметами Кольт (два в носовой части и по одному в каждом крыле), на службе в US Navy эти истребители не прижились и были распроданы в разные страны мира. К началу японского вторжения на Малайи, "Баффало" был самым многочисленным истребителем союзников в этой части света. Самолетом этого типа были оснащены английские, австралийские, новозеландские истребительные эскадрильи, а также части авиационной дивизии Голландской Ист-Индии. Как показал опыт боев, "Баффало" не могли на равных бороться с "Оскарами".

64-й Сентай впервые по­встречался с "Харрикейнами" 20 янва­ря 1942 года над Сингапуром. В тот раз японцы записали на свой счет две ве­роятные победы. Англичане продол­жали тревожить японцев до падения Сингапура - 15 фев­раля 1942 года. Ког­да генерал-лейтенант А.Э. Персиваль (Percival) объя­вил о капитуля­ции гарнизона Сингапура, это означало крупнейшее поражение англичан в истории. Кроме того, что был потерян стратегически важный плацдарм, английская ар­мия и армии стран Содружества потеряли более 130000 человек военнопленными.

Заняв Сингапур, японцы начали подго­товку к захвату жизненно важных нефтеперера­батывающих заводов в Палембанге, Голландская Ост-Индия. Для японцев было важно захватить эти объекты в целости, поскольку война требовала ог­ромного количества топлива. Истребители 59-го и 64-го Сентаев сыграли важную роль в операции, обеспечив прикрытие японских бомбардировщи­ков, наносящих удары по позициям обороняющих­ся. Немногочисленные "Харрикейны", попытав­шиеся было помешать агрессорам, были выбиты, после чего японские парашютисты 15 февраля захва­тили Палембанг.

Обеспечив себя топливом, японцы оккупиро­вали остров Яву - казалось ничто не может остановить эту всесокрушающую лавину. 12 марта капитулирова­ли войска союзников в Голландской Ист-Индии. Таким образом японцы выполнили стратегически важную за­дачу - всего за три месяца они смогли прибрать к рукам регион, необычайно богатый нефтью и другими при­родными ресурсами.

Тем временем на западе шли бои в Бирме. Здесь для японцев было важно перерезать стратегичес­ки важную Бирманскую дорогу, по которой союзники снабжали Китай вооружением. В Бирме 50-й и 64-й Сентаи заслужили славу, нанося как штурмовые удары по позициям противника, так и контролируя воздуш­ное пространство над театром военных действий. Ос­новным противником японских пилотов, кроме немно­гочисленных английских истребителей, были асы из легендарной Американской добровольческой авиагруп­пы (American Volunteer Group - AVG), также известной под названием "Летающие Тигры".

AVG была сформирована усилиями капитана Клера Шено (Chennault), американского военного летчика, служившего в то время в китайских ВВС. Шено набрал откуда только можно сотню американских пилотов, обещая им приключения и награды. В сентябре 1941 года в Бирме были созданы три эскадрильи, которые быстро начали боевые действия.

20 декабря "Летающие Тигры" заявили свои первые победы. В тот день десяток Р-40В, "позаимство­ванных" в RAF и RCAF, перехватили в нескольких де­сятках километров к юго-востоку от своей базы в Кунь­мине (Китай) десять японских бомбардировщиков и сбили три из них, потеряв при этом одну свою машину. После того, как японцы начали наступление в Бирме, американцы перебрались туда и с отменным мужеством обороняли Рангун. Однако постепенно AVG потеряла большинство своих самолетов и не смогла остановить продвижение противника.

Когда 8 марта японские войска вступили в Рангун, город представлял собой груду развалин. Со­юзники, видя безнадежность ситуации, покинули раз­рушенный город. Началось долгое отступление к Ин­дии. В середине марта 50-й Сентай перебазировался на аэродром Мингаладон в Рангуне, затем туда же пере­брались 1-й и 64-й Сентай. Вскоре японцы достигли своей главной цели - Бирманской дороги - и аме­риканцам пришлось доставлять грузы в Китай через "Горб" - Гималайские горы.

В июле 1942 года AVG вошла в состав 14-й Воздушной Армии США, а командир авиа­группы получил звание генерал-майора и воз­главил 14-ю Армию. Испытывая нехватку во всем самом необходимом, "Летающие Тигры" продолжали сдерживать продвижение японцев в Бирме. Шено, став командиром 14-й Воздуш­ной Армией, начал требовать больше самоле­тов и лучшего снабжения, а его напористость привела к тому, что он перессорился со всеми высшими командирами союзников. Однако усилия новоиспеченного генерал-майора не пропали да­ром. Японцы, потеряв терпение, в 1944 году перебро­сили из Манчжурии крупные силы, чтобы провести опе­рацию "Ичи-Го" по уничтожению базы 14-й Воздуш­ной Армии в Хунани, провинция Квангси (Китай).

В 1944 году американцы оборудовали аэро­дромы в Индии. С этих аэродромов бомбардировщики В-29 перевозили грузы в Китай, готовя там базу к воз­можным в будущем налетам на Японские острова. 58-е бомбардировочное крыло первым провело в ночь с 15 на 16 июня 1944 года с территории Китая налет на ин­дустриальные центры, расположенные на северном по­бережье острова Кюсю. С течением времени бомбар­дировщики этой части бомбили Бангкок, Формозу, Син­гапур, Сайгон и объекты в Манчжурии.

Несмотря на то, что воздушный мост через Гималаи действовал успешно, американцам хотелось снова получить в свои руки Бирманскую дорогу. Одна­ко англичане не располагали в этом регионе достаточ­ными силами, чтобы предпринять наступление. Только в конце 1944 года союзнические войска вышли из базы в Ассаме (Индия) и начали продвижение к Бирманской дороге. К февралю 1945 года цель наступления была достигнута, англичане вышли к дороге в районе Лашио.

Бои с переменным успехом, которые вели японцы с англо-китайскими войсками, продолжались до августа 1945 года, то есть до самого конца войны. Тем временем авиация генерала Чан Кайши использо­валась исключительно для борьбы с прокоммунисти­ческими отрядами. Эта междоусобица очень раздража­ла всех союзнических командиров, поскольку из-за по­стоянных конфликтов не удавалось собрать силы для решительного наступления на японцев, причиняла не­нужные потери и поглощала огромное количество та­кой дорогой ценой доставленных боеприпасов.