Китай-Бирма-Индия
Когда Япония 7 декабря 1941 года начала войну против США, армейская авиация Японии переживала самые лучшие дни своей истории. Ветераны китайской войны и Халхин-Гола были полностью уверены в своих силах и собирались в пух и прах разнести американских, английских и голландских противников. Японцы полагали, что быстрой победы можно достичь, навязывая противнику ближний бой, а если противник будет уходить от боя - преследуя его. К сожалению, японский основной истребитель Ки-43 "Хаябуса" ("сокол-сапсан"), получивший у союзников кодовое название "Оскар", не удовлетворял всех предъявляемых к нему требованиям.
По сравнению с основным морским истребителем А6М2 "Зеро", "Оскар" был меньше и легче. Широкие закрылки давали "Оскару" отменную маневренность, однако 950-сильный двигатель Накадзима Ха-25 позволял самолету развить на высоте 4000 м только 492 км/ч, в то время как "Зеро" развивал до 530 км/ч.
Бортовое вооружение "Хаябуса" тоже было слабовато - пара 7.7-мм пулеметов, размещенных под капотом двигателя, то же вооружение нес и прежний истребитель армейской авиации - Ки-27 - и уже тогда становилось ясным, что этого явно недостаточно. Правда Ки-43 поздних производственных серий были вооружены двумя 12.7-мм пулеметами, однако Накадзима отказалась установить дополнительное вооружение в крыльях, как это было сделано в случае "Зеро".
В подготовке ко вторжению на Малайи участвовали 1-й, 11-й, 64-й и 77-й Сентай, которым было поручено поддерживать десантируемые войска. Из этих четырех сентаев, только 64-й Сентай был оснащен новыми Ки-43-1-Оцу, полученными в августе 1941 года.
7 декабря японская палубная авиация нанесла сокрушительный удар по американской военно-морской базе в Перл-Харборе. В тот же день 25-я японская армия начала высадку на Малайи. Английская авиация, оснащенная главным образом устаревшими самолетами, была быстро нейтрализована. Как только японцы сумели захватить господство в воздухе, судьба Малайи была предрешена.
8 конце января 1942 года английские войска и войска Содружества начали отступление к Сингапуру. К этому времени, англичанам, располагавшим горсточкой изношенных Hawker Hurricane IIB и Brewster Buffalo, удалось чуть-чуть пощипать наступающих японцев, но это отсрочило падение Сингапура всего на несколько дней.
"Харрикейны" приобрели известность летом-осенью 1940 года, во время Битвы за Англию. Принятые на вооружение в конце 1937 года, "Харрикейны" были первыми английскими истребителями, развивающими скорость более 500 км/ч. "Харрикейн" был больше "Оскара", а его вооружение - восемь 7.62-мм пулеметов Браунинг (по четыре в каждом крыле), было по японским меркам невероятно мощным. Кроме того, "Харрикейн" легко развивал на высоте 5550 м скорость 540 км/ч, что также оказалось для японцев неприятным сюрпризом.
Brewster F2A Buffalo был бедным американским родственником английского Hawker Hurricane. В Азии "Баффало" оказались по той причине, что им не было места в Европе. Эти самолеты, похожие на летающий бочонок, были приняты на вооружение американской палубной авиации в июне 1939 года как первые истребители-монопланы. Хотя "Баффало" развивали на высоте 4500 метров скорость 515 км/ч и были вооружены четырьмя 12.7-мм пулеметами Кольт (два в носовой части и по одному в каждом крыле), на службе в US Navy эти истребители не прижились и были распроданы в разные страны мира. К началу японского вторжения на Малайи, "Баффало" был самым многочисленным истребителем союзников в этой части света. Самолетом этого типа были оснащены английские, австралийские, новозеландские истребительные эскадрильи, а также части авиационной дивизии Голландской Ист-Индии. Как показал опыт боев, "Баффало" не могли на равных бороться с "Оскарами".
64-й Сентай впервые повстречался с "Харрикейнами" 20 января 1942 года над Сингапуром. В тот раз японцы записали на свой счет две вероятные победы. Англичане продолжали тревожить японцев до падения Сингапура - 15 февраля 1942 года. Когда генерал-лейтенант А.Э. Персиваль (Percival) объявил о капитуляции гарнизона Сингапура, это означало крупнейшее поражение англичан в истории. Кроме того, что был потерян стратегически важный плацдарм, английская армия и армии стран Содружества потеряли более 130000 человек военнопленными.
Заняв Сингапур, японцы начали подготовку к захвату жизненно важных нефтеперерабатывающих заводов в Палембанге, Голландская Ост-Индия. Для японцев было важно захватить эти объекты в целости, поскольку война требовала огромного количества топлива. Истребители 59-го и 64-го Сентаев сыграли важную роль в операции, обеспечив прикрытие японских бомбардировщиков, наносящих удары по позициям обороняющихся. Немногочисленные "Харрикейны", попытавшиеся было помешать агрессорам, были выбиты, после чего японские парашютисты 15 февраля захватили Палембанг.
Обеспечив себя топливом, японцы оккупировали остров Яву - казалось ничто не может остановить эту всесокрушающую лавину. 12 марта капитулировали войска союзников в Голландской Ист-Индии. Таким образом японцы выполнили стратегически важную задачу - всего за три месяца они смогли прибрать к рукам регион, необычайно богатый нефтью и другими природными ресурсами.
Тем временем на западе шли бои в Бирме. Здесь для японцев было важно перерезать стратегически важную Бирманскую дорогу, по которой союзники снабжали Китай вооружением. В Бирме 50-й и 64-й Сентаи заслужили славу, нанося как штурмовые удары по позициям противника, так и контролируя воздушное пространство над театром военных действий. Основным противником японских пилотов, кроме немногочисленных английских истребителей, были асы из легендарной Американской добровольческой авиагруппы (American Volunteer Group - AVG), также известной под названием "Летающие Тигры".
AVG была сформирована усилиями капитана Клера Шено (Chennault), американского военного летчика, служившего в то время в китайских ВВС. Шено набрал откуда только можно сотню американских пилотов, обещая им приключения и награды. В сентябре 1941 года в Бирме были созданы три эскадрильи, которые быстро начали боевые действия.
20 декабря "Летающие Тигры" заявили свои первые победы. В тот день десяток Р-40В, "позаимствованных" в RAF и RCAF, перехватили в нескольких десятках километров к юго-востоку от своей базы в Куньмине (Китай) десять японских бомбардировщиков и сбили три из них, потеряв при этом одну свою машину. После того, как японцы начали наступление в Бирме, американцы перебрались туда и с отменным мужеством обороняли Рангун. Однако постепенно AVG потеряла большинство своих самолетов и не смогла остановить продвижение противника.
Когда 8 марта японские войска вступили в Рангун, город представлял собой груду развалин. Союзники, видя безнадежность ситуации, покинули разрушенный город. Началось долгое отступление к Индии. В середине марта 50-й Сентай перебазировался на аэродром Мингаладон в Рангуне, затем туда же перебрались 1-й и 64-й Сентай. Вскоре японцы достигли своей главной цели - Бирманской дороги - и американцам пришлось доставлять грузы в Китай через "Горб" - Гималайские горы.
В июле 1942 года AVG вошла в состав 14-й Воздушной Армии США, а командир авиагруппы получил звание генерал-майора и возглавил 14-ю Армию. Испытывая нехватку во всем самом необходимом, "Летающие Тигры" продолжали сдерживать продвижение японцев в Бирме. Шено, став командиром 14-й Воздушной Армией, начал требовать больше самолетов и лучшего снабжения, а его напористость привела к тому, что он перессорился со всеми высшими командирами союзников. Однако усилия новоиспеченного генерал-майора не пропали даром. Японцы, потеряв терпение, в 1944 году перебросили из Манчжурии крупные силы, чтобы провести операцию "Ичи-Го" по уничтожению базы 14-й Воздушной Армии в Хунани, провинция Квангси (Китай).
В 1944 году американцы оборудовали аэродромы в Индии. С этих аэродромов бомбардировщики В-29 перевозили грузы в Китай, готовя там базу к возможным в будущем налетам на Японские острова. 58-е бомбардировочное крыло первым провело в ночь с 15 на 16 июня 1944 года с территории Китая налет на индустриальные центры, расположенные на северном побережье острова Кюсю. С течением времени бомбардировщики этой части бомбили Бангкок, Формозу, Сингапур, Сайгон и объекты в Манчжурии.
Несмотря на то, что воздушный мост через Гималаи действовал успешно, американцам хотелось снова получить в свои руки Бирманскую дорогу. Однако англичане не располагали в этом регионе достаточными силами, чтобы предпринять наступление. Только в конце 1944 года союзнические войска вышли из базы в Ассаме (Индия) и начали продвижение к Бирманской дороге. К февралю 1945 года цель наступления была достигнута, англичане вышли к дороге в районе Лашио.
Бои с переменным успехом, которые вели японцы с англо-китайскими войсками, продолжались до августа 1945 года, то есть до самого конца войны. Тем временем авиация генерала Чан Кайши использовалась исключительно для борьбы с прокоммунистическими отрядами. Эта междоусобица очень раздражала всех союзнических командиров, поскольку из-за постоянных конфликтов не удавалось собрать силы для решительного наступления на японцев, причиняла ненужные потери и поглощала огромное количество такой дорогой ценой доставленных боеприпасов.