Фельдфебель Буничи Ямагучи

 

Считалось практически невозможным пило­там легко вооруженных Ки-43 "Хаябуса" сбить амери­канский бомбардировщик В-24 "Liberator", однако фельдфебель Буничи Ямагучи смог сбить шесть аме­риканских бомбовозов и при этом остаться в живых!

Ямагучи родился в 1918 году в префектуре Миязаки. В армию будущий ас пошел в 1936 году, В 1940 году закончил летную подготовку и был зачислен в 1-й Чутай 11-го Сентая на китайском фронте. Ямагу­чи участвовал в малайской компании и хотя его часть не раз вылетала на перехват английских бомбардиров­щиков типа "Blenheim", пытавшихся в начале 1942 года прорваться к Палембангу, Ямагучи ни разу не довелось поучаствовать в воздушном бою.

В апреле 1942 года в маньчжурском городе Чинсей был сформирован 204-й Сентай. Сентай возник из разрозненных частей различных сентаев, в том числе и 11-го. Та­ким образом Ямагучи оказался в рядах 204-го Сентая и оставался там до конца войны. В ок­тябре 1943 года часть, где служил Ямагучи, прибыла на аэродром Мингаладон. Лишь 22 декабря 1943 года Яма­гучи одержал свою пер­вую победу - Р-40 USAAF, сбитый над Куньмином (Китай).

Самая важная битва в жизни пилота имела место в ночь на 29 февраля 1944 года. В тот раз пара "Оскаров", пилотируемых Ямагучи и младшим лейтенантом Хироси Такигучи, вылетела на перехват отряда американ­ских В-24. Вернувшись на базу пилоты заявили две достоверные и две вероятные воздушные победы.

Командующий 5-й авиадивизией генерал-лей­тенант Нобуру Тадзоэ в приказе отметил этот случай: "... в ночь на 29 февраля 1944 года завязали бой с бо­лее чем десятью американскими бомбардировщиками В-24, шедшими бомбить Рангун. Пилоты поднялись в воздух по тревоге и вступили в бой с противником, пользуясь тем, что наземные прожекторные службы поймали прожекторами самолеты противника. Оба пи­лота непрерывно маневрировали и полностью исполь­зовали возможности своих машин. В течение несколь­ких секунд два бомбардировщика противника были сбиты и рухнули на землю, а еще два получили серьез­ные повреждения... Самолеты, пилотированные Таки­гучи и Ямагучи, показали несостоятельность тактики противника и значительно повысили моральных дух наших войск. Кроме того, они оказали мощное психо­логическое влияние на политическое руководство и простое население Бирмы. Эти два пилота продемон­стрировали традиционный боевой дух и решительность, позволяющие в каждой атаке поразить намеченную цель..."

Этот случай получил большую известность и слава Ямагучи стала расти прямо на глазах. В августе 1944 года его перевели на Таиланд. Вскоре 204-й Сен­тай был переброшен в Манилу (Филиппины) для за­щиты островов от налетов американской авиации. В те­чение первых дней после прибытия сентай был прак­тически разгромлен силами американской морской и армейской авиации и был отведен в Японию для отды­ха и пополнения. В начале 1945 года 204-й Сентай, по­полнивший свои ряды, был направлен на Окинаву и фельдфебель Ямагучи оказался в самой гуще боев, не­прерывно один за другим следовавшим в небе над ост­ровом.

Весной 1945 года ВВС Японии приготовились к последнему удару, поскольку противник все туже и туже сжимал кольцо вокруг Японского архипелага. Авиачастям было приказано максимально сократить активность, чтобы сберечь оставшиеся самолеты для камикадзе. Поэтому пилоты 204-го Сентая, в том чис­ле и Ямагучи, главным образом сидели на земле до са­мой капитуляции Японии.

К концу войны на боевом счету Буничи Яма­гучи было 19 воздушных побед, в том числе шесть че­тырехмоторных бомбардировщиков. Все свои победы Ямагучи совершил на потрепанном "Оскаре". Умер Бу­ничи Ямагучи совсем недавно - в 1992 году.