Мастер-сержант Юкио Симокава

 

"Смелый Симокава" - только так называли од­нополчане Юкио Симокаву за его храбрость в бою.

Родился смельчак в префектуре Фукуока. В апреле 1938 года он по­ступил в то­кийскую армейскую летную шко­лу - так сбы­лась мечта его детства. В марте 1941 года Симо­кава закон­чил летные курсы в Кумагае и Тачиарае и был зачислен в 5-й Сентай. В январе 1942 года его перевели в 50-й Сентай, дислоци­рованный в Бирме. Спустя четыре месяца 50-й Сентай отвели в Японию для переоснащения новыми Ки-43-I-Хей вместо прежних Ки-27.

Снова оказавшись на фронте, Симокава уча­ствовал в боях с самолетами RAF над бирманскими джунглями. Его репутация как смелого пилота неуклон­но росла. 24 декабря 1942 года, преследуя английский "Бленхейм", Симокава получил ранение в бедро. Са­молет Симокавы получил серьезные повреждения и за­горелся. Пилоту не оставалось выбора, как прыгать с парашютом. Несмотря на ранение, Симокава сумел в течение недели выйти в расположение своей части.

Симокава возобновил полеты в 1943 году. 26 апреля 1943 года он записал на свой боевой счет два самолета противника, сбитых им над Лашио. Однако Симокаве пришлось снова распрощаться со штурвалом боевого самолета, когда однажды ответной очередью с В-24 он был ранен и потерял один глаз. Истекая кро­вью пилот дотянул до базы и был немедленно переправ­лен в Японию.

Острая нехватка опытных пилотов привела к тому, что в конце 1944 года Симокава снова приступил к полетам. Правда к боевым вылетам его не допустили, а поручили перегонять новые "Оскары" на Тайвань и Филиппины. Для Симокавы война закончилась 19 мар­та 1945 года, когда американский авианосец совершил рейд на японскую военно-морскую базу в Куре (южная часть Хонсю). Симокава вместе с девятью другими пи­лотами стартовал на своем Ки-84 "Фрэнк" с аэродрома Одзуки и отправился на перехват американских само­летов.

"Над Хиросимой на высоте 6000 метров мы обнаружили самолеты противника, шедшие всего на 100 метров ниже нас. В завязавшемся бою все мои товари­щи были сбиты, а сам я оказался загнанным в угол меж­ду горами", - вспоминал пилот спустя несколько лет.

Сбив два "Хеллкета", Симокава врезался в строй эскадрильи VF-17, F6F-5 которой стартовали с американского авианосца "Хорнет". Отчаянный пилот попытался оторваться от американцев, залетев в горное ущелье. Однако по ту сторону горного хребта его настиг буду­щий амери­канский ас, младший лейтенант Тилман Э. Пул (Pool), который со временем запишет на свой счет шесть воз­душных по­бед. Амери­канец пой­мал японца в перекрес­тье прицела и всадил длинную очередь. Симокава едва успел поки­нуть самолет, как тот взорвался в воздухе.

"Мой парашют только-только расправился, как зацепился за крону дерева. Я был обожжен, но жив", -вспоминает пилот. Симокава стал третьей по счету жер­твой американского летчика. Свои первые две победы молодой техасец одержал накануне, сбив пару японс­ких самолетов над аэродромом Каноя.

Этот бой получил большую известность, по­этому генерал-майор Акира Хоруичи, начальник Воен­но-воздушного транспортного управления, отметил пилота в особом приказе от 28 июля 1945 года: "Уча­ствуя в боях на Южном фронте, Вы проявили муже­ство, несмотря на то, что лишились левого глаза. Вы никогда не пренебрегали своим долгом военного лет­чика и считали свое умение хорошо летать даром свы­ше. Затем Вас направили в Транспортное управление. В марте 1945 года, когда вы перегоняли самолеты на Тайвань, был получен приказ вылететь на перехват аме­риканских палубных истребителей в небе Кюсю. В бою Вам удалось сбить несколько истребителей, остальные повернули назад. Затем Вас прикомандировали к 9-му летному отряду, где в ваши обязанности входила под­готовка молодых летчиков. Вы были строгим и серьез­ным наставником. Вы смогли преодолеть свой недуг. Вы обучали курсантов и днем и ночью. Вы выполнили свой долг. Я бы мог сказать, что успехами вы обязаны своему дару военного летчика, однако скажу, что дос­тигли успеха благодаря своему боевому духу и непрек­лонности. Вы - летчик от рождения. Я выражаю Вам благодарность."

Мастер-сержант Юкио Симокава обучал пи­лотов-камикадзе до самого конца войны. На его бое­вом счету значится 16 самолетов противника.