Капитан Юкиёси Вакамацу

 

Юкиёси Вакамацу был единственным ветера­ном индокитайского фронта, который все свои победы одержал, не разу не садясь за штурвал Ки-43 "Хаябу­са" - рабочей лошадки японской армейской авиации.

Вакамацу родился в 1911 году в префектуре Кагосима. В 1930 году он добровольцем вступил в 3-й авиаполк и в ноябре 1942 года закончил летные курсы (42-й выпуск). После обучения, он работал в Токородзаве и Кумагае в качестве помощника инструктора. В мае 1938 года он поступил в офицерскую летную шко­лу и спустя год ему присвоили звание младшего лейте­нанта.

Осенью 1939 года, когда бои на Халхин-Голе уже подходили к концу, Вакамацу прибыл в Хайлар, чтобы служить в 64-м Сентае. Через два дня было под­писано перемирие и младшему лейтенанту так и не уда­лось поучаствовать в бою.

После того, как на северных границах Импе­рии воцарился мир, 64-й Сентай перебросили на юг, где он оставался в относительном бездействии. В 1940 году Вакамацу отозвали в Японию, где он продолжил работу по подготовке молодых пилотов.

В мае 1941 года Вакамацу направили в толь­ко что организованный 85-й Сентай. Этот сентай был оснащен старыми Ки-27 "Нейт", хотя основным истре­бителем армейской авиации Японии уже был Ки-43 "Хаябуса". В январе 1942 года Вакамацу произвели в капитаны и назначили на должность командира 2-го Чутая. Вскоре эскадрилью, где служил Вакамацу, пе­ребросили на юг Китая, поближе к фронту. Тут капи­тан впервые показал, что он может.

24 июля 1943 года он сбивает два Р-40 из 74th FS/23rd FG (74-й истребительной эскадрильи 23-й ис­требительной авиагруппы) над Квейлинем. 20 августа Вакамацу сбивает над Кантоном еще два Warhawk из той же части. Самолеты 74-й эскадрильи были основ­ным противником японцев на протяжении всего 1944 года. На оснащении 85-го Сентая в это время находи­лись истребители Ки-44 "Секи". Сентай действовал в районе Кантона, Гонконга и Ханькоу.

В сентябре 1944 года капитан Вакамацу пере­сел на Ки-84 "Хаяте" и в первом же бою на новом "бо­евом коне" 4 октября над Учоу одержал новую победу - сбил два Р-51 "Mustang" из 76th FS/23rd FG.

18 декабря генерал Клер Шено предпринял массированный налет на Ханькоу. 84 В-29, а также В-17 и В-24 бомбили топливные танки и другие цели в городе. Бомбардировщиков прикрывали истребители из 23-й авиагруппы смешанного китайско-американского крыла. Кроме того, американские истребители нанес­ли несколько штурмовых ударов по японским аэродро­мам, уничтожая на земле самолеты противника.

Одним из японских пилотов, погибших в тот день был капитан Вакамацу. Вакамацу взлетел с одно­го из вспомогательных аэродромов в районе Учана на перехват бомбардировщиков, но ему пришлось иметь дело со своими старыми врагами из 74-й эскадрильи. Американские истребители вел майор Фил Чепмен (Chapman) - 5 воздушных побед. Едва Ки-84 капитана Вакамацу успел оторвать шасси от ВПП, как его окру­жил по меньшей мере десять Р-51 С. Американцы быс­тро разделались с японским самолетом и тот взорвался в воздухе.

После гибели, командование намеревалось представить Вакамацу к званию подполковника, одна­ко в неразберихе последних месяцев войны это сделать не успели.

Капитан Вакамацу показал себя отличным летчиком-истребителем - на его счету значилось более 18 самолетов противника - все истребители. Половина из этого числа приходится на "Мустанги" Р-51 В/С.

Уже после войны вокруг имя Вакамацу было окружено легендой, ему даже придумали прозвище "красноносый ас" - действительно, капот и киль само­лета Вакамацу были выкрашены в красный цвет. Ле­генда утверждает, что правительство Китая назначило премию за голову Вакамацу. Однако все эти мифы о идеальном летчике-истребителе и командире возникли после гибели пилота.