Майор Ясухико Курсе

 

Майор Ясухико Курсе был самым результа­тивным пилотом из числа офицеров-выпускников Ар­мейского военного училища. Курсе родился в феврале 1918 года. Отцом будущего аса был майор пехоты и Ясухико пошел по стопам родителя. В июне 1937 года Курсе закончил Армейское военное училище (50-й вы­пуск).

Закончив курс летной подготовки, в ноябре 1938 года Курсе попал в 59-й Сентай и был направлен на базу ВВС Японии в Ханькоу (Центральный Китай). В это время на фронте царило относительное затишье, поэтому Курое вместе с другими пилотами ускоренны­ми темпами осваивал новые истребители Ки-27 "Нейт". Когда начались военные действия на Халхин-Голе, 59-й Сентай был немедленно переброшен к манчжурско-монгольской границе. В последние дни боев, уже в се­редине сентября, Курое удалось одержать свои первые победы - он сбил два И-15.

В 1941 году лейтенант Курое возвратился в Японию и стал работать инструктором в Армейском офицерском авиационном училище. В мае 1941 года ему присвоили звание капитана. Спустя четыре месяца в новый экспериментальный 47-й отдельный Чутай при­было девять прототипов новейших истребителей Ки-44 "Секи Тодзё". Истребители планировалось прове­рить в боевых условиях и капитан Курое принял учас­тие в программе испытаний. Истребители отправили в Юго-Восточную Азию (Индокитай, Бирма, Малазия). Хотя в первые месяцы войны союзники оказывали япон­цам минимальное сопротивление в воздухе, капитану Курое удалось сбить над Сингапуром и в его окрестно­стях три "Харрикейна" из 232-й эскадрильи RAF. Не­смотря на свои успехи, у Курое сложилось невысокое мнение о Ки-44, поэтому этот истребитель так и не был принят на вооружение.

Тем временем англичане и американцы уско­ренными темпами наращивали свое военное присут­ствие в Юго-Восточной Азии, поэтому на 64-й Сентай ложилась все возрастающая нагрузка. Капитан Курое, завершивший облет Ки-44, был переведен в 64-й Сен­тай и назначен командиром 3-го Чутая. После того, как подполковник Такео Като - тогдашний командир 64-го Сентая - был сбит в мае 1942 года, Курое занял его ме­сто. Курое всегда сохранял оптимизм и имел стальные нервы. Во главе 64-го Сентая Курое сделал себе имя отличного командира истребительной части.

13 сентября 1943 года Курое сбил разведчик F-5A (Р-38, несущий вместо вооружения фотооборудо­вание) из 9-й эскадрильи фоторазведки. 1-й лейтенант Фрэнк X. Тилкок (Tilcock) вспоминает:

"Я так и не успел разглядеть атаковавший меня самолет. Я понял, что меня сбили только когда прибор­ная панель моего самолета разлетелась на куски, а ка­бина наполнилась дымом и пламенем".

Американскому пилоту удалось выпрыгнуть с парашютом, а спустя три дня его взяли в плен. Курое встретился с Тилкоком и вспоминал, что американец пожал ему руку и сказал, что был сбит в годовщину своей свадьбы. Фрэнк Тилкок, который в настоящее время живет во Флориде, подтверждает, что говорил эти слова:

"Меня допрашивали многие японские офице­ры, которые задавали мне множество вопросов. Может быть среди них был и Курое."

В этот период англичане начали активно ис­пользовать новые истребители-бомбардировщики типа "Mosquito", которые наносили постоянные удары по японским позициям до самого конца войны. Лишь 2 ноября 1943 года японцам удалось сбить первого "Москито". Автором победы был капитан Курое, а сбитым был самолет PR IX DZ697 из 684-й эскадрильи, выпол­нявший разведывательный вылет над Рангуном и пи­лотированный офицерами Филдингом (Fielding) и Тертоном (Turton). 10 декабря Курое завязал бой с другим "Москито" из той же части, и более 40 минут пресле­довал его над морем.

Наконец Курое удалось меткой очередью про­шить левый двигатель "Москито", но тут у японского самолета отказали пулеметы. Однако Курое, имитируя атаку, заставил английский самолет (пилот - сержант Бут (Boot), штурман - сержант Уилкинс (Wilkins)) раз­вернуться и повернуть обратно к суше. Два самолета, следуя один за другим, уже почти вышли на глиссаду, когда поврежденный "Москито" рыскнул в сторону и врезался в дерево. Спустя мгновение, английский самолет превратился в огненный ком. "Жаль, что так по­лучилось", - вспоминал Курсе несколько лет спустя.

В январе 1944 года Курое отозвали в Японию и назначили на должность пилота-испытателя при Ин­спекторате департамента армейской авиации. На новой работе Курое облетывал экспериментальные образцы реактивных и высотных двухмоторных истребителей, разрабатывавшихся для борьбы с В-29. 25 марта 1944 года во время одного из вылетов на Кавасаки Ки-102 (высотном двухмоторном истребителе, вооруженным одной 37-мм и двумя 20-мм пушками), майор Курое сбил две "летающие крепости". Несмотря на этот ус­пех, Ки-102 так и не попал в боевые части в достаточ­ном количестве из-за того, что не удалось довести кон­струкцию двигателя. В ночь на 23 мая Курое добавил к своему послужному списку еще две победы, сбив два В-29, летая на предсерийном Ки-84-I-Ko.

За успехи майор Курое был отмечен в прика­зе и награжден бутылкой сакэ. 15 июля 1945 года на­граду майору вручал генерал-лейтенант Кумаичи Терамото перед строем в 3000 человек из Инспектората департамента авиации.

Майор Ясухико Курое закончил войну, имея на боевом счету 51 воздушную победу. За годы войны его сбивали три раза, он был трижды ранен, а на его самолетах насчитали более 500 пробоин!

Таланты Курое не пропали втуне, и в после­дние месяцы войны он возглавил эскадрилью реактив­ных истребителей ВВС Самообороны Японии и был произведен в генералы. 5 декабря 1965 года генерал Курое утонул во время рыбалки.