Майор Йохеи Хиноки

 

Невозможно полностью рассказать о 64-м Сентае, не упомянув майора Йохеи Хиноки.

Хиноки родился в префектуре Токусима в 1919 году. В июне 1941 года получил офицерское зва­ние и был назначен в 64-й Сентай, в рядах которого уча­ствовал в Малайской кампании. Здесь молодого млад­шего лейтенанта учил искусству ведения воздушного боя ветеран боев на Халхин-Голе, капитан Ивори Сакаи.

В день начала войны Хиноки участво­вал в перехвате "Бленхеймов" из 34-й эскадри­льи RAF и стал одним из авторов коллективной победы над одним из английских бомбардиров­щиков. Хиноки летал в качестве ведомого май­ора Татео Като и его задачей было прикрывать своего командира любой ценой. В воздухе было очень мало союзнических самолетов, тем не ме­нее 31 января 1942 года над Сингапуром Хино­ки сумел сбить два "Харрикейна" из 238-й эс­кадрильи RAF.

10 апреля 1942 года Р-40С из AVG за­вязали воздушный бой с самолетами 64-го Сентая в небе над Лойвэйнгом (Китай). Бой шел на низкой высоте в условиях густой облачности. В противники японскому пилоту достался ас из 3-й эскадрильи AVG командир звена Роберт Т. Смит (Smith) (8 побед). Американец в два сче­та разделался с молодым японцем. Хиноки по­лучил ранение в левую руку и ягодицы. Одна 12.7-мм пуля засела в парашюте летчика, не дойдя до спины всего несколько сантиметров. "Хаябуса" получил столь значительные повреждения, что Смит заявил возможную победу. В тот же день амери­канский пилот сбил еще одного японца - в этот раз наверняка.

Выйдя из боя, Хиноки, в полубессознатель­ном состоянии, потерял управление и зацепил за вер­шину горы. К счастью, японский пилот все же уцелел, самолет также остался в воздухе, и придя в сознание Хиноки повел полуживой самолет вдоль реки к своей базе в Таиланде. Два часа продолжался полет на агони­зирующем истребителе, при заходе на посадку у Хино­ки закончился бензин и самолет не сколько сел, сколь­ко рухнул на ВПП. Летчик был срочно госпитализиро­ван и месяц пробыл на лечении.

25 ноября 1943 года Хиноки сбил Р-51 (веро­ятно А-36А), став таким образом первым японским пи­лотом, одержавшим победу над самолетом этого типа в Индокитае. События разворачивались следующим об­разом. В воздухе над бирманской территорией были замечены семь самолетов неизвестного типа и Хиноки вылетел на перехват. Обнаружив загадочные самоле­ты, японец направился к ним, чтобы определить их при­надлежность. Все стало ясно, когда пилот одного из самолетов - полковник Гарри Р. Мелтон-младший (Melton Jr.), командир 311-й истребительной авиагруп­пы - открыл огонь. Хиноки все же уселся на хвост аме­риканцу и не отпускал его до тех пор, пока прошитый очередями "Мустанг" не начал падать. Полковник Мел-тон выпрыгнул с парашютом и спустя несколько часов был взят в плен.

Спустя два дня 311-я авиагруппа снова при­ступила к боевым вылетам, на этот раз ее задача зак­лючалась в сопровождении бомбардировщиков В-24, шедших бомбить Инсеин. Хиноки заявил победу над одним Р-51, одним Р-38 и одним В-24 из 308-й бомбар­дировочной авиагруппы, еще один бомбардировщик из той же части, что и первый, был засчитан как вероят­ная победа. Преследуя уходивших В-24, Хиноки был атакован Р-51 А из 530-й истребительной эскадрильи, пилотом которого был второй лейтенант Роберт Ф. Малхоллем (Mulhollem) (всего 5 побед).

Во время завязавшегося боя 12.7-мм пуля, пущенная американским пилотом, буквально разворо­тила правую ногу японского пилота. Однако Хиноки сумел выйти из боя, добраться до базы и благополучно приземлиться. Малхоллем, засчитав "Оскар" Хиноки как вероятную победу, сбил еще два японских истре­бителя, прежде чем вернулся на свой аэродром. В по­левом госпитале у Хиноки ампутировали ногу и пилот долго лежал в лазарете, прежде чем посчитали, что он сможет перенести транспортировку и отправили в Япо­нию.

Как опытный летчик, Хиноки назначили на должность инструктора в Истребительную авиашколу в Акено. Однако нехватка пилотов была столь остра, что Хиноки, снова приступил к боевым вылетам, отра­жая налеты В-29 на Японские острова.

В последнем большом бою в своей карьере, Хиноки расквитался с "Мустангами". 16 июля 1945 года, пилотируя Ки-100 "Госикисен", он оказался вов­леченным в бой с Р-51 из 506-й истребительной авиа­группы над акваторией бухты Исе (Нагоя). Сильная вибрация пропеллера мешала сделать точный выстрел, тогда Хиноки приблизился к самолету противника на дистанцию всего 20 метров, чтобы стрелять наверняка. Капитан Джон У. Бенбоу (Benbow) из 457-й истреби­тельной эскадрильи почувствовал мощь одновремен­ного залпа всего бортового вооружения японского са­молета и "Мустанг" пошел вниз, таща за собой шлейф черного дыма и унося с собой в море тело капита­на.

После боя 16 июля был сформирован 111-й Сентай, оснащенный Ки-84 и Ки-100. Хи­ноки назначили командиром 2-го Дайтая. Однако конец войны прошел для летчика относительно спокойно.

По оценкам на счету майора Йохеи Хиноку значатся 12 сбитых самолетов, большинство из которых пилот сбил, летая на легковооружен­ном Ки-43 "Хаябуса". Джентльмен в полном смыс­ле этого слова, отличный пилот, майор Йохеи Хиноку умер в январе 1991 года.