Капитан Сигео Нанго

 

Капитан Сигео Нанго, в отличие от многих других летчиков японской армейской авиации, пользо­вался широкой известностью. Он родился в 1917 году в Токио и был младшим братом командира палубной авиации, летчика-истребителя лейтенанта Мочифуми Нанго (погибшего в Китае 18 июля 1938 года, но ус­певшего одержать восемь побед). В апреле 1939 года Сигео Нанго закончил обучение в Армейском военном училище. Затем он прошел курс подготовки в истребительной школе в Акено и был зачислен в 33-й Сентай.

Когда в мае 1939 года начались боевые дей­ствия на Халхин-Голе, Нанго направился в Манчжурию, но не участвовал в боях, а занимался главным образом тренировочными полетами.

В январе 1942 года капитан Нанго стал коман­диром 2-го Чутая 59-го Сентая. В это время его часть находилась в Голландской Ист-Индии и занималась главным образом сопровождением морских конвоев и нанесением штурмовых ударов. В июне 1943 года Нанго участвовал в большом налете на Дарвин. В июле ос­татки его 59-го Сентая направили на Новую Гвинею. Тут он и показал себя как отменный пилот и командир, почти ежедневно вылетая на боевые задания с базы в Буте.

Союзникам был необходим аэродром, с кото­рого их самолеты могли бы совершать налеты на Лаэ. Такой аэродром был оборудован в Цили-Цили, в 80 км к западу от Лаэ. Японцы вскоре обнаружили этот сек­ретный объект и 15 августа семь бомбардировщиков Ки-21 "Салли" в сопровождении 36 истребителей из 59-го и 24-го Сентаев совершили налет на базу в Цили-Цили. Японские самолеты вышли к цели как раз в тот момент, когда на посадку заходил американский транс­портный самолет и капитан Нанго сбил С-47 (подтвер­ждается документами USAAF).

Американцы быстро подняли в воздух не­сколько P-39N из 40-й и 41-й истребительных эскадри­лий, которые перехватили японцев по дороге назад. В завязавшейся драке японцы потеряли три истребителя и шесть бомбардировщиков, потери американцев рав­нялись трем истребителям (погиб один пилот). Ки-43-П-Ко был весь облит маслом, разбрызгавшемся при взрыве С-47, поэтому Нанго подумал, что его самолет поврежден. Решив, что лучше погибнуть в бою, чем попасть в плен или разбиться при посадке, Нанго по­шел на таран. Уже зайдя над целью он понял, что само­лет в порядке, поэтому вышел из боя и вернулся на базу.

На следующий день 59-й Сентай снова был в районе Цили-Цили, но на этот раз захватить американ­цев врасплох не удалось. Несколько Р-38 из 431-й ис­требительной эскадрильи и Р-47 из 340-й эскадрильи перехватили 33 "Оскара II" и три Ки-21. По результа­там боя американцы заявили более десяти побед над истребителями и две - над двухмоторными бомбарди­ровщиками. В действительности потери японцев соста­вили только три Ки-43-П-Ко. Японцы, в свою очередь, заявили 21 воздушную победу (в том числе две победы заявил Нанго), однако американцы в том бою потерь не понесли.

В августе 59-й Сентай потерял многих пило­тов, в том числе двух командиров чутаев. Ки-43-П-Хей безнадежно уступали новейшим модификациям Р-38 и Р-47. Моральный дух японских летчиков упал ниже допустимого уровня. Недостаточное снабжение и тро­пические болезни довершили разгром сентая. Капитан Нанго, как старший по званию, принял командование сентаем на себя.

23 января 1944 года капитан Нанго был сбит и погиб в бою с американскими истребителями, сопро­вождавшими бомбардировщики В-24. По иронии судь­бы, командование планировало в конце января переве­сти капитана служить в Японию и назначить его на­чальником истребительной школы в Акено. 29 апреля 1944 года Сигео Нанго был посмертно отмечен в при­казе и произведен в подполковники. Предположитель­но, он сбил над Новой Гвинеей более 15 американских самолетов.