Капитан Сего Такеучи

 

Капитан Сего Такеучи, который вероятно был самым результативным асом японской армейской авиации в Новой Гвинее, родился в 1918 году в Киото. В сентябре 1939 года он закончил Армейское авиационное училище и в чине младшего лейтенанта был направлен в 64-й Сентай.

В рядах 64-го Сентая Такеучи участвовал в боях в Индокитае, одновременно совершенствуя свое мастерство под началом командира сентая майора Татео Като и командира 3-го Чутая, капитана Кацуми Анма (32 победы). Два аса сделали из своего юного про­теже отличного бойца. Случай продемонстрировать свои способности представился для Сего Такеучи 31 января 1942 года над Сингапуром. Пилот вместе с дру­гими летчиками-истребителями сопровождал японские бомбардировщики. Внезапно их атаковало более деся­ти "Харрикейнов" из 232(Р)-й и 238-й эскадрильи. В короткой схватке Такеучи поочередно разделался с тре­мя английскими истребителями, чем немало удивил майора Като.

В апреле 1942 года лейтенанта Такеучи пере­вели в только что сформированный 68-й Сентай. В кон­це того же года часть получила новые истребители Ки-61 "Хьен" и начали готовить к отправке на Новую Гви­нею. Всю осень и зиму сентай провел осваивая новую тех­нику, а в декабре Та­кеучи назначили на должность команди­ра 2-го Чутая и про­извели в капитаны.

На базу Вевак 68-й Сентай при­был в июне 1943 года через Рабаул. Почти сразу начали возни­кать проблемы с са­молетами, вызванные некачественным топ­ливом и недостаточ­но мощной системой охлаждения. Расту­щее среди летчиков недоверие к новым машинам серьезно беспокоило капитана и тот всячески старался поднять боевой дух своих орлов. 20 июля пятерка японских истребителей из 2-го Чутая сбила американский бомбардиров­щик В-24, летевший бомбить Бенабена. Эта по­беда открыла боевой счет 2-го Чутая и развеяла миф о непобедимости "летающих крепостей". Повседневные вылеты на оборону воз­душного пространства острова, а также контр­наступление союзников, начавшееся осенью 1943 года причинили 68-му Сентаю ощутимые потери. Многие командиры части или погибли в бою или умерли от тропических болезней. Многие самолеты вышли из строя из-за нехват­ки запчастей. Несмотря на трудности, капитан Такеучи продолжал показывать пример своим подчиненным. В октябре он был ранен и 15 дней провел в госпитале.

Хотя в госпитале его заранее похоро­нили, он назло всем поправился и, не сняв бин­тов, снова приступил к полетам. Этот поступок капитана поднял угасший боевой дух пилотов и меха­ников и они с радостными криками приветствовали сво­его командира, летящего на Ки-61, на котором были от­мечены 58 побед - суммарный результат 2-го Чутая.

К декабрю 1943 года в 68-м Сентае осталось всего три пилота. 15 декаб­ря американцы выса­дились на полуостро­ве Араве (южное по­бережье Новой Бри­тании). В ответ япон­цы предприняли кон­тратаку. Такеучи со­провождал отряд лег­ких бомбардировщи­ков, когда был атако­ван большой группой Р-47. Завязался бой. Такеучи успел заявить одну победу (американцы в тот день не понесли потерь), как заметил, что командиру сентая, майору Киёси Кимуре грозит смертельная опас­ность. Такеучи вклинился на своем самолете между американцем и Кимурой и очередь, пущенная Р-47, про­шила самолет капитана.

Такеучи получил ранение и начал уходить в сторону Новой Гвинеи. При заходе на посадку двига­тель его Ки-61 заклинило и Такеучи рухнул в лес. По­лученные травмы оказались смертельными и капитан умер не приходя в сознание три часа спустя.

Согласно данным, представленным майором Кимурой, капитан Такеучи совершил в Новой Гвинее около 90 боевых вылетов и сбил 16 самолетов против­ника. Если принять во внимание службу Такеучи в 64-м Сентае, то на его боевой счет можно записать более 30 побед, считая сбитые и поврежденные самолеты про­тивника. Посмертно Такеучи был произведен в майо­ры. Предполагалось выразить ему благодарность в при­казе, но этого сделано не было.