Классический блицкриг
Если в Норвегии сражался только один дивизион, то для вторжения во Францию были собраны практически все части люфтваффе, оснащенные одномоторными истребителями. Отсутствовали только II./JG 77 с двумя приданными эскадрильями, который находился в Скандинавии, а также Stab и II./JG 3, которые прикрывали Берлин.
Всего вдоль "Западного вала" было собрано 27 дивизионов, разделенные примерно пополам между 2-м и 3-м воздушными флотами. Действия дивизионов контролировались девятью штабами, причем не всегда дивизионы подчинялись штабам своего полка.
В кампании участвовало более 1000 пилотов, причем многие из них сбили более пяти самолетов противника и получили таким образом право называться асами. Многие из этих пилотов в последствии достигли таких результатов, о каких в то время не могли и мечтать. Ограниченный объем этой книги не позволяет перечислить на ее страницах все фамилии.
Но во французскую кампанию будущие "великие" уже ясно выделились из общей массы.
Французская кампания состояла из двух этапов, носящих условные названия "Gelb" и "Rot" ("желтый" и "красный"). Этап "Gelb" начался с прорыва немецкой армии через территорию Нидерландов и Бельгии. Целью операции было не дать английскому экспедиционному корпусу и французским войскам, расположенным на севере страны, прийти на помощь Голландии. Поскольку объединенные войска союзников занимали подготовленные позиции, немцы нанесли основной удар в обход главных сил противника и, прорвав оборону, направили свой танковый клин к северу. Таким образом Нидерланды и значительные англо-французские силы оказались отрезаны и были уничтожены, прежде чем началось осуществление плана "Rot". В рамках этого плана вермахт форсировал Сомму и нанес удар в сердце Франции.
Подобный ход боевых действий объясняет почему дивизионы, входившие в состав 2-го Воздушного флота и дислоцированные на севере, участвовали в основном в первом этапе компании. Особенно много работы выпало на долю Stab JG 27, возглавляемый оберст-лейтенантом Максом Ибелем (Ibel). Дивизионы, подчиненные штабу входили в состав VII. Fliegerkorps и вместе с Юнкерсами, Дорнье и Хеншелями участвовали в прорыве приграничных оборонительных линий Нидерландов и Бельгии.
9 мая 1940 года в 21.55 штаб Luftflotte 2 направил во все части шифрованную радиограмму следующего содержания: "Обеспечить выполнение в 5.35". В действительности, еще за 25 минут до назначенного срока первые транспортные Ju 52 с парашютистами на борту, пересекли границу Рейха в районе Аахена. В первый день кампании истребители из JG 27 занимались, главным образом, сопровождением трехмоторных Ju 52, сновавших через границу туда-сюда, доставляя с аэродромов вокруг Кёльна к намеченным точкам в районе Альберт канала все новые и новые отряды парашютистов.
Первым достиг успеха гауптман Ульч (Ultsch) из I./JG 21, сбивший одинокий биплан бельгийских ВВС (в донесении Ульч упоминал "Файерфлай", но вероятнее всего это был "Фокс"), патрулировавший воздушное пространство севернее Маастрихта. В тот же день к списку сбитых самолетов были добавлены четыре бельгийских "Гладиатора", один из "Гладиаторов" на счету лейтенанта Ганса-Эккехарда Боба (Bob), будущего аса, сбившего за всю войну 59 самолетов противника и летавшем на реактивном Me 262 в рядах JV 44 генерал-лейтенанта Адольфа Галланда.
11 мая покончив с сопровождением транспортных самолетов, истребители отправились в "свободную охоту" западнее Маастрихта. Немцам противостояли самолеты бельгийских, голландских и франко-английских ВВС. В этот день успех сопутствовал атакующей стороне. По первому своему самолету сбили такие будущие асы, как Францискет (Franzisket), Хомут (Homuth) и Редлих (Redlich) - все со временем получат Рыцарские кресты. Трех "Гладиаторов" и один французский "Моран" сбил гауптман Вильгельм Балтазар (Balthasar) из I./JG 1 (на его счету уже было семь самолетов, сбитых в Испании).
На следующий день самолеты RAF предприняли самоубийственный налет на Маастрихт, пытаясь разбомбить городские мосты. Все пять английских самолетов из 12-й эскадрильи RAF были сбиты зенитным огнем и истребителями из I./JG.27. 12 мая I./JG 1 сбил семь "Бленхеймов" из 139-й эскадрильи RAF (в числе сбитых оказался самолет, совершивший первый вылет к Вильгельмсхафену 3 сентября 1939 года). Затем пилоты того же дивизиона уничтожили на аэродроме Диет шестнадцать бельгийских машин. Кроме того, истребители из I./JG 21 и I./JG 27 заявили восемь воздушных побед над "Харрикейнами".
Два самолета союзников сбили истребители штаба Макса Ибеля. Вместе с командиром полка вылетели адъютант и технический офицер. Адъютантом Ибеля был ни кто иной как гауптман Адольф Галланд - самый известный ас люфтваффе, сохраняющий свою известность и по сей день. Галланд начал свою карьеру в Испании, где летал на Не 51, выполняя, главным образом, роль не истребителя, а штурмовика. После Испании Галланд продолжил "работу по специальности" и сражался в Польше в рядах дивизиона, оснащенного штурмовиками Hs 123.
После боев в Польше Галланда направили на медосмотр. Хотя внешне он производил впечатление цветущего человека, выяснилось, что ”три года участия в боевых действиях, а также, и это главное, огромная нагрузка, из-за работы с глуповатым и раздражительным Германом Герингом, привели к тому, что Галланд перенес приступ ревматизма. Медкомиссия вынесла свое заключение: "Запрещено летать на самолетах с отрытой кабиной".
Таким образом Галланд оказался 12 мая за штурвалом Bf 109E на высоте 4000 метров в семи километрах к западу от Льежа. Внезапно появилось восемь "Харрикейнов", которые шли на 1000 метров ниже. Не совладав с собой, Галланд открыл огонь с максимальной дистанции. Тем не менее ему удалось сбить один из самолетов противника. Остальные развернулись и попытались уйти. Галланд снова атаковал неприятеля и сбил второй самолет.
Первым из сбитых "Харрикейнов" управлял сержант Френк Хауэлл (Howell) из 87-й эскадрильи RAF. Вот как он описал этот бой: "Немец зашел со стороны солнца, имея при этом преимущество в высоте, поэтому мы не видели его до последней секунды. Внезапно раздался треск и кабина моего самолета заполнилась пороховыми газами."
А вот как сам Галланд рассказывал об этом бое: "Сбить первый самолет для меня оказалось пустячным делом. На моей стороне была удача и техническое превосходство. Однако для успеха мало иметь только отличный истребитель - в кабину также следует посадить отличного пилота".
Второй сбитый "Харрикейн" пилотировал канадец Джек Кемпбелл (Campbell), погибший в этом бою. В тот же день Галланд сбил свой третий самолет, на этот раз в районе Тирлемона. Ведомый Галланда - Густав Рёдель (Rodel), тот самый Рёдель, который открыл счет I./JG 21 в первый день польской кампании, сбил четвертый самолет. Галланд долго считал, что сбитые им "Харрикейны" принадлежали бельгийским ВВС, но как показали исследования, практически все немногочисленные бельгийские "Харрикейны" были уничтожены на аэродромах в первые часы войны.
Если дивизионы, подчиненные Ибелю, первые дни кампании вели непрерывные бои, то два истребительных полка, подчиненных Jafu 2, тоже не сидели без дела. Летя во главе передовой группы Ju 52, пилоты из JG 26 сбили 10 мая пять голландских истребителей. Потери полка составили один самолет, пилот которого выпрыгнул с парашютом и присоединился к отряду десантников.
На следующий день пилоты из II./JG 26 и III./JG 26 завязали бой над территорией Бельгии с французскими Н-75А, сбили шесть машин и повредили еще несколько. 13 мая пилоты из JG 26 сбили последние голландские самолеты и впервые встретились с англичанами. Обер-лейтенант Карл Эббигхаузен (Ebbighausen) из 4./JG 26 сбил возле Дордрехта последний голландский средний бомбардировщик Фоккер T-V, вместе с сопровождавшими его двухмоторными истребителями G-Ia.S-я эскадрилья 26-го полка оказалась еще более удачливой, записав на свой боевой счет шесть английских "Дефиантов" из 264-й эскадрильи RAF и одного "Спитфайра" из 66-й эскадрильи. Потери 5./JG 26 составили одного человека - на базу не вернулся лейтенант Карл Боррис, чей Bf 109 был сбит ответным огнем англичан. 10 мая Боррис находился в Берлине, где занимался на курсах химзащиты. Узнав о начале боевых действий, Боррис бросил все, целую ночь гнал на своем автомобиле и ранним утром прибыл в расположение части. После того, как самолет Борриса получил порцию свинца с дистанции 70 метров, пилоту пришлось прыгать с парашютом, а потом несколько дней он выбирался к своим. Боррис остался верен своему полку на протяжении всей войны и закончил ее в должности командира I./JG 26, имея на счету 43 победы.
Другим полком, входившим в состав Jafu 2, - Jagdgeschwader 51 командовал оберст (полковник) Тео Остеркамп (Osterkamp) - ветеран 1-й Мировой войны, имевший на своем счету 32 самолета противника, сбитых им в период с 1914 по 1918 годы. За свои успехи Остеркамп был награжден орденом "Pour le Merite" и возглавил первую истребительную школу люфтваффе. "Дядя Тео" пользовался большой популярностью. Назначение Остеркампа на пост командира JG 51 ознаменовалось двумя печальными событиями. На третий день после назначения один из самолетов из I./JG 51 разбился в катастрофе, унеся с собой жизни нескольких школьников. Это происшествие стоило должности командиру дивизиона, майору фон Бергу (von Berg), которого перевели в III./JG 26. 2 февраля полк лишился командира 2-го дивизиона, майора Эрнста Бургаллера (Burgaller), который разбился вместе со своим истребителем в районе озера Констанц. Как полагали, причиной катастрофы стала поломка механизма регулировки шага винта.
А когда молодые пилоты Остеркампа с гордостью доложили о том, что им удалось сбить "двухмоторный разведчик-бомбардировщик неизвестного типа" (который в действительности оказался Фокке-Вульфом Fw 58 "Вайе", принадлежавшем окружному Jagdfliegerfurer'у, которого, к счастью, в тот раз не было на борту самолета) анекдоты об Остеркампе распространились по всему люфтваффе и вызывали всеобщее веселье. "Мы конечно знали, что "Дядя Тео" очень честолюбив, но не думали, что он начнет сбивать все, что находится в воздухе, лишь бы увеличить свой послужной список", - шутили пилоты.
10 мая в 5.40 все четыре дивизиона истребителей, подчиненные Остеркампу, встретились над Везером и направились к голландским аэродромам, чтобы нанести удар прежде чем появятся транспортные Ju 52 с десантом. Старый летчик лично вел свой полк. Однако удача опять изменила ему. Аэродромы вокруг Эйндховена, по которым он должен был нанести удар, оказались пустынны. Затем Остеркамп участвовал в воздушном прикрытии высадки десанта в районе Роттердама и Гааги, но и здесь ему не удалось сбить ни одного самолета.
И только 11 мая, в день когда видимость была почти нулевая, а облачность прижимала самолеты к земле, фортуна наконец улыбнулась незадачливому ветерану. Остеркамп заявил о том, что ему удалось сбить шесть голландских двухмоторных истребителей "Фоккер G-Ia", атаковавших колонну вермахта, двигавшуюся по шоссе Арнем-Амстердам:
"Мой самолет легко пронзил слой облаков, лежавших внизу. Видимость была нулевой. Повинуясь шестому чувству, я посмотрел налево вниз и увидел, как там что-то мелькнуло и исчезло, затем снова появилось на секунду. Я слегка перекрыл дроссель и снизился. Теперь я шел почти над самой землей. На фоне неба я отчетливо разглядел его. Я летел, едва не задевая крылом верхушки деревьев. Самолет противника находился прямо передо мной в какой-то тысяче метров. Дьявольщина! Он шел на полной скорости. Я до отказа открыл дроссель - и за ним. Очевидно, он меня не видел и шел себе по прямой на высоте метров 200. Я постепенно сокращал дистанцию. От волнения меня прошиб пот, да так, что конденсат выпал на стеклах моих солнцезащитных очков.
Теперь я ясно видел силуэт двухмоторного голландского самолета. Мой самолет находился сзади и чуть ниже. Я слегка задрал нос моего истребителя и голландец заполнил все поле зрения моего прицела. Я нажал все четыре гашетки. Какое-то время я видел только куски обшивки, отлетающие от самолета. Голландец завалился назад и рухнул вниз как комета. Mein Gott! Сбитый самолет пролетел так близко, что опалил огнем мой истребитель. Я сделал круг. У живой изгороди возле дороги валялась куча обломков, более мелкие части разлетелись во все стороны - там валялось шасси, там двигатель, там куски крыльев и фюзеляжа. Мне вспомнился случай, произошедший со мной на прошлой войне. Однажды я вернувшись на базу, насчитал 68 пробоин в обшивке моего аэроплана. Тогда я поставил на каждую пробоину заплату из брезента, обвел их кружком и поставил у каждого дату. И все. А этот самолет рухнул вниз из-за одного попадания. Мы стреляли из пушек по воробьям!"
По воробьям или нет, но на мундире Остеркампа вскоре появился Железный крест 2-го класса.
Операции, проведенные люфтваффе на северном фланге - на побережье Голландии, известны хуже всего. На этом участке с первого дня кампании сражались асы из "Германской бухты" Карла Шумахера. Уже 10 мая пилоты из II.(J)/186 заявили о победе над восемью "Фоккерами D-XXI". Один из "Фоккеров" на счету оберфельдфебеля Курта "Кудделя" Уббена (Ubben) - будущего эксперта, сбившего 110 самолетов и награжденного Дубовыми листьями. Два "Фоккера" сбил унтер-офицер Герберт Кайзер (Kaiser) из 5-й эскадрильи. В отличие от Уббена, Кайзер пройдет всю войну, и закончит ее кавалером Рыцарского креста, имея на счету 68 побед и летая в составе JV 44 на реактивном Me 262. Кайзер так охарактеризовал своих противников: "моноплан с неубирающимся шасси, уступающий нашим Bf 109E примерно 75 км/ч скорости, не представляет для нас сколько-нибудь сложной проблемы".
Однако командир эскадрильи, обер-лейтенант Дитрих Робицш (Robitzsch), наверное, придерживался иного мнения. Его самолет был сбит в той самой свалке с D-XXI над голландским аэродромом Де Коой. Робицш посадил свою поврежденную машину прямо посреди голландского аэродрома. Для обер-лейтенанта война длилась всего пять минут. Затем последовал плен - пять лет провел Робицш в Канаде. Вот тебе и "...не представляет для нас сколько-нибудь сложной проблемы"!
Тем временем англо-французские сухопутные войска увязли в боях не территории Голландии. Теперь самое время было ударить танковым клином в тыл группировки союзников. На участке фронта, контролируемым 3-м Воздушным флотом, первые два дня царило относительное затишье. 12 мая второй пилот из JG 53 достиг планки в пять воздушных побед. Это был обер-лейтенант Хайнц Бретнютц (Bretnbtz), командир 6./JG 53, сбивший около полудня "Потез 63". В тот же день лейтенант Гюнтер Ралль (Rail) из 8./JG 52 сбил свой первый самолет - Н-75А. За всю войну Ралль собьет 275 самолетов противника и станет третьим по результативности пилотом люфтваффе.
13 мая семь танковых дивизий из Группы армий "А" прошли "непроходимые" Арденны и форсировали Мёз (Маас). Французы немедленно начали переброску в этот район 9-й Армии. Чтобы сковать действия наступающих, пока шло разворачивание войск, английские бомбардировочные эскадрильи постарались во что бы то ни стало разрушить мосты на Мёзе и в районе Седана. Немецкие истребители, в свою очередь, также постарались во что бы то ни стало предотвратить разрушение мостов, по которым танки должны были выйти на равнины Пикардии и затем нанести удар в сторону Ла-Манша. Поэтому следующие 24 часа остались в фольклоре люфтваффе как "День Истребителей".
Главную роль в "Дне Истребителей" сыграл JG 53. На счету пилотов из I./JG 53 13 английских истребителей из 33, потерянных англичанами в тот день, и 10 из 14 "Бленхеймов". Летчики из III./JG 53 Вернера Мёльдерса в тот день занимались свободной охотой, сбив при этом семь истребителей противника, причем сам Мёльдерс сбил свой десятый самолет. Всего полк в тот день сбил 43 самолета противника.
Не удивительно, что именно над Седаном сбили свои первые или одни из первых самолетов многие будущие асы люфтваффе. Можно назвать такие имена как Франц Гётц (Gutz) и Вольфганг Тонне (Tonne). К списку следует добавить командира 1./JG 53, обер-лейтенанта Ганса-Карла Майера (Mayer). К 14 мая на счету Майера уже было восемь побед, одержанных им в Испании, и три победы, записанные им уже во 2-й Мировой войне. 14 мая Майер сбил двух "Баттлз", двух "Бленхеймов" и одного "Харрикейна" - пять самолетов в один день!
В течение 14 мая 3-й воздушный флот совершил 814 самолето-вылетов в район Седана. Берега Мёза были усеяны обломками 89 самолетов союзников. Из 71 бомбардировщика RAF, участвовавших в операции, 40 не вернулось на базу - таких тяжелых потерь Королевские военно-воздушные силы еще не несли. Ранним утром 15 мая французский премьер-министр Поль Рейно (Reynaud) позвонил в Лондон. "Мы разбиты", - сказал Рейно новому английскому премьеру - Уинстону Черчиллю (Churchill), - "битва за Седан проиграна." Всего через несколько дней немецкие танки вышли к побережью Ла-Манша.
Поскольку основные силы английской авиации во Франции были уничтожены, а французские ВВС находились в состоянии полнейшего расстройства, стремительному рывку танкового клина на север уже ничто не могло помешать. Немецкие истребители принялись "набирать очки", стремясь перегнать друг друга. Вернер Мёльдерс пока шел впереди, упрочив свое положение 15 мая, сбив свой одиннадцатый самолет, одного из трех "Харрикейнов" сбитых самолетами штабного звена III./JG 53.
Однако список асов люфтваффе продолжал пополняться все новыми и новыми фамилиями. 15 мая одержал пятую победу гауптман Гюнтер Лютцов (Lutzow) (сбитый Лютцовом самолет стал 50-й победой его I./JG 3). Спустя 24 часа, Адольф Галланд из JG 27 сбил "Спитфайр" в районе Лилля. 16 мая во Франции появился новый истребительный полк - JG 26, который вместе со всеми другими частями 2-го воздушного флота был переброшен западнее, после того, как 14 мая капитулировала Голландия.
Но наступление к побережью Английского канала не обошлось без жертв. 18 мая в бою с французскими Н-75А был сбит самолет командира 7./JG 53, обер-лейтенанта Вольфа-Дитриха Вильке. Самому Вильке удалось выпрыгнуть с парашютом. На следующий день над Лиллем был сбит командир II./JG 26, гауптман Гервиг Кнюппель (Knuppel). 21 мая еще один ветеран 1-й Мировой войны, командир 1II./JG 2, гауптман д-р Эрих Микс (Mix) был сбит французскими истребителями типа "Моран" и совершил вынужденную посадку на территории противника. Скрываясь днем и двигаясь ночью, Микс через два дня вышел в расположение своей части и в ходе последующих боев сбил 13 самолетов противника (еще 3 победы Микс одержал во время 1-й Мировой войны).
Так все и шло - с одной стороны удлинялся послужной список пилотов, с другой стороны рос список потерь - погибших и попавших в плен пилотов. Однако в памяти пилотов, участвовавших в этом броске на север остались не воздушные схватки, а непрерывное лихорадочное перебазирование с одного изрытого воронками аэродрома с неподготовленной взлетной полосой, на другой. Все это - в тщетной попытке поспеть за далеко ушедшими вперед наземными войсками. Такую ситуацию невозможно было предусмотреть заранее, ни на одних маневрах подобная тактика не отрабатывалась. И почти у каждого пилота осталось что рассказать о горячих деньках в мае-июне 1940 года.
Например, один из пилотов из JG 2 был послан далеко вперед, чтобы разведать аэродром в районе Шарлевиля, куда мог бы перебазироваться полк. Такой аэродром был найден, но пока шла подготовка к переброске, аэродром заняли более проворные истребители из JG 27. Затем пилот направился к Синьи-ле-Пети, где его предупредили, что леса вокруг кишат разрозненными отрядами французов. Летчик взял с собой десяток солдат и организовал прочесывание леса на краю аэродрома. В результате он и его товарищи взяли в плен командира корпуса, трех дивизионных генералов и 200 солдат французских колониальных войск. Осмотрительность - лучшее качество доблести. Отправив пленных в тыл, одиннадцать человек сняли с одного из разбитых "Потезов" пару пулеметов и забаррикадировались на ночь на верхнем этаже одного из зданий. Тем временем, на первом этаже этого здания все шло своим чередом - здесь располагались местный бар и бордель! А вот пилоты из I.(J)/LG 2 впали в другую крайность - некоторое время они квартировались в женском монастыре.
Вскоре выяснилось, что аэродром, перехваченный летчиками из JG 27, не самое лучшее приобретение. Аэродром находился в радиусе действия французской артиллерии, поэтому снабжение аэродрома оказалось делом очень не простым. Оказавшись без топлива, летчики из JG 27 начали "раскулачивать" все машины, залетавшие к ним. Случись какому самолету приземлиться в Шарлевиле, его бензобаки немедленно опорожнялись. Гостю оставляли ровно столько бензина, чтобы он мог дотянуть до следующего аэродрома. Этой процедуры не удалось избежать даже транспортному Ju 52, принадлежавшему к авиационному звену самого фюрера!
В еще более сложной ситуации оказались пилоты из JG 77, базировавшегося в районе Эскармэ. Им на какое-то время пришлось стать пехотинцами и с оружием в руках отбивать атаку более 400 французских солдат. Можно привести сколько угодно примеров, когда Bf 109 садились и взлетали среди куч металлолома и разбитых самолетов, заросших травой высотою более одного метра. Один из пилотов, заходя на посадку заметил, что на посадочной полосе стоят вешки с красными флажками. Кроме того, увидев приземляющийся самолет, аэродромная бригада открыла интенсивную пальбу из ракетниц. Решив, что флажки и ракеты указывают на безопасный маршрут, летчик приземлился. Лишь чудом он проскочил мимо штабеля неразорвавшихся бомб, на который указывали и флажки и ракеты.
Несмотря на неразбериху на земле, война в воздухе шла равномерно и без неожиданностей. Пилоты одерживали все новые и новые победы. 20 мая Вернер Мельдерс сбил 13-й самолет. Как обычно, с идентификацией самолета, сбитого Мёльдерсом, вышла полная неразбериха. Хотя часто случалось, что в горячке боя пилоты путали похожие силуэты "Харрикейнов" и Н-75А, но Мёльдерс заявил победу над Виккерсом "Уэлсли", силуэт которого невозможно спутать ни с каким другим. Однако в тот день англичане потеряли только один "Фейри Баттлз". Может быть Мёльдерс сбил "Уэлсли", летевший через Францию в Восточную Африку?
22 мая англичане эвакуировали свои самолеты с территории Франции. Операция "Gelb" вступила в заключительную фазу. На протяжении следующих дней пилоты из JG 27 прикрывали действия Bf 110 в районе Ла-Манша, сбив при этом 18 самолетов противника. 3 самолета сбил гауптман Балтазар, а 2 - лейтенант Францискет. Потери полка составили 4 самолета. Спустя три дня Балтазар сбил над Кале три "Спитфайра". 2./JG 2 была переброшена под Кале 26 мая. Эскадрилья прикрывала группу пикирующих бомбардировщиков, бомбивших укрепления порта. Около 20 "Спитфайров" из 19-й и 65-й эскадрилий RAF попытались помешать немцам, однако потеряв пять машин англичане были вынуждены ретироваться.
К югу от Амьена Вернер Мёльдерс сбил двух Н-75А, а на следующее утро довел свой счет до 20 побед. Спустя два дня он был представлен к Рыцарскому кресту став первым летчиком-истребителем, награжденным этим орденом. По случаю награждения Мёльдерса на базе III./JG 53 в Ло (около Ла-Сельв) устроили праздник.
Утром 28 мая капитулировала Бельгия, а Англия завершила эвакуацию своих войск с континента. Участники обороны Дюнкерка часто упрекают английских летчиков в том, что последние дни "...RAF нигде не было видно". Однако число самолетов, сбитых немецкими истребителями в это время возле Дюнкерка говорит о несправедливости подобных обвинений.
28 мая три дивизиона JG 26 сбили 15 английских истребителей, в том числе 6 "Спитфайров" записали на свой счет летчики из I./JG 26 (командир -майор Хандрик (Handrick)) после боя непосредственно над участком побережья, где шла эвакуация. 6 "Харрикейнов" были сбиты пилотами из III./JG 26 возле Остенде. На следующий день Адольф Галланд приземлился на аэродроме Сент-По (самолет Галланда был весь забрызган маслом) и сообщил, что ему удалось сбить "Бленхейм", который рухнул в море (в действительности, этот "Бленхейм" из 21-й эскадрильи смог дотянуть до базы и сесть там на брюхо).
29 мая самолеты люфтваффе сбили 65 (!) самолетов союзников. 10 самолетов сбили пилоты из I.(J)/LG 2 - 8 "Харрикейнов" над Дюнкерком и пару MS.406 в районе Сент-Квентина. Один самолет записал на свой счет будущий ас истребительно-штурмовой авиации лейтенант Фридрих-Вильгельм Штракельян (Strakeljahn). Также с одной победой завершил этот день обер-лейтенант Герберт Илефельд (Ihlefeld) - будущий кавалер Мечей. Французский "Моран" оказался одним из 130 самолетов, сбитых Илефельдом за всю войну.
Многие пилоты - как уже известные нам, так и упоминаемые впервые - одержали в небе Дюнкерка по несколько побед. Остеркамп, Приллер и Ёзау (все из JG 51) сбили по три самолета противника. Иоахим Мюнхеберг, Gruppen-Adjutant III./JG 26 сбил четыре самолета - все 31 мая. 1 июня пилоты из JG 27 сбили двух "Веллингтонов" и шесть "Спитфайров". Один "Веллингтон" на счету фельдфебеля Заваллиша, а один "Спитфайр" - на счету Адольфа Галланда (11-я победа).
Эвакуация гарнизона Дюнкерка была завершена 3 июня. К этому времени основные события разворачивались южнее. Планом операции "Rot" предусматривалось совершение массированного авианалета на Париж - операция "Paula". Налет был совершен как раз 3 июня, во время налета произошло одно из самых грандиозных воздушных сражений за всю кампанию.
JG 53, который непосредственно не участвовал в боях у Дюнкерка, заявил 11 побед. Из них две - 22-я и 23-я (Н-75А и "Спитфайр" или, что вероятнее, "Девуатин D.520") - на счету Вернера Мельдерса. Адольф Галланд также одержал победу - его 12-й жертвой стал "Моран MS.406", сбитый к северу от столицы Франции. I.(J)/LG 2 и II./JG 2 также участвовали в налете на Париж, сбив 6 и 12 самолетов, соответственно.
5 июня, в первый день операции "Rot", случилось то, чего никто не мог предположить. Днем Вернер Мёльдерс сбил над Компьеном два самолета -истребитель "Блох 152" и "Потез 63". После обеда Мёльдерс поднялся в воздух во второй раз. На этот раз гауптману повстречалась шестерка французских истребителей. Вместе с Мёльдерсом, истребителей противника заметили пилоты из другой эскадрильи. Они тоже атаковали французов, но открыли огонь слишком рано и только всполошили неприятеля. Позднее Мёльдерс так описывал произошедшие за тем события:
"Я минутку понаблюдал ход сражения, а затем сам атаковал ближайшего ко мне "Морана", которого безрезультатно "пасли" три наших "Мессершмитта". Вскоре мне удалось поймать самолет противника на прицел, но уверенного выстрела я сделать еще не мог - француз постоянно маневрировал. Внезапно "Моран" резко взял вверх, пролетел надо мной и снова показался уже с другой стороны и ниже меня. Donnerwetter! Француз открыл ответный огонь.
Я заложил вираж и ушел в солнце. Француз, по-видимому, потерял меня, так как развернулся в противоположную сторону и скрылся из виду. Надо мной пара "Мессершмиттов" продолжала преследование последнего "Морана".
Я глянул вверх и назад. Небо кишело "Мессершмиттами". Я шел на высоте 800 метров. Внезапно раздался грохот и искры рассыпались по кабине моего самолета. Дроссель разлетелся на куски, а штурвал провалился вперед. Я начал падать вертикально вниз. Нужно выбираться наружу, иначе конец...
Я рванул рычаг аварийного отстрела фонаря. Мой верный самолет еще пару секунд продержался горизонтально, позволяя мне отцепить ремни и выбраться из кабины. Все!"
Пока Мёльдерс болтался на стропах парашюта, его противник лейтенант Помье-Лераг (Pomier-Layragues) из GC II/7 успел сбить еще один "Мессершмитт", прежде чем и сам был сбит. Так и не удалось определить, кто же сбил Помье-Лерага, поскольку все летчики из III./JG 53 в том бою сбитые самолеты определили как "Мораны". В действительности это были новейшие французские истребители "Девуатин D.520" - без сомнения лучшие французские машины в то время. Мёльдерс опять все перепутал.
Мёльдерс вышел из игры, и его место быстро заняли более молодые пилоты. JG 27, действовавший к северо-востоку от Парижа, сбил 5 июня не менее 22 самолетов противника. Пять из них пришлись на долю гауптмана Вильгельма Балтазара. Спустя девять дней командир 7./JG 27 стал вторым летчиком-истребителем люфтваффе, награжденным Рыцарским крестом. К тому времени на счету гауптмана было уже 23 воздушные победы. Хотя это было на две победы меньше, чем числилось за Мёльдерсом, если принять во внимание 13 самолетов, уничтоженных Балтазаром на земле, он стал самым результативным пилотом люфтваффе на западе.
Хотя ВВС Франции понесли ужасающие потери в первые три недели войны, силы противника все еще были не сломлены. Французские и английские самолеты продолжали оказывать немцам сопротивление.
Например, 13 июня имела место вспышка активности союзников. Летчики из JG 27 заявили 23 победы, в том числе пилоты из I./JG 27 сбили шесть самолетов типа "Баттлз", атаковавших немецкие танки в районе Монмирэ-Провинс к востоку от Парижа. Но исход кампании уже был предрешен. 13 июня обер-лейтенант Вальтер Ёзау сбил под Амио последний французский бомбардировщик, записанный на счет JG 51. За два до этого JG 53 завершил свою деятельность во Франции, сбив пять самолетов. Два из этой пятерки были MS.406, сбитые гауптманом Рольфом Пингелем - это была его пятая и шестая победы. Другие будущие кавалеры Рыцарского креста - Гюнтер Зеегер (Seeger) из JG 2, а также Альфред Хекман (Heckmann) и Георг Шентке (Schentke) из JG 3 открыли свой боевой счет именно в начале июня.
Частям вермахта удалось прорвать линию Мажино только 15 июня под Саарбрюкеном. Через неделю в Компьене было подписано перемирие, а самолеты из JG 26 и JG 53 обеспечивали символическое воздушное прикрытие этой процедуры. 25 июня в 00.35 обе стороны прекратили огонь.
К этому времени большинство истребительных частей люфтваффе вернулось в Рейх на отдых и пополнение. Геринг не спешил начинать налеты на Англию, позволив своим пилотам в полной мере вкусить торжество победы. Только один полк - JG 51 оберега Остеркампа - был переброшен на север к Па-де-Кале. Таким образом ребята "дядюшки Тео" начали новую страницу в истории люфтваффе. Битва за Францию завершилась, начиналась Битва за Англию.