Северная Африка

 

Три стаффеля JG-27, которые находились под тактическим управ­лением штаба 10-го воздушного кор­пуса были направлены в Северную Африку, стаффелями командовал жесткий и энергичный гауптман Эду­ард Ньюманн. В группу Ньюманна отобрали наиболее опытных летчи­ков, на счету которых было большое количество побед. Так сам Эли Ньюманн и обер-лейтенант Людвиг Францискет имели по 14 сбитых, обер-лейтенант Карл-Гейнц Редлих -десять, а лейтенант Вилли Котманн - семь личных побед. Эти пилоты при­обрели боевой опыт, летая на «Эми­ле», в ходе блицкрига в Западной Европе и в период битвы за Англию. Раньше всех на истребителе Мессершмитта начал летать Ньюманн, он воевал, будучи пилотом «Легиона Кондор», на Bf109D еще в Испании, там же Ньюманн открыл и свой бое­вой счет, сбив два самолета респуб­ликанцев.

Подобные впечатляющие лич­ные счета имели и другие пилоты JG-27, список самых удачливых на тот период асов возглавлял обер-лейте­нант Герхард Хомут с 15 победами, где-то в конце списка асов значился обер-фельдфебель Ганс-Иоахим Марсель (7 сбитых). Стаффели 1-й группы 27-го гешвадера возглавляли обер-лейтенант Редлих (10 побед, 1-й стаффель), гауптман Эрих Герлиц (три сбитых, 2.1) и обер-лейтенант Хомут (15 побед, 3./). Всего на счету I./JG-27 к моменту переброски в Се­верную Африку значился 61 сбитый самолет противника.

Доведенная до штатной чис­ленности в 90 самолетов группа I./JG-27. несмотря на то, что она была единственной полноценной истреби­тельной группой люфтваффе на теат­ре военных действий, представляла серьезную угрозу для авиации союз­ников. На новом для себя театре не­мецкие летчики столкнулись с под­разделениями RAF, оснащенными истребителями «Харрикейн». Сред­ний Восток для Англии оставался второстепенным районом боевых действий, а войска, задействованные здесь пользовались низким приори­тетом в оснащении новой техникой -главной угрозой считались воздуш­ные налеты люфтваффе на Великоб­ританию и возможное вторжение су­хопутных войск Германии. Тонкий ручеек новой техники заструился в Египет только к моменту прибытия в Ливию JG-27. Тем не менее, по ко­личеству самолетов союзники пре­восходили державы Оси, причем си­туация не изменилась даже после пе­реброски в Северную Африку допол­нительных германских и итальянских авиационных подразделений.

Основной базой группы I./JG-27 стал расположенный на побережье залива Бомба между Тобруком и Тмими аэродром Эйн-Эль-Газала. На аэродроме подскока Гамбут ежед­невно базировался один стаффель, к вечеру самолеты возвращались из Гамбута в Эйн-Эль-Газалу. В первое время летчики покупали у местного населения (арабов и даже евреев) одежду и продукты питания, штатная униформа люфтваффе мало подходи­ла для войны в условиях пустыни.

В целом прибрежная полоса Западной пустыни, где располага­лись аэродромы, имела благоприят­ный климат, хотя сильная жара днем сменялась ночными заморозками. Конечными пунктами длинного мар­шрута, по которому из Германии по­ступало снабжение и техника, явля­лись главные североафриканские порты Триполи и Бенгази. Постоян­ной проблемой стала нехватка запас­ных частей к самолетам, не достава­ло также инструмента, кранового оборудования и автомобилей.

На других театрах военных действий истребители Bf 109E счита­лись устаревшими, но в Северной Африке они были вполне адекватны. Превосходство Bf 109E выявилось уже в первых воздушных боях. Недо­статки «Эмилей» вполне компенсиро­вались опытом летчиков, имевших по несколько сотен часов налета на этом типе Bf 109.

В 1940 г. в целях продления ре­сурса моторов, работавших в услови­ях пустыни, Bf 109E «тропикализировали». На расположенные с правого борта фюзеляжа воздухозаборники двигателей Даймлер-Бенц 601А уста­навливались фильтры, монтировались устройства охлаждения маслорадиаторов и электрогенераторов. Самолеты оборудовались узлами подвески сбра­сываемого 300-литрового топливного бака. Эти баки из-за повышенной пожароопасности популярностью в люф­тваффе не пользовались, тем не менее, за счет применения подвесных баков удалось значительно увеличить ради­ус действия истребителей, что было осо­бенно важно при полетах над морем. Самолеты JG-27 несли сбрасываемые баки на перегоночном маршруте в Север­ную Африку, в боевой обстановке баки использовали крайне редко.