Тактика

 

Летчиков-истребителей часто обязывали действовать на малых и средних высотах, сопровождая пики­рующие и средние бомбардировщи­ки, но в целом доктрина люфтваффе делала упор на применение истреби­телей с больших высот. Такая такти­ка оправдала себя еще в период вой­ны в Испании. Чаще всего Bf 109E действовали небольшими группами -парами (rotte) или четверками (schwarme), летчики патрулировали на высоте порядка 2000 м. Патрули­рование велось с раннего утра при­мерно до 10 часов дня, второй вылет выполнялся с 16 00 до сумерек. Су­мерки любили экипажи пикирующих бомбардировщиков, которым в это время суток удавалось выходить на цели незамеченными.

Истребители JG-27 предназ­начались для поддержки действий Африканского корпуса генерала Эрвина Роммеля, в то же время группа имела достаточную степень самосто­ятельности и относительную свобо­ду в планировании собственных опе­раций. Часто боевые вылеты, в пер­вую очередь на «свободное патрули­рование», имели целью оказать «не­прямую поддержку» сухопутным войскам - снизить активность анг­лийской авиации. «Непрямая под­держка» позволяла более эффектив­но использовать ограниченные ре­сурсы немецкой истребительной авиации, задействованной в этом районе, а «эксперты» группы получи­ли свободу действий против авиации противника.

Удары с бреющего полета по аэродромам широко практиковались обеими сторонами, такая тактика позволяла наносить значительные потери личному составу авиацион­ных подразделений, выводить из строя самолеты, сокращать запасы топлива и снаряжения. Потери об­ладающих высокой скоростью поле­та истребителей были ниже, чем если бы для выполнения ударов по аэро­дромам привлекались медленные бомбардировщики.

Воздушная война в Северной Африке характеризовалась в 1941 г. большим количеством воздушных боев между истребителями, летчики люфтваффе редко встречались в воздухе с бомбардировщиками или раз­ведчиками противника. Неудиви­тельно, что и в списке побед немец­ких асов преобладали истребители. В то же время летчикам JG-27 удалось сбить несколько «Бленхеймов», «Бьюфортов» и «Мэрилендов».

Так как обе стороны зависели от морских путей сообщения, то в течение всего трехлетнего периода военных действий, основные события на северо-африканском театре воен­ных действий происходили в узкой прибрежной полосе; сражения разво­рачивались за портовые города, рас­положенные в их окрестностях авиа­базы. Единственное приморское шос­се стало дорогой жизни для обеих сторон. Контролю на шоссе уделя­лось главнейшее значение, оно при­тягивало основные силы бронетехни­ки, автотранспорта и живой силы.

Проблемы со снабжением ис­пытывали как державы оси, так и со­юзники, поэтому на исход сражения своевременный подвоз топлива оказы­вал большое влияние. Топливо для самолетов люфтваффе доставлялось танкерами в порт Триполи. Хранили­ща для горючего на аэродромах укры­вали маскировочными сетями, часто их устраивали под землей, оба метода достигали двух целей - снижали веро­ятность обнаружения резервуаров авиацией противника и несколько уменьшали нагрев емкостей с бензи­ном от жаркого африканского солнца.