Крит

 

Эскалация войны на Среди­земном море побудила Гитлера при­нять решение о захвате Крита, преж­де чем большое количество сил с это­го театра будет переброшено на восток для участия в операции «Барба­росса». В составе II и III./JG-77, I.(J)./ LG-2 насчитывалось 119 истребителей Bf 109, перед которыми стояла задача при­крыть высадку воз­душного десанта на Крит. Вторжение на­чалось 14 мая, с точ­ки зрения побед и поражений вклад ис­требителей в эту опе­рацию был незначи­тельным. Поскольку все истребители RAF были или сби­ты, или эвакуирова­ны, «мессершмитты» привлекались к штурмовке назем­ных целей в районах высадки десанта и к патрулированию воздушного про­странства над Кри­том. Потери от огня наземных средств ПВО среди истреби­телей люфтваффе оказались гораздо более высокими, чем за время скоротеч­ной воздушной кам­пании. Англичане располагали на ост­рове хорошо укрепленными позици­ями и упорно их обороняли. На по­мощь JG-77 были направлены стаффели III./JG-52, но остров был захва­чен еще до прибытия III группы 52-й эскадры.

Действую над омывающими Крит теплыми водами, летчики ис­требителей-бомбардировщиков Bf 109Е-4 достигли наибольшего за всю войну успеха в борьбе против кораб­лей Royal NAVY. Самолеты JG-77 22 мая серьезно повредили линейный корабль «Уорспайт» и отправили на дно моря крейсер «Фиджи». Отличи­лись также пилоты Lehrgeschwader 2, сбившие на маршруте от Крита в Египет в последние дни обороны ос­трова три «Харрикейна» Mk.I. Крит, ценой огромных потерь среди пара­шютистов, в начале июля целиком перешел в руки немцев.

Эскадру JG-77, так же как и JG-52, перебросили на Восточный фронт, а летчики воевавшей в Ливии эскадры JG-27 после тяжелых апрель­ских боев были благодарны своим коллегам за «критскую» передышку. Летчики 7./JG-26 и I./JG-27 занима­лись рутинным патрулированием, хотя в июне пилоты отметили появ­ление в воздухе истребителей новых типов. Ими были полученные англи­чанами из США по закону о ленд-лизе самолеты Кертисс «Томагавк» (Р-40В/С) и «Киттихаук» (P-40D/E), в последующие месяцы количество новых истребителей возросло. На «Томагавках» и «Киттихауках» лета­ли пилоты RAF, ВВС ЮАР и Австра­лии, но с точки зрения союзников, дей­ствовали они не всегда эффективно.

Состоявшийся 15 июля боевой дебют вооруженной «Киттихауками» 2-й южноафриканской эскадрильи (как и 250-й эскадрильи RAF) послу­жил для Берлина сигналом о необ­ходимости перевооружения JG-27 более современными истребителями Bf 109F.

В своем первом боевом выле­те «Киттихауки» 2-й южноафрикан­ской эскадрильи встретили группу пикировщиков Ju-87. Пока южноафриканцы сконцентрировали все свое внимание на бомбардировщиках, их атаковала восьмерка Bf 109. Ни один из 14 истребителей союзников сбит не был, а их маневрирование показало пилотам «мессершмиттов», что они не имеют решающих преимуществ пе­ред истребителями фирмы Кертисс, впрочем, аналогичный вывод сдела­ли и южноафриканцы.

В люфтваффе «Киттихаук» оценили как «не самый удачный са­молет для охоты на Bf 109». Вместе с тем южноафриканские командиры отметили изменение в тактике дей­ствия истребителей люфтваффе, ко­торые стремились атаковать группы «Киттихауков» со стороны солнца, используя преимущество в высоте. Чтобы лишить противника преиму­щества в высоте летчикам союзников рекомендовалось летать на высотах до 5500 м, однако такая рекоменда­ция привела лишь к тому, что пило­ты «Мессершмиттов» стали набирать высоту сразу после взлета. Истреби­тель Bf 109 имел практический пото­лок (порядка 10 000 м) больший, чем любой самолет союзников.

Мюнхеберг 29 июля успел сбить два «Томагавка», прежде чем его стаффель перебросили во Фран­цию. С момента передислокации в Ливию с аэродромов Сицилии и до отправки из Северной Африки в ав­густе 1941 г. пилоты 7./JG-26 одер­жали 52 победы. Это достижение выг­лядит еще более впечатляющим, если учесть, что летчикам RAF не удалось сбить ни одного Bf 109.