«Звезда Африки»

 

Осенью 1941 г. в пустыне ус­тановилось временное затишье в боях, этого времени хватило, чтобы отозвать I./JG-27 в Германию для перевооружения на новую технику: стаффель за стаффелем меняли ста­рые Bf 109E-7/Trop на Bf 109F-2/ Trop. Пока шел процесс перевооружения на Средиземное море с Восточ­ного фронта 24 сентября вернулась II группа 27-й эскадры. За первые де­сять дней операции «Барбаросса» летчики группы одержали 39 побед. Ведущим «экспертом» стал командир группы гауптман Вольфганг Липперт, который лидировал, имея на счету 25 сбитых, за ним шли обер-лейтенант Густав Рёдель (20 побед), обер-фельдфебель Эрвин Савалиш (19 побед) и обер-фельдфебель Отто Шульц (9 сбитых).

Командование Люфтваффе считало, что за счет лучшей тактики по прежнему будет возможно ком­пенсировать численный перевес анг­лийской авиации. Истребители бази­ровались на аэродромы Эйн-Эль-Газала и Гамбут, пикирующие бомбар­дировщики Ju-87D-2 из II./StG-2 - в Тмими, а двухмоторные истребители Bf 110D из III./ZG-26 - в Дирне. Кро­ме того, аэродромы Мартуба и Бен­гази использовались в качестве запас­ных, стандартной практикой люфт­ваффе являлась ротация мест бази­рования авиационных подразделений. Истребители без проблем могли ис­пользовать любой из вышеперечислен­ных аэродромов - лишь имелись бы в наличие запасы топлива. Большинство аэродромов Северной Африки имели, как минимум, две взлетно-посадочных полосы - северную и южную.

Как и на других театрах воен­ных действий, боевая работа афри­канских эскадрилий сильно зависела от погодных условий. Хотя по боль­шей части погода благоприятствова­ла полетам, случались и неприятных для летчиков обеих воюющих сторон сюрпризы. Песчаные бури «уравно­вешивали» крайне редкие, но чрезвы­чайно сильные, дожди, после кото­рых с раскисших аэродромов было невозможно летать в течение не­скольких дней.

Первый, после возвращения из России, боевой вылет летчики II./ JG-27 выполнили утром 3 октября 1941 г. В ходе этого вылета II группа записала на свой боевой счет три «Харрикейна». Вечером того же дня истребители группы нанесли удар по аэродрому Сиди-Баррани и уничто­жили несколько только что заправ­ленных горючим «Киттихауков» 2-й южноафриканской эскадрильи - в результате штурмовки, 2-я эскадри­лья, практически потеряла боеспо­собность. На перехват попытался взлететь лейтенант Д. Лэки, он выпу­стил очередь вдогон стремительно несущемуся «мессершмитту» даже не успев убрать шасси своего «Харри­кейна».

Счастливчику удалось сбить один из немецких истребителей - ма­шина упала рядом с аэродромом. Этот самолет стал первым Bf-109F, с которым союзники смогли детально ознакомиться. Днем позже пилотам Bf-109 досталась лакомая добыча - тактический разведчик «Харрикейн». Подобные самолеты представляли собой огромную опасность для «Аф­рика корпс», за ними велась регуляр­ная охота. Как правило, разведчи­ков сопровождал эскорт, в данном случае - «Харрикейны» и «Томагавки». Обер-лейтенант Рёдель и лейте­нант Шахт сбили по одному Кертиссу, но согласно послевоенным дан­ным 112-я эскадрилья в том бою по­теряла лишь один «Томагавк».

По дневниковым записям не­мецких летчиков можно сделать вы­вод, что они не считали воздушные бои над пустыней особенно напря­женными и опасными: «Почти все­гда инициатива атаки исходит от не­мецких истребителей, нормой счита­ется бой пары, четверки или шестер­ки Bf 109 с 12, а то и с 20 самолетами противника».

Чтобы предотвратить оче­редную попытку Роммеля захватить Тобрук, 8-я английская армия реши­ла ударить первой - 18 ноября нача­лась операция «Крусейдер», крупней­шее со времени начала войны наступ­ление союзников в пустыне. Роммель хорошо подготовился к отражению подобных атак.