«Звезда Африки»
Осенью 1941 г. в пустыне установилось временное затишье в боях, этого времени хватило, чтобы отозвать I./JG-27 в Германию для перевооружения на новую технику: стаффель за стаффелем меняли старые Bf 109E-7/Trop на Bf 109F-2/ Trop. Пока шел процесс перевооружения на Средиземное море с Восточного фронта 24 сентября вернулась II группа 27-й эскадры. За первые десять дней операции «Барбаросса» летчики группы одержали 39 побед. Ведущим «экспертом» стал командир группы гауптман Вольфганг Липперт, который лидировал, имея на счету 25 сбитых, за ним шли обер-лейтенант Густав Рёдель (20 побед), обер-фельдфебель Эрвин Савалиш (19 побед) и обер-фельдфебель Отто Шульц (9 сбитых).
Командование Люфтваффе считало, что за счет лучшей тактики по прежнему будет возможно компенсировать численный перевес английской авиации. Истребители базировались на аэродромы Эйн-Эль-Газала и Гамбут, пикирующие бомбардировщики Ju-87D-2 из II./StG-2 - в Тмими, а двухмоторные истребители Bf 110D из III./ZG-26 - в Дирне. Кроме того, аэродромы Мартуба и Бенгази использовались в качестве запасных, стандартной практикой люфтваффе являлась ротация мест базирования авиационных подразделений. Истребители без проблем могли использовать любой из вышеперечисленных аэродромов - лишь имелись бы в наличие запасы топлива. Большинство аэродромов Северной Африки имели, как минимум, две взлетно-посадочных полосы - северную и южную.
Как и на других театрах военных действий, боевая работа африканских эскадрилий сильно зависела от погодных условий. Хотя по большей части погода благоприятствовала полетам, случались и неприятных для летчиков обеих воюющих сторон сюрпризы. Песчаные бури «уравновешивали» крайне редкие, но чрезвычайно сильные, дожди, после которых с раскисших аэродромов было невозможно летать в течение нескольких дней.
Первый, после возвращения из России, боевой вылет летчики II./ JG-27 выполнили утром 3 октября 1941 г. В ходе этого вылета II группа записала на свой боевой счет три «Харрикейна». Вечером того же дня истребители группы нанесли удар по аэродрому Сиди-Баррани и уничтожили несколько только что заправленных горючим «Киттихауков» 2-й южноафриканской эскадрильи - в результате штурмовки, 2-я эскадрилья, практически потеряла боеспособность. На перехват попытался взлететь лейтенант Д. Лэки, он выпустил очередь вдогон стремительно несущемуся «мессершмитту» даже не успев убрать шасси своего «Харрикейна».
Счастливчику удалось сбить один из немецких истребителей - машина упала рядом с аэродромом. Этот самолет стал первым Bf-109F, с которым союзники смогли детально ознакомиться. Днем позже пилотам Bf-109 досталась лакомая добыча - тактический разведчик «Харрикейн». Подобные самолеты представляли собой огромную опасность для «Африка корпс», за ними велась регулярная охота. Как правило, разведчиков сопровождал эскорт, в данном случае - «Харрикейны» и «Томагавки». Обер-лейтенант Рёдель и лейтенант Шахт сбили по одному Кертиссу, но согласно послевоенным данным 112-я эскадрилья в том бою потеряла лишь один «Томагавк».
По дневниковым записям немецких летчиков можно сделать вывод, что они не считали воздушные бои над пустыней особенно напряженными и опасными: «Почти всегда инициатива атаки исходит от немецких истребителей, нормой считается бой пары, четверки или шестерки Bf 109 с 12, а то и с 20 самолетами противника».
Чтобы предотвратить очередную попытку Роммеля захватить Тобрук, 8-я английская армия решила ударить первой - 18 ноября началась операция «Крусейдер», крупнейшее со времени начала войны наступление союзников в пустыне. Роммель хорошо подготовился к отражению подобных атак.