Критика Роммеля

 

Истребители люфтваффе вы­полняли полеты на свободную охоту и эскортировали пикирующие бом­бардировщики из Stukageschwader, однако Роммель считал, что авиация не обеспечивает необходимой воз­душной поддержки наземных войск. По этому поводу с командующим Африканским корпусом постоянно спорил командир люфтваффе в Се­верной Африке Отто Геймер. В ходе операции «Крусейдер» трещина меж­ду люфтваффе и сухопутными войска­ми расширилась - Роммель пригрозил Геймеру военным трибуналом. Подоб­ная акция мало способствовала улуч­шению взаимоотношений между заин­тересованными сторонами.

В конечном итоге, проблемы как Роммеля, так и Геймера своди­лись к ограниченному количеству имевшихся в их распоряжении танков и самолетов. Истребительная авиа­ция не имела достаточного числа Bf 109 для того, чтобы перерезать пути снабжения войск союзников.

Германские истребители про­демонстрировали способность нано­сить противнику тяжелейшие потери 20 ноября, когда летчики I./JG-27 пе­рехватили летевшую без сопровожде­ния истребителей группу из девяти бомбардировщиков «Мэриленд» из 21-й эскадрильи южноафриканских ВВС и сбили четыре английских са­молета. Три «Мэриленда» записал на свой счет лейтенант Ганс-Арнольд Штальшмитд Этот воздушный бой получил известность как «черный вторник». Вот как его описывал ис­ториограф 21-й эскадрильи:

- Южноафриканцы знали, что их ожидает тяжелое испытание. «Мэриленды» сбросили бомбы, сомкнули строй и перешли в пикирование, чтобы увеличить скорость. На замы­кающие строй звено бомбардиров­щиков яростно набросился лейтенант Штальшмитд. В результате атаки за­горелся средний «Мэриленд», но прежде его стрелки успели подбить Bf 109. Штальшмитд атаковал другой бомбардировщик, «Мэриленд» не смог увернуться от смертельных пушечно-пулеметных очередей. Объек­том следующей атаки стал самолет командира звена. Лейтенант одержал свою третью победу в этом бою, сбив самолет майора Стюарта. Затем нем­цы набросились на «Мэриленд» лей­тенанта Макдональда. Кругом носи­лись «желтоносые дьяволы», поливая самолет пушечно-пулеметным огнем, «мессершмитты» превосходили бом­бардировщик в скорости на 60 миль/ ч. Бомбардировщик сумел вернуться на базу, но его пришлось списать - в планере машины насчитали несколь­ко сотен пробоин, резина колес шас­си превратилась в лохмотья, самолет садился на обода колес.

Согласно записям историог­рафа с начала боевых действий эс­кадрилья к этому моменту потеряла десять экипажей - сорок человек.

Начало ноября ознаменова­лось интенсивными воздушными бо­ями, однако потом начались дожди. приковавшие к земле базировавшие­ся на передовых аэродромах немец­кие истребители. После трех дней выжидания, за которые аэродромы более-менее подсохли, схватки возоб­новились с новой силой. 20 ноября пара Bf 109 и четверка Ju-87 вступи­ла в бой с самолетами союзников, немцы сбили два «Харрикейна» и два «Томагавка». Через два дня, 22 но­ября, шесть истребителей из JG-27 перехватили десятку «Томагавков», и четыре «Бленхейма». К 22 ноября пилоты истребителей союзников прочно усвоили, что при встрече с Bf 109 лучше всего становиться в обо­ронительный круг, однако такая так­тика имела и отрицательную сторо­ну - если хотя бы один «мессершмитт» прорывался внутрь круга и вставал в вираж меньшего радиуса, он получал превосходный шанс по­разить сразу несколько целей. Пилот Bf 109, рискнувший забраться внутрь круга подвергал себя огромному рис­ку, поскольку, по крайней мере, в те­ории по нему могли вести огонь все самолеты, вставшие в круг. Очень немногие летчики уровня Марселя регулярно занимались подобным «бизнесом», врываясь внутрь оборо­нительного круга самолетов против­ника.

На смену устаревшим англий­ским самолетом, таким как «Бленхейм», пришли американские маши­ны новых типов. Одним из них был легкий бомбардировщик Дуглас «Бо­стон». Он хотя и имел лучшие, чем у «Бленхейма», сектора обстрела бор­товых пулеметов, все же был далек от неуязвимости. «Эксперты» из JG-27 наглядно продемонстрировали анг­личанам недостатки «Бостонов» в воздушном бою 10 декабря. В этот день Bf 109 перехватили шестерку шедших без эскорта бомбовозов и сбили два из них, три «Бостона» по­лучили повреждения. Но сумели вер­нуться на свою базу. В бою 10 декаб­ря немцы взяли своеобразный реванш за сбитого пятью днями ранее командира группы I./JG-27 Липперта. Тяжело раненый Липперт вып­рыгнул с парашютом и попал в плен, через несколько дней он скончался в полевом госпитале союзников.

Английские войска получили значительные подкрепления, после чего сумели в начале декабря усилили давление на Роммеля в районе Тобру­ка. Истребители JG-27 перелетели на аэродром Мартуба, а самолеты недав­но базировавшихся в Мартубе стаффелей JG-53 перебросили в Дирну.

В декабре южноафриканцы стали использовать тактику, сходную с тактикой люфтваффе. Истребители 1-й эскадрильи летали парами, стара­лись не ввязываться в воздушные бои, действуя по принципу «ударь и беги». Пилоты союзников, так же как и немецкие летчики, очень быстро пришли к выводу, что подобная так­тика позволяет эффективно бороть­ся как с рассеянными мелкими груп­пами, и так и с крупными силами са­молетов противника.

Середина декабря характери­зовалась хаотичными, но ожесточен­ными воздушными боями. В одном из таких боев, 13 декабря, Марсель сбил два английских самолета, обер-лейтенант Герхард Хомути и обер-фельдфебель Герберт Кренцке - по одному. В этом же бою летчики JG-53 сбили «Бленхейм», но сами «пико­вые асы» потеряли лейтенанта Фолькельманна. I группа 27-й эскадры лишилась обер-фельдфебеля Альбер­та Испенлауба - «эксперта» с 14 по­бедами. Испенлауб попал в плен.

Нехватка топлива привела к снижению активности немецких ис­требителей - их пилотам лишь оста­валась готовиться к встрече Рожде­ства и ожидать прибытия транспор­тных Ju-52 с топливом.